ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В начале третьего тысячелетия наше государство переживает важный этап своего развития, оно переходит в новое своё качество, в постиндустриальную цивилизацию. Основополагающим отличием этой цивилизации является её человечность: всё строится вокруг человека, ради человека и исходя из возможностей и идеалов человека. Это невиданные прежде условия для проявления личностных возможностей человека.
Законодательно закреплено (Закон РФ «Об образовании»), что процесс обучения и воспитания в России осуществляется в интересах личности. Образование рассматривается как процесс развития личности, способной к самоопределению, самоорганизации, самореализации. Решение вышеуказанной задачи невозможно без формирования коммуникативных способностей, так как они являются составной частью указанных качеств личности.
Жизнь в современных условиях, требующих воспитания человека, способного сделать свой выбор, иметь и отстаивать свое мнение, понимать и принимать точку зрения другого человека, уметь общаться с людьми в ситуациях, для которых необходимо умение работать с перенасыщенными информацией текстами, делает школе социальный заказ именно на такого человека. Выполнение этого заказа невозможно без пересмотра методик работы в школе. Формирование социально активной личности ребенка предполагает развитие речевого общения в диалектном развитии двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача сводится к формированию у школьников «коммуникативной» компетентности, которая охватывает не только знание языковой системы и владение языковым материалом, но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения.
«Чтобы полноценно общаться, человек должен располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения. Он должен, в-третьих, иметь адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения было нарушено, то оно будет неэффективным. (Леонтьев А.А.)
Исходя из вышесказанного (социальный заказ, нормативные документы), был разработан данный спецкурс
Курс базируется на современных подходах к обучению в школе: личностно-ориентированном, проблемном.
В основе методики курса лежит технология развития критического мышления, которая наряду с развитием других способностей (умения анализировать и оценивать свою и чужую деятельность, быть толерантным и внимательным по отношению к другим людям и т.д.), является оптимальным средством развития коммуникативных способностей.
Под критическим мышлением понимается мышление анализирующее, оценивающее, проблематизирующее (Ильясов И.) Его чертами является открытость новым идеям, постоянное стремление к поиску, уверенность в том, что собственные выводы могут быть несвободны от ошибок, уважение к оппоненту, толерантность, анализ и оценка своей деятельности и позиций собеседника.
Основным методом данного курса является дискуссия как один из приемов вышеуказанной технологии.
Особое внимание уделяется умению формулировать свою точку зрения, защищать и отстаивать её, умению соглашаться и находить общие точки мнения, соблюдая нормы культуры речевого поведения.
В результате применения дискуссии на уроках и во внеурочной деятельности
-происходит обмен информацией, развивается критическое и рефлексивное мышление, создаются необходимые условия для общего развития интеллекта;
-формируется коммуникативная и дискуссионная культура в процессе поиска группового соглашения;
-обогащается эмоциональный опыт;
-расширяется граница восприятия за счет разных подходов к одному и тому же предмету или явлению за счет несовпадения мнений;
-ребёнок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни;
-ребёнок может сопоставить своё «Я» с другими (самодиагностика)
Целью данного курса является развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельных коммуникативно-мотивационных высказываний и навыков оперирования информационным содержанием прочитанных и прослушанных текстов в целях реальной коммуникации.
Задачами курса являются:
-систематизация и обобщение имеющихся знаний, знакомство с базовыми понятиями дискуссии, её структуры, нормами поведения во время дискуссии
-знакомство с различными видами вопросов и ответов, умение задавать вопросы и отвечать на них
-умение слушать собеседника, анализировать его речь, делать выводы
-умение извлекать из текста-источника необходимую информацию и создавать на его базе вторичные тексты-рассуждения
Теоретическую основу курса составляют следующие понятия:
- Коммуникация, коммуникативные роли
- Дискуссия, структура дискуссии, виды дискуссии
- Культура речевого поведения
Основная форма организации занятий - практическая работа учащихся на основе лекции-беседы. Кроме этого, самостоятельная работа учащихся по поиску необходимой информации, работа со словарями, научной и художественной литературой, выработка алгоритмов деятельности.
К концу курса учащиеся должны знать правила проведения дискуссии, обладать теоретическими знаниями для проведения и участия в дискуссии, уметь слушать, анализировать и оценивать свою и чужую речь, знать и соблюдать нормы речевого поведения и, конечно, самое главное - уметь высказывать свою точку зрения и отстаивать её.
Дискуссия может быть использована на любом уроке или во внеурочной деятельности при возникновении проблемного вопроса и существовании разных мнений на его счет.
Курс рассчитан на 26 часов, теории 8 часов, практики 18 часов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Речевая коммуникация.
Речь. Основные функции речевой коммуникации.
Учимся спорить.
Спор. Виды спора. Дебаты. Их структура. Дискуссия.
Дискуссия.
Понятие дискуссии. Исторические сведения. Структура. Роли и позиции. Тема дискуссии. Ведущий и участники. Оппоненты, их права и обязанности. Критерии оценивания.
Учимся формулировать точку зрения.
Точка зрения. Тезис и антитезис. Противоговорения.
Учимся задавать вопросы.
Вопрос. Виды вопросов.
Учимся отвечать.
Ответ. Виды ответов.
Учимся защищать свою точку зрения.
Рассуждение. Тезис. Аргументы и факты. Вывод. Оценивание.
Учимся договариваться.
Согласование. Снятие противоговорений. Поиск компромисса. Поиск своей точки зрения в общем пространстве.
Культура речи и поведения.
Творческий практикум. Проведение дискуссии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМА УРОКА | Количество часов теории | Количество часов практики |
Речевая коммуникация. Речь. Виды речевой коммуникации. | 1 | |
Учимся спорить. Спор. Виды спора. | 1 | 1 |
Дебаты. Структура. | 1 | 1 |
Дискуссия. Понятие дискуссии. Из истории. Структура. Тема. Роли и позиции. Ведущий и участники. Оппоненты, их права и обязанности. Критик, понимающий, автор. | 1 | 4 |
Учимся формулировать свою точку зрения. Тезис и антитезис. Противоговорения. | 1 | |
Учимся задавать вопросы. Виды вопросов. | 1 | 1 |
Учимся отвечать. Ответ. Виды ответов. | 1 | 1 |
Учимся защищать свою точку зрения. Рассуждение. Тезис. Аргументы и факты. Вывод. Оценивание и анализ. | 1 | 2 |
Учимся договариваться. Согласование. Снятие противоговорений. Поиск компромисса. Поиск своей точки зрения в общем пространстве. | 1 | |
Культура речи и поведения. | 1 | 1 |
Творческий практикум. Проведение и участие в дискуссии. | 5 |
ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ПРАКТИКУМОВ (примерные)
Социально-общественные:
Единая школьная форма: нужна ли она в школе.
Справедлива ли ваша школа.
Вредные привычки: модно или опасно.
Можно ли целоваться в 14 лет
Школьное самоуправление: сможет ли оно изменить школу
Предметные (литературные):
«Печорин: «мерзавец» или «добрый малый»
«Дон Кихот: безумец или герой»
«Тарас Бульба: герой или убийца»
«Петр Гринев: герой или безумец»
Маттео Фальконе: Убийца или человек чести.