Интернет-занятие курса по выбору "Жизнь моя – Россия". Творчество В.М. Шукшина в контексте русской культуры

Разделы: Литература


Цель:

  • Используя возможности локальной сети, побывать на родине нашего великого земляка, в тех местах, где формировался характер будущего писателя, актера, режиссера.
  • Продемонстрировать учащимся возможности локальной сети на примере работы с сайтом «http://www.shukshin.museum.ru»

Задачи: создать условия для

  • развития духовно-нравственной сферы учащихся;
  • формирования мировоззрения гражданина, патриота;
  • увлекательного виртуального путешествия на родину В.М.Шукшина.

Ход занятия

1. Слово учителя:

Сегодня у нас не совсем обычное занятие, цель которого побывать на родине нашего великого земляка, используя возможности локальной связи (приложение 1, презентация – слайд 1).

И занятие наше так и называется: «Он похож на свою родину» (Виртуальная экскурсия по мемориальному музею-заповеднику В.М.Шукшина)

(Каждому ребенку выдается Маршрутный лист движения по сайту (приложение 2), оценочный лист (приложение 3), карта сайта (приложение 4))

Слайд 2 – цитирование В.М.Шукшина (приложение 1).

…Трудно понять, но как только скажут «Алтай», так вздрогнешь, сердце лизнет до боли мгновенное горячее чувство… Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живет во мне . Дороже у меня ничего нет.
В.М.Шукшин

Нельзя постичь до конца творческую природу Шукшина, не побывав в Сростках, не повидав Алтая, где живут родные, близкие, дорогие его сердцу люди.

(Использованы кадры из документального фильма о жизни В.Шукшина местных операторов.)

2. Слово учителя:

И начнем мы свое путешествие с географической карты с. Сростки, расположенного вблизи Чуйского тракта, дороги жизни для Алтая (на фоне музыки E.Morrikone Chi Mai).

Здесь край равнины с небом синим
Грядою горною срослись, (приложение 1 слайд 3)
Цепь островов, река, долина,
Лаская взор, переплелись.
Катунью быстрой, Чуйским трактом (приложение 1слайд 4)
Известны здешние места.
Горой Пикетом, сельским тактом, (приложение 1слайд 5)
Людской души в нем нагота.
Здесь, на природном перекрестке, (приложение 1слайд 6)
На стыке судеб и дорог
Стоит село с названьем Сростки,
Алтая горного порог.

3. Обратимся к карте сайта. (Указанный сайт открыт, дети работают персонально с компьютером.)

4. И начнем с истории мемориального музея-заповедника.

Отвечая на вопросы, отмечайте в листе ответов (лист ответа (приложение 3) и маршрутный лист движения по сайту (приложение 2) у каждого ребенка) полученную информацию с сайта (приложение 1слайд 7).

– С какого момента существует музей-заповедник В.М. Шукшина? (с 1978 г.)

– Когда создан Государственный историко-мемориальный музей-заповедник? (в 1991 г.)

– Когда присвоен статус Всероссийского? (в 1999 г.)

– Что объединяет музейный комплекс? (территория 1,16 га, памятные места села: г. Пикет, берег р. Катунь, Поповский остров)

5. Слово учителя:

Вместе сейчас пройдем к следующему пункту нашей экскурсии – к бывшей Сростинской школе, с нее началась история музея. (приложение 1слайд 8)

– В каком году началась работа по созданию школьного музея? (в ноябре 1974 г.)

– Кто был первым инициатором и организатором музея? (Надежда Алексеевна Ядыкина)

– Кто возглавил впоследствии школьный музей и с какого момента? (Татьяна Владимировна Сизинцева, с 2003 г.)

– Какие разделы экспозиции включает школьный музей? (Родина Шукшина, Семья Шукшина, Шукшин-писатель, Шукшин-режиссер, Шукшин-актер, Шукшин живет среди нас, Отражение жизни и творчества, Алтай литературный)

Слово учителя:

Надежда Алексеевна Ядыкина в настоящий момент заслуженный пенсионер, претендует на получение премии С.Титова, учрежденной в крае для лучших сельских учителей, пропагандирующих образование.

Татьяна Владимировна Сизинцева в настоящий момент учитель русского языка и литературы в Сростинской школе. В 2006 г. победила в конкурсе лучших учителей России, стала обладателем премии в 100 тысяч рублей.

6. Слово учителя:

Возвратимся к карте сайта и продолжим виртуальную экскурсию уже по мемориальному комплексу. Но вначале прервемся на гимнастику для глаз. (приложение 1 – слайд 9)

(На фоне музыки Чайковского. Времена года. Осенняя песенка.)

Учитель:

Откиньтесь на спинки стула и закройте глаза. Звучит удивительная музыка П.И.Чайковского. Мысленно представьте картины, которые создают чудные звуки. Посмотрите на игру красок на слайде. Совпали ваши образы?

7. Учитель:

Итак, прекрасна и неповторима земля алтайская. С детских лет видел Шукшин ее красоту, ее простор, ее высокое небо, синие горы, степь, и, конечно же, Чуйский тракт. (приложение 1слайд 10)

Чуйский тракт гудит аэродромом,
Мчится в горы, рвется в синеву.
По нему, простившись с отчим домом,
Он из Сросток уходил в Москву.

8. Учитель:

Василий оставил дом, мать, родную деревню, чтобы получить столь необходимое ему образование. И следующая наша остановка в доме, где родился Василий Макарович. (приложение 1слайд 11)

Учитель:

Дом и мать – две любви, две печали
Он оставил на давней заре.
Здесь родные с любовью встречали,
и калина росла во дворе…

9. Учитель:

Продолжая наше путешествие, пройдем мимо кинотеатра «Катунь», старого кладбища, где похоронены предки Василия Макаровича, новой Сростинской школы.

10. Учитель:

И вновь остановимся около здания бывшей Сростинской школы.

– В какой период времени и в качестве кого работал В.М.Шукшин? (1953–1954 гг. учитель в вечерней школе рабочей молодежи с исполнением обязанностей директора школы.) (приложение 1слайд 12)

Учитель:

В настоящее время в здании располагается историко-литературная экспозиция «Жизнь и творчество В.М.Шукшина.

– Обозначьте в оценочных листах разделы экспозиции.

– Какой из них вызвал у вас наибольший интерес? (Ответы.)

11. Учитель:

По улице Братьев Ореховых пройдем к дому, где прошли детство и юность нашего земляка.

– Что вы помните из рассказа В.М.Шукшина «Далекие зимние вечера» об этом периоде жизни писателя?

– Какие праздники детства на всю жизнь запомнились Шукшину? (Ответы.)

12. Учитель:

А теперь вновь время для гимнастики:

– Какого цвета глаза у вашего товарища?

– Не поворачивая головы, посмотрите в левый верхний угол, теперь то же самое, только в правый.

13. Учитель:

В.М.Шукшин очень любил, глядя на быстрые воды Катуни, размышлять о жизни. По берегу реки мимо Поповского острова и Камня скорби продвигаемся к «Камушкам».

– Почему это место получило такое название? (Ответы ребят.)

Учитель:

Катунь… Здесь она сравнительно спокойная и не очень холодная. Заросшие лесом острова скрыты от постороннего глаза. В.М.Шукшин любил приходить на это место, потому что здесь особенно хорошо думалось. (приложение 1слайд 13)

Любимое место Шукшина, любимая песня… (звучит песня «Калина красная» в исполнении ансамбля Советской песни (приложение 5))

14. Учитель:

Побывав на любимом месте Василия Макаровича, проходим от одного к другому дому Марии Сергеевны Куксиной, где жила она в разные годы. И сделаем остановку в Доме матери, который является частью музея-заповедника.

– Что интересного вы узнали об этом Доме матери? (Ответы ребят.)

– Запишите в листе ответов, когда сын последний раз приезжал в Дом матери? (в сентябре 1972 г.)

15. Учитель:

Посетив уютный Дом Марии Сергеевны, придем поклониться на ее могилу.

(На фоне музыки P.Mauriat – Adagio Dalbinoni 1987 Glarott (приложение 1слайд 14) Учитель читает стихотворение.)

Геннадий Панов
Святые муки матери земной
с живоначальным именем Мария.
Присядь со мной и помолчи со мной.
Печальница, Заступница, Россия.
Вот припозднилась, сына заждалась,
Лишь он один ее утешить мог – Василий – свет – Макарович… сынок
Единственный… русоволосый Вася.
Давно уже повыплаканы очи.
Но ставень стукнет – и молчать нет мочи,
К груди прижмется чуткая рука.
И ничего-то матери не надо,
Лишь только б Вася оказался рядом.

16. Учитель:

И впереди у нас знаменитый Пикет, где ежегодно проходят ставшие уже традиционными Шукшинские чтения. (приложение 1 – слайд 15)

Пикет – благословенное место человеческого бытия. С Пикета видна Россия.

– Приходилось ли вам быть участниками этих празднеств?

– На ваш взгляд, почему именно на Пикете воздвигнут памятник В.М.Шукшину?

17. Учитель:

Наше путешествие подходит к концу, возвращаемся на карту сайта. Отметьте на ваших картах сайта те места, в которых мы сегодня побывали. (приложение 1 – слайд 16)

А закончить мне хотелось бы словами самого Василия Макаровича (на фоне музыки королевского оркестра 13).

...Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда... И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живет там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.
В.М. Шукшин

(В исполнении В.Шукшина и Л.Федосеевой-Шукшиной звучит песня «Миленький ты мой».)

Учитель:

– Какое впечатление осталось у вас после нашего виртуального путешествия по родным местам нашего любимого земляка? (приложение 1слайд 17)

Учитель:

Мы побывали лишь в отдельных местах заповедника, вы теперь уже самостоятельно можете найти интересующую вас информацию о жизни и творчестве В.М.Шукшина на следующих сайтах:

  1. http://actors.khv.ru/sh/shukshin.htm. Актеры советского кино. Василий Шукшин.
  2. http://litera.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12510&ob_no=12780 Биография В.М.Шукшина.
  3. http://www.pereplet.ru/text/zabolockiy28aug03_bed.html и http://www.pereplet.ru/text/zabolockiy28aug03_3.html «Шукшин в жизни и на экране»