Литература
-
Урок литературы "Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского" 2010
Учащиеся прослеживают, как формируется характер любимого героя Толстого, определяют авторское отношение к герою и определяют свой взгляд на него и его поступки, заглядывают в сложный мир душевных переживаний.
-
Урок литературы по теме "Жанр оды в лицейской лирике А.С. Пушкина" 2010
Урок – учебное исследование с ИКТ-поддержкой в 8-м классе. Заключительный урок в системе уроков "Русская поэзия XVIII – начала XIX века". Теоретический материал отрабатывается на исследовании текста А.С. Пушкина "Воспоминание в Царском Селе". Урок предполагает работу в группах; сопровождается презентацией.
-
Урок по теме "Михаил Федоров. Своеобразие поэмы "Леший": жанровые особенности, композиция, средства выразительности, значимость произведения" 2010
Целью урока является выявление жанровых особенностей, композиции и языковых средств художественной выразительности, совершенствование навыков работы с текстом (составление плана, пересказ, обсуждение прочитанного, комментирование эпизодов). Такие уроки активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают интерес к родному языку.
-
Урок-путешествие на остров Романтиков за ответом на вопрос: "Всегда ли в жизни есть место подвигам?" 2010
Данный урок литературы представлен в форме путешествия на остров Романтиков. Дидактическая цель поставлена игровой задачей, а учебный материал используется в качестве её средства. В процессе игры учащиеся повторяют литературоведческие понятия, работают с текстом легенды.
-
Вечер-портрет "Александр Вампилов" 2010
Материал представляет собой разработку литературного вечера для старшеклассников. Знакомит школьников с биографией и творчеством талантливого русского драматурга Александра Вампилова.
-
Конспект урока по литературе в 10-м классе по теме "Быть честным — понятие сложное" (по роману Ф.Абрамова "Дом") 2010
Урок сориентирован на решение нравственных проблем. Содержание материала предоставляет учителю возможность организовать учащихся на размышление о собственных духовных ориентирах, привлечь материал, связанный с национально-региональным компонентом. Предполагаемая форма работы на уроке: работа в творческих группах.
-
Урок чтения в 6-м классе специальной коррекционной школы VIII вида 2010
Хорошо читающий ученик в состоянии достаточно быстро прочитать материал и получить необходимую информацию не только от учителя, но и из обязательной и дополнительной литературы. Неполноценный навык беглого, осознанного чтения фактически подрывает основу формирования ребенка как читателя и как саморазвивающуюся личность.
-
Интегрированный урок (литература + ОДК) в 7-м классе по теме "Идеальный герой русской литературы. Житие Сергия Радонежского" 2010
Интегрированный урок литературы и основ духовной культуры с применением информационных технологий помогает учащимся осознать значение преподобного Сергия Радонежского в истории русского государства.
-
Компетентностный подход в обучении географии: теория и практика (тезисы). Разработка уроков по теме "Внутренние воды России" 2010
Компетенция – отчуждённое, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности. Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, уметь применять полученные знания, сохранять социальную устойчивость, своё "Я" в постоянно меняющихся условиях.
-
Словарная работа по тексту повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2010
Предлагаемая в статье словарная работа обеспечивает игровое освоение словаря повести. Такая работа развивает ассоциативное мышление, приобщает к реалиям, запечатленным в тексте. Происходит естественное ознакомление с историческими, этнографическими, социальными, бытовыми и прочими деталями изображаемой эпохи.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Традиции русской литературы в поэзии А.Блока" 2010
Форма семинара-практикума способствует выявлению традиции русской поэзии в процессе сравнительного анализа лирических произведений Александра Блока и поэтов XIX века.
-
Урок литературы по теме "Анализ стихотворения Н.Заболоцкого "Утренняя песня" 2010
Цели урока: продолжение изучения лирики Николая Заболоцкого; анализируя стихотворение "Утренняя песня", определить особенности мироощущения его лирического героя; проследить связь творчества Н. Заболоцкого с традициями русской классической поэзии и выявить особенности изображения природы в стихотворении "Утренняя песня".
-
Цинциннат Ц. как романтический и экзистенциальный герой в системе образов романа В.В. Набокова "Приглашение на казнь" 2010
Исследователи творчества В.В. Набокова находят в его произведении "Приглашение на казнь" черты романа экзистенциального, сюрреалистического, романа-антиутопии. Автор статьи И.Ю. Осмоловская стремится проанализировать сложную природу набоковского романа, отталкиваясь от эволюции образа главного героя Цинцинната Ц., осознающего кукольность окружающей действительности и начинающего понимать своё особое предназначение только в ситуации ожидания казни.
-
Открытый урок по чтению и развитию речи. В.Бианки. "Май"» 2010
Цели урока: продолжить изучение творчества писателя; помочь детям целостно, эмоционально и эстетически воспринять текст; уточнить и расширить знания школьников о жизни людей, животных, растений весной; сопоставить изображение природы весной в произведениях писателей и художников.
-
Урок внеклассного чтения "Тема войны в творчестве Б.Ш. Окуджавы" 2010
Цели урока: познакомить учеников с краткой биографией поэта; рассмотреть некоторые стихотворения автора о войне; определить их место и значение в творчестве и жизни автора. Такой урок воспитывает патриотические чувства; уважение к старшему, воевавшему поколению; чувство памяти.
-
Бинарный урок «М.Ю. Лермонтов. "Бородино"» 2010
Цели урока: познакомить со стихотворением М.Ю.Лермонтова "Бородино", обратив внимание на историческую основу стихотворения и его художественные достоинства; развивать умение делать анализ художественного текста; воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России.
-
Урок развития речи "Роль изобразительно-выразительных средств в поэтической речи" 2010
Цели урока: познакомить со стихотворениями о Кольском Севере, на материале данных поэтических произведений закрепить знания о роли изобразительно-выразительных средств в тексте; продолжить формирование творческого видения, развивать навыки устной и письменной монологической речи; воспитывать эстетический вкус, любовь к красоте природы.
-
Урок литературы "Особенности лирики А.А. Фета" 2010
Урок является вводным в системе уроков, посвящённых творчеству одного из талантливых поэтов XIX века – Афанасия Фета. Говорить с современными подростками о лирике, заинтересовать их высокой поэзией всегда непросто. Поэтому урок выстроен в интерактивной технологии мастерских, что делает его динамичным, личностно ориентированным, вызывающим живой отклик у обучающихся, отвечающим требованиям современного урока литературы.
-
Чтение наизусть. Конкурс чтецов "Поэзия русской зимней природы" 2010
Открытое занятие кружка для младших школьников по развитию речи «Словотворчество». На занятии сочетаются произведения поэзии, музыки, живописи, фото, объединённые одной темой, что позволяет воспитанникам убедиться в единстве различных видов искусств в изображении зимней природы.
-
Развитие коммуникативной компетентности учащихся через урок словесности 2010
Уроки литературы и русского языка призваны создать условия, при которых процесс развития коммуникативной компетентности будет происходить наиболее успешно. Этому способствуют интегрированные уроки, уроки словесности, которые получают все большее распространение в школе.
-
Интегрированный урок (литература + музыка) по теме "Любовная лирика Пушкина и ее воплощение в музыкальных произведениях" 2010
Цель урока: показать, как красивы, благородны, искренни любовные чувства поэта; познакомить с адресатами любовной лирики А.С. Пушкина, а также с музыкальными произведениями, которые являются откликами на изумительные стихотворения поэта; развивать творческие способности учащихся через исполнение романсов и декламацию поэтических произведений.
-
Апробация технологии развития критического мышления на уроках литературы в 5–11-х классах 2010
Обобщая опыт работы по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), показывается решение следующих проблем: изучение больших художественных произведений в условиях сокращения часов на прохождение программы по литературе; как уберечь обучаемых от соблазна списать массово тиражируемые сочинения.
-
Конспект урока по литературе в 7-м классе на тему "Внимая ужасам войны…" Героизм и патриотизм русского народа при обороне Севастополя в рассказе Л.Н. Толстого "Севастополь в декабре месяце" 2010
Центром "Севастопольских рассказов" Л.Н.Толстого является человек. Изображая человека в условиях военного времени, писатель предлагает нам осмыслить трагизм войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей. Он доказывает, что в любой войне главное место занимает человек. Приём "диалектика души", используемый Толстым, показывает сложную душевную жизнь человека в её динамике.
-
Урок литературы в 9-м классе "Русская классицистическая комедия. Денис Иванович Фонвизин – русский комедиограф" 2010
Урок входит в систему уроков по изучению темы «Классицизм в мировой и русской литературе», развивает умения учащихся применять знания в новой учебной ситуации, формирует навыки «контекстного» рассмотрения литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Проблема добра и зла в рассказе Л.Андреева "Кусака" 2010
Автор помогает учащимся осознать личностную значимость данного произведения. Создает содержательные и организационные условия для развития у школьников умения анализировать текст. Содействует развитию у ребят чувства милосердия, сострадания друг к другу, к ближним, уверенности в своих силах.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе по теме "О войнах. Бессмысленных. Долгих. Жестоких. В которых всю жизнь поколения растратили…" 2010
Основная задача урока заключается в том, чтобы показать учащимся непреходящую ценность лучших произведений русской классической литературы, доказать, что суть повести не только в отрицании зла, насилия и жестокости, не только в утверждении всего лучшего в человеке, но и в предупреждении всем живущим сегодня.
-
Урок по теме "Художественное своеобразие "Песни о вещем Олеге" А.С. Пушкина" 2010
Урок коммуникативно-развивающего типа с элементом телепередачи. Для организации урока была организована мини-исследовательская работа для отдельных учащихся. Автор считает, что материал, предложенный для урока, поможет не только понять содержание «Песни...», но и увидеть художественное своеобразие, окунуться в мир истории, искусства и летописания.
-
Открытый урок "Русская душа… Какая она?" 2010
Урок-исследование особенностей русского национального характера на основе художественных произведений второй половины XIX века (драмы А.Н. Островского «Гроза", романа И.А. Гончарова и очерка-хроники Н.С. Лескова «Очарованный странник»). Проводится сравнительная характеристика героев.
-
Сценарий литературной интеллектуальной игры "Своя игра" для обучающихся 9–10-х классов 2010
Интеллектуальная игра направлена на развитие мышления (формулирование понятий, выполнение основных мыслительных операций (классификация, анализ, синтез и др.)). Но эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании).
-
А.А. Фет и эстетика "чистого искусства" (урок-опровержение) 2010
Цель урока – формирование понятия о художественном методе поэта, его импрессионистическом видении мира.