Урок-игра по литературе для 5–7-х классов "Путешествие на остров Чунга-Чанга"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели:

  1. Обобщение знаний по литературе за период обучения в 7-ом классе.
  2. Обогащение словарного запаса учащихся.
  3. Обучение выразительному чтению и актёрской игре.
  4. Контроль и проверка знаний учащихся.

Оборудование урока: костюмы для Пеппи, Ивана-дурака,4–х аборигенов, учёного кота, 3-х разбойников, 3-х мудрецов, 2-х сестриц-затейниц, карта острова Чунга-Чанга, музыка из кинофильма «Пеппи Длинныйчулок», песенка «Чунга-Чанга», медленная мелодия для Ивана-дурака, песенка разбойников из мультфильма «Бременские музыканты», весёлый марш для мудрецов, песня «Во поле берёза стояла», фонограмма песни «Мы желаем счастья вам».

Предварительная подготовка:

  1. Выбираются герои, оставшиеся ребята делятся на две команды, придумывают название команды, выбирают капитана.
  2. Каждая команда должна подготовить инсценировку любой сказки А.С. Пушкина, продумать костюмы, роли.
  3. С героями заранее выучить танцы и песню «Мы желаем счастья вам».
  4. Обязательно должно быть жюри (это могут быть как учителя, так и родители).

Герои:

  • Пеппи Длинныйчулок,
  • Иванушка-дурачок,
  • Аборигены (4 человека),
  • Учёный кот,
  • Разбойники (3 человека),
  • Сестрицы-затейницы (2 человека),
  • Мудрецы (3 человека).

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Команды и жюри рассаживаются по местам. Учитель представляет команды, капитанов команд и членов жюри.

II. Под песенку из кинофильма «Пеппи Длинныйчулок» вбегает Пеппи, она танцует и поёт…

Пеппи: Ой, сколько народу собралось! А я как раз в путешествие собираюсь на остров Чунга-Чанга. У меня даже карта есть! (Показывает карту.) Вот, видите, под горой Знаний закопан клад! Ой, как я люблю всякие приключения! Вы, конечно же, поедете со мной! Или вы боитесь?! Хотя чего вам бояться? Я ведь самая сильная девочка в мире и смогу вас защитить. Или вы больше любите чтение да помножение? Это всё чепуха! Слушайте меня! Я ведь великая путешественница и много чего понимаю. Предлагаю вам развлечения, одно веселье и никакого учения! Забросьте все свои дела, нам отдыхать пора! Ой, кто-то идёт…

Звучит грустная мелодия, входит Иван-дурак.

Иван: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Пришёл я к вам со своей кручинушкой, направила меня к вам Василиса Премудрая. Она говорит, что вы мне помочь сможете…

Пеппи: Эй, такой большой, а плачешь. Говори, что у тебя случилось?

Иван: А вы кто такая?

Пеппи: Я? Ты меня не знаешь? Кукарямба! А я-то думала, что все знают, кто такая Пеппилотта Виктуалина Рольгардина Длинныйчулок!

Иван: Вас так много?

Пеппи: Чудак-человек! Это всё я одна! Ну, говори, что у тебя случилось? Разве могут эти умники помочь тебе?!

Иван: Все меня дураком дразнят! И Василиса посоветовала мне в школу к ребятам обратиться.

Пеппи: Да ты что?! Какая школа?! Поехали лучше в путешествие! Вот, смотри! (Показывает ему карту).

Иван: Что это?

Пеппи: Карта острова Чунга-Чанга! А под горой Знаний спрятан клад, нам надо его найти!

Иван: А зачем?

Пеппи: Зачем… А, правда, зачем?.. Надо, и всё тут! И вообще, ты уму-разуму набраться хочешь?

Иван: Хочу!

Пеппи: Вот и набирайся! Команды у нас есть. В путь!

Вбегают аборигены, под песенку «Чунга-Чанга» исполняют танец.

Аборигены: Мы приветствуем вас, чужестранцы, на нашем чудесном острове!

Иван: Здравствуйте!

Пеппи: Приветик! Вот умора! Вы кто такие-то?

Абориген 1: Мы коренные жители.

Иван: Тогда вы не могли бы нам подсказать, где здесь гора Знаний?

Абориген 2: К такой горе только с помощью знаний попасть можно.

Пеппи: Вот ещё! Зачем эти знания нужны-то? Скукотища одна!

Абориген 3: Ну, попробуйте-ка без знаний этот кроссворд разгадать. (Передаёт Ивану кроссворд.)

Абориген 4: Узнаете тогда, кто вам поможет.

Пеппи вырывает кроссворд, вертит его в руках: Так, ничего не понятно!

Иван: Может, ребят попросим нам помочь?

Пеппи: И, правда, а то только зря хлеб едят!

III. Конкурс 1 «Кроссворд»

(Командам предлагается кроссворд по произведениям, изученным в 7-ом классе. Ключевым словом должно быть слово «Лукоморье».)

Иван: Да, Пеппи, если бы не ребята, мы бы не узнали, куда нужно идти.

Пеппи: Да, это случайность! Вот дальше мы себя покажем!

Иван: Ой, гляди-ка котик, пухленький животик.

Пеппи: Ой, какая прелесть!

Кот: Я не прелесть, молодая леди.

Пеппи: А он ещё и разговаривает!

Кот: Я извиняюсь, что вас прерываю, но я разговариваю и имею учёную степень1

Иван: Пеппи, смотри, и здесь одни учёные!

Пеппи: Ну, не будем о науках. Лучше, котик, скажи, где у вас тут гора Знаний?

Кот: Чтобы туда попасть, надо проявить знания и смекалку.

Пеппи: Этого добра у нас навалом! Что надо делать?

Кот: А вот вам стихотворные строчки. Укажите, из какого они произведения и кто автор.

Иван (берёт стихи): Пеппи, ты хоть одно стихотворение знаешь?

Пеппи: Знаю! Пятнадцать человек на покойника ящик. Йо-хо-хо, и бочонок рому!

Иван: Здесь таких стихов нет. Придётся, видно, опять ребят на помощь звать!

Пеппи: Ну и зови!

Иван: Ребята, помогите!

IV. Конкурс 2 «Стихотворные строчки»

(Ребятам предлагаются 3 четверостишия, они должны указать название стихотворения и автора).

Кот: Идите по зелёной дорожке.

Пеппи: Как мы быстро со всем справились и дальше в путь-дорогу отправились.

Иван: Если бы не ребята, у нас ничего не получилось бы.

Пеппи: Подумаешь! Может, мы ещё себя покажем!

Иван: Ой, мамочка родная, а это кто такие?

Вбегают разбойники и танцуют под «Песенку разбойников».

Разбойник 1: Давно в наши места путники не захаживали.

Разбойник 2: Окружай их ребята! Выгребай из карманов пиастры! (Разбойники хватают и связывают Ивана).

Иван: Пеппи, помоги!

Разбойник 3: Что нам может сделать эта рыжая девчонка?

Пеппи: Да я самая сильная девочка в мире! Ну, погодите же! (Пеппи разбрасывает разбойников, связывает их и освобождает Ивана).

Пеппи: Раз вы нас плохо встретили, то и у нас к вам нет уважения!

Иван: Где у вас здесь гора Знаний?

Разбойник 1: Ишь чего захотели! Мы-то откуда знаем?!

Разбойник 2: У нас знаний сроду не было!

Разбойник 3: Но давным-давно здесь знающие люди проходили и рассказывали, что под той горой много сокровищ захоронено.

Разбойник 1: А чтобы туда попасть, надо вот эту головоломку разгадать.

Разбойник 2: Расставить слова так, чтобы высказывание получилось.

Разбойник 3: И сказать, кто автор этого высказывания.

Пеппи: Принимайтесь за работу, ребята (передаёт ребятам задание).

V. Конкурс 3 «Головоломка»

(Ребятам предлагается высказывание о книге, о русском языке или о литературе. Это высказывание разрезано на слова, и слова перемешаны. Нужно их собрать и определить автора).

 Разбойник 1: Раз вы такие умные, идите в город Мудрецов.

Иван: Ой, и пришлось ребятам голову поломать!

Пеппи: Да, задачка не из простых! Но без нас они бы не справились. Славно я мышцы поразмяла!

Иван: Так, теперь пошли в город Мудрецов!

Входят под весёлый марш 3 мудреца.

Пеппи: Ой, а это кто такие?

Мудрец 1: Сначала надо говорить «здравствуйте»!

Пеппи: Ну, здравствуйте.

Иван: Здравствуйте.

Мудрец 2: А теперь скажите, кто вы такие и зачем к нам пожаловали?

Иван: Мы сокровища ищем, они под горой Знаний спрятаны.

Мудрец 3: Хорошее вы дело затеяли. Да, вот достойны ли вы их, надо узнать!

Мудрец 1: В нашем городе любят цифры и порядок.

Мудрец 2: Вот посмотрите, здесь года жизни известных русских писателей и поэтов, а здесь их имена.

Мудрец 3: Если определите, чьи это годы жизни, подскажем вам, куда идти дальше.

Пеппи: Кукарямба! И здесь мозгами шевелить надо!

Иван: я читать-то не умею, не то, что писать, придётся ребятам нас выручать!

VI. Конкурс 4 «Даты и имена»

(Ребятам предлагается соотнести друг с другом даты жизни и имена писателей).

Пеппи: Вот вам ваши ответы.

Мудрец 1: Молодцы! Справились.

Мудрец 2: А идти вам надо к сестрицам-затейницам. Они вам дальше дорогу укажут.

Пеппи: Да где же эти сестрицы! Сколько их ещё искать?

Иван: Не переживай, мы их обязательно найдём!

Звучит песня «Во поле берёза стояла» Выходят сестрицы и танцуют.

Иван и Пеппи: Здравствуйте!

Пеппи: Вы, наверное, сестрицы-затейницы?

Сестрицы: Да, мы затейницы. А вы кто такие? Зачем пожаловали?

Иван: Я, Иванушка, и моя подруга Пеппи ищем дорогу к горе Знаний.

Сестрица 1:А зачем она вам понадобилась?

Пеппи: Мы сокровища ищем!

Сестрица 2: А, сокровища! Ну, что ж, покажем вам дорогу.

Сестрица 1: Но за это вы нас развеселите. Покажите нам что-нибудь интересное.

Сестрица 2: Лучше какой-нибудь спектакль, а то мы никогда не были в театре.

Иван: Ребята! Опять вам нас выручать придётся!

Пеппи: Уж уважьте сестёр!

VII. Конкурс 5 «Домашнее задание»

(Команды должны показать сказку Пушкина, которую они приготовили).

Пеппи: Ребята, вы молодцы! (к сёстрам) А теперь вы покажете, куда идти?

Сестрицы: Идите прямо!

Иван: Спасибо!

Пеппи: А вот и гора Знаний. Гляди, а это что там? (вытаскивает из-за декораций, изображающих гору, шкатулку).

Иван: Это и есть сокровища?

Пеппи: Не знаю. Здесь что-то написано (по слогам читает) Собери и объясни. Ну, наверное ребята лучше разберутся!

VIII. Конкурс 6 «Собери и объясни пословицу»

(ребята из предложенных слов должны не только собрать пословицу, но и объяснить её смысл).

Иван: Видишь, Пеппи, а сокровищами-то знания оказались. Теперь-то ты понимаешь, что без знаний никуда не деться?

Пеппи: Да, понимаю. Но где их получить-то можно, не подскажете, ребята?

Ребята: В школе!

Все герои исполняют песню на мотив «Мы желаем счастья вам»

В школе, где так много суеты,
Где давно друг с другом все на ты,
Где в душе у каждого скрыт большой талант.
В школе, где уроков стройный ряд,
Где друг другу каждый очень рад
Там, порой, мелодии лучшие звучат.

Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом,
Как солнце по утрам, удача пусть приходит в дом.
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким:
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим!