Цели:
- Обобщение знаний по литературе за период обучения в 7-ом классе.
- Обогащение словарного запаса учащихся.
- Обучение выразительному чтению и актёрской игре.
- Контроль и проверка знаний учащихся.
Оборудование урока: костюмы для Пеппи, Ивана-дурака,4–х аборигенов, учёного кота, 3-х разбойников, 3-х мудрецов, 2-х сестриц-затейниц, карта острова Чунга-Чанга, музыка из кинофильма «Пеппи Длинныйчулок», песенка «Чунга-Чанга», медленная мелодия для Ивана-дурака, песенка разбойников из мультфильма «Бременские музыканты», весёлый марш для мудрецов, песня «Во поле берёза стояла», фонограмма песни «Мы желаем счастья вам».
Предварительная подготовка:
- Выбираются герои, оставшиеся ребята делятся на две команды, придумывают название команды, выбирают капитана.
- Каждая команда должна подготовить инсценировку любой сказки А.С. Пушкина, продумать костюмы, роли.
- С героями заранее выучить танцы и песню «Мы желаем счастья вам».
- Обязательно должно быть жюри (это могут быть как учителя, так и родители).
Герои:
- Пеппи Длинныйчулок,
- Иванушка-дурачок,
- Аборигены (4 человека),
- Учёный кот,
- Разбойники (3 человека),
- Сестрицы-затейницы (2 человека),
- Мудрецы (3 человека).
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Команды и жюри рассаживаются по местам. Учитель представляет команды, капитанов команд и членов жюри.
II. Под песенку из кинофильма «Пеппи Длинныйчулок» вбегает Пеппи, она танцует и поёт…
Пеппи: Ой, сколько народу собралось! А я как раз в путешествие собираюсь на остров Чунга-Чанга. У меня даже карта есть! (Показывает карту.) Вот, видите, под горой Знаний закопан клад! Ой, как я люблю всякие приключения! Вы, конечно же, поедете со мной! Или вы боитесь?! Хотя чего вам бояться? Я ведь самая сильная девочка в мире и смогу вас защитить. Или вы больше любите чтение да помножение? Это всё чепуха! Слушайте меня! Я ведь великая путешественница и много чего понимаю. Предлагаю вам развлечения, одно веселье и никакого учения! Забросьте все свои дела, нам отдыхать пора! Ой, кто-то идёт…
Звучит грустная мелодия, входит Иван-дурак.
Иван: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Пришёл я к вам со своей кручинушкой, направила меня к вам Василиса Премудрая. Она говорит, что вы мне помочь сможете…
Пеппи: Эй, такой большой, а плачешь. Говори, что у тебя случилось?
Иван: А вы кто такая?
Пеппи: Я? Ты меня не знаешь? Кукарямба! А я-то думала, что все знают, кто такая Пеппилотта Виктуалина Рольгардина Длинныйчулок!
Иван: Вас так много?
Пеппи: Чудак-человек! Это всё я одна! Ну, говори, что у тебя случилось? Разве могут эти умники помочь тебе?!
Иван: Все меня дураком дразнят! И Василиса посоветовала мне в школу к ребятам обратиться.
Пеппи: Да ты что?! Какая школа?! Поехали лучше в путешествие! Вот, смотри! (Показывает ему карту).
Иван: Что это?
Пеппи: Карта острова Чунга-Чанга! А под горой Знаний спрятан клад, нам надо его найти!
Иван: А зачем?
Пеппи: Зачем… А, правда, зачем?.. Надо, и всё тут! И вообще, ты уму-разуму набраться хочешь?
Иван: Хочу!
Пеппи: Вот и набирайся! Команды у нас есть. В путь!
Вбегают аборигены, под песенку «Чунга-Чанга» исполняют танец.
Аборигены: Мы приветствуем вас, чужестранцы, на нашем чудесном острове!
Иван: Здравствуйте!
Пеппи: Приветик! Вот умора! Вы кто такие-то?
Абориген 1: Мы коренные жители.
Иван: Тогда вы не могли бы нам подсказать, где здесь гора Знаний?
Абориген 2: К такой горе только с помощью знаний попасть можно.
Пеппи: Вот ещё! Зачем эти знания нужны-то? Скукотища одна!
Абориген 3: Ну, попробуйте-ка без знаний этот кроссворд разгадать. (Передаёт Ивану кроссворд.)
Абориген 4: Узнаете тогда, кто вам поможет.
Пеппи вырывает кроссворд, вертит его в руках: Так, ничего не понятно!
Иван: Может, ребят попросим нам помочь?
Пеппи: И, правда, а то только зря хлеб едят!
III. Конкурс 1 «Кроссворд»
(Командам предлагается кроссворд по произведениям, изученным в 7-ом классе. Ключевым словом должно быть слово «Лукоморье».)
Иван: Да, Пеппи, если бы не ребята, мы бы не узнали, куда нужно идти.
Пеппи: Да, это случайность! Вот дальше мы себя покажем!
Иван: Ой, гляди-ка котик, пухленький животик.
Пеппи: Ой, какая прелесть!
Кот: Я не прелесть, молодая леди.
Пеппи: А он ещё и разговаривает!
Кот: Я извиняюсь, что вас прерываю, но я разговариваю и имею учёную степень1
Иван: Пеппи, смотри, и здесь одни учёные!
Пеппи: Ну, не будем о науках. Лучше, котик, скажи, где у вас тут гора Знаний?
Кот: Чтобы туда попасть, надо проявить знания и смекалку.
Пеппи: Этого добра у нас навалом! Что надо делать?
Кот: А вот вам стихотворные строчки. Укажите, из какого они произведения и кто автор.
Иван (берёт стихи): Пеппи, ты хоть одно стихотворение знаешь?
Пеппи: Знаю! Пятнадцать человек на покойника ящик. Йо-хо-хо, и бочонок рому!
Иван: Здесь таких стихов нет. Придётся, видно, опять ребят на помощь звать!
Пеппи: Ну и зови!
Иван: Ребята, помогите!
IV. Конкурс 2 «Стихотворные строчки»
(Ребятам предлагаются 3 четверостишия, они должны указать название стихотворения и автора).
Кот: Идите по зелёной дорожке.
Пеппи: Как мы быстро со всем справились и дальше в путь-дорогу отправились.
Иван: Если бы не ребята, у нас ничего не получилось бы.
Пеппи: Подумаешь! Может, мы ещё себя покажем!
Иван: Ой, мамочка родная, а это кто такие?
Вбегают разбойники и танцуют под «Песенку разбойников».
Разбойник 1: Давно в наши места путники не захаживали.
Разбойник 2: Окружай их ребята! Выгребай из карманов пиастры! (Разбойники хватают и связывают Ивана).
Иван: Пеппи, помоги!
Разбойник 3: Что нам может сделать эта рыжая девчонка?
Пеппи: Да я самая сильная девочка в мире! Ну, погодите же! (Пеппи разбрасывает разбойников, связывает их и освобождает Ивана).
Пеппи: Раз вы нас плохо встретили, то и у нас к вам нет уважения!
Иван: Где у вас здесь гора Знаний?
Разбойник 1: Ишь чего захотели! Мы-то откуда знаем?!
Разбойник 2: У нас знаний сроду не было!
Разбойник 3: Но давным-давно здесь знающие люди проходили и рассказывали, что под той горой много сокровищ захоронено.
Разбойник 1: А чтобы туда попасть, надо вот эту головоломку разгадать.
Разбойник 2: Расставить слова так, чтобы высказывание получилось.
Разбойник 3: И сказать, кто автор этого высказывания.
Пеппи: Принимайтесь за работу, ребята (передаёт ребятам задание).
V. Конкурс 3 «Головоломка»
(Ребятам предлагается высказывание о книге, о русском языке или о литературе. Это высказывание разрезано на слова, и слова перемешаны. Нужно их собрать и определить автора).
Разбойник 1: Раз вы такие умные, идите в город Мудрецов.
Иван: Ой, и пришлось ребятам голову поломать!
Пеппи: Да, задачка не из простых! Но без нас они бы не справились. Славно я мышцы поразмяла!
Иван: Так, теперь пошли в город Мудрецов!
Входят под весёлый марш 3 мудреца.
Пеппи: Ой, а это кто такие?
Мудрец 1: Сначала надо говорить «здравствуйте»!
Пеппи: Ну, здравствуйте.
Иван: Здравствуйте.
Мудрец 2: А теперь скажите, кто вы такие и зачем к нам пожаловали?
Иван: Мы сокровища ищем, они под горой Знаний спрятаны.
Мудрец 3: Хорошее вы дело затеяли. Да, вот достойны ли вы их, надо узнать!
Мудрец 1: В нашем городе любят цифры и порядок.
Мудрец 2: Вот посмотрите, здесь года жизни известных русских писателей и поэтов, а здесь их имена.
Мудрец 3: Если определите, чьи это годы жизни, подскажем вам, куда идти дальше.
Пеппи: Кукарямба! И здесь мозгами шевелить надо!
Иван: я читать-то не умею, не то, что писать, придётся ребятам нас выручать!
VI. Конкурс 4 «Даты и имена»
(Ребятам предлагается соотнести друг с другом даты жизни и имена писателей).
Пеппи: Вот вам ваши ответы.
Мудрец 1: Молодцы! Справились.
Мудрец 2: А идти вам надо к сестрицам-затейницам. Они вам дальше дорогу укажут.
Пеппи: Да где же эти сестрицы! Сколько их ещё искать?
Иван: Не переживай, мы их обязательно найдём!
Звучит песня «Во поле берёза стояла» Выходят сестрицы и танцуют.
Иван и Пеппи: Здравствуйте!
Пеппи: Вы, наверное, сестрицы-затейницы?
Сестрицы: Да, мы затейницы. А вы кто такие? Зачем пожаловали?
Иван: Я, Иванушка, и моя подруга Пеппи ищем дорогу к горе Знаний.
Сестрица 1:А зачем она вам понадобилась?
Пеппи: Мы сокровища ищем!
Сестрица 2: А, сокровища! Ну, что ж, покажем вам дорогу.
Сестрица 1: Но за это вы нас развеселите. Покажите нам что-нибудь интересное.
Сестрица 2: Лучше какой-нибудь спектакль, а то мы никогда не были в театре.
Иван: Ребята! Опять вам нас выручать придётся!
Пеппи: Уж уважьте сестёр!
VII. Конкурс 5 «Домашнее задание»
(Команды должны показать сказку Пушкина, которую они приготовили).
Пеппи: Ребята, вы молодцы! (к сёстрам) А теперь вы покажете, куда идти?
Сестрицы: Идите прямо!
Иван: Спасибо!
Пеппи: А вот и гора Знаний. Гляди, а это что там? (вытаскивает из-за декораций, изображающих гору, шкатулку).
Иван: Это и есть сокровища?
Пеппи: Не знаю. Здесь что-то написано (по слогам читает) Собери и объясни. Ну, наверное ребята лучше разберутся!
VIII. Конкурс 6 «Собери и объясни пословицу»
(ребята из предложенных слов должны не только собрать пословицу, но и объяснить её смысл).
Иван: Видишь, Пеппи, а сокровищами-то знания оказались. Теперь-то ты понимаешь, что без знаний никуда не деться?
Пеппи: Да, понимаю. Но где их получить-то можно, не подскажете, ребята?
Ребята: В школе!
Все герои исполняют песню на мотив «Мы желаем счастья вам»
В школе, где так много суеты,
Где давно друг с другом все на ты,
Где в душе у каждого скрыт большой талант.
В школе, где уроков стройный ряд,
Где друг другу каждый очень рад
Там, порой, мелодии лучшие звучат.
Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом,
Как солнце по утрам, удача пусть приходит в дом.
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким:
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим!