Цели:
- познакомить с особенностями жанра мемуарной литературы;
- развивать логическое мышление через анализ эпизода повести на уровне рассуждения;
- прививать гуманное, уважительное, милосердное отношение к людям (и к пленным как категории людей), воспитывать историческую память.
Не дай им бог вернуться, этим дням
без капли солнца и без крохи хлеба,
Когда над нами горестное небо
дождём рыдало с кровью пополам.
М. Алечкович
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Проанализировав ваши анкеты, я пришла к выводу, что всех вас взволновала
судьба человека в переломные периоды истории нашего государства. И мы сегодня постараемся поразмышлять с вами над судьбой личности, опираясь на страницы повести К. Воробьёва "Это мы, господи", а также документальную литературу.
(Задание: работа с тетрадями: план-тезис по материалам урока, словарная работа).
Словарь: Государство, тоталитарное государство, мемуары, исповедь.
2. Учитель: Обратимся к теме урока.
- Как вы думаете, почему поэт В. Соколов назвал XX век "веком кровавых рек"?
Действительно, XX век оказался именно кровавым. Об этом говорят цифры.
- XVII в. - на войне убито 3 млн. 300 тыс. человек.
- XVIII в. - убито 5 млн. 200 тыс.
- XIX в. - убито 5 млн. 500 тыс.
- XX в. - две мировые войны унесло 54 млн. человеческих жизни. Ранено и искалечено 110 млн. человек. После второй мировой войны более 110 раз на нашей планете вспыхивали войны.
- А какое событие на ваш взгляд, оказалось самым страшным для нашего народа? И трагедией, и подвигом?
(Звучит 7-ая Симфония Д. Шостаковича и на фоне музыки исполняются строки о войне.
Звучит песня на сл. В. Высоцкого "Все ушли на фронт").
3. Учитель: Мы ещё очень многого не знаем о войне, об истинной цене победы. Поэтому так и важна для нас исповедальная литература, ибо литература - это вторая действительность в слове. Иногда даже большая, чем первая - действительность самой жизни. Вспомним произведения Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Быкова, В. Гросмана, В. Кондратьева. Речь идёт не только об организации повествования - скажем в "я - форме", или "от третьего лица". Военная повесть несёт в себе правду чувств, мыслей, нравственного состояния народа в период жесточайшей схватки двух тоталитарных режимов. Герои повестей названных писателей близки по мировосприятию, возрасту, характеру, события возвращают нас в "самое крошево войны, самые кошмарные и бесчеловечные её страницы". Произведения К.Воробьёва рисуют такие события Великой Отечественной войны, которые не до конца известны нам взрослым, и почти не знакомы вам. У него свой лик войны - плен.
Нельзя сказать, что люди совсем не знали о жизни узников тюрем и каторжан. К теме, каждый в своё время, обращались классики мировой литературы: Виктор Гюго в "Отверженных", Ф. Достоевский в "Записках из Мёртвого дома", Л. Толстой в "Воскресении", А. Чехов в "Острове Сахалин".
- А какие произведения вы читали о наших военнопленных?
- До конца ли правдиво говорилось в них о судьбе военнопленных?
Ведь это всё-таки художественные произведения, для которых помимо достоверных фактов характерна и доля вымысла.
Работа с официальными документами.
Перед вами документы об оккупационной политике фашистской Германии, которые изобличают звериный облик фашистов; показывает, какие чудовищные злодеяния творили немецко-фашистские захватчики на нашей земле. Послушаем некоторые из них.
- Об этих страданиях, невыносимых, нечеловеческих и написал К. Воробьёв в своей повести "Это мы, господи". Написал так, как никто ещё не писал. Почему?
Сообщения учащихся о творчестве К. Воробьёва.
История создания и появления в свете повести "Это мы, господи".
Работа над повестью.
1. Чтение из повести описаний, рисующих ужасы плена
а) Гонят пленных по широкому шоссе от Солнечногорска на Клин и дальше на Волоколамск.
б) Описание Смоленского лагеря.
- Как вы относитесь к услышанному?
- Одинаково ли люди переживали ужасы, тяготы плена?
- Вспомните и перескажите некоторые сцены, показывающие разное поведение пленных?
(Проверка домашнего задания).
Сцена казни пленных из-за украденной муки.
Неудачный побег Сергея и Ванюши.
Сцена самоубийства.
Побег Сергея и Ванюши из вагона.
- Как относиться к людям не пытавшимся бежать; к тем, кто, не выдержав пыток, кончал жизнь самоубийством; к тем, которые на какое-то время растерялись? Можем ли мы их презирать?
Учитель: Нашему старшему поколению и нам внушали настороженное, недоверчивое отношение к бывшим узникам. К счастью, это время прошло. Перемены в нашей жизни, трагические события в Афганистане, Чечне - всё это освободило нас от стереотипного взгляда, разделяющего пленных на хороших и плохих, пробудило милосердное отношение к людям, перенёсшим немыслимые страдания.
- Нужно ли читать такие произведения? Даёт ли чтение таких произведений "пищу для ума"?
Учитель: Всё, казалось бы, закончилось. Пришла долгожданная победа. Повесть эта осталась незаконченной; но то, что мы с вами её читаем, доказывает нам, что Сергей Костров выжил и вернулся на Родину. Родина встречала своих героев.
(Звучит 1-й куплет песни "Широка страна моя родная".)
А с запада на восток шли и шли эшелоны. Чудом спасшиеся из фашистских концлагерей попадали в наши. За что? Чем они провинились перед "своим народом"? От кого теперь бежать и куда? Вот в чём безысходность!
"Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек..." И только немногие оставшиеся в живых могли сказать, как на самом деле дышалось им за колючей проволокой лагерей.
Работа с документальной литературой.
Книга городского комитета "Мемориал": "Чёрный камень на красной земле".
Воспоминания о Н.М. Ференце "Вернулся солдат из плена" (газета ДВК от 30 октября 1997 г.)
Учитель: О чём рассказали легенды - мы знаем. Теперь мы должны рассказать – о чём они умолчали.
Вчитываясь в документы 30-х - 50-х годов находишь многочисленные доказательства того, что Комсомольска-на-Амуре - детище процессов, которые происходили в общественной жизни тех лет, когда социалистическая действительность тесно соприкасалась с лагерным режимом. Город комсомольской славы был центром лагерной системы Хабаровского края. Об этом неумолимо говорят цифры и факты. Лагерная система существовала с 1933 по 1955 г.г. По самым скромным подсчётам, за это время через Комсомольскую пересылку прошло не менее 900 тыс. человек. В самом Комсомольске в разные годы работало от 4 до 15 тыс. человек заключённых. На территории города размещалось до 40 лагерных пунктов.
1949 год. Лагерь включал 3 отделения, 130 лаг. пунктов, 34070 заключённых. На их счету 2 домостроительных завода, 2 кирзавода, 2 лесозаготовительных отделения, 9 сельхозколонн, 557 грузовых машин и около 400 единиц других механизмов, 13 аптек и аптекобаз. Лагерь ведёт работы на участках Ургал-Комсомольск, Комсомольск-Совгавань, Сортировочная-Северная, Могоча-Клячи, в порту Ванино. В Комсомольске строит 5 каменных коттеджей, 20 деревянных домов, 5 каменных двухквартирных дома, баню. В городе нет ни одного промышленного предприятия, в строительстве которого не принял бы участие лагерь.
Лагпункты № 61, 63,64 вели строительство школ № 25 и 165, здания управления железной дороги, бани по улице Вокзальной, железнодорожной больницы, автобазы, кинотеатров "Дружба" и "Октябрь", городка деревянных домов. В последние годы своего существования Лагерь строил жильё, учебные и медицинские учреждения для Управления паромной переправы, нефтепровода. В городе Лагерь шёл на расхват. Лагерь имел в черте города 3 больницы. Больница № 1 находилась в п. Старт, открыта в 1942 г. По документам санмедотдела в 1944 в ней умерло 144 человека, в 1945 - 315 человек. Лагерное кладбище находилось в полукилометре. Больница № 2 находилась в районе амурлитмашевской сопки. Сначала там была лагерная зона, потом лагерников распределили по другим зонам. Один из пяти бараков был туберкулёзным. Умерших хоронили там же, за больницей, в яме, голых, но с бирками на ногах. Сейчас на месте захоронений построены дачи. Больница № 3 6-го отделения была открыта в 1943 г. На 200 мест и 200 коек. Находилась она в районе школ № 6, 23. Её кладбища были на Малой и Большой Хапсоли. Рядом с больницей находилась пересыльная зона, её границы доходили до территории, которую сейчас занимает лицей № 1. Это всего лишь небольшая страничка истории Архипелага Дальлага. Ещё много интересного, тайного вы узнаете, познакомившись с книгой "Чёрный камень на красной земле".
Учитель: А теперь давайте обратимся к эпиграфу нашего урока - как он соотносится с темой урока?
Итог: каждому из нас важно ощущать себя частицей живущего во времени человечества, знать кто "я" и как моё "я" связано с окружающим миром. Но, наверное, самое главное и самое трудное - участвовать в развитии общества с учётом дыхания прошлого и настоящего.
Дома вы разовьёте свои размышления в сочинении на тему: "Зачем я живу на этой Земле".