Тема урока: «Будьте щедрей на ласку!» (Рассказ К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты»)
Цели урока
- Познакомить учащихся с писателем, с его рассказом.
- Побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло, каким должен быть человек.
- Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе милосердие, сострадание, способность не оставаться равнодушными к чужой беде.
- Продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся.
Методическая цель: развитие творческих способностей учащихся в процессе литературного образования.
Форма: урок – размышление.
Дидактическое оборудование: портрет писателя, вопросы - задания для анализа текста рассказа, аудиозапись, рисунки учеников, обложка книги, творческие работы.
Предварительная работа
- Прочитать рассказ К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты» и озаглавить его части.
- Составить выборочный пересказ на тему «История «семьи» аиста».
- Подготовить рассказ о случае из жизни, когда вы кому-нибудь помогли.
- Объяснить письменно значение слов милосердие, сострадание.
- Проиллюстрировать рассказ или нарисовать обложку книги.
- Написать сочинение на одну из тем «Что такое милосердие?» или «О чем меня заставил задуматься рассказ К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты».
План-конспект урока
Слово учителя
Сегодня у нас особый урок внеклассного чтения, потому что мы откроем для себя новое имя в нашей литературе. Л.Н. Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: «Что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать?» На этот вопрос в конце урока должны будете ответить и вы, ребята, прослушав сообщения, поработав с текстом рассказа «У кого поселяются аисты?»
Итак, сегодня мы войдём в мир своеобразного и яркого художника, писателя, обладающего недюжинной натурой и непростой личной судьбой, писателя доброго и светлого. Он рассказывает нам о непростом периоде в истории нашей Родины - коллективизации, о трагических событиях Великой Отечественной войны, о любви, о таинственно-романтических отношениях человека с миром природы, об открытых и добрых сердцах не только взрослых, но и детских. Литературовед И. Дедков очень точно заметил: «Особенно близки писателю детские души, открытые всем ветрам, причастные ко всем трагедиям и «комедиям» взрослых». Имя этого писателя Константин Дмитриевич Воробьёв (1919–1975). Вглядимся в его лицо: оно притягивает умным, проницательным взглядом, покоряет нас красотой и классической правильностью черт.
Готовясь к уроку, вы искали сведения о писателе. Поделитесь своими находками.
Сообщение о писателе.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живёшь на земле.
Н. Водневский
Целеполагание
Посмотрите на тему урока, прочитайте внимательно эпиграф, прокомментируйте его. Послушайте стихотворение А. Дементьева, которое тоже может служить эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.
Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны,
Кто-то злобствует, кто-то сердится,
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души как топоры…
Слишком многих мы словом раним,
Позабыв, что слова остры.
Вспомните рассказ «У кого поселяются аисты?» и попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Работать над собой: воспитывать в себе милосердие. Задуматься над тем, что такое добро и зло, милосердие и сострадание, каким должен быть человек.)
Словарно-лексическая работа
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
- Готовясь к уроку, кто-то из вас писал сочинение-рассуждение «Что такое милосердие?». Прочитайте его.
Чтение сочинений-рассуждений.
- Ребята, а вам приходилось быть милосердными? Были ли в вашей ещё достаточно короткой жизни случаи, когда вы кому-нибудь помогли? Прочитайте ваши рассказы из жизни.
Чтение рассказов.
Работа над текстом рассказа
1. Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ К. Воробьёва?
2. Почему рассказ называется «У кого поселяются аисты?» и как ответить на вопрос, заключенный в названии произведения? (Ответ найти непросто. Оставим его пока открытым. Попробуем ответить на него в процессе дальнейшей беседы.)
3. О чём этот рассказ? (О дружбе Костика и Кольки, о родстве всего живущего на земле, о доброте человеческого сердца.)
4. Почему Костику так хотелось, чтобы у их дома поселились аисты? (Костик добрый, любит животных, но кошку или собаку завести нельзя, потому что нечем кормить, а аисты сами прокормятся.)
5. Расскажите историю жизни «семьи» аиста. Зачем Костик, а за ним и автор так долго и подробно рассказывают историю птичьей «семьи»? Найдите в тексте слова о том, что всем на свете живется непросто. (Чтобы мы пожалели Костика и Кольку. Надо всё про них знать: какие они хорошие и как им трудно было.)
6. А как живется семье Костика? Зачитайте.
7. «И всё одно плохо не бывает долго на свете. Всё одно когда-нибудь наступает хорошо, если всем ждать»,- думает Костик. Докажите, что так бывает не только у людей, но и у аистов. (Тоскующему по погибшей «жене» аисту встречается другая аистиха.)
8. Какими были отношения Костика и Кольки? Найдите в тексте и зачитайте.
9. Автор пишет: «Горе пришло разом с зимой…» - почему горе, а не несчастье, например? (Горе – скорбь, глубокая печаль – горе для всех. Несчастье – горестное событие – несчастье для одного.)
10. Кто виноват в гибели аиста? (Бабка.)
11. Какой была жизнь бабки? Можно ли с категоричностью утверждать, что бабка –злой, плохой человек? (Трудной. Нет. Сочувствуем ей.)
12. Костик. Какой он? (Добрый.) Как вы думаете, каким человеком он вырастет? Зачитайте конец рассказа.
13. Зачем, по-вашему, небольшое по объему произведение автор разбил на пять главок? Как вы озаглавили их? (Такое деление делает небольшой рассказ очень объёмным по событийному и эмоциональному содержанию. Рассказ вместил в себя долгую, печальную историю Костика, Кольки, бабки. Каждая из главок – этап в развитии сюжета, в ней доминирует своя, особая интонация, определяемая происходящими событиями. Весь рассказ написан очень короткими, оборванными фразами. Эта особенность помогает передать естественность разговорной речи, взволнованность Костика, придаёт психологическую достоверность рассказу в рассказе.)
Проверка творческого задания: защита рисунков.
14. Итак, вернёмся к вопросу, который мы оставляли в начале урока. Так почему же рассказ называется «У кого поселяются аисты?» (Он о Костике, сердце которого вместило столько любви; о птице, которая так отзывчива на человеческое тепло, о единстве всего живого на земле, о доброте.)
15. Что автор хотел нам сказать своим рассказом, в чём убедить? (Нелегка жизнь всего живого на земле. Мы должны быть добрыми.)Чтение сочинений на тему «О чём меня заставил задуматься рассказ?»
- Что же за человек – писатель К. Воробьёв и что он поведал миру?
Слово учителя
Лев Николаевич Толстой в письме семилетнему мальчику Захару Шевцову писал: «Советую тебе, мой мальчик, всю жизнь с нынешнего дня и до самой смерти учиться изо всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со всеми: с няней, с папой, с мамой, братьями, дворником – со всеми, с кем только сходишься. Это не совсем легко, этому надо учиться так же, как учиться читать, писать, играть на фортепиано или скрипке. Только тем всем наукам выучишься – и конец, а этой науке конца нет, И главное, ни от каких наук нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому веселее и веселее, и все вокруг тебя всё больше и больше тебя любят. Пожалуйста, сделай так. Всякую минуту пойми, что тебе надо быть добрым».
Будьте добрыми, Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё. И добрым сердцем помочь.
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка разит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчёту. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь.