Литература
-
Проект-презентация урока на тему "Семья в жизни и творчестве Л.Н. Толстого" (10-й класс) 2009
Проект-презентация в 10-м классе разработан и проведен в Год семьи. Цель урока: привлечение внимания учащихся к проблемам семьи. Работа учащихся на уроке организована по трем направлениям:<br> – «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» Л.Н.Толстой;<br> – Лев Николаевич Толстой и его семья;<br> – «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
-
Программа развития творческого воображения "Путь к мастеру" 2009
Применение технологии РТВ (развитие творческого воображения) позволяет учителю организовать работу на самом высоком уровне обучения – творческом. В данном материале обобщен опыт работы учителя по программе РТВ «Путь к Мастеру», накопленный как в процессе работы на уроке, так и во внеурочной деятельности. Программа РТВ «Путь к Мастеру» разработана с учетом использования изученного материала по русскому языку (авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский) и литературе (программа под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2006). Программа «Путь к Мастеру» рассчитана на развитие творческих способностей учащихся в системе, поэтапно с 5-го по 11-й класс. Автор предлагает планирование материала по классам, даются примерные темы творческих работ.
-
Разработка урока по литературе "Светлые идеи поэзии А.С. Пушкина" 2009
В рамках учебного проекта обучающихся раскрывается проблема догматического представления о Пушкине как о великом русском поэте, подмена живого интереса к творчеству «должным». Выявляется восприятие личности Пушкина и его художественного творчества в академической науке, в массовом сознании, в искусстве, в сознании подростка 14–15-ти лет.
-
Семинар "Привлечение учащихся к систематическому чтению" 2009
Семинар с целью убедить учащихся в том, что чтение должно стать для них не «трудовой повинностью» и обязанностью, а средством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эстетических запросов. Работа проводится в группах (5 групп по 5-10 человек). На семинар лучше пригласить учащихся разных параллелей классов. Каждая группа – учащиеся одной параллели.
-
Урок литературы в 11-м классе на тему "Будем как солнце" 2009
На уроке-игре мы перенесёмся в далекое время конца XIX – начала XX веков, в атмосферу Серебряного века, когда русская литература переживала невиданный подъем. Основная цель урока: формирование интереса учащихся к познанию русской культуры, развитие эстетического чувства, творческого воображения.
-
Разработка урока по литературе в 6-м классе по теме "Мир уцелел, потому что смеялся" (о прирорде комического) 2009
Урок с элементами театрализации по теории литературы в 6-м классе позволяет обобщить прочитанные произведения, выявить закономерности создания смешного разными авторами, творившими в разное время. Театрализация позволяет увидеть приемы и способы создания комического не только в литературе, но и в других видах творчества, в жизни.
-
Урок литературы в 10-м классе по рассказу А.П.Чехова "Черный монах". Тема: "А вдруг прогневаются боги?" 2009
Представлен конспект урока одного из сложнейших в философском плане произведений А.П. Чехова. Цели урока: помочь учащимся постичь философский смысл произведения, создать свою версию прочитанного; дать учащимся знание евангельских сюжетов в литературе и искусстве и обогатить их духовный мир приобщением к осмыслению вечных истин. Выбрана следующая модель урока: работа с текстом – рассуждения учащихся – презентация. Презентация позволяет познакомить учащихся со своеобразием стиля.
-
Тема Родины в лирике Сергея Александровича Есенина 2009
В одном из ранних стихотворений Сергей Есенин размышляет о том, каким должен быть "поэт народный, поэт родной земли". Цель урока: проследить путь поэта Есенина к идеалу, рассмотреть, какой предстаёт родина в его творчестве, как и почему изменяется этот образ. Урок построен в форме беседы с опорой на анализ стихотворений. Для создания эмоционального настроя на уроке звучат музыкальные произведения Г.Свиридова.
-
Интерпретация баллады И.В. Гете "Лесной царь" с привлечением музыки 2009
На данном уроке, привлекая музыкальные произведения к интерпретации художественного текста, мы решаем сразу три задачи: во-первых, музыка усиливает работу образного компонента мышления при осмыслении текста, во-вторых, "наложение" психических процессов обеспечивает более глубокое проникновение в ткань произведения; в-третьих, постоянное обращение к произведениям музыки формирует базу чувственных ассоциаций учеников.
-
«Правда в пьесе М. Горького "На дне"». Разработка урока литературы с элементами коммуникативного обучения 2009
Разработка урока литературы с элементами коммуникативного обучения, предполагающая реализацию следующих целей: выявить позиции героев пьесы; побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова; содействовать формированию навыка работы в группе, навык публичного выступления.
-
Открытый урок в 10-м классе по теме "Природа в лирике Ф.И. Тютчева" 2009
В чем же особенность изображения природы Тютчевым, чем его взгляд отличается от нашего? – Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо.
-
Статья "ИКТ на уроках русского языка и литературы" 2009
В статье приводятся методические аспекты применения программных продуктов на уроках русского языка и литературы, раскрываются приёмы и методы дифференцированного подхода к обучению с использованием ИКТ. Демонстрируется процесс оптимального применения ИК технологий, которые способны стимулировать познавательный интерес к предметам, призваны расширять кругозор учащихся, оптимизировать затраты педагога, помогая сосредоточиться на творческой работе.
-
Программа курса по выбору "Игровая журналистика" (9-й класс; предпрофильная подготовка) 2009
Целью программы: обучение ребят выстраивать общение в любой ситуации, способствуя формированию коммуникативной культуры. Программа предусматривает знакомство с журналистскими жанрами и создание собственного газетного материала различных жанров. В процессе создания газеты ребята совершенствуют навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают представление о профессии, первый журналистский опыт, учатся работать с компьютером.
-
Конспект урока внеклассного чтения по сказке "Общее счастье" (6-й класс) 2009
Чтение и анализ рассказов, стихотворений, сказок помогают учащимся коррекционной школы-интерната понять и оценить нравственные поступки героев. Разработкой урока внеклассного чтения по сказке «Общее счастье» мы пытались подтвердить закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру – в результате будет добро».
-
Конференция "Нравственность есть правда" (гуманизм В.М. Шукшина) 2009
Задачи урока – познакомить учащихся с личностью и творчеством (рассказами) В.М.Шукшина; продолжить развитие понятия нравственности, нравственных проблем; развивать эстетический вкус, приобщить к самостоятельному чтению и самостоятельной оценке прочитанного.
-
Заметки о русском 2009
В 8-м классе при изучении исторических песен (циклы об Иване Грозном, Степане Разине, Емельяне Пугачеве) один урок посвящен одной из старейших песен об «Авдотье Рязаночке». В этой песне прославляются смелость, ум, порядочность русской женщины. Делается вывод, что героем песни может стать не только правитель государства, бунтарь, но и обычная женщина-труженица.
-
Метаморфозы литературного образа "Гадкий утенок" 2009
Тема урока внеклассного чтения связана с освоением культуроведческой компетенции, «касающейся жизни в поликультурном обществе» (из 5-ти ключевых компетенций Совета Европы). Для чтения и анализа выбраны 3 произведения о «гадком утенке» как литературном типе: сказка Х.-Г.Андерсена «Гадкий утенок», фантастическая повесть-антиутопия А. и Б.Стругацких «Гадкие лебеди» и спектакль по пьесе А.Шапиро «Датская история». Задания рассчитаны на 3 уровня подготовки учащихся.
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе. Нравственный выбор героев. Создание героического характера (по новелле П.Мериме "Маттео Фальконе"), 7-й класс 2009
Урок литературы, в ходе которого учащиеся составляют нравственный портрет героя новеллы П.Мериме "Маттео Фальконе". Большое внимание в статье уделено средствам создания героического хорактера.
-
"Главное слово на свете — любовь" (по сказке А.Платонова "Неизвестный цветок") 2009
Соприкосновение с текстом удивительной по доброте сказки позволяет активизировать у ребят все их душевные качества со знаком плюс: доброту, милосердие, сопереживание.
-
Урок-дискуссия. М.Горький "Старуха Изергиль" 2009
В основе рассказа «Старуха Изергиль» лежит поиск незаурядной личностью разных возможностей своей связи с людьми. Проблема волнует и нас, живущих в XXI веке.
-
Урок литературы в 10-м классе "Все теперь не так…" по мотивам рассказа В.Распутина "Женский разговор" 2009
Урок-исследование. Основные цели и задачи урока – формирование у школьников ключевых компетенций в познавательной деятельности, умение применять знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать идейно-художественное содержание литературного произведения; совершенствовать приемы работы по анализу произведения с опорой на сюжетно-композиционные особенности рассказа; формировать навыки "контекстного" рассмотрения литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей (умение сопоставлять литературные факты; продолжать развивать навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение.
-
Урок-исповедь. Посвящение гению 2009
Цель работы: изучение жизни и творчества великого поэта-классика М.Ю. Лермонтова; расширение и углубление знаний учащихся о знаменательных событиях его короткой трагической судьбы; аналитическое чтение произведений поэта, созданных в разные периоды его жизни; духовно-нравственное и эстетическое воспитание учащихся на примере классических образцов живописи, литературы и музыки.
-
Уроки по повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант". Методические рекомендации 2009
Представлены методические разработки четырех уроков, отводимых на изучение повести. Первый урок посвящен знакомству с фактами биографии В.Г. Короленко и составлению приблизительного плана повести. Второй подводит учащихся к мысли, что знакомство с Эвелиной совпадает с переходом Петра из отрочества к юности и более глубокому осознанию трагедии слепоты. Третий урок посвящен подробному анализу 5-й и 6-й глав повести. На четвертом уроке подводятся итоги.
-
Внеклассное мероприятие. Игра "Тропой Гайдара" 2009
Игра является финальным этапом в цепочке уроков внеклассного чтения и мероприятий в группе продленного дня, где была организована подготовительная работа: чтение произведений А.П. Гайдара, знакомство с биографией писателя, конкурс рисунков по прочитанному.
-
А.П. Гайдар — жизнь и творчество 2009
Уроку предшествует большая исследовательская работа: изучение биографии А.П. Гайдара, словарная работа (коммунист, Красная Армия, Советский Союз, патронташ, революция, М.Фрунзе, Чапаев, Реввоенсовет), чтение произведений писателя: «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Совесть», «Сказка о Мальчише-Кибальчише…», «Горячий камень» и др.
-
Развитие творческих способностей учащихся как способ формирования духовно богатой, творчески мыслящей личности (из опыта работы) 2009
В работе представлен опыт работы по формированию креативных возможностей учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности по предмету. «Проба пера» на уроках литературы, по мнению учителя, – главное условие успешности усвоения материала.
-
Воспитание духовности через обращение к христианским традициям в русской литературе 2009
Статья посвящена рассмотрению проблемы воспитания духовности через обращение к христианским традициям в русской литературе. Особое внимание уделяется дидактическим аспектам урока литературы как эффективного средства духовно-нравственного воспитания личности.
-
"Литературный ринг" во 2-м классе по творчеству К.И. Чуковского 2009
Цель занятия: обобщить знания детей по творчеству К.И.Чуковского и заинтересовать его переводами на русский язык произведений Киплинга. Марк Твена, Д. Дефо. Имеется презентация.
-
Урок литературы в 11-м классе с элементами ИКТ по теме "А.А. Ахматова. Жизнь и творчество" 2009
Предлагаемая разработка – урок по литературе в 11-м классе (социально-гуманитарном) с использованием ИКТ. Последние три года автор работает над методической темой «Использование информационных и телекоммукационных технологий в профильном обучении». С помощью программ Power Point создаются слайд–фильмы для объяснения новой темы. К созданию и представлению презентации привлекаются старшеклассников.
-
Урок литературного чтения по теме "Сказки Г.Х. Андерсена" (3-й класс) 2009
Урок внеклассного чтения проводился с целью познакомить учащихся с творчеством Г.Х. Андерсена. Для учащихся интересны не только сами сказки, но и его жизнь и творчество. Важно показать, каким он был человеком, о чем думал. Помочь понять глубину содержания его произведений и увидеть их простоту.