Интегрированный урок (информатика + литература) в 11-м классе по теме: "Решение задач (Пушкин и Михайловское)"

Разделы: Литература, Информатика


Технология: “Коноп” (контрольный опрос учащихся с включением игровых элементов).

Классификация педагогической технологии, применяемой на уроке:

  1. Система малых групп (по типу организации и управления познавательной деятельности)
  2. Обучающая и воспитывающая (по характеру содержания и структуры)

Способы, методы, средства: программированное обучение, игровые методы.

Вид урока: урок проверки знаний, умений и навыков по основным разделам программы в 11 классе.

Цели урока:

Обучающие:

  • углубление, обобщение и систематизация знаний по основным разделам программы;
  • проверка общего уровня эрудиции;

Развивающие:

  • развитие алгоритмического и логического мышления, памяти, внимания, само- и взаимоконтроля;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие интереса к предмету;

Воспитательные:

  • воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, формирование умения взаимодействовать и принимать групповые решения;
  • воспитание чувства сплоченности и коллективизма.

Средства достижения цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе;
  • создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность и в тоже время умение работать в группе;
  • создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Оборудование:

  • ПК,
  • проектор,
  • экран.

Учебно-игровой урок проводится в виде соревнования между двумя командами учеников, на уроке обеспечивается многократная смена видов деятельности, создаются условия для быстрого применения новых знаний, обеспечивается обратная связь, накопление оценок.
Учащиеся класса разбиваются на 2 команды (по 7-8 человек), выбираются капитаны команд, которые будут исполнять роль организаторов и координировать действия, среди ребят своей подгруппы.

По времени урок разбивается на этапы. Каждый этап ориентирован на проверку знаний учащихся, но специфика этапов разная.

Командная игра.

Этапы урока: (тему цель и девиз поместить на слайд) Приложение 1

Орг. момент. – 2 мин

Приветствие. Разделить ребят на команды.

Сообщение темы, целей урока.– 3 мин

Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем интегрированный урок информатики и литературы. Тема этого урока “Решение задач ЕГЭ по информатике” (“Пушкин и Михайловское”).

Цель урока по информатике: обобщение и систематизация знаний по основным разделам программы; а по литературе мы вспомним один из этапов жизни замечательного русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Эти знания Вам пригодятся для сдачи выпускных экзаменов.

Девизом урока станет следующее высказывание: Союз трех фундаментальных учебных дисциплин — языка, математики и информатики образует нераздельную основу современного образования. А.П. Ершов

Игра (интерактивная презентация, включает видео, звуковые файлы, графические изображения, объем 117МГ) <Рисунок 5>.

Игра состоит из вопросов по литературе, ответы на которые можно дать, выполнив задания по информатике. Задания выполняются каждым в тетради. Кто дает ответ решаете в команде. Если команда готова то поднимаете сигнальную карточку. 1 мин

Вопрос 1 3 мин

Кто из царей своим указом пожаловал большую часть Михайловской губы Абраму Петровичу Ганнибалу?

Петр I

Елизавета Петровна

Анна Иоанновна

Какое количество информации получит второй игрок при игре в крестики-нолики на поле 4х4, после первого хода первого игрока, играющего крестиками? 

рисунок 1

5 бит

4 бита

3 бита

Вопрос 2 3 мин

Кому принадлежала обширная вотчина – Михайловская губа?

Псковскому дворянству

Царской семье

Преобразовать число 378 в шестнадцатеричную систему счисления.

F1

1F

Вопрос 3 3 мин

В каком году село Михайловское и прилежащие к нему деревни пожалованы А.П.Ганнибалу?

1723 год

1742 год

1753 год

Как записывается число 1110 в двоичной системе счисления?

1111

1011 

1001

Вопрос 4 3 мин

Каковы родственные связи между А.П.Ганнибалом и А.С.Пушкиным?

Внук

Внучатый племянник

Правнук

Упростить логическое выражение (A&B)( U A & В )

А

В

А

Вопрос 5-3 мин

Кому принадлежало родовое имение Михайловское и прилежащие к нему деревни: матери А.С. Пушкина, Надежде Осиповне, или его отцу, Сергею Львовичу?

Надежде Осиповне Ганнибал

Сергею Львовичу Пушкину

За минимальную единицу измерения количества информации принят…

1 бод

1 бит

Вопрос 6-3 мин

В каком году село Михайловское было куплено у сына А.С.Пушкина, и передано в ведение псковского дворянства?

1895

1893

1899

Какой вид примет содержащая абсолютную и относительную ссылку формула, записанная в ячейке C1, после ее копирования в ячейку С2?

рисунок 2

=$A$2*B2

=$A$1*B1

=$A$1*B2

Физкультминутка

  1. Закройте глаза, расслабьте брови.
  2. Медленно, чувствуя напряжение глазных мышц, переведите глаза в крайнее левое положение.
  3. Медленно, с напряжением, переведите глаза вправо.

Вопрос 7 – 3 мин

Как при А.С.Пушкине назывались Пушкинские горы?

Святые горы

Слобода Тоболенец

В какой последовательности расположатся записи в базе данных после сортировки по возрастанию в поле Память?

рисунок 3

4, 1, 2, 3

4, 3, 2, 1

Вопрос 8 – 3 мин

Где находился удивительный по красоте Ганнибалов пруд?

В Пушкинских горах

В селе Тригорском

В селе Михайловском

Определить истинность составного высказывания: "(2 х 2 = 4 или 3 х 3 = 10) и (2 х 2 = 5 или 3 х 3 = 9)"

  1. Ложно
  2. Не ложно и не истинно
  3. Истинно

Вопрос 9 – 3 мин

Какую аллею в селе Михайловском называют аллеей Керн?

Березовую

Липовую

Дубовую

Фрагмент алгоритма изображен в виде блок-схемы. Определите, какое значение переменной S будет напечатано в результате выполнения алгоритма.

рисунок 4

12

8

4

Вопрос 10 – 3 мин

Какое место в окрестностях Михайловского было одним из любимых мест А.С.Пушкина?

Ганнибалов пруд

Савкина горка

Дуб уединенный

Какие пары объектов находятся в отношении "объект-модель"?   

компьютер – алгоритм

компьютер – его функциональная схема

компьютер – данные

Вопрос 11 – 3 мин

Какие из приведенных произведений А.С.Пушкин написал в Михайловском?

Маленькие Трагедии

Борис Годунов

Бахчисарайский фонтан

Сказка о попе и работнике его Балде

Для доступа к какому информационному ресурсу Интернета в универсальном указателе ресурсов (URL) используется протокол HTTP?

Почтовому ящику

Web-странице

Файлу в файловом архиве телеконференции

Последний слайд не открывать .

Техника безопасности:

Часть В.

  1. Найти в сети Интернет материал по теме “Пушкин в Михайловском”( Историческая справка).
  2. Создать папку “Результаты поиска” в папке Мои документы и сохранить материал.
  3. Записать в тетради сколько шагов (страниц) пришлось для этого пройти.
  4. Записать оптимальный способ нахождения данной информации (выбор поисковой системы, вид запроса).
  5. Использовать возможности нескольких поисковых машин и определить наиболее эффективно работающие поисковые системы.

4. Подведение итогов урока – 2 мин

Сегодня мы провели интегрированный урок по теме “Решение задач ЕГЭ по информатике” (“Пушкин и Михайловское”). На нашем уроке вам понадобились знания из литературы и информатики.

Победила команда _____________ Оценка ________________

Последний слайд открыть.

Желаю Вам такой же успешной сдачи выпускных экзаменов.

Благодарю за поддержку на уроке.

Рефлексия.

Написать электронное письмо (понравилась ли Вам игра, что было непонятно или сложно?) и отправить по адресу iarhipova62@mail.ru

Список литературы.

  1. Материалы диска “Пушкин А.С.”, поставляемого в рамках целевой программы “Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)”
  2. Материалы Музея-заповедника.

Приложение

Сайты:

  1. http://pushkin.novgorod.ru/trip_mikh.htm.
  2. http://pushkin.ellink.ru/