Литература
-
Урок внеклассного чтения «Э.Успенский. "Гарантийные человечки"» 2007
Урок-игра, урок-театрализация дает возможность детям «войти» в мир книги, стать непосредственными участниками, героями интересной сказочной повести. Данный урок можно проводить как во 2-м классе по программе «Школа-2100» после изучения раздела «Сказочные человечки», так и в 3-м классе после изучения раздела «Летние путешествия и приключения».
-
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме: «Творчество И.С. Тургенева. Роман "Отцы и дети"» 2007
Интеллектуальная игра была проведена среди учащихся группы по профессии «Судоводитель – помощник механика».
-
Урок по литературе в 6-м классе по теме: «М.Ю. Лермонтов. "Бородино"» 2007
Урок по литературе в 6-м классе с использованием межпредметных связей по истории, изобразительному искусству по теме "Бородино" М.Ю. Лермонтова.
-
Урок литературы в 9-м классе. Анализ повести И.С. Тургенева "Ася" 2007
Цель урока - помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность, показать мастерство автора в создании характеров персонажей, передаче чувств, переживаний, сомнений героев. На уроке использованы музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский. "Времена года. Июнь", Бетховен. "К Элизе", "Лунная соната") и презентация Power Point.
-
Урок-исследование на тему: "Мифологический герой в произведениях Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова" 2007
Урок способствует преодолению затруднения школьников в восприятии структуры романа, его композиции, образных связей, осмыслению авторской этической концепции бытия.
-
"На ясный огонь" (Пушкинские мотивы в творчестве Б.Ш. Окуджавы). 9-й класс 2007
Творческое отношение к истории, былым эпохам, и по преимуществу к той из них, что связана с именем А.С. Пушкина, стало если не первым, то по крайней мере одним из основных мотивов в поэзии Б.Ш. Окуджавы.
-
Стилистический анализ отрывка из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" (конспект урока литературы в 10-м классе) 2007
Урок по литературе для 10-го класса. Представлен стилистический анализ отрывка из романа Толстого. Основной принцип данного урока - "к авторской философии через авторскую филологию". Анализ отрывка строится так: выделяя микротексты, анализируя образные средства, проводя стилистический эксперимент, отмечая стилистические приемы, передающие эмоциональность речи, учащиеся стремятся постичь развитие авторской мысли, понять идеи отрывка на уровне авторского замысла. Такая работа обогащает речь, воспитывает вкус и интерес к слову.
-
Разработка урока литературы в 5-м классе. "Пейзаж души" в творчестве поэта-земляка Н.И. Поснова 2007
Урок литературы для 5-го класса. Урок комбинированный с элементами исследования. Ученики знакомятся с личностью и основными мотивами творчества поэта. В группах анализируют стихотворения, опираясь на вопросы и задания (стихотворения для анализа: "Ещё тепло. Густеет вечер", "Вечерняя заря", "Признание"). Соотносят поэтические произведения с фотоэтюдами, делают вывод о широте и яркости "пейзажи души" поэта Н.И. Поснова.
-
Урок-исследование по сказке Н.С. Лескова "Маланья – голова баранья…". Маланья – праведница земли Русской… 5-й класс 2007
Забота об одаренных детях сегодня - сохранение и приумножение духовного, интеллектуального и творческого потенциала страны завтра. Такое понимание актуальности проблемы нравственного воспитания маленького гражданина определяет особенности концепции развивающего обучения, которое направлено на развитие детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие особенностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя.
-
Урок словесности в 7-м классе. "Гуманизм и искренность поэзии С.Есенина. Многоаспектный анализ стихотворения "Песнь о собаке" 2007
Урок словесности для 7-го класса. Целью данного урока является обзорное знакомство с поэзией С.Есенина, приобщение учащихся к миру поэтических образов его лирики, работа над созданием комплексного анализа стихотворения " Песнь о собаке".
-
Игра КВН по творчеству русских писателей первой половины XIX в. 2007
Игра КВН для 10-го класса по творчеству русских писателей I половины XIX века включает в себя разные виды заданий, их выполнение требует не только знания произведений, но и воображения, фантазии, способности смоделировать ситуацию по заданным параметрам. В ходе КВН проверяются навыки и умения учащихся: умение общаться, владение ораторскими приемами, четкость и громкость речи, эмоциональность, оригинальность. Подведение итогов производит компетентное жюри, в которое входят специалисты-литераторы и ученики.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма". 8-й класс 2007
Моё глубокое убеждение, что, не воспитав любви к отчему дому, к матери как хранительнице домашнего очага, невозможно воспитать любовь к большому дому - Родине, гордость за свою страну. Урок, представленный мною на фестиваль, это урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма". Чтобы достучаться до своих девчонок и мальчишек, использую разнообразные формы: проблемные вопросы, беседу, музыку, выразительное чтение; "приём поднятой ладони", когда ребёнку необходимо быстро выбрать свою позицию, своё отношение к прочитанному. Блеск в глазах многих ребят в конце урока - это самая большая награда, значит, всё не зря.
-
Предпасхальные и пасхальные мотивы в литературе и искусстве 2007
В своем уроке по внеклассному чтению "Предпасхальные и пасхальные мотивы в литературе и искусстве" я хотела показать, насколько актуальна эта тема в наше время, интересна учащимся. Они расширили свое представление о христианских праздниках, познакомились с тем, как изобразил приготовления к Пасхе замечательный русский писатель Иван Сергеевич Шмелев, увидели репродукции к теме великих художников и услышали христианскую музыку. Ибо христианская культура основана на христианской образованности и символике и воплощает в себе христианскую нравственность.
-
Урок литературы "Да святится имя твое" по повести В.Закруткина "Матерь человеческая" 2007
Тема войны - вечная тема в русской литературе. Текстоцентрический подход является основой технологии данного урока. Проблемные ситуации, "жгучие" вопросы, "точки" удивления, художественные детали, словообразы, определение мотивов, рассматривание текста "под микроскопом", выстраивание ассоциаций, творческие задания помогают сделать урок результативным.
-
Характеристика литературного героя (по повести И.С. Тургенева "Муму") 2007
Данный урок является заключительным при изучении повести И.С. Тургенева "Муму". Урок способствует развитию мышления обучающихся, пробуждает их творческую активность, помогает лучше осмыслить литературное произведение.
-
Сопоставительный анализ стихотворения А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале" 2007
Урок литературы для 9-го класса. На уроке проводится сопоставительный анализ стихотворения А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале".
-
Урок по литературе в 10-м классе по теме: "Экскурсия в музей литературных героев. И.А. Гончаров "Обломов" (урок-мастерская) 2007
Урок-мастерская по литературе для учащихся.
-
Интегрированный урок-семинар татарской и русской литературы в 11-м классе по произведениям М.Магдеева "Человек уходит, песня остается" и В.Распутина "Живи и помни" по теме: "Раздумья писателей о трагических судьбах и противоречивых характерах их героев" 2007
Интегрированный урок - семинар татарской и русской литератур в 11-м классе по произведениям татарского прозаика М.Магдеева "Кеше китэ, жыры кала" ("Человек уходит, песня остается") и В.Распутина "Живи и помни" по теме "Раздумья писателей о трагических судьбах и противоречивых характерах их героев". Цель урока: через сопоставление произведений развивать навыки критического мышления, находить общее и выделять главное, правильно оценивать общественные исторические процессы.
-
Интегрированный урок в 6-м классе по теме: "Портрет в искусстве" 2007
Сегодня каждый человек живет в среде синтетических искусств. Это требует от ученика понимания, что существует проблема влияния искусства на зрителя и зрителя на искусство. Необходимо помочь учащимся понять и важность развития фантазии, воображения для восприятия произведения искусства, и что от самих читателей, слушателей и зрителей зависит, будет ли искусство великим. (Искусство будет великим только при наличии великих читателей, слушателей, зрителей.) Помочь учащимся получить представление о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
-
"И где мы были, куда глядели?" Интерпретация стихотворения Владимира Гузия "День брусники" 2007
Урок литературы в 10-м классе в системе уроков краеведения, направленных на изучение литературы Приамурья, особый, так как построен на материале стихотворения нашего земляка, тындинского поэта Владимира Гузия. Это урок-интерпретация с использованием презентации, выполненной в Power Point. Шрифт, его размер, цвет слайдов, анимационные эффекты позволяют акцентировать внимание учащихся на слове, размышлениях лирического героя о смысле жизни, о гармонии с природой, о бережном, внимательном отношении к ней, а значит, к себе.
-
Разработка урока внеклассного чтения по литературе "Образ М.Ю. Лермонтова в сказе кубанского писателя В.А. Попова "Правильный поручик". 9-й класс 2007
Сказ кубанского писателя В.А. Попова "Правильный поручик" отражает период первой ссылки М.Ю. Лермонтова на Кавказ. Своеобразие сказа в том, что образ Лермонтова-офицера дан через восприятие рядовых солдат и казаков. Герой-рассказчик заостряет внимание на тех чертах характера поэта, которые высоко ценились и ценятся в народной среде, подчеркивает единство взглядов на военные действия на Кавказе поручика Лермонтова и рядовых солдат.
-
Разработка урока литературы "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи 2007
"Слово о полку Игореве" - живое явление не только литературы древней, но и новой - XIX–XX веков. Образы "Слова" использованы в стихах о России А.Блока и в произведениях И.Бунина, в стихах Прокофьева, Тычины, Рыльского, Бажана и многих других. "Слово" как основа сюжета оперы А.П. Бородина "Князь Игорь". Обращение к "Слову" художников Н.Рериха, В.Васнецова и В.Фаворского. Власть "Слова о полку Игореве" над временем.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме: "Проявление русского национального характера в Великой Отечественной войне" 2007
Цель урока – определить, как проявился русский характер в деятельности советских людей в тылу фронта, в партизанском движении, в плену врага в годы Великой Отечественной войны, постичь своеобразие национального русского характера на примере судьбы человека, прошедшего испытания войной (М.Шолохов. «Судьба человека»); подвести к мысли о значимости идейных убеждений русского человека в годы войны 1941–1945 гг. Использованы фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука «Судьба человека».
-
Интегрированный урок история + литература "Личность княгини Ольги" 2007
Цель урока – изучение истории древнерусского государства середины Х века, знакомство с тем, как на Руси распространялись идеи христианства; углубление представления о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; закрепление умения работать с историческими документами, умения собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию. Использованы такие методы обучения как эвристическая беседа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, ролевая игра.
-
"Искусство как зеркало самопознания". Интегрированный урок МХК и литература 2007
Интегрированный урок литературы и МХК в 11-м классе показывает на широком историко-культурном и литературном материале различных исторических эпох развитие представлений человека о себе самом и своем месте в окружающем мире, прослеживает преемственность философских идей и их отражение в искусстве и литературе от античности до Нового времени, развивает представления о едином мировом культурном и литературном пространстве.
-
Проблемы этико-правового компонента пособий "Вокруг тебя - Мир…" на уроках литературы 2007
Цель данного спецкурса - помочь учащимся взглянуть на произведения русской и зарубежной литературы не только с традиционных точек зрения, но и с позиций этических норм Международного гуманитарного права.
-
"Наставникам, хранящим юность нашу…". Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу Ю.Бондарева "Простите нас" 2007
Рассказ Юрия Бондарева "Простите нас!", соотнесённый с библейской и пушкинской нравственной традицией, поможет ученикам задуматься о памяти, совести, долге, благодарности, нравственных понятиях, без которых трудно считать себя человеком.
-
Три урока по творчеству В.П. Астафьева 2007
Одна из задач современной школы - формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры учащегося. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком на уроках русского языка и литературы. Так на художественных текстах отрабатываются навыки выразительного чтения, умения находить языковые средства, создающие художественную ткань произведения. Хорошим материалом для формирования указанных навыков и умений, на мой взгляд, являются небольшие по объёму "Затеси" В.П.Астафьева.
-
"Уроки совести и правды". Вечер в литературной гостиной, посвященный юбилею В.Г. Распутина 2007
Данная разработка - это разработка нетрадиционного урока в 11-м классе, который посвящен творчеству Валентина Распутина. На уроке учащиеся выступают в роли биографов, консультантов, литературных критиков, литературоведов. Это позволит глубже и эмоциональнее понять произведения писателя-сибиряка.
-
"Есть времена, есть дни, когда ворвётся в сердце ветер снежный…" (Снежная стихия в творчестве А.С.Пушкина). Материалы к уроку 2007
На примере программных произведений, изучаемых в разных классах, рассматривается использование мотива зимней бури, вьюги, метели как способа выражения обуреваемых поэта чувств и страстей, а также размышлений о собственной судьбе и о судьбе России. Данный материал может быть использован перед изучением романа "Капитанская дочка", как самостоятельная тема в творчестве Пушкина или на уроке повторения в старших классах.