Литература
-
Формирование речевой и духовно-нравственной культуры учащихся через реализацию личностно ориентированного подхода в обучении литературе 2010
Уникальные возможности для духовного роста, заполнения «горницы души» и развития речевой и нравственной культуры учащихся, формирования личности в целом дают уроки литературы, где главная задача – научить чувствовать и размышлять, быть восприимчивым к красоте, добру, правде, душевному теплу, состраданию.
-
Открытый урок литературы с использованием ИКТ и проектной методики "Марина Цветаева: личность и судьба" 2010
Данный урок является первым в изучении творчества Цветаевой. Всего на изучение поэзии М. Цветаевой по программе под редакцией В.Я. Коровиной выделяется 2 часа, отсюда важность и в то же время сложность первого урока, от которого зависит дальнейшее осмысление основных мотивов творчества художника слова.
-
Интегрированный урок литературы и МХК по теме "Родная природа в произведениях композиторов, художников и поэтов России XIX века" 2010
На уроке литературы по традиционной программе в 6-м классе дети знакомятся с новой темой "Родная природа в произведениях композиторов, художников, поэтов России XIX века". Обучаемым дается общее представление о русской пейзажной лирике, о музыке и живописи России XIX века, формируются эстетическая отзывчивость к русской поэзии, закрепляется умение выразительного чтения.
-
Литературный вечер "Мои первые университеты", посвященный М.В. Ломоносову 2010
Форма литературного вечера позволяет раскрыть связь писателя с эпохой, в которой он жил, а также открыть каждому ученику что-то новое в творчестве Ломоносова. Литературный вечер не только углубляет знания учеников о литературе, но и пробуждает интерес к искусству вообще, развивает эстетический вкус, позволяет раскрыть творческие способности учащихся.
-
Использование тестов для активизации механизмов самоконтроля и стимулирования активной познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы 2010
Данный урок содержит пример теста, который позволяет не только проверить выполнение домашнего задания на уроке литературы, но и позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы обучающихся с художественным текстом.
-
Звук и смысл 2010
Урок представляет опыт работы по формированию у школьников навыков лингвостилистического анализа художественного текста, развитию художественных языковых способностей детей, воспитанию читательской культуры.
-
"Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература) 2010
Представленный материал может быть интересен не только тем, что это интегрированный урок, но и тем, что урок проводится с использованием презентации. На уроке проводится коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале предложений деформированного текста; воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красоту растений родного края.
-
Методическая разработка урока-письма 2010
На уроке рассматривается проблема эпистолярного жанра в наше время.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) по теме "Сонет". "14 магических строк…" 2010
Цели данной работы: знакомство с сонетами Ф.Петрарки, И.Анненского , И.Бунина, И.Северянина и У.Шекспира в переводах С.Маршака, А.Финкеля; развитие навыков стихотворного перевода; учить анализировать поэтическое произведение.
-
Урок литературы в 9-м классе "А он встает над волнами забвения…" в форме литературного салона 2010
Урок литературы в 9-м классе посвящен творчеству М.Ю. Лермонтова. Урок знакомит с отдельными яркими моментами его жизни, дает возможность почувствовать богатство и нравственную красоту творчества поэта, помогает воспитывать любовь к родной природе, веру в красоту.
-
Урок-путешествие. Пейзажная лирика С.Есенина "Алый свет зари" 2010
Урок – путешествие в мир пейзажной лирики С.Есенина отличается от других использованием региональных компонентов: картин ртищевского художника В.Шибанова и материалов одноименной книги о творчестве поэта корреспондента газеты «Саратовские вести» И.Кузнецова.
-
Программа элективного курса "Русская художественная культура: от Древней Руси до конца XIX века" 2010
Программа элективного курса основана на авторской концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал русского искусства позволяет рассматривать отечественную художественную традицию как ведущую в культурологическом образовании учащихся общеобразовательных учреждений.
-
Мир театра (посещение театров г. Казани) 2010
Главное в воспитании культурного человека – формирование гармоничной, творчески активной личности, способной чувствовать себя хозяином собственной жизни, а значит – ответственным за себя и окружающий мир. В этом смысле искусство театра призвано оказать огромное влияние на образовательный процесс.
-
Урок литературы в 6-м классе "Строки, опаленные войной…" (Великая Отечественная война в стихах русских поэтов) 2010
Содержание материала имеет большое познавательное и воспитательное значение, способствует формированию интереса к литературе у учащихся, развитию навыков выразительного чтения. Основная цель урока – привитие любви к Родине, воспитание чувства патриотизма, гордости за человека – защитника Отечества.
-
Урок литературы по теме "Образ главного героя в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри" 2010
Проблемно-поисковый метод используется с целью вызвать интерес к произведению М.Ю. Лермонтова, желание перечитать его; активизировать работу учащихся, воспитывать умение мотивировать свое поведение и поступки.
-
Методическая разработка урока литературы с использованием ИКТ в 9-м классе по трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери" 2010
Применение информационно-коммуникационных технологий, использование разнообразного иллюстративного материала, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, помогает учителю при подготовке и проведении занятий.
-
Рабочая программа по литературе для 5-го класса национальной школы 2010
Разработана с учётом программы средней школы под редакцией М.Г. Ахметзянова (Изд. «Магариф», 2005), которая полностью соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и учебному плану на 2009–2010 учебный год.
-
Интернет-игра как одна из форм познавательной деятельности школьников. Организация и технология проведения интернет-игр 2010
Статья знакомит читателей с опытом организации дистанционных игр, а также предлагает оригинальные подборки вопросов с ответами по математике и русскому языку, позволяющие не только разнообразить уроки, но и подготовить школьников к итоговой аттестации.
-
Классный час, посвященный Победе "Рикошет той далекой войны…" 2010
Урок направлен на воспитание чувств патриотизма, любовь к Родине, осознанное желание жить в мире и согласии не только с другими людьми, но и с самим собой. Воспитывает чувство товарищества, национальное самосознание, любовь к жизни.
-
Музейный урок по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова" 2010
Вступление знакомит читателей с предысторией подготовки музейного урока, его авторами и участниками. Описание урока содержит традиционную формулировку темы, целей, задач урока, предлагает вниманию читателей конспект проведенного в музее урока. Выводы указывают на преимущества новой формы урока.
-
Поэтическая лексика и патриотичность былин 2010
Знакомя детей с былинным фольклором, вначале решаются задачи словарной работы; постепенно детей подводят к более глубокому пониманию былин.
-
М.Ю. Лермонтов "Бородино". Война 1812 года. 2010
На уроке учащиеся знакомятся с историческими событиями 1812 года; поэтическим изображением подвига народа в войне 1812 года и в стихотворении "Бородино"; выясняют отличия в изложении данных событий в истории и литературе и сравнивают их. Урок способствует воспитанию гордости за свой народ, чувства патриотизма.
-
Урок-исследование по литературе в 10-м классе по теме "Ему судьба готовила путь славный, имя громкое…" 2010
Урок по творчеству Н.А. Некрасова. Проиллюстрирован презентацией.
-
Литературная игра "Счастливый случай" 2010
Литературная игра для 9-го класса в форме телеигры «Счастливый случай» с целью показать преемственность развития русской литературы; актуализировать знания, ранее полученные при изучении творчества А.С. Пушкина; развивать устную и письменную речь учащихся; формировать эстетический вкус учащихся.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Чудаки в рассказах В.М. Шукшина "Мастер" и "Стенька Разин" 2010
Статья содержит разработку урока литературы для учащихся 8-го класса. В ходе урока автор статьи знакомит учащихся с жизнью и творчеством В.М.Шукшина, обсуждая рассказы писателя "Мастер" и "Стенька Разин", каких людей считает автор чудаками и что особенно ценит в них.
-
Интегрированный урок литературы, истории, МХК по теме "Наш XVIII век" 2010
Интегрированный урок проводится перед изучением блока "Из литературы XVIII в.". Проводится в компьютерном классе, где есть доступ к сети Интернет. Учащиеся, работая в группах, находят материал (текстовый и иллюстративный), отбирают, систематизируют его и создают презентацию в программе PowerPoint.
-
Открытый урок в 6-м классе по теме "И смех, и слезы, и любовь" (по рассказу Ф.Искандера "Чик и Пушкин") 2010
Дети изучают биографию и произведения Ф.Искандера.
-
Литературно-географический турнир "К брусничным зорям, тающим в траве…" 2010
Цель: способствовать развитию интереса к судьбе и творчеству Г.Суворова, уважения к родному краю. Турнир посвящен творчеству Георгия Суворова и истории Отечества. Данная разработка способствует воспитанию патриотических чувств, исторической памяти учеников, уважению старшего поколения.
-
Нетрадиционные формы учебной деятельности. Урок литературы в 6-м классе "На ярмарке Н.Гоголя близ Диканьки" 2010
На данном уроке использовались элементы театрализованного представления, мультимедийная презентация, а также и другие формы работы: соревнование команд, викторина, решение кроссворда.
-
Урок литературы в 11-м классе "Сады души моей…". Особенности поэтического творчества Н.С. Гумилева 2010
На уроке рассматриваются особенности индивидуального стиля Н.С. Гумилева в контексте литературных традиций и мирового искусства в целом через анализ содержания и формы стихотворения.