Литература
-
"Сон Обломова"— мир заспанной и поэтической души 2005
Урок по теме «Cон Обломова» предназначен для 10-го класса. Он входит в систему уроков по изучению романа И.А. Гончарова «Обломов». Анализируя одну из самых интересных и загадочных глав романа «Обломов», выявляя основные аспекты жизни обломовцев, ученики приходят к выводу о двойственной природе героя. Соединение поэтического сознания и бездеятельности, апатии в главном герое помогают учащимся глубже проникнуть в идею всего произведения, осознать многогранность трактовки самого Обломова.
-
Урок в 6 классе по теме: "Строки из застенок" 2005
Цели: * Ознакомить учащихся произведениями, написанными в немецко-фашистских концлагерях, тюрьмах. * Формировать навыки выразительного чтения. * 3.Воспитать у учащихся чувство патриотизма и гражданского долга, уважение к памяти защитников Отечества.
-
Открытый урок (мастерская) по русскому языку (развитие речи), литература: "Родники" 2005
Каким должен быть педагогический процесс в своем существе? Как полнее помочь становлению и социализации полноправного члена общества? Эти вопросы встают сегодня перед каждым педагогом. Весьма привлекательна идея представить педагогическую деятельность как "целостный процесс вызревания духа человека". Духовное сегодня становится предметом исследования всех сфер деятельности человека, в том числе и педагогики. Урок-мастерская "Родники" ставит своей задачей дать ценностную ориентацию глубинным свойствам внутренних процессов человека на совершенные образы, помогает раскрытию духовного начала личности. Может быть использован как развитие речи по русскому языку, на уроках этики, как внеклассное мероприятие, на родительском собрании совместно с учащимися, для педагогического коллектива - все это опробовано, имеет положительный результат.
-
Развитие интеллектуальных способностей старшеклассников в системе внеклассной деятельности 2005
Интеллектуальный клуб "ВУНДЭР" создан шесть лет назад. Основной формой игры является интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?", кроме того создана богатая методическая копилка с разработками других форм (сюжетных викторин, ролевых игр, литературных балов, брейн-рингов). Деятельность клуба позволяет расширить возможности контрольно-диагностической работы через результаты участия детей в играх клуба по различным проблемам и повысить интерес детей к поиску информации различного направления и использования ее в познавательных целях.
-
Урок-конференция к 200-летию казахского поэта XIX в. Махамбета Утемисова по теме: "Певец во стане казахских воинов" 2005
Одна из современных форм проведения урока – пресс-конференция – помогает систематизировать знания учащихся о поэте, создает благоприятную атмосферу для свободного общения, приобщает к богатому духовному наследию казахского народа. Материал предназначен для учащихся 9–10-х классов. Вопросы были рассчитаны на знание биографии поэта, его творчества, места поэта в истории народа. В ходе пресс-конференции звучат поэтические строки из наследия Утемисова, подтверждающие ответы участников пресс-центра.
-
Лабораторная работа на уроках словесности 2005
С целью создания условий для непосредственного общения читателя с художественным текстом на уроке литературы мы предлагаем использовать практику проведения лабораторных работ. Лабораторные работы позволяют увлечь читателя самим процессом чтения, а также развивают навыки самостоятельной работы с текстом: письменное выполнение заданий по тексту развивает речь школьника, формирует умение лаконично и точно излагать свои мысли.
-
Биоадекватная методика преподавания на уроках литературы в 10-м классе 2005
Биоадекватная методика преподавания учебных дисциплин представляет собой совокупность скоординированных действий учителя и ученика, целью которых является мотивация и активизация целостных динамичных мыслеформ по учебной дисциплине и навыков инструментальной работы с ними. При этом используется системная организация физиологических, интеллектуальных, психических функций учащихся. В данной статье обобщен опыт работы автора в использовании б/а методики на уроках литературы.
-
Урок-концерт в 5 классе по теме: "В гостях у дедушки Крылова" 2005
Основные цели урока - развивать и совершенствовать навыки и умения выразительного чтения, инсценирования, анализа игры "артистов"; обобщить знания учащихся по теме "Басня"; вызвать интерес к басням, желание читать их.
-
Памяти Андрея Баранова… Урок литературы в 11-м классе о жизни и творчестве композитора, музыканта, барда Андрея Баранова 2005
На уроке учащиеся знакомятся с личностью и творчеством А. Баранова, использут музыкальные инструменты, в том числе, национальные.
-
Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Дети в романе. Урок в 10-м классе 2005
Основные цели урока - познакомить учащихся с изображением детей на страницах романа, через судьбы детей в романе показать преступность общества, покидающего в беде детей воспитывать в учащихся чуткость и сострадание к чужой беде; отрабатывать навык работы с художественным текстом; развивать монологическую речь учащихся; учить делать выводы по своей микротеме.
-
Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе по теме: "Имен таинственная власть" 2005
Данная форма проведения урока может быть итогом по крупному разделу темы или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели. Учащиеся знакомятся с миром древнерусских христианских имен, именами-трансформерами, с их историей, своеобразием, значением; развивать умение работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме, выступать перед аудиторией; развивать интерес к особым "словам-именам".
-
Литературная игра для старшеклассников по произведениям И.С. Тургенева 2005
Литературная игра - это эффективная форма контроля знаний и умений учащихся. Школьников привлекает творческий характер заданий, неформальная обстановка. Данная форма урока позволяет систематизировать знания учащихся, сформировать умение работать в творческой группе, вызвать интерес к изучаемому предмету. Данная литературная игра может быть организована в 10 классе как итог изучения темы "Творчество И.С.Тургенева". Проведению игры предшествует серьезная подготовительная работа, так как учащиеся должны вспомнить то, что изучили в 5-9 классах ("Муму", "Ася", "Первая любовь").
-
Библиотечный урок "Человек на войне" 2005
Основная идея урока - прививать любовь к Родине, воспитывать чувство гордости за человека на войне. Такие уроки возвращают к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.
-
Конспект урока литературы в 11 классе на тему: "Любовная лирика Есенина" 2005
Разработка урока, направленного на показ динамики развития любовной лирики Есенина, совершенствование навыков выразительного чтения, воспитание интереса к произведениям русской литературы, любовь ко всему земному
-
Урок литературы в 6 классе по теме: «"Анализ произведения М. Пришвина "Кладовая солнца"» 2005
Цель урока: на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев, анализировать поступки детей, их поведение в природе; повторить теорию литературы (портрет, эпитет, олицетворение); развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.
-
Урок-презентация книги "Подснежник" 2005
Представлена стенограмма открытого урока-презентации книги "Подснежник".
-
Живопись и музыка на уроках русской классической литературы в IX—XI классах 2005
Изучение русской литературы в связи с произведениями других видов искусств обогащает духовный мир человека, расширяет кругозор, воспитывает чувство прекрасного. Мной разработаны уроки, где рассматриваются вопросы взаимосвязи литературы, музыки, живописи в русском искусстве. Развитие навыков самостоятельного общения с книгой, выступлений ученика перед аудиторией - задача моей работы. Выделение главной мысли, умение выразить её последовательно и красиво - еще одна цель работы; поэтому мы постоянно обращаем внимание на составление простого и сложного планов по теме.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Повесть о Петре и Февронии Муромских" 2005
Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, очищая ее, делая жизнь свою более наполненной, познаем смысл в ней, а значит, и находим свой истинный стержень в жизни.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Две бездны"(философская лирика Ф.И. Тютчева) 2005
Обращение к творчеству Федора Ивановича Тютчева помогает решить задачу глубокого проникновения в душу человеческую, задачу обращения к вечным вопросам. Величайшие страницы творчества этого поэта воспитывают истинный художественный вкус. При изучении его творчества внимание обращается не только на особенности содержания его стихов, но и на смыслообразующие элементы их художественной формы.
-
Интегрированный урок литературы и английского языка в 5-м классе. Книга М. Твена "Приключения Тома Сойера" 2005
Урок рассчитан на 2 часа и предполагает на основе домашнего чтения анализ текста повести на уроке (групповые задания), аудирование небольших текстов, диалоги и инсценировки на английском языке, а также совместную творческую работу учителей литературы и английского языка.
-
Турнир знатоков кулинарных блюд (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") 2005
Данное мероприятие проводилось в 9-м классе после изучения романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Цель занятия - привитие интереса к творчеству поэта посредством художественной детали, расширение кругозора учащихся.
-
Маяковский продолжается… Стихотворение В.Маяковского "Послушайте!". Восприятие, истолкование, оценка 2005
Образ звезды в мировой культуре - символ вечной духовности. Поэт всматривается в звездное небо... Пришла пора и ему "зажигать звезды". Кавказ - источник вдохновения многих... И Маяковский здесь начинался. Стихотворение "Послушайте!" - это 30 пронзительных строк о человеке, которому нужно, "чтоб каждый вечер ... загоралась хоть одна звезда". Лирический герой и Бог-демократ с "жилистой рукой" поняли друг друга. Эпилог - ликующее утверждение звездного мира в жизни человека. В этом раннем стихотворении уже просматриваются все то, что сделает поэзию Маяковского сугубо индивидуальной.
-
Уроки зарубежной литературы "Параболы Уильяма Голдинга". Урок-презентация повести-притчи лауреата Нобелевской премии У. Голдинга "Повелитель мух" 2005
Феномен творчества У. Голдинга - верность одной теме: исследование противоречивой натуры человека, способной к добру и злу. Повесть "Повелитель мух" - "трагический" урок, предупреждение всем нам. Это книга о зле, что может проснуться в человеке, а также о том, что человек и только человек может обуздать пробуждающееся зло. "У.Голдинг - писатель-параболист. Его параболы (притчи-иносказания) - ветви густого... дерева" мировой иносказательной литературы. Актуальность повести объясняется тем, что, читая У. Голдинга, человек бессознательно обучается и выбирает вечные ценности: добро, любовь, терпимость (толерантность), так необходимые нашему времени.
-
Заключительный урок по литературе в 10-м классе по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Форма урока — дебаты по формату Карла Поппера "Страдания нужны человеку" 2005
Заключительный урок по философскому роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", который мы проводим в форме дебатов. Перед нами две команды: команда утверждения и команда отрицания. Они подготовили свои аргументы для подтверждения выдвинутых тезисов. Ваша задача - объективно оценить выступления участников команд, выявить победителя с той позиции - чьи доказательства будут наиболее убедительными (даже если выдвинутая позиция расходится с вашими убеждениями).
-
Система работы по развитию речи учащихся 2005
Ученики не любят писать сочинения, не умеют анализировать прочитанное. Как им помочь? Если у преподавателя словесности есть своя четкая система работы, то дети будут знать, что от них требуют, и как это делать.
-
Изучение повести Н.В.Гоголя "Портрет" в 8-м классе 2005
В курсе изучения литературы по учебной хрестоматии "В мире литературы" под ред. А. Г. Кутузова одним из наименее рассмотренных в методическом отношении является материал повести Н.В. Гоголя "Портрет". Самой сложной проблемой урока литературы была и остается организация деятельности учащихся, максимально приближенная к тексту.
-
Евангельская символика в поэме А.Блока "Двенадцать" 2005
Основная проблема поэмы религиозно-нравственная. В ней идёт речь о спасении души на фоне стихии народного бунта "с Богом или против Бога". Блок уступил свой голос "глухонемой душе двенадцати безликих людей, в темноте вьюжной ночи вершащих своё дело распада и в глубине тёмного сердца тоскующих о Христе, которого они распинают". Знак креста, мотив крови, символ белых роз в венке Христа и другие евангельские "намёки" создают напряжение между стихийным началом народной жизни в смутное время и сакральными истинами, утверждёнными в вечности.
-
Анна Ахматова. Жизнь и творчество. Поэма "Реквием" 2005
Предлагается сценарий-конспект открытого урока, проведенного в 11-м классе и посвященного жизни и творчеству Анны Андреевны Ахматовой. Использовались компьютер и мультимедийный проектор. Урок сопровождался презентацией PowerPoint, включающей 25 слайдов с портретами и фотографиями, документальными материалами, текстами писем и стихов, музыкой Моцарта, Бетховена, подлинным голосом А.Ахматовой. На уроке учащиеся отвечали на вопросы теста и олимпиады по творчеству А.Ахматовой. Файл презентации выложен на сайте автора www.literator.noka.ru.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "А счастье было…"(по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") 2005
Урок литературы в 9-м классе был проведен как обобщающий, итоговый. Мне как учителю было важно, чтобы дети поняли, что это не история о несчастной любви и не рассказ о судьбе дворянина-аристократа 20-ых годов XIX века. Проблематика романа гораздо шире - философия потребления мира человеком, которая, в конечном итоге, делает его самого несчастным. При таком прочтении романа поступки героев Лермонтова, Достоевского, Толстого буду г учащимся более понятны. Евгений Онегин не будет воспринят как герой только своей эпохи. В России всегда было превосходство духовного над материальным. Литературные герои будут страдать, пока не осознают это.
-
Урок-путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена 2005
Урок-путешествие можно провести после изучения раздела "Сказки" в 5-м классе. Ребята глубже знакомятся с творчеством Г.Х. Андерсена, выявляется их читательский интерес, творческие способности, умение логически мыслить. Необычная форма урока делает его занимательным, способствует формированию навыков групповой работы.