Цели урока:
- показать динамику развития любовной лирики Есенина,
- совершенствовать навыки выразительного чтения,
- воспитывать интерес к произведениям русской литературы, любовь ко всему земному.
Методические приёмы:
- лекция с элементами беседы,
- аналитическое чтение.
Оборудование:
- фотографии,
- портреты поэта,
- иллюстрации к стихотворениям,
- песни и романсы на стихи Есенина,
- сборники стихов поэта,
- календари с портретом лирика.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы познакомились с биографией замечательного русского поэта С.А.Есенина (1895-1925) и основными направлениями его творчества.
Сегодня мы продолжим изучение творчества поэта и остановимся на любовной лирики Есенина.
Дома вы учили наизусть его стихотворения (на выбор), и сегодня вы их расскажете. Но я хочу напомнить, что стихи нужно читать выразительно, вкладывая в них чувства, а не только показывать знание текста. Интонации, паузы, понижение и повышение голоса - успех правильного и красивого чтения.
Итак, тема урока - любовная лирика Есенина. О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах. Любовь к женщине - лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному.
2. Чтение отрывков и стихотворений с показом соответствующих иллюстраций.
Есенин пишет о любви к родному краю: «Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь…».
К родине: «Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: « Не надо рая,
Дайте Родину мою!».
К природе: « Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком…»,
«Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду…».
К матери: «Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном, ветхом шушуне».
К любимой, которая часто представляется в образе природы: «Выткался на озере алый свет зари…» ( стр. 24, читать всё стихотворение)
3. Выступление учащихся.
Ревниво и настороженно оберегал юноша свои отношения с молодой помещицей Лидией Кашиной от насмешек домашних. Замужняя женщина, мать двоих детей, на десять лет старше Есенина… Кульминацией этого странного и таинственного романа стало стихотворение, написанное в память о лете 1917 года, посвященное Лидии Кашиной, где угадываются отзвуки бури и в природе, и в душе поэта. ( Даша говорит эти слова наизусть).
«Зеленая прическа» (читают наизусть два человека: Стас и Катя, стр. 59-60).
4. Чтение и комментирование стихотворений.
Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием:
Где-то за садом несмело
Там, где калина цветет,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.
Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм, как защитная реакция, как отчаяние «Москва кабацкая» (1923 год)-городской цикл.
Излюбили тебя, измызгали-
Невтерпеж.
Что ж ты смотришь синими брызгами?
Или в морду хошь?
По возвращении из-за границы пишет цикл «Любовь хулигана», который отмечается отречением от кабацкого прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление: «Заметался пожар голубой» (читает наизусть ученик, стр. 86-87).
Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
Дорогая сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под коротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
Мечта о «чистой» любви - один из сквозных мотивов лирики Есенина. «Персидские мотивы» - (1924-25) - попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна. Символом персидской красоты и любви является образ розы. (Данилова Галя)
«Шаганэ ты моя, Шаганэ» (инсценируют Таня С. и Витя И., стр. 111-112).
Однако Персия в художественном воображении поэта - лишь временный покой. Вспомним «Соловьиный сад» А.Блока и персидский «сад» Есенина. ( Песня соловьиная есть и там, и там), но это все грезы, не более чем миф. Постепенно наступает разочарование «Глупое сердце» (читает наизусть Катя, стр. 88-89. Избранное.)
5. Анализ поэмы «Письмо к женщине».
Тексты у учащихся на столах.
Читаем поэму.
Слово учителя. Литературоведы относят «Письмо к женщине» (1924) к совершенно новому периоду творчества Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны.
Какова основная тема этого произведения?
( Самоопределение личности в эпоху исторического
перелома. Это рассказ о прошлом и настоящем
героя, обращение к оставившей его женщине)
Сколько частей в поэме?
(Две. Они разделены не только отточием, но и
противопоставлены по содержанию и
эмоциональному признаку. «Тогда» и «Теперь» - два
этапа жизни героя: непонимание смысла
происходящего и осознание себя частицей истории
«Земли»).
Как называется этот прием?
( Антитеза - художественное противопоставление
характеров. Обстоятельств, понятий, явлений и
т.д.).
Каковы особенности стихотворного размера
поэмы?
( Размер двухсложный, с ударением на втором слоге
- ямб). А «лесенка», разбивающая строфы, помогает
выделить ключевые слова.
Каким же мы видим лирического героя в этом произведении?
Герой приближен к автору. Но герой - не поэт. «Зрело знающий работу» показывает возраст, человек сложившийся встречает роковое время, ему трудно принять «новую жизнь». Нет и акцента на творческом начале личности, нет чувства родства с природой и своей землей. Герой не автор, а воплощение образа человека, ищущего путь в «развороченном бурей быте», вовлеченного в конфликт с «роком», судьбой.
От какого лица идет повествование?
( От первого.)
Благодаря этому чувствуется исповедальная интонация, из-за чего повествование приобретает особую проникновенность. Он вспоминает о прошлом, стремясь объяснить любимой свое состояние «тогда»: «скандалы», «пьяный угар», измучившие ее и приведшие к разрыву, но она совершила свой выбор в пользу «дела» и «серьезного, умного мужа». Герой же видит за этим истинную причину: «Любимая! Меня вы не любили…».
Чего искал герой?
( Понимания, любви). Страдал о тех, кто оказался
рядом, но в любимой он не нашел опоры и поддержки.
Герой сам через мучения пришел к иному
мироощущению, увидел стремление воплотить
вечные ценности - «вольность и светлый труд».
Любовная линия сюжета проявляет глубинность изменений в личности героя. Несмотря на горечь от того, что не нужен любимой женщине, он готов во всем винить себя и не вмешиваться в ее жизнь.
Простите мне…,
Живите так,
Как вас ведет звезда…
Герои поэм Есенина этого периода далеки от политики, но оценка «рулевого с опытной душей» - это важное следствие взгляда на современные события.
6. Заключение.
Многие стихи Есенина стали песнями, романсами. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.
Вы все, конечно, слышали замечательный романс на стихи Есенина в исполнении Александра Малинина «Мне осталась одна забава…». «Клен ты мой опавший…», «Отговорила роща золотая…» и др. в исполнении ансамбля «Золотое кольцо» и Надежды Кадышевой.
7. Звучат романсы, песни в исполнении преподавателей музыкальной школы и записи песен в исполнении Н. Кадышевой.
8. Слово учителя.
Я благодарю всех учащихся за урок, спасибо!
Большое спасибо вам, коллеги, что посетили нас.
В память о сегодняшнем уроке дарим календари с
портретом поэта.
9. Домашнее задание: прочитать поэму «Анна Снегина», индивидуальное задание: доклад «Прототипы лирики Есенина».