Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Урок-мастерская по литературе в 5-м класе: "Как же сказка складывается?" 2005

    Автор: Брежнева Стелла Ивановна

    В современной методике преподавания литературы особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. На уроке я стремлюсь организовать работу таким образом, чтобы все этапы урока были подчинены поставленной цели: усвоению законов данного жанра, опираясь на которые учащиеся смогут создавать свое произведение. На основе изучаемой на уроке сказки в итоге я планирую привести детей к построению универсальной композиционной схемы сказки, то есть хочу им показать, как она "складывается".

  • Интегрированные уроки "Новокрестьянские поэты" и "Н.А. Клюев в Томске" 2005

    Автор: Войтеховская Лилия Юрьевна

    Интегрированный урок (литература - музейная педагогика), включающий биографический, аналитический, краеведческий материал (Клюев был сослан в Томск и расстрелян в 1937 году) и личные впечатления учителя от поездки на родину Н.А. Клюева в Вологодскую область.

  • Особенности русского национального характера (по рассказу И.С. Тургенева "Певцы"). 7-й класс 2005

    Автор: Килессо Татьяна Николаевна

    Представленный урок - одна из попыток окинуть (лишь отчасти) "взором наш путь и судьбу", основы ее культуры, увидеть это не только в историческом пути нашей страны, но и в душах человеческих, понять, каковы особенности русского национального характера. На данном уроке речь идет о главном - о русском народе. Через размышления над тургеневской строкой, через звучащую на уроке народную песню, репродукции ученики имеют возможность увидеть в русском человеке бесценный дар: потребность творить, способность глубоко чувствовать, скрытую силу, потребность в иной жизни. Именно эти черты русского человека - наша надежда и опора на пути возрождения России.

  • Урок внеклассного чтения по повести Б. Лавренева "Сорок первый": "Мы дети страшных лет России…" 2005

    Автор: Авраменко Галина Александровна

    Данная программа универсальна в использовании как спецкурс для учащихся 10,11 классов. Содержательная часть основана на обязательном минимуме содержания образования области "Филология". Принятая структура и содержание программы отвечает возрастным возможностям учащихся. Программа рассчитана на 68 часов (34 часа в год). Главной целью школьного литературного образования является углубление и расширение читательского опыта каждого ученика, непосредственное восприятие художественного текста.

  • Программа элективного курса "Современное прочтение классики" 2005

    Автор: Авраменко Галина Александровна

    Данная программа универсальна в использовании как спецкурс для учащихся 10,11 классов. Содержательная часть основана на обязательном минимуме содержания образования области "Филология". Принятая структура и содержание программы отвечает возрастным возможностям учащихся. Программа рассчитана на 68 часов (34 часа в год). Определяющим компонентом программы является творческая деятельность ученика. Все предлагаемые задания условно можно разделить на аналитические и ориентированные на собственно литературное творчество ребенка. Такая работа позволяет ученику приблизиться к литературному тексту, войти в него, ощутить произведение писателя как часть своего собственного духовного опыта.

  • Урок – посвящение – размышление (урок литературы и внеклассного чтения в 9 классе) 2005

    Автор: Овчинникова Людмила Вениаминовна

    Разработка урока, цель которого – помочь учащимся понять одну из сложных страниц в биографии А.С.Пушкина.

  • Урок литературы в 8 классе в системе занятий по программе Кутузова с использованием технологии "Развитие критического мышления через текст и письмо" 2005

    Автор: Галкина Ирина Анатольевна

    Основные цели и задачи урока - определить значение духовной литературы в жизни современного человека; создать формулировки, объясняющие суть данного понятия; проанализировать библейский текст.


  • Урок по роману-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон" в методике критического мышления: "Душа стенить…" 2005

    Автор: Викторенко Юлия Викторовна

    Любой мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает проблемная ситуация, когда мысль сталкивается с противоречием, когда появляется что-то, что расходится с имеющимся в наличном опыте знании. Там, где приходится находить пути решения возникающих проблем, а не только повторять чужие слова, пусть даже самые правильные, там рождается умение мыслить. В этом суть методики критического мышления. Урок "Душа стенить..." по роману-эпопее "Тихий Дон" М.А.Шолохова разработан в методике КМ и заставляет не только ещё раз пережить с героями произведения их чувства, но и искать ответы на животрепещущие вопросы. 200098. Урок "Душа стенить..." по роману - - эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон" - в методике критического мышления.

  • Урок-мастерская по литературе в 6 классе по теме: "Особенности лирики И. Бунина" 2005

    Автор: Купоросова Ольга Владимировна

    Разработка урока-мастерской, цели которого: постижение художественных особенностей лирики И.Бунина на примере стихотворения "Детство"; совершенствование умений анализа лирического текста; развитие творческих способностей учащихся.

  • Интегрированный урок литературы, ИЗО, музыки "Осень в искусстве" 2005

    Автор: Нурмухамедова Гульфина Тагировна

    Класс разделён по группам (лирики, художники, музыканты). Задания - разноуровневые. По ходу урока заполняется таблица о мастерах искусства. Лирики читают, сочиняют, анализируют; художники готовят сообщения, рисуют, описывают картины, демонстрируют свои работы, музыканты рассказывают о композиторах, произведениях, поют. Оценки выставляют, комментируя, руководители групп. На дом: сочинение - миниатюра "Осень на моей улице".

  • Мастерство Фонвизина – писателя. Комедия "Недоросль" (урок-лекция) 2005

    Автор: Крючкова Людмила Александровна

    План-конспект урока литературы в 9-м классе "Мастерство Фонвизина - писателя. Комедия "Недоросль" в форме лекции.

  • Литературный турнир по роману А.С. Пушкина "Дубровский" 2005

    Автор: Царёва Светлана Викторовна

    Литературный турнир по роману А.С. Пушкина "Дубровский" - сочетание принципа научности и занимательного литературоведеня.

  • Интегрированный урок математика + литература по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей. Развитие речи" 2005

    Автор: Брюхова Ольга Николаевна

    Идеей интегрированного урока является развитие речи учащихся, привить любовь к математике через литературу. При расположении десятичных дробей в порядке возрастания, ребята узнают, что урок связан с литературой. По заданным алгоритмам ребята расшифровывают названия литературных терминов, с которыми будут работать на уроке. Далее учитель литературы выясняет вместе с учащимися происхождение полученных слов, их смысл, приводит примеры. Учитель математики приводит свои примеры задач на каждое слово. Затем первый и второй ряд делятся на четверки и составляют свои задачи с решением. В это время проводится индивидуальная работа с третьим рядом (различная форма). Зачитываются примеры, составленные ребятами. Все ответы учащихся оцениваются.

  • Разработка урока по литературе по теме: "Уроки Митрофанушки, или Как боролись традиции и новаторство" (8-й класс) 2005

    Автор: Чиркова Ирина Георгиевна

    Урок литературы по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" называется "Уроки Митрофанушки, или как боролись традиции и новаторство". Он рассчитан на учащихся 8-х классов, занимающихся по учебнику "В мире русской литературы" под редакцией Кутузова. Основной целью его является формирование глубокого понимания литературоведческих категорий "традиция" и "новаторство". Дети получают возможность ощутить связь этих категорий с нравственностью и моралью человека.


  • "Кто прав – Настя или Митраша?" (урок-диспут по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца") 2005

    Автор: Тарасова Светлана Валерьевна

    Урок–диспут по произведению М.Пришвина «Кладовая солнца» проводится в 6 классе и представляет собой форму дискуссии, которая позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство учащихся в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, возникающее в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждений. Такая форма урока позволяет обратить внимание на культуру речевого общения во время спора, на умение спокойно выслушивать доводы оппонента и ясно излагать свою точку зрения.

  • Интегрированный урок по творчеству М.М. Пришвина в 7-м классе по теме: "Очарованный странник" 2005

    Автор: Антонова Людмила Васильевна

    Цель работы показать, что книги Пришвина нельзя пересказать, а можно только удивиться, как умел он услышать живое и как, потеряв реальную любовь, сумел восстановить свою душу в любви к Родине, к природе.

  • Спешите делать добрые дела (конспект урока по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма") 2005

    Автор: Чумакова Ирина Валериевна

    Урок "Спешите делать добрые дела" по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" разработан для учащихся 8-го класса. Данный урок способствует расширению жизненного опыта учащихся, развитию их эмоциональной восприимчивости, обогащению их социально-нравственными ценностями. Основная задача учителя - помочь учащимся почувствовать боль и стыд, ответственность за происходящее, воспитать читателя чуткого, внимательного, думающего, человека нравственного, почитающего своих родителей.

  • Внеклассное чтение по литературе в 10–11-х классах по теме: "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В. Маканина "Кавказский пленный" 2005

    Автор: Ашейчик Валентина Владимировна

    Данный урок является уроком внеклассного чтения по теме "Человек и война". Он продолжает начатый разговор о человеке и войне на предыдущих уроках. Особенность этого урока состоит в том, что речь идёт о войне, свидетелями которой являются ученики, и поэтому проблемы этой войны не могут оставить ребят равнодушными. Расширяя представление о кавказской национальной проблеме, ставлю перед собой главную цель - показать процесс зарождения и развития кавказского мифа и его разоблачение в рассказе Владимира Маканина "Кавказский пленный", напечатанный в журнале "Новый мир" (№4) за 1995 год. Этот рассказ интересен своей проблематикой, её актуальностью, необычным художественным почерком писателя. Данный урок способствует формированию интереса к произведениям современной литературы, к новым литературным именам.

  • Личностно-ориентированный урок развития речи 2005

    Автор: Петрухин Виктор Владимирович

    Личностно-ориентированный урок - это такой урок, на котором ученик является субъектом обучения, поскольку ребенок развивает свой творческий потенциал. Именно на уроках русского языка и литературы учитель может создавать условия для совершенствования творческих возможностей учащихся. Учитель пытается разнообразить содержательную сторону урока, придумывает интересные задания. Все это имеет большое значение. Но отсутствие системы (а система предполагает осознанность и систематичность) не позволяет говорить о том, что эти действия стабильно влияют на образовательный процесс. Только ежедневная работа учителя по формированию у учащихся умения самостоятельно делать выбор уровня сложности позволяет говорить о целенаправленном саморазвитии и самосовершенствовании ребенка.

  • Изучение лирики 2005

    Автор: Горбунова Неля Васильевна

    Богатства поэзии огромны. Как же я приобщаю своих учеников к поэзии? Два-три урока в году я посвящаю беседе о том, что такое стихи, в чем их отличие от прозы, даю ребятам теоретические сведения о ритме, об образной системе стихотворения. Существует методика обучения выразительному чтению. С основными правилами я знакомлю ребят и объясняю им, что искажение ритмики, музыкальности стихотворения ведет к недостаточно полному и правильному пониманию тех мыслей и чувств, которые выразил поэт. Поддерживая интерес к поэзии, я стремлюсь разнообразить формы уроков. Провожу уроки-беседы, уроки-портреты, где главным является слово о поэте, литературно-музыкальные композиции, уроки-рецензии. Поэзия - это одно из проявлений жизни, ее крылья. Можно не любить отдельные стихи, но нельзя не любить и не понимать поэзию.

  • Внеклассное чтение. Игра "Колесо литературы" 2005

    Автор: Сенькив Зинаида Алексеевна

    Урок воспитывает интерес к произведениям классической литературы, творчеству Пушкина, национальным традициям России. Урок в форме игры "Колесо литературы" способствует развитию коммуникативных отношений, творческому содружеству, позволяет создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.


  • Спор М. Горького и Л. Андреева о человеке, России и будущем 2005

    Автор: Иванова Елена Владимировна

    Уроки - диалоги строятся по единой схеме: чтение и анализ произведений разных писателей с похожей судьбой, с общей темой или по-разному рассматривающими тот или иной вопрос. Данные уроки интересны именно сравнением и моделированием диалога между одним художником слова и другим. Интересно находить общее и различное в мыслях авторов, комментировать самостоятельно то, что понял, находить и приводить аргументы в доказательство собственных мыслей, тем самым учиться сопоставительному анализу и внимательному чтению.

  • Проверочные работы по литературе 2005

    Автор: Константинова Татьяна Михайловна

    Представлен один из способов контроля за самостоятельным чтением учащихся в10 классах. Проверочные задания составлены самими ребятами.

  • "Вечные темы" и "вечные образы" в художестваенных произведениях духовного содержания 2005

    Авторы: Москвитина Елена Павловна, Онипер Тамара Степановна

    Урок соответствует всем требованиям программы и задачам образования на современном этапе; спроектирован с учётом обязательного минимума содержания общего образования по литературе и музыке. Материал урока рассчитан на 2 часа. Межпредметная интеграция способствует эмоционально-эстетическому восприятию учащимися произведений духовного содержания, даёт представление о нравственных вечных ценностях.

  • Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7-м классе. Модуль урока по теме: Луиджи Пиранделло. "Черепаха" 2005

    Автор: Побережная Ольга Ефимовна

    Каждому ученику необходимо дать возможность реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание. (Известно: ценным является знание, добытое своим трудом).

  • Продолжение работы на неосвоенной школьной территории (год спустя после начала поисков путей преодоления трудностей в обучении русскому языку в многонациональном классе) 2005

    Автор: Танкова Татьяна Владиславовна

    Вопрос о влиянии двуязычия как на чистоту родной речи, так и на общее интеллектуальное развитие не может не вызывать интереса в наше время в школах, в которых обучаются дети-мигранты. Для большинства из них двуязычие не является благоприятствующим фактором развития. В статье идет разговор о том, как и чем может помочь детям-мигрантам учитель русского языка и литературы, без поддержки которого детям не обойтись. К сожалению, совместная работа учителя с учащимися-мигрантами проходит на неосвоенной школьной территории: без правовой и методической поддержки.

  • Урок литературы. Урок-спектакль "Играем жизнь"(по рассказам М.Зощенко) 2005

    Автор: Смирнова Наталья Юрьевна

    Урок-спектакль "Играем жизнь" - это литературный монтаж на основе художественных произведений (рассказов М. Зощенко). В основе сценария лежат: "Аристократка", "Баба", "Про Любовь", "Артист" и "Прелести культуры". Сценарий представляет собой спектакль в спектакле. Действие разворачивается на сцене и в зрительном зале. Результативность таких уроков сказывается в существенно ином понимании художественного произведения, его нравственной, идейной основы, эмоциональной яркости, психологическом комфорте, педагогике сотрудничества, навыках самообразования.

  • Дидактические игры на уроке литературы 2005

    Автор: Иванова Валентина Михайловна

    Широкое использование игры на уроках литературы направлено на развитие активности учащихся, Познавательной деятельности; игра стимулирует творческое мышление, создает мотивацию к обучению, формирует коммуникативные качества.


  • Интегрированный урок обществознание — литература, 7-й класс 2005

    Автор: Брусиловская Елена Николаевна

    Цель урока: воспитание нравственных качеств учащихся; формирование понимания поступков, мотивов поведения людей через изучение литературного произведения Е. Носова "Кукла" и правоведческого материала. Данный материал может быть использован на уроках обществознания, а также классными руководителями для проведения часов общения.

  • Евангелие на уроках литературы (методические разработки) 2005

    Автор: Каширская Лариса Юрьевна

    Свою задачу в воспитании учащихся учитель должен видеть прежде всего в нрав-ственном совершенствовании свойств, качеств, присущих ребенку как субъекту и члену общества. Источником нравственного воспитания учащихся на уроках литературы является художественный текст. Евангелие - это вечный источник слов и образов, основа христианской морали. Это родник, который может напоить людей, потерявших веру в добро и справедливость. Исследованию евангелистских мотивов в русской литературе и возможному использованию их на уроках литературы посвящена данная работа.