Литература
-
Урок литературы в 11-м классе "Горит его звезда" 2008
Урок дает представление о жизненном и поэтическом пути Н.М. Рубцова, освещает роль его лирики в истории русской поэзии ХХ века; отрабатываются навыки художественного чтения и анализа поэтического произведения.
-
Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова "О любви" (конспект урока) 2008
Изучение прозаических произведений, посвященных теме любви, оптимально с точки зрения возрастных особенностей учеников 8-го класса. Юноши и девушки интересуются вопросами взаимоотношений мужчин и женщин, часто проецируют на себя некоторые образы современных передач, фильмов, произведений. Но, к сожалению, современная культура в основном не показывает высоких примеров любовных историй. Следовательно, ученики должны познакомиться с классическими произведениями русской литературы, в которых отражаются светлые представления о мужчине и женщине, показаны коллизии их взаимоотношений и воплощены высокие ценности человеческой культуры.
-
"Защитники Отечества в произведениях русского искусства". Элективный курс на интеграционной основе для кадетов 9-го класса 2008
Вашему вниманию предлагается элективный курс на интегративной основе для учащихся 9-х классов. Прежде всего, данный опыт будет интересен всем тем, кто чтит и уважает наше героическое прошлое и воспитывает своих учеников в духе патриотизма. В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом курс ориентирован на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования РФ.
-
Урок-диалог по литературе в 9-м классе. Тема : "История жизни маленького человека или…?" (по повести Н.В. Гоголя "Шинель") 2008
Урок по повести Н.В. Гоголя "Шинель" составлен с использованием диалога. Урок-диалог позволяет наиболее ярко раскрыть литературный образ, что в целом помогает глубже понять замысел автора, идею произведения.
-
Методическая разработка "Осень слов в поэзии С.Есенина" (урок словесности в 5-м классе) 2008
Представленные формы работы на уроке помогут учащимся прикоснуться к истокам лиризма есенинской поэзии: проследить образный звуковой ряд, выбор средств художественной выразительности. Занятие предполагает развитие личности прежде всего через восприятие художественного текста, которое способствует развитию наглядно-образного мышления в процессе сотворчества (интерпретации).
-
Открытый урок по литературе в 11-м классе "Каждой твари свой рай предопределен". Человек и природа в романе Ч.Айтматова "Плаха" 2008
Вся система уроков подчинена пониманию учащимися неразрывной связи личности писателя, его жизненной позиции и изучаемых произведений. Важно, чтобы ученики не только "ощутили (как и писатель) состояние человечества в данный момент истории", но и задумались о способах сохранения нравственных, моральных, этических исканий человека. Важно, чтобы ученики поняли, что отсутствие веры, идеала ведут к потере смысла жизни, к деградации человека, к усилению жестокости в обращении с природой, с окружающими людьми.
-
Разработка урока по литературе по повести В.Распутина "Живи и помни" на тему "Судьба и Родина едины" 2008
Среди сегодняшней идейной неразберихи книги В.Распутина помогают учителю расширить представление учеников о духовном мире человека, определить их нравственные убеждения, их взаимоотношения с окружающим миром.
-
Нетрадиционный урок в форме игры брейн-ринг по литературе "Истинная веселость и истинная поэзия «Вечеров…»" 2008
Урок в форме игры брейн-ринг предназначен для 5–6-х классов. Нетрадиционные формы занятий всегда вызывают интерес учащихся. Предлагаемую игру можно провести как на уроке, так и во внеурочное время.
-
Литературно-музыкальная композиция-портрет: А.Ахматова. "Я стала песней и судьбой…" 2008
Представлена литературно-музыкальная композиция – портрет А.Ахматовой "Я стала песней и судьбой..." Школьникам прививается интерес к русской литературе, умение глубоко мыслить, чувствовать и сопереживать. Через знакомство с жизнью поэта учащиеся 10–11-х классов глубже знакомятся с историей страны.
-
Урок-обобщение "Два круга жизненных испытаний Евгения Базарова" 2008
Изучение романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" проходит в 10-м классе. Психологи отмечают, что для подростка при запоминании необходимо установить логическую связь между частями данного материала. По ходу объяснения учителю следует постоянно проверять, правильно ли ученики его поняли: задавать вопросы, при необходимости использовать анкеты, игры. Необходимо при рассказе визуально подкреплять информацию, записывать ключевые слова, рисовать. Особое значение приобретают заключительные уроки, где стоит ещё раз проговорить ключевые моменты предыдущих уроков, вспомнить ключевые эпизоды произведения, использовать при обобщении опорные схемы.
-
Интегрированный урок (технология + русский язык + литература + музыка) по теме "Капустник" 2008
Интегрированный урок "Капустник" разработан для учащихся 6-х классов. Урок освоения практических навыков квашения капусты, закрепления материала по теме "Календарно-обрядовый фольклор". Обращение к старинным русским обрядам, национальным традициям превратили урок в праздник.
-
Литературная игра по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин": "Онегина воздушная громада…" 2008
Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" является одним из основных произведений русской классической литературы, изучаемых в школьной программе 9-го класса. Предлагается сценарий литературной игры по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин", которую уместно провести на заключительных уроках по изучению произведения. Команды, состоящие из шести человек каждая, соревнуются за получение званий "Исключительный читатель", "Замечательный читатель" и "Внимательный читатель".
-
Интегрированный урок "Традиции романтизма в литературе и музыке" 2008
Интегрированный урок по теме "Традиции романтизма в литературе и музыке XIX века" углубляет искусствоведческие знания учащихся, расширяет представления о художественном образе, помогает развивать способности учащихся к сравнению, анализу и классификации. Данный урок проектировался в рамках технологии модульного (составного, блочного) урока заслуженного учителя РФ Латышева Ю.И. В качестве иллюстративных материалов взяты программные произведения Д.Байрона, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.В. Бетховена.
-
Урок литературы в 9-м классе "Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова" 2008
Представленный урок литературы в 9-м классе дает возможность учащимся почувствовать и понять "странную" любовь поэта к Родине, его близость к родной природе, народу и его неприятие крепостнической России, воспитывать любовь к Родине, развивать монологическую речь. На уроке используется работа в группах, которая дает возможность проанализировать стихотворения о Родине.
-
Формирование ассоциативного мышления учащихся при изучении лирического произведения 2008
В данной работе рассмотрены общие особенности вызываемых лирическими образами ассоциаций в произведениях разных авторов и разных художественных направлений. На примере одного урока показано, как педагог может от возникших при первом чтении субъективных ассоциаций через целостный анализ текста привести детей к наиболее глубокому пониманию произведения.
-
Урок литературы в 11-м классе "За дьявола тебя молю, Господь" (тема дьявола в мировой литературе) 2008
Представленный урок является вторым в системе уроков литературы в 11-м классе по изучению романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (первый урок дается по теме "История создания и творческая история романа"). На данном уроке исследуется вопрос о том, как решалась в мировой литературе тема дьявола. Это позволяет включить роман Булгакова в контекст мировой литературы, определить, как решает этот вопрос Булгаков, наметить основные проблемы романа.
-
Урок по теме "Братья наши меньшие" 2008
Экологическое воспитание и экологическое просвещение должны стать приоритетными, начиная с детства, со школьной скамьи. Школа уже сегодня несёт ответственность за воспитание людей, готовых держать в своих руках экологическое будущее страны.
-
Урок литературы по теме "Открывая Обломова" 2008
Сложившееся устойчивое мнение об образе часто мешает "открытию" литературного героя, пониманию его глубины. Роль художественной детали в создании художественного образа (на примере произведений русской классики). Выводы о художественном стиле автора. Повторение изученного материала и создание базы для объяснения нового материала. Анализ эпизода "День Ильи Ильича". Обучение вдумчивому, глубокому чтению. Комментарий бытовых реалий XIX века.
-
Литературная гостиная "Серебряного века силуэт" 2008
Представлен урок литературы, на котором учащиеся знакомятся с творчеством поэтов Серебряного века.
-
Страдание мысли (два урока по трагедии Уильяма Шекспира "Гамлет") 2008
Урок посвящен рассмотрению трагедии "Гамлет" в контексте всего творчества Шекспира и шире в контексте культуры позднего Возрождения. Через конфликт, лежащий в основе произведения, раскрывается драматизм эпохи, кризис гуманистической идеологии. На примере главного героя раскрывается исключительная глубина и сложность внутренней сущности человека. Делается вывод о том, как в произведении решается проблема нравственного выбора, стоящего перед героем.
-
"Кто же он? Стало быть, подлец?" (образ Чичикова в произведении "Мертвые души" Н.В. Гоголя) 2008
Урок-исследование помогает сформировать у учащихся представление об образе П.И. Чичикова из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», воспитать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; подводит учащихся к потребности в самосовершенствовании, развивает навыки целостного анализа произведения, умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действуют герои.
-
Урок (литературная композиция) по творчеству В.В. Маяковского в 11-м классе "Я сам расскажу о времени и о себе" 2008
Уроки, посвященные изучению творчества В.В. Маяковского, являются, на мой взгляд, одними из самых сложных уроков литературы в курсе 11-го класса. Сложность представляет и желание отойти от штампов, глубже проникнуть в суть стихотворений, которые одиннадцатиклассникам чаще всего бывают непонятны. Конечно, таких неординарных, самобытных мастеров слова в русской литературе достаточно, однако, почему-то именно имя Владимира Маяковского вызывает в сознании детей в первую очередь протест. Поэтому задача уроков - не просто познакомиться с удивительным поэтом, а попытаться полюбить его, понять его самого, а через понимание личности понять его стихотворения.
-
Встреча в литературной гостиной, посвященная жизни и творчеству Леонида Филатова 2008
Встречи в "Литературной гостиной" проводятся в течение 15 лет - это продолжение уроков, углубление и дополнение содержания программы. Урок-встреча в "Литературной гостиной", посвященная жизни и литературному творчеству Леонида Филатова, помогает учащимся воссоздать глубину личности актера на основе его авторских стихотворений; углубить читательский интерес учащихся; воспитать чувство любви к поэзии; расширить литературный кругозор. Материалы урока-встречи подобраны в помощь учителям-словесникам для работы со старшеклассниками, увлеченными литературой.
-
Интегрированный урок (география + литература) "Народные промыслы Центральной России" 2008
Интегрированный урок расширяет знания об обычаях, традициях русского народа. В сочетании с лиричными стихами раскрывается сущность народных художественных промыслов Центральной России. Урок можно провести в виде ярмарки, на которую съезжаются купцы со своим товаром из различных сел. Данная тема способствует воспитанию патриотического отношения к Родине, повышению интереса учащихся к своеобразию образа жизни и формированию бытовых традиций русского народа.
-
Хронотоп в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2008
Цель данной работы – сопоставление пространственно-временной структуры романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» и взаимодействие с сюжетом и композицией.
-
Урок развития речи в 6-м классе "Как создается мир сказочных великанов" 2008
Представленный урок в системе уроков по роману Ф.Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" завершающий. Используемые на уроке приемы и методы помогут учителю и учащимся творчески подвести итоги изучения произведения.
-
Урок литературы в 6-м классе. В.А. Жуковский "Светлана" – первая русская баллада 2008
На уроке литературы в 6-м классе учащиеся продолжают знакомиться с литературной балладой, определяют тип баллады В.А. Жуковского "Светлана" и ее художественное своеобразие, разговор идет о национальном колорите произведения, о гуманистической и нравственной направленности баллады.
-
Исследовательская работа на уроках литературы "Тема Родины в творчестве А.Блока", 11-й класс 2008
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной исследовательскую работу. В статье показано, каким образом ученики развивают у себя исследовательские умения и навыки, учатся самостоятельно приобретать дополнительные знания.
-
Открытый урок для родителей по новелле О.Генри "Дары волхвов" 2008
Сценарий открытого урока для родителей по новелле О’Генри «Дары волхвов». Родители, приглашенные на урок, наблюдают за тем, как изучение литературы влияет на развитие личности ребенка, на формирование нравственных ценностей. Совместное обсуждение актуальных вопросов сближает взрослых и детей. Урок полезен в тех классах, где остро стоит проблема «деления на бедных и богатых».
-
Внеклассное мероприятие по литературе в 10–11-х классах. Литературно-музыкальная композиция "Гекатомба – 41" 2008
Данное мероприятие может быть проведено после изучения произведений о Великой отчественной войне 1941–1945 гг.; во внеурочное время, на большую аудиторию, в рамках торжественных мероприятий, посвященных Дню Победы или другим дням памяти о страшных событиях тех лет.