Литературная гостиная "Поэзия любви в творчестве Петрарки, Ф. Тютчева, В. Высоцкого"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Поэзия – прекрасный материал для духовного, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Стихи Петрарки, Тютчева, Высоцкого о любви позволяют ученикам понять что, любовь – всеобъемлющее, многоликое и сложное чувство. Разобраться во взаимоотношениях влюбленных позволяют не только стихи, но и письма и воспоминания современников.

“О, как убийственно мы любим…”

Цели занятия:

  • показать, что поэзия – сгусток чувства, отражение сокровенных переживаний;
  • формировать культуру восприятиястиха;
  • учитьпонимать язык поэзии.

Оборудование:

  • портреты Петрарки, Тютчева, Высоцкого, М. Влади, Денисьевой;
  • выставка книг;
  • запись романсов на стихи Тютчева, песен В. Высоцкого.

Эпиграф:

Самое большое, что может лирика – обогатить душу и усложнить переживания. А.Блок.

Учитель.

Так стремительно вдруг закружилась наша жизнь, такой бурной стала, такой загадочно-интересной, такой обещающей, что остановиться некогда и дух перевести некогда, мало того, как будто и не нужны остановки, несвоевременны…

И всё-таки остановимся… Небо высоко. Поле чисто. Земля пропитана жизнью, лаской, любовью, чьи-то голоса слышны, невнятные, но тем не менее ясные. Голоса тех, кто одухотворил землю. Кто любил и любовь свою оставил нам, растворив её в струящимся воздухе полудня.

Хочется сегодня поговорить о любви. В наше сложнее время, когда столько вражды, ненависти, непонимания среди людей, нужно помнить, что есть такое прекрасное, нежное чувство, как любовь. Разговор наш пойдёт о любви конкретных людей к женщинам, тоже реально существовавшим или сейчас живущим. Вы можете спросить, а почему в наше трудное время мы должны говорить о любви к женщинам, да ещё давно жившим, а не о любви к Родине, народу, природе. Мне кажется, что если человек не способен любить конкретного человека – мужчину, женщину, мать, отца, то ни о какой любви к Родине и народу не может быть и речи.

Вопросы любви стали волновать людей с тех пор, как они осознали себя людьми. И все, что было пережито, накоплено поколениями, отразилось в литературе. О любви писали Гомер и автор “Слова о полку Игореве”, Шекспир и Петрарка, Лев Толстой и Стендаль, Пушкин и Гете, Горький и Шолохов …

Итак, начинаем.

Ведущий.

В большой степени имя Петрарки, жившего в XIV веке, известно благодаря его 317 сонетам, посвященным любимой женщине Лауре.

Когда читаешь сонеты Петрарки, в глаза бросается одна черта – потребность в любви, желание любить и быть любимым.

Чтение сонетов:

“Вздыхаю, словно шелестит листвой печальный ветер…”
“Как сладки примиренье и разлад… “.

В книге “Моя тайна”, где Петрарка с глубоким психологизмом затрагивает многие морально-этические проблемы, волновавшие его, он говорит о том, что любовь к Лауре помогала ему избавиться от земных слабостей, возвышала его душу, “подстрекала мой оценённый гений, пробудила мой полусонный дух.” Вот такой он рисует женщину, которую любил всю жизнь.

Чтение сонетов:

“Такой небесный дар-столь редкий случай…”
“При благородстве крови – скромность эта…”.

Любовь к Лауре заставила Петрарку жестоко страдать, переживать, он бежал от неё. Иногда называл своё чувство болезнью, но всегда приклонялся перед своею избранницей.

Чтение сонета:

“Коль не любовь сей жар…”.

В последние годы жизни любовь представлялась ему райской, идиллической.

“Богатство наше, хрупкое как сон…”.

Учитель.

Прошли десятилетия, века. Мы не знаем, какой была Лаура, но в нашем представлении она – идеал, воплощение всех добродетелей, которыми мог наделить поэт свою влюблённую.

Звучит музыка.

Учитель.

Остановимся и отсчитаем в памяти 131 год назад и прислушаемся к Ивану Сергеевичу Аксакову, рассказывающему о дне великой скорби России.

Ведущий. “Ранним утром 15 июня 1873 года лицо его внезапно приняло какое-то особенное выражение торжественности и ужаса; глаза широко раскрылись, как бы вперились вдаль – он не мог уже ни шевельнутся, ни вымолвить слова, – он, казалось, весь уже умер, но жизнь витала во взоре и на на челе. Никогда так не светилось оно мыслью, как в этот миг… Через полчаса вдруг всё померкло, и его не стало… Он просиял и погас.”

Учитель.

Так умер Ф.И. Тютчев. Аксаков подчеркнул в словах, “просиял и погас,” видно, так поразило его это сиянье перед уходом. Никому не дано заглянуть за этот полог, и что увидел Фёдор Иванович в последний миг, мы никогда не узнаем, но всё-таки… Человек умирает так, как он жил. И трус не просияет перед смертью, и завистник не успокоится, и палач не просветлится.

За четверть века до этого просветления Фёдор Иванович встретился с Еленой Александровной Денисьевой.

Ведущий.

Фёдор Иванович так часто думал и писал о “минутах роковых” в жизни человека, что должно быть, сразу понял: с этой встречей, с этой любовью пришла и его роковая минута, время перекрестья судеб, не сулящие ни покоя, ни гармоничного блаженства, и всё же неизбежная, как жизнь и как смерть. Непроизвольно с жестокой точностью Тютчев-поэт вёл дневник любви Тютчева-человека, и рождалась на свет одна из самых печальных, самых возвышенных и самых горьких любовных повестей человечества.

Звучит стихотворение “О, как убийственно мы любим…”.

Учитель.

Здесь нет ни поэтических красот, ни преувеличений. Да и вообще, чем крупнее поэт, тем меньше ему надо прибегать к гиперболам: жизнь и так достаточно жестока…

Ведущий.

Елене Александровне 24 года. Бедна, но родовита, такие девушки, как правило, выходят замуж за худородных, но богатеньких, и если не счастливы, то довольны. Сирота, живёт с тёткой. А тётка – инспектриса Смольного института, в котором воспитываются дочки дипломата и остроумница Тютчева. Озабоченная судьбою племянницы, тётка возит её по разным богатым домам, где балы и роскошь, женихи и спокойствие завтрашнего дня. Сама же племянница обладает счастливой наружностью, умна и прелестна, эмоциональна, но и энергична, весела – словом, счастлив будет тот молодой повеса, которого она одарит своим вниманием.

Ведущий.

Молодым балбесом оказался сорока семилетний дипломат, женатый, отец троих детей, недавно вернувшийся из заграничной службы, растянувшейся на четверть века. Он рано поседел, и ему ещё не было 50-ти, когда в разговорах его называли “старичком”. Поэтической славы у него не было, о том, что он великий поэт, знало несколько человек, правда, среди них были Пушкин, Некрасов, Фет. Так что никакого ореола, столь влекущего девичьи сердца, не было.

Учитель.

Послушаем современника:

Ведущий.

“Низенький, худенький старичок, с длинными, отставшими от висков, поседелыми волосами, которые никогда не приглаживались, одетый небрежно, вот он входит в ярко освещённую залу: музыка гремит, бал кружится в полном разгаре…Старичок пробирается нетвёрдой поступью близ стены, держа шляпу, которая сейчас, кажется, упадёт из его рук. Из угла прищуренными глазами он окидывает всё собрание. Он ни на чём и ни на ком не остановился, как будто б не нашёл, на что бы нужно обратить внимание…”

Учитель.

Маленький, худенький, седенький, старенький. И девушка, блестящая, как летний день. Что же такое, что за пара? Но подождите, дослушаем современника:

Ведущий.

“К нему подходит кто-то и заводит разговор… Он отвечает отрывисто, сквозь зубы… смотрит рассеяно по сторонам. Кажется, ему уже стало скучно: не думает ли он уйти назад. Подошедший сообщает новость, только что полученную, слово за слово, его что-то задело за живое, он оживляется, и потекла потоком речь, увлекательная, блистательная, настоящая импровизация… Вот он роняет, сам не примечая того, несколько выражений, запечатлённых особенную силу ума, несколько острот едких, но благопристойных, которые тут же подслушиваются соседями, которые шёпотом передаются по всем гостиным, а завтра охотники спешат поднести их знакомым, как дорогой гостинец: “Тютчев вот что сказал вчера на бале…”

Учитель.

Да уж, какой там седенький старичок! Лев в силе и мощи, лев ума и проницательности, здесь, в гостиной, приоткрывающий только часть своего гения. И при чём тут возраст, рост, седина? И Денисьева увидела, поняла, влюбилась, дотла сожгла все мосты…

И вот колыбель, первая их дочь – Елена-малая, и его шёпот, как раскаяние и мольба.

Стихотворение “Не раз ты слышала признание…”.

Учитель. И любящему сердцу было непереносимо тяжко. Это ж такой скандал был! Такая замечательная многоножная, многокольчатая сплетня! Ударила сплетня в Елену Александровну, отрикошетила, грохнула по тётке, и та была вынуждена оставить Смольный. Двери всех домов захлопнулись. И наступила бы полная немота, полный вакуум, если бы не заполнился он для Елены Александровны её огромной, непереносимой, грешной и святой любовью. Да, грешной, ведь не в браке, да, святой, – ведь одна и на всю жизнь. Что же это было?

Стихотворение “Любовь, любовь – гласит преданье…”.

Учитель.

Елена Александровна хлебнула сполна. Но ведь их двое было – виновных, греховных. Чтобы не бросить тень на поэта, начали, было, литературоведы потом, годы спустя придумывать беды и кары, якобы постигшие поэта. Но правнук Фёдора Ивановича, крупный учёный, знаток творчества самого блистательного родича, вот что говорит:

Ведущий

“В некоторых работах о Тютчеве утверждается, что, полюбив Денисьеву, Тютчев пожертвовал своим, весьма в то время блестящим положением. Он почти порывает с семьёй, не обращает внимание на выражаемое ему двором неудовольствие, смело бравирует общественным мнением, и если в конце не губит себя окончательно, то тем не менее навсегда портит себе весьма блистательно сложившуюся карьеру.”

В действительности всё обстояло не совсем так. Служебная карьера Тютчева никогда не складывалась блистательно. В год, когда его любовь к Денисьевой получила огласку, он имел чин статского советника и занимал достаточно скромный пост при МИДе. Его повышение в чинах и в дальнейшем проходило без особых перебоев. В общественном положении поэта никаких перемен не произошло. Если Денисьева была отвержена “светом”, то Тютчев по-прежнему оставался завсегдатаем петербуржских аристократических салонов. С семьёй Тютчев не порывал и никогда не мог бы решиться на это. Он не был однолюбом…, и это вносило в его отношении к обеим женщинам мучительную раздвоенность. Поэт сознавал себя виновным перед каждой из них за то, что не мог отвечать им той же полнотой и безраздельностью чувства, с каким они относились к нему”.

Учитель.

Вот так; и тут уже ничего не прибавишь. Елена Александровна была выше в любви, цельнее, безогляднее. Она не писала стихов, но Тютчев помог выразиться её сердцу, обратившись к самому себе от её лица.

Стихотворения:

“Не говори: меня он, как и прежде, любит…”
“О, не тревожь меня укорой справедливой…”.

Ведущий.

У них родится трое детей, все Тютчевы, все незаконнорожденные, рок, о котором он и она столь часто вспоминали, беспощадно расправился с Еленой младшей – она умрёт в 14 лет от скоротечной чахотки, а на другой день скончается от той же болезни годовалый Николай. Слава богу, мать не увидела – она умерла от той же чахотки, когда Николаю исполнилось всего 2 месяца. И ей тогда было 38 лет. Тютчеву она подарила 14 лет жизни, счастья и боли.

“Все кончено – вчера мы её похоронили. Что же это такое? Что случилось? О чем же я вам пишу – не знаю. Во мне всё убито: мысль, чувство, память, всё…”

Учитель.

Но задолго до скорбного дня, за десятилетия или более того, Тютчев всё уже знал – именно знал, а не предчувствовал, и это знание – самое таинственная и скорбная загадка поэзии. Послушайте это заклинание, и вы почувствуете в длинной, выбивающейся строке этот сердечный, растянутый удар – такие стихи пишутся раз в жизни – даже гениями.

Стихотворение “Последняя любовь”.

Учитель.

Но есть в печальной повести ещё и одна героиня – жена Тютчева. Ни у кого-нибудь, у неё искал Фёдор Иванович утешения в своём горе, уже не думая о том, каково ей-то видеть его слёзы. Это она сказала, пресекая все насмешки и злорадство: “Его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина.” Это уже подвиг, подвиг женщины и жены. Много ранее, до слёз и утешений, он написал жене стихи:

“Не знаю я, коснётся ль благодать…”.

Тютчев вложил листок со стихами в гербарий, чтобы жена нашла их как бы ненароком, но так уже получилось, что она нашла их 24 года спустя, когда Тютчева уже два года не было в живых.

Ведущий.

“Это было целое событие в мой безрадостной жизни”, – грустно сказала она. Какова же была радость и скорбь её при чтении замечательного привета, признания её подвига жены, её дела любви. Человек-Тютчев был часто слаб, Тютчев-поэт строил памятник Женщине, и здесь стал равен беспредельной любви одной и подвигу другой. Наверное, когда поэт умирал, обе женщины, одна в белом платье, другая – в чёрном, склонились над уходящим. И обе простили его – он просиял и погас.

Месса си минор Баха.

Учитель.

Наш разговор о единении сердец, о любви, возвышающей человека, делающий его лучше, был бы неполным, если бы мы не коснулись двух интересных судеб, слитых на 17 лет воедино – Марины Влади и Владимира Высоцкого. Вспоминая годы, прожитые вместе с Высоцким, Марина Влади искренне пытается разобраться в их непростых отношениях, понять мотивы беспредельной любви, не знающей ни расстояний, ни границ. Вот их первая встреча. Марина Влади приехала на кинофестиваль в Москву.

Ведущий.

“Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачивалась к нему. Он подходит, молча берёт мою руку и долго не выпускает, потом целует её, садится напротив и уже больше не спускает с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это ты. Ты не ешь, не пьешь , – ты смотришь на меня.

– Наконец-то я встретил вас.

Эти первые произнесённые тобой слова смущают меня.

Я отвечаю тебе дежурным комплементом. Я вижу твои глаза – смеющиеся и нежные, коротко остриженный затылок, двухдневную щетину, налившиеся от усталости щеки. Ты некрасив, у тебя ничем не замечательная внешность, но взгляд у тебя необыкновенный. Ты поёшь для меня одной. Постепенно я начинаю понимать смешки, горький юмор и глубину твоих песен.

Ты объясняешь, что театр – твоё ремесло, а поэзия – твоя страсть. И тут без всякого перехода говоришь, что давно влюбился в меня.”

Учитель.

Так встретились два человека, которых соединила любовь, но разделили тысячи километров, различный политический строй, а в 1967 г. – это было очень важно, а также – прошлое: трое сыновей у Марины Влади и двое у Владимира Высоцкого.

Стихотворение: “Она была в Париже”.

Они сумели преодолеть все трудности и быть вместе.

Ведущий.

Ты работаешь день и ночь. Утром уезжаешь в театр на репетиции, днём ты снимаешься или у тебя концерт, вечером играешь в спектакле, ночью ты пишешь стихи. Ты спишь самое большое 4 часа в сутки, но, кажется, тебя не утомляет этот адский ритм, жизнь так и кипит в тебе. Со сцены ты мне бросаешь знаменитые слова из спектакля “Послушайте!” Маяковского: “Нам тридцать лет, полюбим же друг друга…”

После 4 часов спектакля я вижу тебя побледневшим, похудевшим, с лихорадочно блестящими глазами, но готовым сесть за маленький столик, зажатый между кроватью и окном, чтобы писать всю ночь, и, разбудив меня под утро, читать набросанные строки.

Стихотворение “Люблю тебя сейчас…”.

Ведущий.

Мы счастливы. Власти пока закрывают глаза на нашу идиллию, моя работа в Москве закончилась, и все думают, что я вернусь во Францию и быстро забуду тебя. Как только я возвращаюсь к себе в Мэзон-Лоофит, звонит телефон. Это ты. Ты провёл несколько часов на почте и, ожидая, пока тебя соединят с Парижем, написал стихотворение и читаешь его мне:

Стихотворение “Мне каждый вечер зажигает звезды…”.

Ведущий.

Заказанные минуты разговора истекают, и ты только успеваешь крикнуть вместо “до свиданья” “Возвращайся скорее, без тебя я не знаю, каких глупостей натворю.”

Я немедленно начинаю искать повод для получения визы.

Учитель.

На какие только ухищрения не идёт Марина, чтобы приехать в Россию: и уговаривает режиссеров на съемки её в фильмах, и приобретает туристическую путёвку. В Москве нет постоянной квартиры, живут у знакомых, снимают на время комнаты, Марина узнаёт, что Владимир страдает тяжелым недугом – он алкоголик, у него бывают страшные запои, итогом которых являются отмененные спектакли, ссоры с Любимовым, выброшенные деньги, потерянная или раздаренная одежда, ссадины и синяки, ножевые ранения, товарищи, пострадавшие в многочисленных дорожных авариях.

Стихи

“День-деньской я с тобой, за тобой...’’
‘‘Нет рядом никого…’’.

И тем не менее они получают разрешения на брак и становятся мужем и женой, но чаще всего общаться приходится по телефону.

10 лет у них есть ангел-хранитель – телефонистка Люся.

Ведущий.

“Уже несколько недель я в Риме. Однажды утром меня зовут к телефону прямо в парикмахерской. Звонят из-за границы. “Звонит Москва, вас спрашивает Высоцкий. Я успеваю только сказать “Алло!” и слышу твой голос:

‘’Наконец-то я нашёл тебя, мы нашли тебя, спасибо, дорогие мои телефонисточки, благодаря им я нашёл свою жену. Теперь всё хорошо. Необходимо, чтобы ты вернулась!’’ Ты одна можешь мне помочь! Правда, дорогие мои, я правильно говорю? Скажите ей, что она нужна мне, скажите ей это!

Вмешивается звонкий голосок: “Не беспокойтесь, он уже несколько дней рассказывает о вас, сейчас он очень счастлив!”

Мы многим обязаны ей, т.к. живя в разлуке по несколько месяцев в году, нам пришлось бы часами ждать маловероятного телефонного разговора. Этой женщине удавалось соединить нас не только проводом, но часто вмешательством. Я знала, что могу связаться с тобой из глубины Полинезии, из Нью-Йорка, из Афин, откуда угодно.

Она была той тонкой нитью, связывающей нас и в горе, и в радости, до самого последнего разговора. Чьё лицо, опухшее от слёз, я увидела только потом, когда её участие уже не могло помочь нам отыскать друг друга.”

Стихотворение ’’Песня 07’’ – это песня о Люсе.

Учитель.

Правдами и неправдами, путём вмешательства высокопоставленных друзей, М. Влади добивается выездной визы, и вот перед ними Нью-Йорк, Париж, Мехико и Варшава, Мадрид и Рим.

И ещё Владимир поёт. Даже те, кто не знает русского, зачарованы силой его голоса, с которой он исполняет песни и стихи.

Запись песен Высоцкого.

Однажды им повезло – пришлось сниматься в одном фильме, и они встречаются в Венгрии на съемках, из-за нелётной погоды, вместе им быть всего день.

Ведущий.

“Я никогда не знала, каким тебя увижу после длительной разлуки. Мы жили в таких разных странах, в таких разных мирах, что нам необходимо время, чтобы снова привыкнуть друг к другу. Сцену должны снимать на маленькой деревенской улочке. Сцена проста: мы выходим из кино, болтаем, ни с того ни с сего ты целуешь меня. Я смеюсь, ты обижаешься…Мы снимали несколько дублей. Каждый раз случалось чудо – твои глаза загораются хитринкой, моя мигрень проходит, ты целуешь меня, и мы живём для камеры минуты, которые нам не удалось прожить на самом деле.”

Стихотворение “Песня о коротком счастье”.

Учитель.

Когда В. Высоцкий находится за границей, ему неоднократно задают вопрос: ’’Почему ему не уехать совсем из России?’’ – “Я работаю со словом, мне необходимы мои корни, я – поэт, без России я – ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить. Без их любви я задыхаюсь. Но без свободы я умираю.’’ Эти мысли есть почти во всех твоих песнях и стихах. Я помогла тебе выехать, увидеть мир. Хорошо или плохо? Ответ в твоём последнем стихотворении.

Стихотворении “И снизу лед, и сверху маюсь между…’’.

Ты читал эти стихи мне один раз, и они отпечатались в памяти.

И так 12 лет, встречи, расставания, непродолжительные свидания и неодолимая тяга друг к другу, желание Марины помочь выбраться из того омута, в который затягивает его алкоголь, с его стороны стремление к ней, как к единственному человеку, способному спасти его.

Ведущий.

“25 июля 1979 г. на концерте в Бухаре ты падаешь на сцене. Прямой укол в сердце возвращает тебя к жизни. Год спустя день в день 25 июля 1980 года встреча со смертью состоялась. Я помню, как ты однажды сказал мне:

– Ты же видишь, я ей не нужен – этой величественной даме в чёрном. Я тоже не очень-то тороплюсь познакомиться с ней.

Между тем, ты сделал всё, чтобы подготовиться и не опоздать на свидание.”

Звучит песня “Кони привередливые”.

Учитель.

Три поэта, три жизни, три судьбы, вылитые в стихи.

Эти люди, благодаря силе своего таланта, заставляют нас задумываться о том великом чувстве, которое было даровано им судьбой и которое называется любовью, которое делало их лучше, выше, чище, благороднее, душевно красивее.

Способны ли мы на такие чувства? Что такое любовь? Что же такое счастье? Для чего человек живёт? Нам, наверное, не ответить на эти вопросы. Давайте просто задумаемся над ними.

Музыка.

Люди, конечно, не рождаются для того, чтобы их жизнь, их страдания послужили материалом для стихов, пусть и гениальных. Но люди живут и рядом с ними начинают жить стихи, а потом люди уходят, стихи их остаются, потому что каждая настоящая строчка оплачена золотым запасом человеческой любви и страдания.