Урок внеклассного чтения в 6-м классе "Будьте щедрей на ласку!" по рассказу К.Д. Воробьева "У кого поселяются аисты?"

Разделы: Литература


Тема урока: «Будьте щедрей на ласку!» (Рассказ К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты»)

Цели урока

  1. Познакомить учащихся с писателем, с его рассказом.
  2. Побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло, каким должен быть человек.
  3. Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе милосердие, сострадание, способность не оставаться равнодушными к чужой беде.
  4. Продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся.

Методическая цель: развитие творческих способностей учащихся в процессе литературного образования.

Форма: урок – размышление.

Дидактическое оборудование: портрет писателя, вопросы - задания для анализа текста рассказа, аудиозапись, рисунки учеников, обложка книги, творческие работы.

Предварительная работа

  1. Прочитать рассказ К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты» и озаглавить его части.
  2. Составить выборочный пересказ на тему «История «семьи» аиста».
  3. Подготовить рассказ о случае из жизни, когда вы кому-нибудь помогли.
  4. Объяснить письменно значение слов милосердие, сострадание.
  5. Проиллюстрировать рассказ или нарисовать обложку книги.
  6. Написать сочинение на одну из тем «Что такое милосердие?» или «О чем меня заставил задуматься рассказ К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты».

План-конспект урока

Слово учителя

Сегодня у нас особый урок внеклассного чтения, потому что мы откроем для себя новое имя в нашей литературе. Л.Н. Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: «Что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать?» На этот вопрос в конце урока должны будете ответить и вы, ребята, прослушав сообщения, поработав с текстом рассказа «У кого поселяются аисты?»

Итак, сегодня мы войдём в мир своеобразного и яркого художника, писателя, обладающего недюжинной натурой и непростой личной судьбой, писателя доброго и светлого. Он рассказывает нам о непростом периоде в истории нашей Родины - коллективизации, о трагических событиях Великой Отечественной войны, о любви, о таинственно-романтических отношениях человека с миром природы, об открытых и добрых сердцах не только взрослых, но и детских. Литературовед И. Дедков очень точно заметил: «Особенно близки писателю детские души, открытые всем ветрам, причастные ко всем трагедиям и «комедиям» взрослых». Имя этого писателя Константин Дмитриевич Воробьёв (1919–1975). Вглядимся в его лицо: оно притягивает умным, проницательным взглядом, покоряет нас красотой и классической правильностью черт.

Готовясь к уроку, вы искали сведения о писателе. Поделитесь своими находками.

Сообщение о писателе.

Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живёшь на земле.
Н. Водневский

Целеполагание

Посмотрите на тему урока, прочитайте внимательно эпиграф, прокомментируйте его. Послушайте стихотворение А. Дементьева, которое тоже может служить эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.

Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны,
Кто-то злобствует, кто-то сердится,
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души как топоры…
Слишком многих мы словом раним,
Позабыв, что слова остры.

Вспомните рассказ «У кого поселяются аисты?» и попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Работать над собой: воспитывать в себе милосердие. Задуматься над тем, что такое добро и зло, милосердие и сострадание, каким должен быть человек.)

Словарно-лексическая работа

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

- Готовясь к уроку, кто-то из вас писал сочинение-рассуждение «Что такое милосердие?». Прочитайте его.

Чтение сочинений-рассуждений.

- Ребята, а вам приходилось быть милосердными? Были ли в вашей ещё достаточно короткой жизни случаи, когда вы кому-нибудь помогли? Прочитайте ваши рассказы из жизни.

Чтение рассказов.

Работа над текстом рассказа

1. Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ К. Воробьёва?

2. Почему рассказ называется «У кого поселяются аисты?» и как ответить на вопрос, заключенный в названии произведения? (Ответ найти непросто. Оставим его пока открытым. Попробуем ответить на него в процессе дальнейшей беседы.)

3. О чём этот рассказ? (О дружбе Костика и Кольки, о родстве всего живущего на земле, о доброте человеческого сердца.)

4. Почему Костику так хотелось, чтобы у их дома поселились аисты? (Костик добрый, любит животных, но кошку или собаку завести нельзя, потому что нечем кормить, а аисты сами прокормятся.)

5. Расскажите историю жизни «семьи» аиста. Зачем Костик, а за ним и автор так долго и подробно рассказывают историю птичьей «семьи»? Найдите в тексте слова о том, что всем на свете живется непросто. (Чтобы мы пожалели Костика и Кольку. Надо всё про них знать: какие они хорошие и как им трудно было.)

6. А как живется семье Костика? Зачитайте.

7. «И всё одно плохо не бывает долго на свете. Всё одно когда-нибудь наступает хорошо, если всем ждать»,- думает Костик. Докажите, что так бывает не только у людей, но и у аистов. (Тоскующему по погибшей «жене» аисту встречается другая аистиха.)

8. Какими были отношения Костика и Кольки? Найдите в тексте и зачитайте.

9. Автор пишет: «Горе пришло разом с зимой…» - почему горе, а не несчастье, например? (Горе – скорбь, глубокая печаль – горе для всех. Несчастье – горестное событие – несчастье для одного.)

10. Кто виноват в гибели аиста? (Бабка.)

11. Какой была жизнь бабки? Можно ли с категоричностью утверждать, что бабка –злой, плохой человек? (Трудной. Нет. Сочувствуем ей.)

12. Костик. Какой он? (Добрый.) Как вы думаете, каким человеком он вырастет? Зачитайте конец рассказа.

13. Зачем, по-вашему, небольшое по объему произведение автор разбил на пять главок? Как вы озаглавили их? (Такое деление делает небольшой рассказ очень объёмным по событийному и эмоциональному содержанию. Рассказ вместил в себя долгую, печальную историю Костика, Кольки, бабки. Каждая из главок – этап в развитии сюжета, в ней доминирует своя, особая интонация, определяемая происходящими событиями. Весь рассказ написан очень короткими, оборванными фразами. Эта особенность помогает передать естественность разговорной речи, взволнованность Костика, придаёт психологическую достоверность рассказу в рассказе.)

Проверка творческого задания: защита рисунков.

14. Итак, вернёмся к вопросу, который мы оставляли в начале урока. Так почему же рассказ называется «У кого поселяются аисты?» (Он о Костике, сердце которого вместило столько любви; о птице, которая так отзывчива на человеческое тепло, о единстве всего живого на земле, о доброте.)

15. Что автор хотел нам сказать своим рассказом, в чём убедить? (Нелегка жизнь всего живого на земле. Мы должны быть добрыми.)

Чтение сочинений на тему «О чём меня заставил задуматься рассказ?»

- Что же за человек – писатель К. Воробьёв и что он поведал миру?

Слово учителя

Лев Николаевич Толстой в письме семилетнему мальчику Захару Шевцову писал: «Советую тебе, мой мальчик, всю жизнь с нынешнего дня и до самой смерти учиться изо всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со всеми: с няней, с папой, с мамой, братьями, дворником – со всеми, с кем только сходишься. Это не совсем легко, этому надо учиться так же, как учиться читать, писать, играть на фортепиано или скрипке. Только тем всем наукам выучишься – и конец, а этой науке конца нет, И главное, ни от каких наук нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому веселее и веселее, и все вокруг тебя всё больше и больше тебя любят. Пожалуйста, сделай так. Всякую минуту пойми, что тебе надо быть добрым».

Будьте добрыми, Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё. И добрым сердцем помочь.

Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка разит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчёту. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь.