Литературная игра-соревнование "Литература плюс" (разработка внеклассного мероприятия по литературе)

Разделы: Литература


Тема: "Страницы прошлого - надежды будущего".

Цели:

  • расширении и углубление знаний учащихся в прочтении художественных произведений;
  • развитие нравственных чувств, приверженности исконным духовным ценностям, любви к родному краю, его истории культуре и языку;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Ход игры

I.

1. Звучат "Амурские волны” (вальс в исполнении группы учащихся).

Ведущий: “Плавно Амур свои волны несёт…”

Такими словами начинается песня, сочиненная и распеваемая на мелодию вальса “Амурские волны”.

... Было это в 1907 году. Макс Кюсс, капельмейстер 11-го Восточно-Сибирского стрелкового Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полка, расквартированного во Владивостоке, сочинил полковой марш, посвятив его шефствующей над полком Императрице. Та в ответ пожаловала ему в подарок золотые часы с цепочкой и с изображением Государственного российского герба. Примерно в это же время Кюсс сочинил мелодию вальса, известную и поныне, — “Амурские волны”.

У “Амурских волн” есть посвящение, свидетельствующее о том, что молодого дирижера вдохновили на создание лирического вальса вовсе не бурные волны батюшки-Амура, а ласкающие золотые пески Владивостокских пляжей, голубые дали Амурского залива. И еще — любовь к женщине. На обложке первого издания вальса помещен портрет той, кому посвящены “Амурские волны”, — Веры Яковлевны Кирилленко. Кто она?

Долгое время никому из тех, кто занимался поиском материалов о вальсе “Амурские волны” и биографией его автора, ничего не удавалось выяснить по этому поводу. Кстати, при последующих изданиях “Амурских волн” посвящение было снято, имя Веры Кирилленко никогда больше не упоминалось, а на месте ее фотографии стали изображать Амурский залив и корабль на Владивостокском рейде.

Но что могло связывать Кюсса с этой женщиной? Дружба? Любовь?

Вот что говорит об этом внучка В.Я. Кириленко - Даная Михайловна Кузнецова:

“Вера Яковлевна Кирилленко — моя бабушка. Что же касается дедушки, Александра Андреевича Кирилленко, мужа Веры Яковлевны, то его именем даже редут на Русском острове назван. Он ведь был героем русско-японской войны. Так и назвали: “Редут капитана Александра Кирилленко”. После окончания войны он был представлен Государю, тот присвоил ему звание полковника и назначил командиром того самого 11-го Восточно-Сибирского полка, в котором служил капельмейстером Макс Кюсс.

Обо всем этом я знаю со слов моих родственников, бабушки, дедушки, храню издания “Амурских волн” и других вальсов Кюсса, подаренных им бабушке, маме, с посвящениями и автографами. У нас в семье ведь все играли на фортепиано, в доме всегда было много молодежи. Приходили дедушкины сослуживцы, друзья-офицеры. Танцевали, пели, музицировали. И Кюсс приходил, бывал в нашем доме.

Душой и организатором всех этих вечеров была, конечно же, бабушка. Она была обворожительно красива. (Мать ее — гречанка, а отец — генуэзец. Девичья ее фамилия — Склауни.) И дедушка мой был красавец. Когда они венчались в Керчи, весь город сбежался посмотреть на эту пару. Всю жизнь бабушка любила только его, была вместе с ним до последнего его смертного часа.

Понимаю, что воспоминания мои вас, возможно, разочаровали. Ведь все ждут рассказа о романтической любви. Возможно, любовь и была или, скажем так, влюбленность, на этом ведь вся музыка вальса замешена”.

Как же сложилась судьба композитора? К сожалению, узнать удалось очень немного.

Родился Макс Авельевич Кюсс 20 марта 1874 года в Одессе, учился там, в музыкальном училище и зарабатывал себе на жизнь игрой в частных городских оркестрах. Первую музыкальную пьесу — “Грезу любви” — сочинил в 1898 году. К тому времени он был уже дирижером оркестра. Поступив на военную службу, уехал на Дальний Восток, где и проявился его композиторский дар.

В годы первой мировой войны служил дирижером в 5-й Казачьей дивизии и в Отдельном батальоне георгиевских кавалеров, а после революции — в Красной Армии. В 1927 году демобилизовался и обосновался в Одессе.

То было время, когда звучала другая музыка, и потому о вальсах Кюсса забыли, о нем самом — тоже.

Последний раз его видели в Одессе во время войны, когда она была окружена врагом, через месяц после оккупации гитлеровцами — в толпе, состоявшей из нескольких тысяч человек, проходивших по Пушкинской улице в сопровождении конвоя захватчиков. Этих людей отвели в село Дольник и там расстреляли из пулеметов...

Так оборвалась жизнь композитора. Но музыка его жива! Она возродилась и обрела известность едва ли не большую, чем прежде.

В 1944 году ноты забытого вальса “Амурские волны”, сохранившего свое название, но потерявшего автора, случайно попали в руки талантливого композитора и военного дирижера Владимира Александровича Румянцева. Тот служил в Хабаровске, руководил ансамблем песни и пляски Дальневосточного фронта. Музыка вальса взволновала его, а название “Амурские волны” ассоциировалось с широкой и могучей рекой. И композитор решил сделать хоровое переложение вальса для ансамбля. Слова к нему попросил написать солиста, руководимого им коллектива, Серафима Попова.

Ни Румянцеву, ни Попову ничего не было известно о романтической истории создания вальса “Амурские волны” и его авторе. Музыка вальса навеяла им совершенно иные образы, которые и были воплощены в тексте песни. Ансамбль ее разучил, стал исполнять. Она обрела широкую популярность на Дальнем Востоке, долетела до Балтики, где флотский ансамбль несколько переиначил слова. Таким образом, у С. Попова появился соавтор — К. Васильев. В этом виде “Амурские волны” были в 1952 году впервые записаны на радио и прозвучали на всю страну. А спустя два года новую, третью по счету, обработку вальса “Амурские волны” осуществил известный хоровой дирижер профессор Владислав Соколов. Руководимый им Московский хор молодежи и студентов спел этот вальс на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште, после чего его запели во многих странах мира.

2. Чтение стихотворения А.Семенова "От Москвы вдали"'

3. Слово-приветствие ведущего.

"Добрый день, уважаемые гости и коллеги, добрый

день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать Вас на интеллектуальной игре "Литература плюс", посвященной предстоящему юбилею нашего города.

В нашей сегодняшней игре принимают участие учащиеся 3-11 классов.

Представление жюри.

П. Игра-соревнование.

  1. Сектор "Литература плюс живопись".
  2. Сектор "Литература плюс история".
  3. Сектор "Литература плюс литература".
  4. Сектор "Литература плюс география"
  5. Сектор "Литература плюс любовь"
  6. Сектор "Литература плюс русский язык"

(Вопросы к секторам прилагаются на карточках) Между секторами проводятся паузы.

Паузы.

1. Поэтическая пауза (стихотворение П.Комарова

"Олень-Цветок" в сопровождении музыки).

2. Театральная пауза (инсценировка эпизода из "Повести о настоящем человеке" Б.Полевого. Запись выступления А.П.Маресьева, почетного гражданина города)

Вопрос зрителям: Назовите автора, произведение и его главного героя. Как его имя связано с городом.

3. Поэтическая пауза. (Выступление поэта города)

4. Музыкальная пауза (исполняется песня "Амурский вальс" С.Туликов - М.Пляцковский)

5. Звучит песня из кинофильма "Служебный роман" "Облетают последние листья..."

Вопрос зрителям: Прозвучала песня из известного всем кинофильма на слова не менее известного поэта. Кто автор этой песни.

6. Рекламная пауза. Представление книги.

7. Музыкальная пауза. Звучит песня "На сопках Маньчжурии" Исполняется вальс.

Вопрос зрителям: Назовите это произведение.

(Дается информация об этом произведении).

Ведущий:

Тихо вокруг, сопки покрыты мглой…
Вот из-за туч блеснула луна,
Могилы хранят покой…

Много десятилетий звучит и волнует людские сердца этот нестареющий, неувядаемый вальс. Трогательная мелодия побудила многих сочинить к ней слова, и вальс стал песней. Но всё это потом…

“Мокшанский полк на сопках Маньчжурии” — таким было первоначальное название вальса. Мокшан — небольшой городок близ Пензы, где в свое время был сформирован 214-й пехотный резервный батальон, получивший наименование Мокшанского. В батальоне была штатная музыкантская команда, или хор музыкантов, как тогда именовали военные духовые оркестры.

Летом 1903 года руководство оркестром принял выпускник Варшавского музыкального института подпоручик Илья Шатров. Сын отставного унтер-офицера лейб-гвардии Литовского полка, он родился и вырос в небольшом уездном городе Землянске Воронежской губернии. В детстве узнал немало лиха, потому что семья жила хуже некуда, перебивалась с хлеба на квас, ютилась в полуподвальной комнатушке.

Лет с шести-семи Илюша научился играть на балалайке и гармошке. Он заметно выделялся среди сверстников музыкальной одаренностью и способностями. И потому после смерти отца в 1893 году его определили во взвод трубачей Гродненского гусарского полка. Оттуда по ходатайству полкового командира талантливого юношу приняли, в порядке исключения, в Варшавский музыкальный институт.

В 1900 году Илья Шатров получил, как говорилось в выданном ему аттестате, “право на звание военного капельмейстера”.

Дебют молодого музыканта на дирижерском поприще не остался незамеченным. Свидетельство этому — многочисленные упоминания о Шатрове и руководимом им оркестре в газете “Урал”, выходившей в те годы в Екатеринбурге. Например, о них писали так – “исполнение прекрасное: видно знание дела и большая подготовка”; “огромное впечатлении произвела военная прогулка рот по городу “под управлением окончившего консерваторию И. А. Шатрова”. Роты маршировали в колоннах под звуки батальонного оркестра с песенниками. Невиданное давно в Екатеринбурге зрелище привлекло массу народа, сопровождавшего отряд большой толпой” и т.д.

Добрую память оставили о себе музыканты-мокшанцы и их молодой капельмейстер у жителей Екатеринбурга. Но вскоре грянула русско-японская война.

Мокшанский батальон перевели в Златоуст. Там он получил пополнение и, развернувшись в полк, отправился в Маньчжурию.

Храбро сражались мокшанцы. Последнее сражение было, пожалуй, самым жестоким и кровопролитным. Оно продолжалось двенадцать суток. Русские воины стояли насмерть, не пропуская врага через свои позиции. На одиннадцатые сутки их все-таки окружили. Сжималось кольцо. На исходе были боеприпасы. Да и силы оборонявшихся были не беспредельны. В конце концов, как свидетельствует донесение, ряды русской пехоты, “потрясенные неприятельской канонадой, понеся большие потери от артиллерийского огня, стали отступать”.

В этот критический момент боя в тылу у русских войск заиграл полковой оркестр, которым дирижировал капельмейстер Илья Шатров. Сменяли друг друга марши, гремела дробь барабанов. Музыка придала новые силы истерзанным и обескровленным русским войскам, и те вновь ринулись на неприятеля. Смертельное кольцо было прорвано — мокшанцы вырвались из окружения!..

Велики были потери в этом, сражении. Пехотная дивизия, в состав которой входил 214-й Мокшанский полк, оставила на поле боя убитыми 52 офицера и около двух тысяч нижних чинов. Погибли и два музыканта из оркестра Шатрова. Семь оркестрантов были удостоены за этот бой высшего знака солдатской доблести — Георгиевского креста, а сам капельмейстер — ордена Станислава 3-й степени с мечами.

Только не радовали эти награды героев. Несмотря на беззаветную храбрость и мужество русских солдат, армия, не подготовленная к войне, терпела одно поражение за другим и, в конце концов, проиграла войну. Не счесть братских могил на маньчжурских сопках — столько напрасных жертв принесла нашему народу та далекая война. Им, погибшим друзьям и боевым однополчанам, Шатров и посвятил свой вальс, воплотив в печальной и светлой его мелодии все виденное и пережитое на поле боя.

Первая редакция вальса “На сопках Маньчжурии” была создана Шатровым в Екатеринбурге летом 1906 года. Нотное издание датируется 1907 годом. Неслыханными тиражами выпускались ноты и граммофонные пластинки с этим вальсом. По своей популярности вальс долгое время не имел себе равных. А за рубежом его даже прозвали “национальным русским вальсом”.

В дореволюционные годы было создано несколько вариантов текста на музыку “Сопок Маньчжурии”. Наибольшее распространение получили слова вальса, которые принадлежали известному русскому писателю и поэту Степану Гавриловичу Петрову. Читателям он больше известен по псевдониму Скиталец. Несколько измененный в народе вариант этого текста дошел и до наших дней.

Свою вторую молодость вальс “На сопках Маньчжурии” пережил в годы Великой Отечественной войны. Возрождением и популярностью в этот период он во многом обязан замечательным нашим певцам И. С. Козловскому и Л. О. Утесову. Каждый из них пел его по-своему, разнились даже слова, не говоря уже о трактовке произведения. Но у каждой из этих версий вальса были свои ценители и горячие поклонники.

Особую популярность приобрел он среди воинов, сражавшихся летом 1945 года на Дальнем Востоке против Квантунской армии. Тогда участник боев, поэт Павел Шубин сочинил к мелодии вальса новые слова, опубликованные армейской газетой 1-го Дальневосточного фронта:

Меркнет костер, сопки покрыл туман.
Нежные звуки старого вальса
Тихо ведет баян.
С Музыкой в лад, припомнил герой-солдат
Росы, березы, русые косы,
Девичий милый взгляд…

Так вальс “На сопках Маньчжурии” соединил в себе биографии и судьбы наших соотечественников.

История на то и история, что в ней никогда и ничего уже невозможно исправить и переделать. Все состоялось. События произошли. Только вот знать и помнить об этом следует...

Ну, а как же сложилась судьба автора этого легендарного вальса?

Илья Шатров прибыл вместе с Мокшанским полком в Самару. С этим городом связаны, пожалуй, самые счастливые и плодотворные в творческом отношении годы его жизни. Шумный успех “Сопок Маньчжурии”. Рождение еще одного вальса — “Дачные грезы”.

А закончил свой жизненный путь автор “Маньчжурских сопок” военным дирижером Тамбовского суворовского училища. Там же, в Тамбове, он и похоронен. На Воздвиженском кладбище его могила. Золотом на беломраморной плите написано: Гвардии майор, композитор Илья Алексеевич Шатров. Творец вальса “На сопках Маньчжурии”.

III. Подведение итогов игры-соревнования.

  1. Звучит стихотворение А.Семенова "Глина, топи да мхи на скале...".
  2. Исполняется песня о Комсомольске.
  3. Слово жюри, гостей праздника.
  4. Награждение команд.

Приложение