Цель:
- Используя возможности локальной сети, побывать на родине нашего великого земляка, в тех местах, где формировался характер будущего писателя, актера, режиссера.
- Продемонстрировать учащимся возможности локальной сети на примере работы с сайтом «http://www.shukshin.museum.ru»
Задачи: создать условия для
- развития духовно-нравственной сферы учащихся;
- формирования мировоззрения гражданина, патриота;
- увлекательного виртуального путешествия на родину В.М.Шукшина.
Ход занятия
1. Слово учителя:
Сегодня у нас не совсем обычное занятие, цель которого побывать на родине нашего великого земляка, используя возможности локальной связи (приложение 1, презентация – слайд 1).
И занятие наше так и называется: «Он похож на свою родину» (Виртуальная экскурсия по мемориальному музею-заповеднику В.М.Шукшина)
(Каждому ребенку выдается Маршрутный лист движения по сайту (приложение 2), оценочный лист (приложение 3), карта сайта (приложение 4))
Слайд 2 – цитирование В.М.Шукшина (приложение 1).
…Трудно понять, но как только скажут «Алтай», так вздрогнешь, сердце лизнет до боли мгновенное горячее чувство… Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живет во мне . Дороже у меня ничего нет.
В.М.Шукшин
Нельзя постичь до конца творческую природу Шукшина, не побывав в Сростках, не повидав Алтая, где живут родные, близкие, дорогие его сердцу люди.
(Использованы кадры из документального фильма о жизни В.Шукшина местных операторов.)
2. Слово учителя:
И начнем мы свое путешествие с географической карты с. Сростки, расположенного вблизи Чуйского тракта, дороги жизни для Алтая (на фоне музыки E.Morrikone Chi Mai).
Здесь край равнины с небом синим
Грядою горною срослись, (приложение 1 – слайд 3)
Цепь островов, река, долина,
Лаская взор, переплелись.
Катунью быстрой, Чуйским трактом (приложение 1 – слайд 4)
Известны здешние места.
Горой Пикетом, сельским тактом, (приложение 1 – слайд 5)
Людской души в нем нагота.
Здесь, на природном перекрестке, (приложение 1 – слайд 6)
На стыке судеб и дорог
Стоит село с названьем Сростки,
Алтая горного порог.
3. Обратимся к карте сайта. (Указанный сайт открыт, дети работают персонально с компьютером.)
4. И начнем с истории мемориального музея-заповедника.
Отвечая на вопросы, отмечайте в листе ответов (лист ответа (приложение 3) и маршрутный лист движения по сайту (приложение 2) у каждого ребенка) полученную информацию с сайта (приложение 1 – слайд 7).
– С какого момента существует музей-заповедник В.М. Шукшина? (с 1978 г.)
– Когда создан Государственный историко-мемориальный музей-заповедник? (в 1991 г.)
– Когда присвоен статус Всероссийского? (в 1999 г.)
– Что объединяет музейный комплекс? (территория 1,16 га, памятные места села: г. Пикет, берег р. Катунь, Поповский остров)
5. Слово учителя:
Вместе сейчас пройдем к следующему пункту нашей экскурсии – к бывшей Сростинской школе, с нее началась история музея. (приложение 1 – слайд 8)
– В каком году началась работа по созданию школьного музея? (в ноябре 1974 г.)
– Кто был первым инициатором и организатором музея? (Надежда Алексеевна Ядыкина)
– Кто возглавил впоследствии школьный музей и с какого момента? (Татьяна Владимировна Сизинцева, с 2003 г.)
– Какие разделы экспозиции включает школьный музей? (Родина Шукшина, Семья Шукшина, Шукшин-писатель, Шукшин-режиссер, Шукшин-актер, Шукшин живет среди нас, Отражение жизни и творчества, Алтай литературный)
Слово учителя:
Надежда Алексеевна Ядыкина в настоящий момент заслуженный пенсионер, претендует на получение премии С.Титова, учрежденной в крае для лучших сельских учителей, пропагандирующих образование.
Татьяна Владимировна Сизинцева в настоящий момент учитель русского языка и литературы в Сростинской школе. В 2006 г. победила в конкурсе лучших учителей России, стала обладателем премии в 100 тысяч рублей.
6. Слово учителя:
Возвратимся к карте сайта и продолжим виртуальную экскурсию уже по мемориальному комплексу. Но вначале прервемся на гимнастику для глаз. (приложение 1 – слайд 9)
(На фоне музыки Чайковского. Времена года. Осенняя песенка.)
Учитель:
Откиньтесь на спинки стула и закройте глаза. Звучит удивительная музыка П.И.Чайковского. Мысленно представьте картины, которые создают чудные звуки. Посмотрите на игру красок на слайде. Совпали ваши образы?
7. Учитель:
Итак, прекрасна и неповторима земля алтайская. С детских лет видел Шукшин ее красоту, ее простор, ее высокое небо, синие горы, степь, и, конечно же, Чуйский тракт. (приложение 1 – слайд 10)
Чуйский тракт гудит аэродромом,
Мчится в горы, рвется в синеву.
По нему, простившись с отчим домом,
Он из Сросток уходил в Москву.
8. Учитель:
Василий оставил дом, мать, родную деревню, чтобы получить столь необходимое ему образование. И следующая наша остановка в доме, где родился Василий Макарович. (приложение 1 – слайд 11)
Учитель:
Дом и мать – две любви, две печали
Он оставил на давней заре.
Здесь родные с любовью встречали,
и калина росла во дворе…
9. Учитель:
Продолжая наше путешествие, пройдем мимо кинотеатра «Катунь», старого кладбища, где похоронены предки Василия Макаровича, новой Сростинской школы.
10. Учитель:
И вновь остановимся около здания бывшей Сростинской школы.
– В какой период времени и в качестве кого работал В.М.Шукшин? (1953–1954 гг. учитель в вечерней школе рабочей молодежи с исполнением обязанностей директора школы.) (приложение 1 – слайд 12)
Учитель:
В настоящее время в здании располагается историко-литературная экспозиция «Жизнь и творчество В.М.Шукшина.
– Обозначьте в оценочных листах разделы экспозиции.
– Какой из них вызвал у вас наибольший интерес? (Ответы.)
11. Учитель:
По улице Братьев Ореховых пройдем к дому, где прошли детство и юность нашего земляка.
– Что вы помните из рассказа В.М.Шукшина «Далекие зимние вечера» об этом периоде жизни писателя?
– Какие праздники детства на всю жизнь запомнились Шукшину? (Ответы.)
12. Учитель:
А теперь вновь время для гимнастики:
– Какого цвета глаза у вашего товарища?
– Не поворачивая головы, посмотрите в левый верхний угол, теперь то же самое, только в правый.
13. Учитель:
В.М.Шукшин очень любил, глядя на быстрые воды Катуни, размышлять о жизни. По берегу реки мимо Поповского острова и Камня скорби продвигаемся к «Камушкам».
– Почему это место получило такое название? (Ответы ребят.)
Учитель:
Катунь… Здесь она сравнительно спокойная и не очень холодная. Заросшие лесом острова скрыты от постороннего глаза. В.М.Шукшин любил приходить на это место, потому что здесь особенно хорошо думалось. (приложение 1 – слайд 13)
Любимое место Шукшина, любимая песня… (звучит песня «Калина красная» в исполнении ансамбля Советской песни (приложение 5))
14. Учитель:
Побывав на любимом месте Василия Макаровича, проходим от одного к другому дому Марии Сергеевны Куксиной, где жила она в разные годы. И сделаем остановку в Доме матери, который является частью музея-заповедника.
– Что интересного вы узнали об этом Доме матери? (Ответы ребят.)
– Запишите в листе ответов, когда сын последний раз приезжал в Дом матери? (в сентябре 1972 г.)
15. Учитель:
Посетив уютный Дом Марии Сергеевны, придем поклониться на ее могилу.
(На фоне музыки P.Mauriat – Adagio Dalbinoni 1987 Glarott (приложение 1 – слайд 14) Учитель читает стихотворение.)
Геннадий Панов
Святые муки матери земной
с живоначальным именем Мария.
Присядь со мной и помолчи со мной.
Печальница, Заступница, Россия.
Вот припозднилась, сына заждалась,
Лишь он один ее утешить мог – Василий – свет – Макарович… сынок
Единственный… русоволосый Вася.
Давно уже повыплаканы очи.
Но ставень стукнет – и молчать нет мочи,
К груди прижмется чуткая рука.
И ничего-то матери не надо,
Лишь только б Вася оказался рядом.
16. Учитель:
И впереди у нас знаменитый Пикет, где ежегодно проходят ставшие уже традиционными Шукшинские чтения. (приложение 1 – слайд 15)
Пикет – благословенное место человеческого бытия. С Пикета видна Россия.
– Приходилось ли вам быть участниками этих празднеств?
– На ваш взгляд, почему именно на Пикете воздвигнут памятник В.М.Шукшину?
17. Учитель:
Наше путешествие подходит к концу, возвращаемся на карту сайта. Отметьте на ваших картах сайта те места, в которых мы сегодня побывали. (приложение 1 – слайд 16)
А закончить мне хотелось бы словами самого Василия Макаровича (на фоне музыки королевского оркестра 13).
...Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда... И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живет там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.
В.М. Шукшин
(В исполнении В.Шукшина и Л.Федосеевой-Шукшиной звучит песня «Миленький ты мой».)
Учитель:
– Какое впечатление осталось у вас после нашего виртуального путешествия по родным местам нашего любимого земляка? (приложение 1 – слайд 17)
Учитель:
Мы побывали лишь в отдельных местах заповедника, вы теперь уже самостоятельно можете найти интересующую вас информацию о жизни и творчестве В.М.Шукшина на следующих сайтах:
- http://actors.khv.ru/sh/shukshin.htm. Актеры советского кино. Василий Шукшин.
- http://litera.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12510&ob_no=12780 Биография В.М.Шукшина.
- http://www.pereplet.ru/text/zabolockiy28aug03_bed.html и http://www.pereplet.ru/text/zabolockiy28aug03_3.html «Шукшин в жизни и на экране»