Оригинальная идея и разработка биоадекватной (б/а) [7] методики преподавания учебных дисциплин была предложена более 10 лет назад академиком РАЕН Н.В. Масловой.
Эта методика представляет собой совокупность скоординированных действий учителя и ученика, целью которых является мотивация и активизация целостных динамичных мыслеформ по учебной дисциплине и навыков инструментальной работы с ними. При этом используется системная организация физиологических, интеллектуальных, психических функций учащихся.
В работе “Ноосферное образование” [7] она представлена лингвистическими дисциплинами: русским и английским языками. В данной статье обобщен опыт работы автора в использовании б/а методики на уроках литературы.
Б/а методика является холистическим (холистическое направление - синтез методов активизирующего и суггестопедического направлений) методом преподавания, направленным на визуализацию информации, работу со знаковыми системами внутри самого человека. Визуализация - это символьный этап урока, когда у ученика происходит “свертывание” чувственно-логической информации путем наложения ее на некий образ. Особенность использования б/а методики состоит в том, чтобы совместить обобщенные представления ученика о художественном образе и индивидуальные образные ассоциации относительно внутреннего мира художника, его видения, его взгляда на эпоху.
С этой точки зрения главной идеей русской литературы XIX века, на мой взгляд, является христианство. Именно религиозно-онтологическое обоснование творчества писателей помогает понять важнейшие мотивации русской литературы, ее духовные задачи.
В основе произведений русской литературы лежат духовные ценности автора, система его культурных, исторических, религиозных взглядов. М.М. Бахтин заметил: “В абсолютной ценностной пустоте невозможно никакое высказывание, невозможно само сознание. Вне Бога, вне доверия к абсолютной другости невозможно самоосознание и самовысказывание”. Более того, в XIX веке становится особенно зримой связь русской литературы и христианства, что проявляется и в смыслах, и в формах художественного высказывания, и в стилевой организации произведения. Отклик на эту идею я нахожу в мысли Бахтина о том, что “художественное произведение имеет два уровня: один - отражение конкретной реальности, злободневности, другой - обращение к вечности, высшее обобщение о смыслах жизни”. Восприятие этого уровня невозможно без понимания русского Православия.
В таком отношении к христианству, на мой взгляд, находятся Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Достоевский, Лесков и другие. Возникает вопрос: как доступно донести до старшеклассников сложные теоретические вопросы о связи русской литературы XIX века и Православия, помочь увидеть за конкретными биографическими реалиями сложную духовную жизнь ищущего человека, его христианскую образность?
Понимая глубину поставленной задачи, я изменила привычную для школьной практики архитектуру учебного общения. Настоящим открытием для меня стало использование б/а методики преподавания литературы. Ведь христианские традиции и народная православная образность базируются на архетипах, генетически близких всякому человеку как носителю первичных схем - образов фантазии. Именно архетипы лежат в основе общечеловеческой символики, они проявляются и в произведениях литературы.
На уроках по изучению нового материала я использую архетипические образы-символы: камень, каплю росы, дерево, гору, семя и другие. Они имеют особое значение и потому, что налицо их упоминание в Священном Писании. Строки Ветхого и Нового заветов изобилуют ими: горы, камни, деревья, вода, небо… А ведь евангельские строки своеобразно преломляются в произведениях писателей XIX века! Вспомните лучи солнца у Достоевского, дерево у Толстого (дуб) и Тургенева (осина), горы у Лермонтова и у раннего Бунина и т.д.
Еще Еврипид сказал, что результатом образования является формирование образа. Достоинством уроков литературы по б/а методике является формирование образа учебной информации.
Известному режиссеру Феллини принадлежит фраза: “Я верю в информацию, вытекающую из образа”. Информация, которую получают ученики на моих уроках по б/а методике - это сведения о времени, об эпохе, о людях, об авторе, о его восприятии эпохи. Урок, проведенный по б/а методике, не ориентирует учащихся на конкретику, а помогает почувствовать дух писателя, нерв эпохи, колорит произведения, способствует формированию вечных общечеловеческих ценностей. Это происходит естественным способом - при помощи образа. Не даром об образах говорят как о созданных по принципу золотых пропорций.
Урок литературы изначально нацелен на формирование вечного гуманитарного творческого начала ученика. А что может способствовать развитию этого начала? Л.С. Выготский давно ответил на этот вопрос: “образ - подлинная основа и движущая сила творчества”. Литература как часть гуманитарного образования в своей основе ориентирована на формирование образов. Опора на образы облегчает и продуцирует успешное обучение, гармонизирует работу правого и левого полушарий головного мозга, способствует снятию психо-эмоционального напряжения. Б/а методика позволяет изменить традиционный принцип урока “Слушай и запоминай” на “Воспринимай, ассоциируй, действуй!”
Образное мышление включает в себя три мыслительных процесса: создание образа, оперирование им и ориентацию в пространстве. Б/а методика преподавания литературы позволяет использовать на уроке все эти мыслительные процессы, кроме этого используется режим “комфортной работы”, когда в процесс познания включаются центры удовольствия человеческого организма на новом этапе урока - релаксации. Это состояние глубинного человеческого размышления благоприятно для восприятия информации. Вторым этап урока литературы по б/а методике является формирование некого природосообразного архетипического образа, через который происходит синтез информации. Третий этап урока - оперирование информации, полученной через образ, ее логическое осмысление. Четвертый этап урока - свободная ориентация ученика в пространстве новой учебной информации, самостоятельное осмысление вслух новых знаний и их творческое применение.
Такая концепция урока является адекватной природе человеческого организма, так как является нормативным ходом развития человека, когда при взаимодействии правого и левого полушарий головного мозга тело, мозг и душа достигают гармонии.
Основная цель концепции ноосферного образования - выявление и актуализация истоков нравственности из глубины внутреннего мира личности. Цель литературного образования в школе - этическое переживание системы нравственных оценок автора и формирование нравственных принципов ученика. Таким образом, цели литературного и ноосферного образований совпадают.
Список использованной литературы
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979
- Бахтин М.М. Основы семантического кодирования. Опыт представления и преобразования знаний. Минск, 2001.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
- Зурабов А.А. вспомните, кто вы?// Дельфис № 1(23), 2001, с 3-5
- Зимняя И.А. Лингво - психология речевой деятельности. Москва - Воронеж, 2001.
- Моисеев Н.С. Быть или не быть человечеству? М., 1999
- Маслова Н.В. Ноосферное образование. Монография. - М: Инст. Холодинамики, 2002
- Мартынов В.В. основы семантического кодирования. Опыт представления и преобразования знаний. Минск, 2001.
- Программа по литературе для гимназий, лицеев, классов с углубленным изучением предметов/ Под ред. Ладыгина М.Б. М.: 1999.
- Синергетика и учебный процесс. М.: РАГС, 1999
- Философский энциклопедический словарь, М. 1989.
Цели:
1. Помочь учащимся познакомиться с философско-религиозной концепцией позднего Толстого; подтвердить ее аспекты примерами текста, особенностями сюжета.
2. Способствовать возникновению особого образа читательского бытия; формированию читательской культуры; совершенствовать умение проводить литературные, исторические, культурологические и жизненные параллели, оттачивать монологическую речь учащихся.
3. Способствовать высвобождению высшего творческого потенциала каждого ученика.
Оборудование: аудиозапись “Музыка для релаксации”, сборник.
Эпиграф: Степень страха, который мы испытываем перед смертью, есть показатель степени истинности понимания нами жизни. Чем меньше страха смерти, тем больше свободы, спокойствия, сознания могущества духа и радости жизни. При полном освобождении от этого страха должно быть полное, ничем ненарушимое спокойствие. (Л. Толстой).