Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • По повести Н. Лескова "Левша": "Судьба русского гения" 2005

    Автор: Миронова Татьяна Владимировна

    Статья рассматривает самобытность русского характера. Проанализированы центральные эпизоды прооизведения. Много внимания уделено языку автора.

  • По роману И. Бунина "Жизнь Арсеньева": "Горький и сладкий сон прошлого" 2005

    Автор: Миронова Татьяна Владимировна

    В статье проанализирована "Жизнь Арсеньева" Бунина. Уделяя внимание самым интересным эпизодам, рассмотрен язык произведения. Указано на трагичность судьбы самого писателя.

  • От названия произведения к его проблематике. Ассоциативный анализ названия романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" 2005

    Автор: Рыкова Лариса Павловна

    На уроке проводится ассоциативный анализ названия романа. В результате работы выделяются ключевые темы произведения, которые позволяют определить основные проблемы, поставленные автором романа. В основе урока-исследования лежит актуальная проблема реализации на уроках литературы в школе III ступени методов и приемов инновационной технологии критического мышления. Использование приемов технологии критического мышления позволяет вывести работу над текстом на более высокий уровень осмысления его проблематики; предоставляет возможность учащимся испытать особое чувство рождения субъективного, личностного восприятия художественного произведения, видение новой стороны в знакомом объекте. Развитие ассоциативного мышления учащихся должно стать одним из ведущих методов на уроках литературы, так как создаёт ситуацию успеха и, таким образом, приближает к произведению, вызывает познавательный интерес к чтению, что отвечает целям и задачам гуманитарного образования.

  • Свободолюбивый характер Мцыри 2005

    Автор: Чепела Елена Вячеславовна

    Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в рамках темы. Целью урока является закрепить навыки рассуждения.

  • Образ Елески в рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка "Зимовье на Студеной" 2005

    Автор: Савинова Елена Евгеньевна

    Урок направлен на постижение идеи художественного произведения через раскрытие образа главного героя, обучение анализу эпизода, подготовку к сочинению. Отрабатывается навык работы с текстом, закрепляются основные литературоведческие термины. Представленный материал может быть использован как в классах с повышенной обучаемостью, так и с учащимися, имеющими трудности в обучении.

  • Интегрированный урок основы информатики + литература по теме: "Энциклопедии. Техническое средство информационного поиска" 2005

    Автор: Мостовая Елена Евгеньевна

    Представленный интегрированный урок основ информатики и предмета литературы в 5-м классе знакомит учащихся с одним из технических средств получения информации - компьютером и предполагает выполнение следующих технологический операций, умений и навыков: осуществление алгоритма поиска информации в конкретной информационно-поисковой системе - "Детской мультимедийной интерактивной энциклопедии Кирилла и Мефодия".

  • Экология природы — экология языка — экология души (экологическое воспитание и образование средствами родного языка и литературы) 2005

    Автор: Андронова Евгения Владимировна

    Школа должна воспитывать человека со-природного, отзывчивого, а для этого необходима гуманизация и гуманитаризация учебного процесса. К сожалению, в современной школе наблюдается такая ситуация, когда уроки родного языка стали неинтересными и трудными для большинства учащихся. Причина этого в оторванности учебного предмета от жизни самих учеников, в том, что большая часть лингвистической информации, получаемой на уроках, не может быть применена ими в повседневной жизни. Обучение русскому языку и литературе, формирование экологического (в широком смысле слова) мировоззрения должны быть непрерывно связаны с усвоением культуры русского народа. Средством реализации воспитательных функций русского языка и формирования этнокультуроведческой, экологической компетенции может быть изучение творческого наследия народа, освоение его векового опыта в разных областях жизни.


  • Урок литературы в 5-м классе по теме: «"Восприятие, истолкование и анализ стихотворения И. Северянина "В парке плакала девочка"» 2005

    Автор: Зайцева Наталья Александровна

    Задача урока - научить ребят анализировать поэтический текст с точки зрения языка и содержания, показать выразительную функцию инверсии, многосоюзия, научить адекватно понимать поэтический текст, давать свое истолкование прочитанному, воспитывать умение сопереживать, развивать творческие способности учеников, устную и письменную речь.

  • Интегрированный урок по истории, философии, литературе: "Человек как философское понятие" 2005

    Автор: Проскурина Лариса Ильинична

    Тема человека всегда волновала умы людей. Каждая эпоха в истории человечества предлагала свой способ объяснения человека. Со сменой исторической эпохи прежние представления о человеке не исчезали, они продолжали жить и активно использоваться. Используя методику логического понятийного анализа и знания ключевых философских понятий, можно расширить возможности учащихся при работе с литературным текстом.

    человек, дуалистическое существо, микрокосмос, разумное существо, творец

  • Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная 2005

    Автор: Фионина Наталья Ивановна

    Настоящий урок может быть проведен в 10-ом или 11-ом классе как итог изучения лирики М. Ю. Лермонтова. Основой исследовательской работы является методика, подробно изложенная мной в статье “Звукообразы в лирике А.С. Пушкина” (сб. “Проблемы изучения анаграмм” - М.; Пенза, 1995. - С.97-105).

  • Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной поэту-песеннику Сергею Есенину: "Родился я с песнями в травном одеяле…" 2004

    Автор: Голещихина Алевтина Анатольевна

    Поэзия С. Есенина удивительно "земная", близкая каждому, удивительно напевна и музыкальна. Есенинская песня звучит по всей земле, его поэзия не перестаёт привлекать внимание композиторов, покоряя своей страстной любовью к Родине, к жизни, к природе, к своему народу и его песням. Литературно-музыкальная гостиная "Родился я с песнями в травном одеяле..." посвящена 110-летию со Дня рождения великого русского поэта-песенника С.А. Есенина.

  • О стареющей информации и о том, как научить учиться (модель школы XXI века) 2004

    Авторы: Грошева Антонина Васильевна, Троицкая Светлана Николаевна, Туманова Зоя Андреевна

    В статье предлагается модель школы XXI века: как научить учиться, как формировать два типа личностной информационной системы для обработки информации, чтобы дети выдерживали эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки, оставаясь здоровыми. Дано описание методов и их использование на уроках в школе и в кружке "Юный мыслитель".

  • Интегрированный урок в 8-м классе "литература + французский язык" по теме: "Виктор Гюго – классик французской литературы" 2004

    Автор: Некрасова Галина Николаевна

    Интегрированный урок внеклассного чтения в 8-м классе "литература + французский язык", посвященный творчеству Виктора Гюго, содержит несколько этапов: заочную экскурсию по достопримечательностям Парижа, обзор произведений классика, театрализованные представления. На русском и французском языках представлены сцены из романов: "Отверженные", "Собор Парижской Богоматери". Урок пробуждает у учащихся интерес к творчеству французского писателя.

  • Урок литературы в 11-м классе по теме: "Нашедший подкову" (о жизни и творчестве Осипа Мандельштама) 2004

    Автор: Некрасова Галина Николаевна

    Урок - размышление по литературе в 11-м классе посвящен жизни и творчеству Осипа Мандельштама, освещает эпоху и показывает трагедию мастера. Широко используются мемуары жены и друзей поэта, стихи о нем наших современников. Элементы театрализации удачно интегрируют с классическими музыкальными произведениями. Урок "Нашедший подкову" поможет учащимся углубить знания о мотивах лирики и личности О. Мандельштама.


  • Урок литературы в 10-м классе по теме: "Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла" 2004

    Автор: Алиева Светлана Викторовна

    На уроке в 10-м классе, анализируя первую часть романа Ф.М. Достоевского, определяем события, которые подводят героя к преступлению.

  • Интегрированный урок по теме: "Романтическая проза Ш.Бронте "Джен Эйр"(литература Англии и практический курс английского языка) 2004

    Авторы: Малюкова Генриетта Николаевна, Сазонова Евгения Николаевна

    Рассматривая викторианство как феномен английской культуры нельзя пройти мимо романтической прозы и творчества сестёр Бронте. Роман Ш. Бронте "Джен Эйр" был высоко оценен современниками, развил и обогатил национальную традицию. В практическом курсе английского языка также обращаются к творчеству сестёр Бронте поэтому интеграция предметов по этой теме будет способствовать совершенствованию умений учащихся проводить художественный анализ текста и приводить к "открытиям" в области языкового чутья. В статье приводится разработку интегрированного урока по роману Ш. Бронте "Джен Эйр".

  • Урок внеклассного чтения в 5-м классе по сказке О. Уайльда "Мальчик-звезда" 2004

    Автор: Бурасова Наталья Викторовна

    Открытый урок по литературе в 5-м классе. Задачи урока: формировать навыки осознанного чтения, вдумчивого, бережного отношения к прочитанному, любовь к книге, читательский интерес, развивать речь учащихся и словарный запас. Формировать навыки литературоведческих понятий, воспитывать нравственные категории: доброту, сострадание, любовь к ближнему.

  • Размышляем над прочитанным: И.А. Бунин. "Помню – долгий зимний вечер" 2004

    Автор: Юнусова Марина Геннадьевна

    - Чтение стихотворения и словарная работа; - Анализ лирического стихотворения; - характеристики лирического героя; зимнего пейзажа; летнего пейзажа; - роль олицетворения. - Летний и зимний пейзажы в изображении художников.

  • Открытый урок по литературе. Тема: "Поэзия Ивана Сергеевича Тургенева" 2004

    Автор: Сорокина Ольга Сергеевна

    Цель урока: Учить ребят анализировать стихи, используя литературоведческие термины; Пробуждать "умение", желание слушать стихи, чувствовать их мелодичность. Через поэзию воспитывать у учащихся чувство прекрасного в мировосприятии.

  • Уроки по повести Н.В. Гоголя: "Майская ночь, или Утопленница", 5-й класс 2004

    Автор: Качелина Мария Анатольевна

    Представлены подробные разработки двух уроков и краткие планы еще к двум урокам по произведениям Н.Гоголя, изучаемым в 5-м классе

  • Практические работы по литературе конца XVIII — начала XIX вв. 2004

    Автор: Сторожева Татьяна Юрьевна

    Первоначально понятия "классицизм", "сентиментализм", "романтизм" даются учащимся в 9-м классе. В 10-м же нужно повторить и углубить знания о данных понятиях, чтобы перейти к изучению литературы XIX века и понятию "реализм". Известно, что лучше запоминаются те знания, которые добываются в процессе самостоятельной работы, поэтому в начале 10-го класса предлагается провести систему практических работ, заканчивающуюся контрольной работой. Практические работы можно организовывать в группах, где школьники могут обсудить, найти доказательство того или иного положения с использованием дополнительной (справочной) литературы. В течение урока отвечает каждый член группы (по одному из заданий). А в конце урока каждый должен сделать самостоятельно (письменно) вывод по уроку. Таким образом, каждый ученик получает оценку на уроке (учитель выставляет только положительные оценки) и оценку за письменный вывод (выставляются только положительные оценки). А за контрольную работу, куда входят вопросы из каждой практической работы, выставляются уже все оценки. При такой системе повторения изученного на уроках соблюдаются - индивидуальность обучения - посильность - проблемность - наглядность - связь теории с практикой... и возможность получить оценку каждому ученику по каждой теме.


  • Урок литературы по технологии встречных усилий по теме: "Звезда как символ в стихотворениях русских поэтов Ф.К. Тютчева, В. Маяковского, Б. Пастернака, Н. Рубцова" 2004

    Автор: Силкина Ольга Геннадьевна

    Урок построен в соответствии с технологией встречных усилий по определённому алгоритму: - мотивация на деятельность (эмоциональная и интеллектуальная разминка), - контрольно-подготовительный этап, - вызов (постановка учебной цели), - этап сотворчества, - рефлексия. ТВУ позволяет осуществлять индивидуальный, личностный подход к каждому участнику образовательного процесса, строить на уроках и во внеурочной деятельности субъект-субъектные отношения, даёт возможность реализации потенциальных возможностей учащихся и педагогов, способствует поиску, отбору и творческому развитию особо одарённых детей. На уроках, построенных по ТВУ, важен сам процесс познания, в котором учащийся является активным участником, а педагог его только направляет. На таких уроках поднимается проблему, которая предполагает развитие логического мышления, развитие творческого воображения, формирование собственной точки зрения, умение вести дискуссию, отстаивать свои взгляды и в то же время с пониманием и терпением относиться к чужому мнению.

  • Разработка урока по литературе в 7-м классе: «Образ автора в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"» 2004

    Автор: Савельева Галина Семеновна

    Писать сочинение на тему "Образ ..." - значит говорить о мастерстве писателя в создании характера. А для этого необходимо не только хорошо знать текст произведения, но и уметь его анализировать. Предлагаемый урок является частью моей сложившейся системы по обучению работы над сочинением-рассуждением. Урок показывает, как на основе анализа текста идет разграничение понятий "образ" и "характеристика", выдвигается тезис к сочинению типа "Образ ...", составляется план на основе подобранных аргументов.

  • Разработка урока по литературе в 8-м классе по теме: "Венок сонетов"В.А. Солоухина 2004

    Автор: Девятова Людмила Николаевна

    Предлагаемый урок раскрывает мастерство В.А.Солоухина в создании "Венка сонетов". Поэт сохранил в своих стихах классическую форму сонета, наполнив ее прекрасным содержанием: размышлениями о жизни, о Родине, о творчестве поэта, о смысле существования человека. "Венок сонетов", трудная циклическая форма сонета, требует от поэта огромной изобретательности и мастерства. Материал может быть использован для урока внеклассного чтения.

  • Литературно-драматическая студия, как форма внеклассной работы по литературе 2004

    Автор: Шляпникова Елена Адольфовна

    Одной из эффективных форм внеклассной работы по литературе я считаю литературно-драматическую студию. Здесь решаются задачи литературного образования, нравственно-эстетические, культурологические, осуществляется драматургический характер работы с литературным материалом, осваиваются умения, навыки театрального искусства, актёрского мастерства. Основополагающий принцип: через освоение, понимание идеи, конфликтов драматического действия как единого целого, через работу над сценическим образом (ролью), через эмоциональное внутреннее напряжение студийцы приходят к качественно новому пониманию литературного произведения, его нравственной, идейной основы. Работа студии решает задачи формирования культуры речи, коммуникативных навыков учащихся, расширения словарного запаса, привития интереса к театральному искусству, литературе, музыке, формирования навыков сотрудничества и коллективного взаимодействия. В работе студии участвуют учащиеся 9-11-х классов (10-15 человек) на добровольных началах (объявляю набор в студию и 2-3 года занимаюсь со стабильным составом). Литературным материалом служит классическая литература, русская и зарубежная.

  • Берегите собственную душу! Урок внеклассного чтения по рассказу Рея Брэдбери "Вельд" 2004

    Автор: Цветкова Татьяна Михайловна

    Cтруктура урока по рассказу Рея Брэдбери "Вельд" подчинена воспитанию толерантности, осуждению любой формы жестокости и насилия. Продуманная работа с текстом произведения учит детей добру, милосердию и умению критически осмысливать свои поступки.

  • Внеклассное занятие на тему: "Дом мой – в сердце твоем!" Час поэзии по творчеству Вероники Тушновой 2004

    Автор: Попова Лариса Леонидовна

    Предлагаю внеклассное занятие для учащихся 8-9-х классов. Можно использовать данный материал и для проведения литературного вечера, занятия литературного клуба Цели занятия: формирование любви к поэзии, воспевающей и выражающей человеческие чувства, нравственную чистоту; работа с понятиями "счастье", "любовь", "природа"; воспитание интереса к творчеству Вероники Тушновой; семья как высшая ценность человеческой жизни; экология души, экология человеческих отношений, экология мира, в котором живем.

  • Содружество всех муз по теме: "Библия как древнейший памятник литературы" 2004

    Автор: Кравченко Наталья Дмитриевна

    Библия оставила неизгладимый след в культуре человечества. Вряд ли можно многое понять до конца в истории литературы, изобразительного искусства и музыки прошлого, не зная сказаний о законах Моисея, угрозах пророков, проповедях Иисуса, не имея представления о посланиях Павла...


  • Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе. С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев". Анализ сказки 2004

    Автор: Ланкевич Клавдия Тихоновна

    Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе. На примере сказки С.Маршака "Двенадцать месяцев" показаны педагогические средства для привлечения внимания учащихся к изучению предмета. Помимо этого идет развитие навыков, таких как: выразительного чтения, развития речи, умения аргументировать свое мнение и других.

  • Приметы времени в повестях Н.В. Гоголя 2004

    Автор: Волкова Елена Алексеевна

    Цикл "петербургских повестей" Гоголя - богатый материал для ознакомления с историей Петербурга, поисковой деятельности учащихся. Образ Петербурга отражен в произведениях многих писателей, у Гоголя он имеет свои особенности: создан психологический портрет времени и человека, переданы реалии эпохи: факты, географические названия, исторические лица, архитектурные приметы времени, слухи, сплетни, особенности одежды, названия модных магазинов и прочее. Гоголь дает достоверную справку о чиновничьих рангах, жизни бедного и богатого люда, знакомит с литературной обстановкой столицы, тематикой газет, именами популярных литераторов. Над многим писатель иронизирует. Данная тема способствует творчеству учащихся.