1. Теоретические основы опыта
Сущность. Предъявление новых знаний, а также систематизация и обобщение изученного материала за счет применения опорных конспектов. Из всех существующих форм наглядности на уроках русского языка и литературы наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются опорные конспекты, схемы, которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, пунктуационную, орфографическую) . Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. Систематическое, грамотно применяемое, оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность. Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой схемы-опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, простой, понятной по восприятию и воспроизведению. В процессе работы по опорным конспектам, схемам необходимо учитывать этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в виде схемы или прочесть незнакомую запись, расшифровать ее. Работа по опорным конспектам должна проводиться в течение всех уроков изучения темы, что помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала, а не "зазубриванию" его. Постоянная работа по конспектам и схемам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже "слабые" учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить лингвистический материал.
Опорная схема в отличие от конспекта предполагает выделение более узкого по объему, содержанию теоретического материала, может служить своеобразным инструментом-помощником в решении теоретических задач.
В конспекте при помощи условных сигналов, языковых терминов в определенной логической последовательности излагается главная информация по теоретическим блокам всей темы, разделов лингвистики.
Какие требования, кроме вышеназванных, необходимо учитывать при составлении опорных конспектов и схем?
1) Графическое единообразие и лаконичность в изображении языковых явлений.
2) Употребление минимального количества слов, примеров.
3) Использование известных условных графических обозначений, цветовых языковых сигналов.
4) Применение принципа противопоставления языковых фактов.
5) Кодированность информации.
Существует известная методика работы с опорными конспектами, созданная В.Ф. Шаталовым и апробированная, дополненная многими учителями, его последователями. Но даже самая известная методика в конкретной практике каждого учителя превращается в процесс творчества. Как работаем по опорным конспектам мы с ребятами?
Учащиеся не получают конспект в готовом виде, учатся составлять его постепенно, с учетом закономерностей и последовательности под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения материала: работа с учеником, слово учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с новыми терминами.
После составления конспекта для формирования у учащихся умения ориентироваться в нем, проверки правильности, точности и полноты записи в качестве образца делается первичное озвучивание конспекта учителем. На дом учащиеся получают задание еще раз прочитать теоретический материал темы и разобрать его по конспекту. Следующий урок начинается с повторного озвучивания учителем теоретического материала по опорной схеме, затем используются различные формы работы с учащимися по нахождению, восприятию, пониманию, воспроизведению отдельных блоков и конспекта в целом. Это беседы по вопросам, терминологический диктант, блиц-опрос, индивидуальные ответы у доски, парные взаимоопросы, "полетное" повторение. Работа по опорному конспекту включена во все уроки по закреплению темы, ее обобщению и завершается уроками контроля и коррекции. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ на лингвистическую тему; эта тренировка помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление учащихся.
Подача материала крупным блоком и объединение его в целостную систему освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практической работы на уроке. Динамика работы по опорным конспектам, схемам позволяет убедиться, что уже в течение первого года затраты времени на изучение нового и составления конспекта уменьшаются, а на тренировочные работы, закрепление и систематизацию могут увеличиваться. Благодаря всем этим обстоятельствам, методику опорных конспектов и схем в последнее время называю "комфортной", а ее использование распространяется не только на области точных наук, лингвистику, но и на такие предметы, как история, литература.
Применение опорных схем по литературе в значительной мере отличается от учебных конспектов и схем по русскому языку по своим целям, содержанию, оформлению. Опорные схемы могут иметь фрагментарный, эпизодический характер, охватывать отдельные проблемы, события произведения. Но чаще всего их построение связано с авторским замыслом и построением композиции, психологией раскрытия характера героя, мотивов его поведения. Например, два круга испытаний Евгения Базарова в романе "Отцы и дети", через которые можно раскрыть особенности характера, мировоззрения героя и отношения к нему автора, а следовательно, понять не только композицию, но и идею романа И.С. Тургенева.
Схемы по литературе в основном должны соответствовать тем же требованиям, что и схемы по русскому языку. Но предназначение их иное: они должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением.
Продуктивность
- повышается успеваемость ( больше хороших и отличных оценок) ;
- ученики не боятся отвечать у доски;
Трудоемкость
Трудность составляет планирование материала блоками, разработка и выполнение опорных конспектов.
Доступность
Освоение опыта доступно любому учителю.
2. Система обучения литературе на основе использования опорных конспектов.
В работе с использованием опорных конспектов на уроках литературы важно отметить систематичность этой работы и преемственность при работе с учениками 5-9 классов. Но надо отметить, что далеко не каждая тема и произведение по литературе, которое мы изучаем, требует необходимости работы по нему с опорным конспектом. Поэтому, я приведу планирование учебного материала с учетом принципа работы с опорными конспектами на уроках литературы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
5 КЛАСС
Учебная хрестоматия для 5 класса: в 2 частях.
Составитель Т. Ф. Курдюмова
(102 часа по программе)
Урок № | Тема урока |
Использование опорного конспекта |
Тема: Введение. Фольклор. Русские народные сказки. (11 часов) |
||
Урок 1. | Художественная литература как учебный предмет. Учебник по литературе и особенности работы с ним. | Опорный конспект 1 |
Урок 2. | Русские народные сказки. | |
Уроки 3-4. | “Василиса Прекрасная”. Русская волшебная сказка. Волшебные герои и волшебные события. Тема, идея, язык сказки. | Опорный конспект 2 |
Урок 5. | Сказка “Царевна- лягушка”. Прославление в ней лучших качеств человека: доброты, мастерства и трудолюбия. | |
Урок 6. | Сказка “Иван- крестьянский сын и чудо- юдо”. Патриотический смысл сказки. | |
Урок 7. | Разные типы сказок и проблемы, которые в них решаются. “Вазуза и Волга”, “Загадка”, “Откуда ветер дует”, “Сказка-анекдот”. | Опорный конспект 3 |
Уроки 8-9. Вн/чт |
“Я знаю и люблю русские народные сказки” | |
Уроки 10-11 Р/р |
“Пишу сказку…” (Написание собственной сказки) . | |
Тема: Сказки народов мира. (4 часа) |
||
Урок 12. | Французская народная сказка “Три ловких сына” | |
Урок 13. | Арабские народные сказки из книги “Тысяча и одна ночь” | |
Уроки 14-15 | “Библия для детей”. Знакомство с Ветхим заветом и Новым заветом. | Опорный конспект 4 |
Тема: Сказки русских и зарубежных писателей XIX века . (4 часа) |
||
Урок 16. | В.А. Жуковский “Спящая красавица” | |
Урок 17. | Ханс Кристиан Андерсен. “Соловей”. Сказка о Соловье как призыв любить живую природу. | |
Уроки 18-19 Вн/чт |
Внеклассное чтение по сказкам Х.К.Андерсена. | |
Тема: Русская классика XIX века. (32 часа) |
||
Урок 20. | Иван Андреевич Крылов. Басня как вид литературного произведения. “Лебедь, Щука и Рак” | |
Урок 21. | И. А. Крылов. “Свинья под Дубом”, Аллегория в басне. Басни Крылова и их всенародное признание. | Опорный конспект 5 |
Урок 22. Р/р | Составление басни. | |
Урок 23. | А. С. Пушкин “Руслан и Людмила” (песни 1-3) | |
Уроки 24-25 | А. С. Пушкин “Руслан и Людмила” | Опорный конспект 6 |
Урок 26. Вн/чт |
Внеклассное чтение. “Что за прелесть
эти сказки!” “Сказка о золотом петушке” А. С. Пушкина, “Конек- горбунок” П. П. Ершова |
|
Урок 27. | Н.В. Гоголь. “Майская ночь, или Утопленница”. | |
Уроки 28-29. | Усвоение содержания повести “Майская ночь, или Утопленница” | Опорный конспект 7 |
Урок 30. Вн/чт |
Н.В.Гоголь “Вечера на хуторе близ Диканьки” | |
Уроки 31-32 | Поэтические картины Родины в произведениях поэтов XIX века. П.А.Вяземский “Степь”. Н.М.Языков “Конь”, “Буря”. И.С.Никитин “Русь”. | Опорный конспект 8 |
Урок 33. | М.Ю.Лермонтов “ Бородино”. Героический подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года. | |
Урок 34. | Поэтическое изображение подвига русского народа в войне 1812 года. Монолог и диалог. | Опорный конспект 9 |
Урок 35. Вн/чт |
Русская природа в стихах М.Ю.Лермонтова. “Горные вершины”, “Два великана” и др. | |
Урок 36. | Лев Николаевич Толстой. “Петя Ростов” (отрывок из романа “Война и мир”) | |
Урок 37. | Петя Ростов в партизанском отряде. Его первый бой и смерть. | Опорный конспект 10 |
Урок 38. | И.С.Тургенев. “Муму” | |
Уроки 39- 40. | Усвоение содержания повести Тургенева “Муму”. Глухонемой Герасим, его привязанность к Муму. Портрет в рассказе. | Опорный конспект 11 |
Урок 41. | Урок-эпилог по рассказу И.С.Тургенева “Муму” | |
Уроки 42-43 Р/р | Развитие речи. | |
Урок 44. Вн/чт |
Внеклассное чтение по рассказам И.С.Тургенева из “Записок охотника” (“Бежин луг” и др.) | |
Урок 45. | А.В.Кольцов. “Косарь” | |
Урок 46. Р\р | Развитие речи. Устное описание картины В.А.Мясоедова “Косцы” | |
Урок 47. | Картины природы в произведениях Н.А.Некрасова “Соловей”, В.И.Тютчева “Весенние воды”, А.А.Фета “Ласточки пропали”, “Зреет рожь над жаркой нивой…” | Опорный конспект 12 |
Урок 48. | Урок-конкурс на лучшего чтеца “Русская природа в стихотворениях Н.А.Некрасова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева” | |
Уроки 49-50 | А.П.Чехов. “Степь”(отрывок) | |
Урок 51. | Практическая работа. | |
Тема: Сказки русских и зарубежных писателей XX века. (7 часов) |
||
Урок 52. | Константин Георгиевич Паустовский “Теплый хлеб” | |
Урок 53. | Андрей Платонович Платонов. “Волшебное кольцо” | |
Урок 54. Вн/чт |
Внеклассное чтение по сказкам А.П.Платонова “Иван Бесталанный и Елена Премудрая”, “Безручка”, “Финист- ясный сокол” и др. | |
Урок 55. | Джеральд Дарелл. “Говорящий сверток”. Джеральд Дарелл- защитник мира животных. Сказочная повесть “Говорящий сверток”. | |
Урок 56. | Усвоение повести “Говорящий сверток” | |
Уроки 57- 58. | Джанни Родари. “Сказки по телефону”: “Тонино- невидимка”, “Человек, который хотел украсть Колизей”, “Война колоколов” | Опорный конспект 13 |
Тема: Русская литература XX века (14 часов) |
||
Урок 59. | Иван Алексеевич Бунин. “Стихи”, “Детство”, “Сказка” | |
Урок 60. | Константин Дмитриевич Бальмонт | |
Урок 61. | Валерий Яковлевич Брюсов “Хвала Человеку” | |
Урок 62. | Д. С. Мережковский. Стихи “Природа”, “Мать”. Игорь Северянин. “В парке плакала девочка…”, “Что шепчет парк” | |
Урок 63. Вн/чт |
Внеклассное чтение по материалам раздела “Русская литература XX века”. | |
Урок 64. | Иван Сергеевич Шмелев. “Мартовская капель”. “Как я встречался с Чеховым”. “За карасями”. | |
Урок 65. | Александр Иванович Куприн. “Мой полет”. Мужество героя рассказа. Евгений Иванович Замятин. “Огненное “А”. | |
Уроки 66-67. Р/р | Развитие речи. Сочинение. Анализ сочинения. |
|
Урок 68. | “Россия! Сердцу милый край!” Стихи Сергея Александровича Есенина “Береза”, “Нивы сжаты…” “Топи да болота…” | |
Урок 69. | Михаил Михайлович Пришвин. “Времена года”. Любовь к родной природе и стремление ее защитить. | |
Урок 70. | Александр Александрович Прокофьев. “Мне о России надо говорить” | |
Урок 71. | Самуил Яковлевич Маршак. “Словарь”. Борис Викторович Шергин. “Рифмы”. | |
Урок 72. Вн/чт |
Внеклассное чтение. Тема Великой Отечественной войны в поэзии К.Симонова, М.Исаковского, М.Джалиля. | Работа с опорными карточками |
Урок 73. | Практическая работа. | |
Тема: Современная литература.( 6 часов) . |
||
Урок 74. | Василий Иванович Белов. “Скворцы” | Опорный конспект 14 |
Уроки 75-76. | Виктор Петрович Астафьев и судьба рассказа “Васюткино озеро” | Опорный конспект 15 |
Урок 77.Р/Р | Развитие речи. Сочинение. | |
Урок 78. | Анатолий Георгиевич Алексин. “Самый счастливый день”. “Как ваше здоровье” | Опорный конспект 16 |
Урок 79. | Литература родного края. Иван Петрович Данилов “Лесные яблоки” или др. рассказы | |
Тема: Путешествия, приключения, фантастика. (16 часов) |
||
Уроки 80-81 | Даниэль Дефо “Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо” | |
Уроки 82-83 Р/р |
Развитие речи. Сочинение- отзыв о прочитанной книге. | |
Уроки 84-85 | Рудольф Эрик Распе. “Удивительные приключения барона Мюнхаузена” (Главы по выбору, в пересказе К.Чуковского) | |
Урок 86. | Марк Твен. “Приключения Тома Сойера” (Отдельные главы) . | |
Урок 87. | Дружба Тома и Гека. Приключения друзей. | Опорный конспект 17 |
Уроки 88-89 | Марк Твен. “Принц и нищий” | |
Уроки 90-91 | Астрид Линдгрен и ее герои. “Приключения Калле Блюмквиста”- современный детектив. | |
Урок 92. Р\р | Развитие речи. Устное словесное рисование. | |
Урок 93. Вн/чт |
А.Линдгрен. “Малыш и Карлсон”, “Расмус- бродяга”, “Пеппи-Длинный чулок”. | |
Уроки 94-95 | Кир Булычёв “Авгиева лаборатория” | |
Тема: Внеклассное чтение. (2 часа) |
||
Уроки 96-97 | Какие книги читать летом. | |
Уроки 98-102 |
Резервные уроки. |
Для получения опорных конспектов можно связаться с автром.