Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Проблема выбора в новелле В. Ирвинга "Легенда об арабском астрологе" 2005

    Автор: Шевченко Алена Михайловна

    В жизни нас постоянно сопровождает проблема выбора и не всегда легко прийти к правильному решению. Вспомните любую народную сказку: в ней всегда борются силы добра и зла, причем добро и зло всегда очевидны. Разумеется, жизнь человека не всегда оказывается на перекрестке путей этих нравственных начал. Человеку всегда приходилось выбирать, и это - одна из вечных проблем общества. Писатели пытались в своих произведениях обозначить эту проблему и изобразить литературных персонажей, делающих свой выбор. В изученных ранее художественных произведениях мы наблюдали за тем, как героям приходилось делать выбор, при этом не всегда легко было определить, верен ли он, дать однозначную оценку. (Андрий из повести Н.В Гоголя "Тарас Бульба, Дубровский из одноименного романа А.С.Пушкина) Несмотря на все перипетии в судьбах этих персонажей, мы видели, что в их характерах отразились внутренние противоречия, первоначально присущие им, но и являющиеся основой роста, развития личности. Всегда ли так бывает? На этот вопрос мы попытаемся ответить, проанализировав новеллу В. Ирвинга "Легенда об арабском астрологе".

  • Урок развития речи в 5-7 классах. Тема: "Человек делом славен"(о В.И. Дале) 2005

    Автор: Сойка Анна Алексеевна

    Разработка урока, в ходе которого учащиеся узнают о жизни и главном деле В.И. Даля, как собирателе слов, пословиц, загадок и сказок; рассказывают о жизни писателя, анализируют пословицы, читают и анализируют сказку В. И. Даля "Война грибов и ягод".

  • Мотив обмана в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Конспект урока-исследования 2005

    Автор: Маракаева Розалья Габдулловна

    Исследуется характерологическая функция мотива обмана в романе А.Пушкина "Капитанская дочка", рассматривается мотив обмана как средство раскрытия авторского отношения к вечным нравственным ценностям, формируется понятие слова ОБМАН как концепта русской культуры.

  • Зачетная система на уроках литературы в старших классах 2005

    Автор: Кочетова Ида Михайловна

    Успешное обучение состоит в усвоении учащимися правильного и свободного употребления языковых средств в разговоре и на письме, которые приобретаются на уроке. Учащиеся на уроке литературы должны учиться мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение, отстаивать его, делать выводы. Чтобы это состоялось, необходимо преодолеть препятствие, которым становится сам урок в его сложившихся дидактических формах. Как же быть? Нужно найти достаточно гибкую творческую форму урока, где бы индивидуальность ученика получила максимальный простор. Переход на зачетную систему поможет решить эту проблему.

  • Литературная гостиная "Он был солдатом!.." 2005

    Автор: Курипко Вера Петровна

    В статье автор предлагает материал проведения урока по литературе (литературная гостиная), посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. На уроке использован краеведческий материал о жизни и творчестве красноярского поэта Георгия Суворова.

  • Знаки зодиака в стихах А.С. Пушкина 2005

    Автор: Павлович Ираида Юсуфовна

    Меня заинтересовала личность Пушкина, его характер. Считается, что по почерку можно обо всем этом узнать. Что в принципе я и сделала и сейчас хочу рассказать об этом вам.

  • Открытый урок по литературе: "Роль эпизода смерти Базарова в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2005

    Автор: Никитина Лариса Ивановна

    Предметом изучения школьного курса литературы в 10-м классе является преподавание курса русской литературы XIX века. Для урока по теме “Роль эпизода смерти Базарова в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” продуманы следующие вопросы: какие знания урок даст учащимся, какие умения сформирует у них, как организовать учебный процесс. Но не менее важно вызвать эмоциональный отклик обучающихся. Поставлены задачи – развитие навыков анализа художественного текста, осмысление темы через речевой тренинг, выполнение заданий творческого характера, организация самостоятельной работы учащихся на уроке и выявление ее результатов. Cтараясь сочетать рациональное и эмоциональное, для занятия выбрана форма прений, то есть на уроке используются элементы дискуссии, которые предполагают групповую и индивидуальную творческую работу. Ученик учится занимать свою позицию, считаясь с мнением других, учится не обижаться на замечания.


  • Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" по страницам сказов П.П. Бажова 2005

    Автор: Кравеишвили Оксана Владимировна

    Богатый пласт культуры Урала дает благодатный материал для развития фантазии, воображения детей. Интерес - основа при углубленном изучении литературы. А интерес невозможен без воспитания в учениках осознанной любви к родному краю и к творчеству знаменитого уральского сказочника Павла Петровича Бажова. Использовать форму игры "Умники и Умницы" можно и при обобщении материала, и во внеклассной работе. Необходимо учитывать возрастные психологические особенности детей, поэтому данная игра подойдет для учащихся среднего звена (6-7-х классов).

    умники и умницы

  • Урок литературы в 7 классе по программе Г.И. Беленького. Тема: "Три языка"искусства. Стихотворение С.П. Шевырёва "Звуки (K.N.N.)" 2005

    Автор: Морженакова Ольга Васильевна

    Поэты, композиторы, художники как бы включают свой «внутренний слух», свое внутреннее зрение, выражают ощущения, записывают их языком искусства: словами, красками, звуками. Цель занятия – ввести учащихся в мир звуков и красок, показать воздействие разных видов искусства на человека, воспитывать любовь к музыке, поэзии, живописи.

  • Урок-мастерская по литературе в 5-м класе: "Как же сказка складывается?" 2005

    Автор: Брежнева Стелла Ивановна

    В современной методике преподавания литературы особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. На уроке я стремлюсь организовать работу таким образом, чтобы все этапы урока были подчинены поставленной цели: усвоению законов данного жанра, опираясь на которые учащиеся смогут создавать свое произведение. На основе изучаемой на уроке сказки в итоге я планирую привести детей к построению универсальной композиционной схемы сказки, то есть хочу им показать, как она "складывается".

  • Интегрированные уроки "Новокрестьянские поэты" и "Н.А. Клюев в Томске" 2005

    Автор: Войтеховская Лилия Юрьевна

    Интегрированный урок (литература - музейная педагогика), включающий биографический, аналитический, краеведческий материал (Клюев был сослан в Томск и расстрелян в 1937 году) и личные впечатления учителя от поездки на родину Н.А. Клюева в Вологодскую область.

  • Особенности русского национального характера (по рассказу И.С. Тургенева "Певцы"). 7-й класс 2005

    Автор: Килессо Татьяна Николаевна

    Представленный урок - одна из попыток окинуть (лишь отчасти) "взором наш путь и судьбу", основы ее культуры, увидеть это не только в историческом пути нашей страны, но и в душах человеческих, понять, каковы особенности русского национального характера. На данном уроке речь идет о главном - о русском народе. Через размышления над тургеневской строкой, через звучащую на уроке народную песню, репродукции ученики имеют возможность увидеть в русском человеке бесценный дар: потребность творить, способность глубоко чувствовать, скрытую силу, потребность в иной жизни. Именно эти черты русского человека - наша надежда и опора на пути возрождения России.

  • Урок внеклассного чтения по повести Б. Лавренева "Сорок первый": "Мы дети страшных лет России…" 2005

    Автор: Авраменко Галина Александровна

    Данная программа универсальна в использовании как спецкурс для учащихся 10,11 классов. Содержательная часть основана на обязательном минимуме содержания образования области "Филология". Принятая структура и содержание программы отвечает возрастным возможностям учащихся. Программа рассчитана на 68 часов (34 часа в год). Главной целью школьного литературного образования является углубление и расширение читательского опыта каждого ученика, непосредственное восприятие художественного текста.

  • Программа элективного курса "Современное прочтение классики" 2005

    Автор: Авраменко Галина Александровна

    Данная программа универсальна в использовании как спецкурс для учащихся 10,11 классов. Содержательная часть основана на обязательном минимуме содержания образования области "Филология". Принятая структура и содержание программы отвечает возрастным возможностям учащихся. Программа рассчитана на 68 часов (34 часа в год). Определяющим компонентом программы является творческая деятельность ученика. Все предлагаемые задания условно можно разделить на аналитические и ориентированные на собственно литературное творчество ребенка. Такая работа позволяет ученику приблизиться к литературному тексту, войти в него, ощутить произведение писателя как часть своего собственного духовного опыта.


  • Урок – посвящение – размышление (урок литературы и внеклассного чтения в 9 классе) 2005

    Автор: Овчинникова Людмила Вениаминовна

    Разработка урока, цель которого – помочь учащимся понять одну из сложных страниц в биографии А.С.Пушкина.

  • Урок литературы в 8 классе в системе занятий по программе Кутузова с использованием технологии "Развитие критического мышления через текст и письмо" 2005

    Автор: Галкина Ирина Анатольевна

    Основные цели и задачи урока - определить значение духовной литературы в жизни современного человека; создать формулировки, объясняющие суть данного понятия; проанализировать библейский текст.

  • Урок по роману-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон" в методике критического мышления: "Душа стенить…" 2005

    Автор: Викторенко Юлия Викторовна

    Любой мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает проблемная ситуация, когда мысль сталкивается с противоречием, когда появляется что-то, что расходится с имеющимся в наличном опыте знании. Там, где приходится находить пути решения возникающих проблем, а не только повторять чужие слова, пусть даже самые правильные, там рождается умение мыслить. В этом суть методики критического мышления. Урок "Душа стенить..." по роману-эпопее "Тихий Дон" М.А.Шолохова разработан в методике КМ и заставляет не только ещё раз пережить с героями произведения их чувства, но и искать ответы на животрепещущие вопросы. 200098. Урок "Душа стенить..." по роману - - эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон" - в методике критического мышления.

  • Урок-мастерская по литературе в 6 классе по теме: "Особенности лирики И. Бунина" 2005

    Автор: Купоросова Ольга Владимировна

    Разработка урока-мастерской, цели которого: постижение художественных особенностей лирики И.Бунина на примере стихотворения "Детство"; совершенствование умений анализа лирического текста; развитие творческих способностей учащихся.

  • Интегрированный урок литературы, ИЗО, музыки "Осень в искусстве" 2005

    Автор: Нурмухамедова Гульфина Тагировна

    Класс разделён по группам (лирики, художники, музыканты). Задания - разноуровневые. По ходу урока заполняется таблица о мастерах искусства. Лирики читают, сочиняют, анализируют; художники готовят сообщения, рисуют, описывают картины, демонстрируют свои работы, музыканты рассказывают о композиторах, произведениях, поют. Оценки выставляют, комментируя, руководители групп. На дом: сочинение - миниатюра "Осень на моей улице".

  • Мастерство Фонвизина – писателя. Комедия "Недоросль" (урок-лекция) 2005

    Автор: Крючкова Людмила Александровна

    План-конспект урока литературы в 9-м классе "Мастерство Фонвизина - писателя. Комедия "Недоросль" в форме лекции.

  • Литературный турнир по роману А.С. Пушкина "Дубровский" 2005

    Автор: Царёва Светлана Викторовна

    Литературный турнир по роману А.С. Пушкина "Дубровский" - сочетание принципа научности и занимательного литературоведеня.


  • Интегрированный урок математика + литература по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей. Развитие речи" 2005

    Автор: Брюхова Ольга Николаевна

    Идеей интегрированного урока является развитие речи учащихся, привить любовь к математике через литературу. При расположении десятичных дробей в порядке возрастания, ребята узнают, что урок связан с литературой. По заданным алгоритмам ребята расшифровывают названия литературных терминов, с которыми будут работать на уроке. Далее учитель литературы выясняет вместе с учащимися происхождение полученных слов, их смысл, приводит примеры. Учитель математики приводит свои примеры задач на каждое слово. Затем первый и второй ряд делятся на четверки и составляют свои задачи с решением. В это время проводится индивидуальная работа с третьим рядом (различная форма). Зачитываются примеры, составленные ребятами. Все ответы учащихся оцениваются.

  • Разработка урока по литературе по теме: "Уроки Митрофанушки, или Как боролись традиции и новаторство" (8-й класс) 2005

    Автор: Чиркова Ирина Георгиевна

    Урок литературы по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" называется "Уроки Митрофанушки, или как боролись традиции и новаторство". Он рассчитан на учащихся 8-х классов, занимающихся по учебнику "В мире русской литературы" под редакцией Кутузова. Основной целью его является формирование глубокого понимания литературоведческих категорий "традиция" и "новаторство". Дети получают возможность ощутить связь этих категорий с нравственностью и моралью человека.

  • "Кто прав – Настя или Митраша?" (урок-диспут по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца") 2005

    Автор: Тарасова Светлана Валерьевна

    Урок–диспут по произведению М.Пришвина «Кладовая солнца» проводится в 6 классе и представляет собой форму дискуссии, которая позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство учащихся в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, возникающее в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждений. Такая форма урока позволяет обратить внимание на культуру речевого общения во время спора, на умение спокойно выслушивать доводы оппонента и ясно излагать свою точку зрения.

  • Интегрированный урок по творчеству М.М. Пришвина в 7-м классе по теме: "Очарованный странник" 2005

    Автор: Антонова Людмила Васильевна

    Цель работы показать, что книги Пришвина нельзя пересказать, а можно только удивиться, как умел он услышать живое и как, потеряв реальную любовь, сумел восстановить свою душу в любви к Родине, к природе.

  • Спешите делать добрые дела (конспект урока по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма") 2005

    Автор: Чумакова Ирина Валериевна

    Урок "Спешите делать добрые дела" по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" разработан для учащихся 8-го класса. Данный урок способствует расширению жизненного опыта учащихся, развитию их эмоциональной восприимчивости, обогащению их социально-нравственными ценностями. Основная задача учителя - помочь учащимся почувствовать боль и стыд, ответственность за происходящее, воспитать читателя чуткого, внимательного, думающего, человека нравственного, почитающего своих родителей.

  • Внеклассное чтение по литературе в 10–11-х классах по теме: "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В. Маканина "Кавказский пленный" 2005

    Автор: Ашейчик Валентина Владимировна

    Данный урок является уроком внеклассного чтения по теме "Человек и война". Он продолжает начатый разговор о человеке и войне на предыдущих уроках. Особенность этого урока состоит в том, что речь идёт о войне, свидетелями которой являются ученики, и поэтому проблемы этой войны не могут оставить ребят равнодушными. Расширяя представление о кавказской национальной проблеме, ставлю перед собой главную цель - показать процесс зарождения и развития кавказского мифа и его разоблачение в рассказе Владимира Маканина "Кавказский пленный", напечатанный в журнале "Новый мир" (№4) за 1995 год. Этот рассказ интересен своей проблематикой, её актуальностью, необычным художественным почерком писателя. Данный урок способствует формированию интереса к произведениям современной литературы, к новым литературным именам.

  • Личностно-ориентированный урок развития речи 2005

    Автор: Петрухин Виктор Владимирович

    Личностно-ориентированный урок - это такой урок, на котором ученик является субъектом обучения, поскольку ребенок развивает свой творческий потенциал. Именно на уроках русского языка и литературы учитель может создавать условия для совершенствования творческих возможностей учащихся. Учитель пытается разнообразить содержательную сторону урока, придумывает интересные задания. Все это имеет большое значение. Но отсутствие системы (а система предполагает осознанность и систематичность) не позволяет говорить о том, что эти действия стабильно влияют на образовательный процесс. Только ежедневная работа учителя по формированию у учащихся умения самостоятельно делать выбор уровня сложности позволяет говорить о целенаправленном саморазвитии и самосовершенствовании ребенка.


  • Изучение лирики 2005

    Автор: Горбунова Неля Васильевна

    Богатства поэзии огромны. Как же я приобщаю своих учеников к поэзии? Два-три урока в году я посвящаю беседе о том, что такое стихи, в чем их отличие от прозы, даю ребятам теоретические сведения о ритме, об образной системе стихотворения. Существует методика обучения выразительному чтению. С основными правилами я знакомлю ребят и объясняю им, что искажение ритмики, музыкальности стихотворения ведет к недостаточно полному и правильному пониманию тех мыслей и чувств, которые выразил поэт. Поддерживая интерес к поэзии, я стремлюсь разнообразить формы уроков. Провожу уроки-беседы, уроки-портреты, где главным является слово о поэте, литературно-музыкальные композиции, уроки-рецензии. Поэзия - это одно из проявлений жизни, ее крылья. Можно не любить отдельные стихи, но нельзя не любить и не понимать поэзию.

  • Внеклассное чтение. Игра "Колесо литературы" 2005

    Автор: Сенькив Зинаида Алексеевна

    Урок воспитывает интерес к произведениям классической литературы, творчеству Пушкина, национальным традициям России. Урок в форме игры "Колесо литературы" способствует развитию коммуникативных отношений, творческому содружеству, позволяет создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.