Презентация литературной династии семьи Кузовниковых.
Знакомство с рассказом уральского писателя А.А. Кузовникова “Оранжевая птица”.
Цель урока: привлечение внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений.
Задачи:
- развитие мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия ими художественного текста в исполнении учителя и подготовленных учеников
- воспитание уважения к книге
- создание условий для укрепления связи поколений
- воспитание традиций семейного чтения
- привитие любви к родному краю
- воспитание национальной гордости
- обогащение словарного запаса учащихся
- развитие связной речи учащихся
- создание условий для сопереживания персонажам произведения
Материалы к уроку
- Тексты для учащихся: “Оранжевая птица” А. Кузовникова.
- Выставка книг:
1. “Деревянный орел” русская сказка в обработке Н. Колпаковой.
2. “ Жар-птица и Василиса-царевна” р.н.с.
3. “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкин.
4. “Сказка о золотом петушке” А.С.Пушкин.
5. Словарь славянской мифологии.
6. “Три царства - медное, серебряное, золотое” р.н.с.
7. “Финист - ясный сокол” р.н.с.
8. “Читайка” ежемесячный журнал для детей №5, 2007г.
- Выставка творческих работ:
1. Рисунки “Природа глазами детей”.
2. Аппликации “Сказочная птица”.
3.Сочинения “Красота родного края”.
- Материалы, использованные в презентации:
1. Журнал “Каменский заводъ” 2 (10) июль 2003.
2. В.Карелин “Кузовниковы. Фамильная династия литераторов”.
3. Фотографии из семейного архива Медведевых (Калимуллиных).
4. Книга А.А.Кузовников “Оранжевая птица” ( сборник рассказов).
Ход урока
Вступительное слово учителя.
- 2007 год в России объявлен национальным годом чтения. Культурная общественность России, писатели, социологи, издатели, журналисты, педагоги, библиотекари, работники органов управления всерьез озабочены снижением интереса к чтению, уменьшением числа читателей библиотек.
А.С.Пушкин писал: “Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная”.
Мише Калимуллину здорово повезло - в его семье любят книгу. И не просто любят читать, а его прадедушка, прабабушка, бабушка сами были литераторами.
- А кого называют литератором? ( писателя, учителя литературы)
- Действительно, Кузовниковы- это фамилия Мишиных прабабушки и прадедушки, были и учителями литературы и писателями.
- Династия литераторов – это тема Мишиного рассказа. А как вы понимаете это словосочетание? (Династия - переносн.о тружениках, передающих из рода в род мастерство, трудовые традиции. Любовь к книге, литературному творчеству передается от отца к сыну, дочери, внуку).
Презентация династии литераторов семьи Кузовниковых.
(Слово ученику 3 “В” класса Мише Калимуллину) (см. приложение 1)
Знакомство с рассказом А.Кузовникова “Оранжевая птица”.
1) Выдвижение гипотез.
- О ком или о чем этот рассказ?
2) Чтение учителем и подготовленными учениками 1 и 2 части рассказа.
3) Первичная проверка восприятия.
-Что вы узнали из этого отрывка о Витасике Надеине?
- Каким был этот мальчик?
(наблюдательным, чутким, любящим природу, щедрым душой и сердцем, мечтателем, фантазером).
Физкультминутка.
Представьте себя березкой или осинкой, кедром, дубом и т. д.
Подул легкий веселый ветерок и деревья разговаривают друг с другом.
(звучит музыка).
4) Чтение учителем 3 части.
5) Пересказ учителем 4 части.
6) Рассказ о Жар-птице с обращением к выставке книг.
- О волшебной сказочной жар- птице многие-многие люди долгие века мечтали и гонялись за ней. Часто гибли в этой погоне. Но она давалась в руки только тем, которые и в труде, и в борьбе не жалели, не щадили себя и добывали чудесную птицу не для себя, а во имя счастья всех людей!
4. Анализ языка и содержания произведения.
- Почему же рассказ назван “Оранжевая птица”?
- Чем этот рисунок так взволновал учителя?
(У каждого из нас в детстве была своя оранжевая птица!)
- Что хотел автор сказать этой фразой?
(Необычное, яркое воспоминание из детства всю жизнь помогает людям пережить тяжелые минуты жизни).
- Сможет ли нарисовать эту птицу Витасик?
- Когда у мальчика обязательно получится оранжевая птица?
(В сказках – народная мудрость гласит, что волшебная птица дается в руки тем, кто несет в мир добро и счастье).
5. Обобщение по теме урока.
В нашем классе учатся добрые и неравнодушные люди. Об этом говорят творческие работы наших учеников.
- Закройте глаза и представьте себе оранжевую птицу.
(звучит музыка, на доске появляется рисунок Вики Протасовой “Оранжевая птица”)
- А какой вы себе представили оранжевую птицу?
- Какой получится у вас оранжевая птица, мы узнаем, когда вы принесете рисунки
или поделитесь своими открытиями в природе в письменном виде (по желанию).
- А помните, мы делали аппликацию с изображением сказочной птицы? Вы тогда удивили разнообразием птиц.
(Выходят к доске авторы работ и кратко делятся своими творческими замыслами).
6. Итог урока.
- Чем нас обогатил урок?
1. Чтение - вот лучшее учение.
2. Необходимо знать свои корни.
3. Знакомство с интересным рассказом уральского писателя.
Благодаря Мише и его маме Марине Леонидовне, их стремлению узнать о своих корнях, мы познакомились с замечательным уральским писателем
А. Кузовниковым и его рассказом “Оранжевая птица”.
- Появилось ли у вас желание прочитать и другие рассказы А.Кузовникова?
- А где и с кем вы любите больше всего читать книжки?
- В заключение я хочу прочитать вам стихотворение:
Михаил Яснов.
Что такое счастье?
Вот я уже дорос до лета,
Я прожил дней – не сосчитать.
Теперь я знаю:
Счастье –
Это
Приткнуться к маме
И читать!
7. Слово гостям.
- Ваше отношение к книге?