Урок-тест по литературе

Разделы: Литература


Вступительное слово учителя.

Татьяна пред окном стояла.
На стёкла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель: О да Е.

Шесть строк. Предельно простая картина, а в ней и внутреннее состояние героини, и отношение к ней автора. “Душа моя”, “прелестный пальчик” – автор благоговеет перед героиней. А она – в состоянии ожидания ответа на письмо, она переполнена мыслями о нём. Он – О...негин Е...вгений.

Это было моё лирическое отступление от темы сегодняшнего урока. Сегодня наша очередная встреча с романом Пушкина “Евгений Онегин”.

“Пятая тетрадь” – так называет Пушкин пятую главу романа. Это и тема сегодняшнего урока. По форме – это урок-разбор тестовых заданий, которые вы решали ранее.

Цели урока:

  1. выявление некоторых своеобразных черт главы, попытка определить её место в романе;
  2. формирование навыка работы с тестами (ход размышлений при выборе ответа);
  3. “любование” гениальностью пушкинских строк.

То есть, работа для ума и для сердца.

Ход урока

Начнём с голоса автора.

Пора мне сделаться умней,
В делах и в слоге поправляться
И эту пятую тетрадь
От отступлений очищать.

Автор сам подсказывает нам ответ на вопрос: в чём же своеобразие гл. 5.

I. Лирических отступлений (ЛО) почти нет, на первый план выходит эпическая линия, повествование, но без образа автора и здесь не обходится. Он в ЛО о мазурке, в пейзажном ЛО, в ЛО литературно-критического характера.

Итак, вопрос 1 тестов.

К какому типу относится ЛО о мазурке? Поясните выбор ответа.

  • а) автобиографическое;
  • б) разговор о литературных приёмах;
  • в) пейзажное;
  • г) разговор на житейскую тему;
  • д) гражданская тема;
  • е) смешанного типа.

Тип ЛО – разговор на житейскую тему. Его роль – отвлечь от накала страстей, вражды, возникшей между Онегиным и Ленским, и дать сведения в “энциклопедию русской жизни XIX века” (так характеризует роман Белинский).

Вопрос 2.

Манера изображения пейзажа в начале главы 5

  • а) реалистическая;
  • б) романтическая;
  • в) классицистическая?

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе.
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе… (и т.д.)

Чьими глазами дан пейзаж? Татьяна видит картину из окна. Автор и мы будто рядом с ней. Данный пейзаж – реальная картина того времени, в ней – простая природа, деревенский быт. Другой (Вяземский, Баратынский) создал бы романтический пейзаж “в пламенных стихах” “роскошным слогом”, описывая зиму, но автору дорога “низкая природа”, хотя “изящного не много тут”.

Вопрос 3.

Роль пейзажа в пятой главе

  • а) изображение картин русской природы с целью любования;
  • б) отражение характера героя;
  • в) связь глав в одно целое;
  • г) философские размышления автора.

Неизящная картина природы “перетекает” в характеристику героини.

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С её холодною красою
Любила русскую зиму.

Образ русской зимы и образ Татьяны схожи. Их объединяет простота и естественность, неброскость и скромность.

II. Вторая особенность главы – наличие вставных элементов (фольклорные: народные гадания, приметы – и сон Татьяны).

Вспоминаем народные приметы, описанные Пушкиным: кот умывается, месяц с левой стороны, падучая звезда, заяц на дороге или черный монах.

Вопрос 4.

Фольклорные (вставные) элементы характеризуют Татьяну как…

  • а) девушку пугливую, которая всего боится;
  • б) как человека, который находит прелесть во всём истинно народном;
  • в) как человека глупого, примитивного;
  • г) фольклорные элементы никак не характеризуют Татьяну, используются, чтоб позабавить читателя.

Татьяна любит всё народное: обычаи, традиции, праздники. Татьяна – “русская душою”, а “русский” – значит “народный”. Она “как лань лесная боязлива”, но во всём народном “тайну прелесть находила и в самом ужасе она”. К тому же, “Татьяна верила преданьям простонародной старины”.

Вопрос 5.

Сон Татьяны – очень важный, хотя и вставной элемент. Не даром с ним связан эпиграф пятой главы: “О, не знай сих страшных снов ты, моя Светлана!” (строки из баллады Жуковского).

Композиционная роль сна

  • а) вставной элемент;
  • б) ось симметрии романа (принцип зеркальности);
  • в) пародия на гостей;
  • г) предвестник будущих событий (предчувствия Татьяны);
  • д) кульминация романа;
  • е) развязка одной из сюжетных линий.

Сон – ось симметрии романа, проявление принципа зеркальности, на котором строится всё произведение. Сон – это отражение реальных событий (бал у Лариных в честь именин Татьяны). Татьяна чувствует, что “сон зловещий ей сулит печальных много приключений”.

Сон – это и характеристика психологического состояния героини (предчувствие беды). Татьяна испытывает страх, стыд, но Он явился – и не так ужасно, Он защищает её от нечисти, он – герой, хозяин (герой её романов). Сон усиливает внутреннюю связь Татьяны с Онегиным и выявляет чувствительность её души. Сон – это и пародия на гостей. Картины бала наяву и застолья во сне симметричны.

Сон Бал
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ.
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шарканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.

III. Третья особенность пятой главы – её эпический, повествовательный характер. Сцена бала (именины Тани) – это кульминация пятой главы, обострение двух конфликтов романа. Ради этой сцены Пушкин “очистил” “пятую тетрадь” от ЛО.

Вопрос 6.

Что сближает сцены бала у Грибоедова и у Пушкина (гл. 5)?

  • а) гости представлены в сатирических тонах;
  • б) хозяева представлены с симпатией и юмором;
  • в) изображена Москва, нравы высшего света;
  • г) автор наслаждается праздником.

Гости представлены в сатирических тонах, оба автора используют приём “говорящая фамилия”: у Грибоедова – Хрюмины, Хлёстова, Скалозуб; у Пушкина – Пустяков, Скотинины, Гвоздин. Их важный внешний вид и полная бездуховность резко противопоставлены.

В пятой главе обостряется конфликт не только социальный. Развиваются отношения между Онегиным и Татьяной.

Вопрос 7.

Отношение Онегина к Татьяне в сцене именин

  • а) “взор его очей был чудно нежен”;
  • б) “был сердит”, “надулся”;
  • в) “довольный праздничным обедом”;
  • г) “её здоровье первый пьёт и ей куплет передаёт”;
  • д) “ей шепчет нежно какой-то пошлый мадригал”.

Попытаемся определить, к кому относится каждая цитата. “Был сердит” Онегин на Ленского. Вспомните, почему.

“Доволен обедом” сосед Лариных. “Куплет передаёт” Татьяне француз Трике. “Шепчет пошлый мадригал” Онегин Ольге. Вспомните, по какой причине. “Взор его очей был нежен” – это Онегин и его отношение к Татьяне. Он нехотя дал её повод надеяться, но разбил все надежды в конце пятой главы.

Таким образом, мы можем ответить на главный вопрос урока.

Вопрос 8.

Главная содержательная роль эпизода (гл. 5)

  • а) характеризует героев;
  • б) психологическая (обострение конфликта);
  • в) оценочная;
  • г) поворот в отношениях героев (переплетение двух сюжетных линий).

Все указанные характеристики имеют место в пятой главе, но на первый план выходит функция эпизода, состоящая в переплетении двух сюжетных линий (Онегин – Татьяна, Онегин – Ленский), переворот в отношениях героев, который приведёт к кульминации (дуэли). Следовательно, здесь имеет место и обострение конфликта.

Рекомендуемое домашнее задание. Провести аналогичный разбор главы 8 и составить по ней тестовые задания.

P.S. Чтобы сделать урок более ярким, наглядным, можно продемонстрировать иллюстрации пейзажа начала пятой главы, зашифровать в рисунках народные гадания, упоминаемые в романе, продемонстрировать мазурку, напомнить сцену из спектакля “Горе от ума” и, конечно, подготовить выразительное чтение отрывков из пятой главы.

Урок предполагает разбор тестовых заданий, которые были предложены для самостоятельной работы на предыдущем занятии. К каждому тесту предлагалось дать письменное пояснение ответа. Тем ученикам, чьи пояснения были интересными и доказательными, на данном уроке предлагалось защитить свою точку зрения.