Цели:
Воспитание чувства гордости за свою страну, свой народ, создавший великую культуру.
Повторение изученного материала по истории литературы.
Расширение кругозора учащихся за счёт введения литературного материала в исторический контекст.
Эстетическое воздействие на эмоции учащихся посредством использования разных видов искусства: живописи, музыки, танца, театральных сцен.
Развитие творческих способностей через участие в танцах, театральных постановках, инсценировании басен.
Используемые наглядные пособия:
Портреты М. В. Ломоносова, Д. И. Фонвизина, И. А.Крылова, Петра Первого, Г. Р. Державина, картины художников XVIII века Боровиковского, Левицкого, Рокотова, неизвестных художников.
Фотографии памятников культуры, Медного Всадника.
Слово учителя:
XVIII век был давно. Сколько поколений отделяет нас от той эпохи… Какие люди жили тогда? Как жили? О чём мечтали?
Всмотритесь в эти лица — лица людей, которые жили тогда…Они так же, как мы, любили и ненавидели, радовались и грустили, страдали от боли и наслаждались видом прекрасного. (Показать картины и рассказать немного о них)
Сегодня мы даже представить не можем жизнь не только без телевизора или автомобиля, но даже без электричества…без асфальта на дорогах… без больших многоэтажных домов … без больших городов (ведь всё население России в 1725 году составляло 9 миллионов человек!) Наконец, как жили люди без литературы?! (Ведь почти все книги, которые мы сегодня имеем, написаны были позднее, а все произведения древнерусской литературы, напечатанные современным способом, поместятся в два небольших тома…)
А. С. Пушкин однажды сказал: “Словесность наша явилась вдруг в XVIII столетии”. Почему же “вдруг”? Что послужило тем толчком, что Россия из отсталого государства где-то на задворках Европы вдруг стала великой державой, с которой невозможно было не считаться, которая создала не только свою армию, флот, промышленность, но и величайшую культуру?
— Кого из деятелей науки и культуры XVIII века вы можете назвать? (Ученики называют, как правило, очень немного имён).
Как видите, очень плохо мы знаем тех, кто создавал основы нашей культуры. Вот потому-то моим первым желанием было назвать наш литературный бал “Неизвестный XVIII век”. А ведь это был “Век Просвещения”!
Начиналось же всё тогда…
Первый чтец (читает отрывок из поэмы А. Пушкина “Медный всадник”)
Учитель:
Да, так, со строительства будущей столицы в устье Невы, всё начиналось… Пётр “Россию поднял на дыбы” прежде всего реформами, которые затронули практически все стороны жизни.
— Какие вы можете назвать реформы, проведённые Петром Первым в начале XVIII века? На изменение каких сторон жизни они были направлены? (Ученики называют реформы в армии, промышленности, торговле, изменение бюрократической системы, укрепление абсолютизма, введение “Табели о рангах”, повышение роли образования, создание Российской Академии наук. Учителю нужно обратить внимание на то, что в Европе в 1590 году было 39 университетов, в России вплоть до XVIII века — ни одного; в Европе было 1400 типографий, в России — 3(!) и ни одной газеты!)
(Инсценировка отрывков из пьесы Алексея Толстого “Пётр 1”, см. Приложение 1)
Учитель:
Да, вот так, может быть, впервые в русской истории в эпоху Петра простой человек мог добиться почета и уважения исключительно благодаря своим способностям, трудолюбию, стремлению принести пользу Отечеству.
Но в чем дело? Разве вы не слышали указ Государя на ассамблеях всем танцевать?
(Исполняется менуэт, все танцуют.)
Учитель:
Ах, как много сделал Петр! Это он заложил основы будущего Века Просвещения: основал не только Академию Наук, но и Кунсткамеру, Эрмитаж, основал Академию художеств… Но сколько еще не успел! После его смерти на долгие десятилетия воцарилась “эпоха дворцовых переворотов” — не до науки и искусства было правителям, не до просвещения… Тем не менее искры, брошенные Петром, не могли не дать огня.
(Второй чтец читает отрывок из виршей Антиоха Кантемира “К уму своему”.)
Учитель:
Настоящим же началом нашей российской литературы было появление гения XVIII века — ученого, поэта, художника Михаила Васильевича Ломоносова. Помните, о чем он говорил в своей “Оде на день восшествия на престол ея величества императрицы Елизаветы Петровны 1747 года”?
(Третий чтец исполняет отрывок из оды М. В. Ломоносова “Науки юношей питают…”)
Учитель:
— Какие еще стихи Ломоносова вы знаете?
(Исполняются “О пользе стекла”, “Случились два астронома в пиру…”)
Учитель:
— Кого из поэтов, современников Ломоносова, вы знаете? (Ответы учащихся). А ведь их было немало: Сумароков, Херасков, Ржевский, В. Майков, Богданович, Костров…
Однако, по данным статистики, в 1750 году около половины дворян в России были неграмотны. Что уж говорить о других слоях населения! Вот потому-то перед государством и перед литературой встала великая задача: показать необходимость образования, заклеймить невежество, а, следовательно, в корне изменить образ жизни русского дворянства. Не случайно с этого времени входит в употребление термин “Век Просвещения”.
— В каком известном вам произведении автор осуждает невежество?
— Что это за произведение по жанру?
— Почему в XVIII веке многие писатели обратились к драматургии?
(Инсценировка отрывков из комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”. Сцена экзамена Митрофана.)
Учитель:
— Ну как, знакомая картина? Почему мы и сегодня смеемся над тем, что написано драматургом более двухсот лет назад?
— А какие еще пороки осуждает Д. И. Фонвизин в этой пьесе? Почему? (Ответы учеников)
Кроме драматургии, большую популярность в XVIII веке получил жанр басни.
— Кого из баснописцев можете назвать?
А ведь басни писали и Василий Тредиаковский, и Александр Сумароков, и Василий Майков. Вот послушайте.
(Исполняются басни В. Майкова “Роза и ананас”, “Детина и конь”, “Роза и змея” с элементами инсценирования, см. Приложение 2)
Учитель:
— Так чему же учит своих читателей Василий Майков?
— Можно ли сказать, что советы писателя XVIII века сегодня устарели? Почему? (Ответы учащихся).
Учитель:
А ведь Василий Майков писал и замечательные загадки. Посмотрим, справятся ли просвещенные представители XXI века с этими загадками.
Загадки.
1.
Глеб имеет назади,
А Борис напереди,
Баба две имеет сряду,
А без этого наряду
Не признал бы бабы свет;
А у девки только нет.
2.
Я ни воздух, ни вода,
Быть землею мне не можно,
И не огнь я, то неложно.
Но я в воздухе всегда
И по нем всегда летаю,
И всегда желаньем таю
Устремиться в небеса;
Но препятства обретаю.
Жизни нет моей и часа:
Я по ветру разношуся,
Человека не страшуся.
А его я некогда
И вредить собой умею,
Только тела не имею,
Ни души от божества,
А рожусь от вещества;
Жизнь моя дотоле длится,
Как престану я родиться.
Учитель:
А еще в XVIII веке писатели любили поиграть словами. Угадайте, в чем хитрость поэта.
Чтец исполняет “Оду, собранную из односложных слов” А. Ржевского.
Как я стал знать взор твой,
С тех пор мой дух рвет страсть:
С тех пор весь сгиб сон мой;
Стал знать с тех пор я власть.
Хоть сплю, твой взор зрю в сне,
И в сне он дух мой рвет:
О коль, ах, мил он мне!
Но что мне в том, мой свет!
Он мил, но я лишь рвусь;
Как рвусь я, ты то знай.
Всяк час я мил быть тщусь;
Ты ж мне хоть вздох в мзду дай.
Учитель: А вот еще более сложное произведение того же автора:
Сонет, заключающий в себе три мысли: читай весь по порядку, одни первые полустишия и другие полустишия
Вовеки не пленюсь / красавицей иной;
Ты ведай, я тобой / всегда прельщаться стану,
По смерть не пременюсь; / вовек жар будет мой,
Век буду с мыслью той, / доколе не увяну.Не лестна для меня / иная красота
Лишь в свете ты одна / мой дух воспламенила.
Скажу я не маня: / свобода отнята –
Та часть тебе дана, / о ты, что дух пленила!Быть ввек противной мне, / измены не брегись,
В сей ты одна стране / со мною век любись.
Мне горесть и беда, / я мучуся тоскою,Противен мне тот час, / коль нет тебя со мной;
Как зрю твоих взор глаз, / минутой счастлив той,
Смущаюся всегда / и весел, коль с тобою.
(Это произведение сложное для восприятия на слух, поэтому лучше, если его будут читать два человека; более того, неплохо бы иметь и написанный текст — по полустишиям, которые сначала демонстрируются вместе, а потом по отдельности, как и читаются)
Учитель:
Век Просвещения не прошел зря. За полвека произошли огромные изменения в сознании людей. Стало не только необходимо быть образованным человеком, но и престижно. Дворяне теперь нередко даже плохо знали родной язык, предпочитая изъясняться по-французски. А уж театр, музыка прочно вошли в жизнь и быт русского человека. Иногда случалось и такое.
(Инсценировка отрывка из пьесы И. Крылова “Урок дочкам”.)
(Исполняется полонез.)
Учитель:
Наконец, нельзя не сказать и еще об одном поэте, без которого литература XVIII века немыслима — о Г. Р. Державине. О нем вы знаете, конечно.
— Какие произведения Г. Р. Державина вам известны?
Читаются стихотворения Г. Р. Державина “Если б милые девицы…”, “Река времен в своем стремленье…”
Учитель:
Век XVIII — великий век в истории нашей страны. Из отсталой страны, с которой в Европе привыкли не считаться, Россия стала огромной сильной державой, раскинувшейся от Белого моря до Черного, от Балтийских берегов до далекого Тихого океана. Выросло множество новых городов. Новая столица — Петербург, “полночных стран краса и диво” — менее чем за сто лет становится одним из красивейших городов Европы. Русскими землепроходцами были освоены и описаны земли камчатские и сибирские, а в Московском университете уже обучались “собственные Платоны и Невтоны”.
Наконец, появилась “вдруг” новая литература. И пусть это было только начало, может быть, только робкие шаги, но, как сказал поэт (еще один поэт XVIII века, хотя нам он больше известен как писатель-прозаик и историк) — Н. М. Карамзин:
Во всех, во всех страна'х Поэзия святая
Наставницей людей, их счастием была,
Везде она сердца любовью согревала…
И уже родились те люди, которые составят славу не только нашей литературе, но и всему Отечеству: В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, К. Ф. Рылеев…братья Муравьевы… А в самом конце XVIII века — 26 мая 1799 года в обычном московском доме появился мальчик, имя которого через несколько лет и доныне станут с благоговением произносить все русские люди — Александр Сергеевич Пушкин.
Надеюсь, сегодня “Неизвестный XVIII век” стал вам немного ближе, вы узнали о людях, живших в то далекое время, чуть больше, и, может быть, эта встреча с литературой XVIII века не будет для вас последней. А потому я взяла на себя смелость назвать наш праздник все-таки по-другому: “ТВОЙ XVIII ВЕК” И сегодня писатели XVIII века и я подготовили вам, представителям XXI века, накануне Нового года свои напутствия и пожелания.
(Звучит музыка, ребята вытягивают и зачитывают приготовленные заранее учителем строчки из стихотворений поэтов XVIII века.)