Цели урока:
1. Вызвать интерес к творчеству писателя, привлечь внимание к миниатюрам В.Крупина;
2. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;
3. Развивать умение видеть многое в малом.
Ход урока
Орг. момент.
Учитель литературы. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, которое будут вести два учителя: учитель литературы и педагог дополнительного образования. Форма занятия тоже необычная: заседание редакционно-издательского совета, на котором мы познакомимся с миниатюрой В.Крупина "Сбрось мешок!". Анализировать будем по определенной схеме.
Педагог доп. образования. Хочу напомнить вам, что информатика - наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Сегодня на уроке мы с вами, используя материал по творчеству писателя, попытаемся внести изменения в готовую презентацию, добавить информацию о прочитанном произведении в готовые слайды, настроить цветовую гамму и анимацию. Создавать презентацию вы уже умеете, но давайте вспомним какими инструментами мы пользуемся для настройки оформления презентации. Для начала запустим программу Power Point. Посмотрите на строку меню и назовите инструменты, которые понадобятся нам для настройки презентации: Конструктор - дизайн слайда - шаблоны оформления - цветовые схемы - эффекты анимации.
Учитель литературы. Владимир Крупин обладает даром - писать много в малом. В рассказ, занимающий всего страницу, он может вложить такой огромный смысл, что завидуешь его мастерству. В его произведениях нет ни одного лишнего предложения, ни одного лишнего слова. Рассказы его учат многому, но главная идея в них - любовь, любовь к женщине, Родине, к природе, ко всему живому.
Сегодня мы познакомимся с миниатюрой "Сбрось мешок!" Миниатюра - это маленькое произведение.
Не думайте, что это легкая работа. Суметь сказать в маленьком произведении о многом, о большом могут только настоящие мастера. Тургенев, Пришвин, Астафьев сочиняли миниатюры, будучи пожилыми людьми и признанными мастерами.
В.Крупин родом из Вятки Кировской области, но уже много лет живет в Москве. А родился Владимир Николаевич в солнечный воскресный день первой военной осени 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь, недалеко от города Вятка, что стоит на Великом Сибирском тракте. Он стал третьим ребенком в семье работника лесхоза Николая Яковлевича и Варвары Семеновны Крупиных. Детство прошло в голодные годы войны и тяжелое послевоенное время. Отец был немногословен, трудолюбив, первым брался за любую работу. Поэтому и сын после окончания школы трудился в качестве слесаря, грузчика, служил в армии. После армии поступил в педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Работал в районной газете, на центральном телевидении, в различных издательствах, преподавал в школе. Был секретарем правления Московского отделения Союза писателей РФ, членом редколлегии журнала "Новый мир".
В 90-е годы был редактором журнала "Москва". Семь лет преподавал в Московской духовной семинарии православную педагогику.
Сейчас преподает древнерусскую литературу в Академии живописи в Москве. Написал более 30 книг, многие из которых обретают свое место в школьной программе.
Педагог дополнительного образования: Посмотрите презентацию по творчеству В.Крупина и вспомните, как может выглядеть готовая презентация и какой дизайн слайдов, шаблоны оформления, цветовые схемы и эффекты анимации вы можете использовать в своей работе.
Учитель литературы: А теперь прочитаем рассказ "Сбрось мешок!"
(тексты распечатаны, у каждого на парте)
В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.
И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а все равно. Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла.
К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: "Варя, посмотри-ка какая красота". Я отвечаю: "Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу". _ "Сбрось, говорит мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь - и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли". Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала - пожар.
Вятка красная. Радуга во все небо. А под радугой, как под дугой солнышко. Поглядела я - как будто умылась, дышать легче стало.
И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.
Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.
Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени - и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: "Жалко, мама, ягоды трогать. Давай просто так уйдем". Я засмеялась: "Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать"
И вот чем закончу. У той дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: "Смотри, Машенька, какие цветы". На руки взяла: "Смотри, Машенька, какие облака".
Беседа по содержанию текста
- От чьего лица ведется повествование? Кто рассказывает историю своей жизни? ( от лица пожилой женщины, которая вспоминает свою юность)
- Что можно сказать о речи героини? (простая, безыскусная, живая)
Писатель использовал форму сказа. Сказ - повествование от лица рассказчика.
- Слова какого стиля часто встречаются в сказе? Приведите примеры разговорных, просторечных слов. (обомлела, ровно, хлоп )
- А какого эффекта добивается писатель, делая рассказчицей пожилую женщину с ее простой, разговорной речью? (Языком героини говорят наши бабушки, говорит деревня, народ наш. И значит, устами рассказчицы передается народная мудрость, передаются вечные ценности.
- Что заставило девушку сбросить мешок? (Ее заинтересовали слова отца: разве можно в радугу коня запрячь?)
- Почему у крестьянина родился этот поэтический образ? ( Радуга похожа по форме на дугу, а под дугой должна быть голова коня, и красное солнце напоминало рыжую голову коня.
- Как называется этот художественный прием? ( Метафора)
- А какое слово высокого стиля, выделяющееся в тексте, передает восхищение, удивление? ( Воссияло - устаревшее, библейское слово вносит праздничность, торжественность, возвышенную интонацию.)
- Как подействовала красота на девочку? (Исчезла жадность, пришло бескорыстие. Красота исцеляет и делает нас лучше, добрее и чище)
Взрослые герои в рассказе учат детей замечать красоту мира, потому что от нее и душа красивее становится.
- А этом отрывке какое народное слово передает состояние очарования? (обомлела)
Старое, но какое точное, красивое слово! Запомните его!
- Вы обратили внимание, как называет мама дочь, как называет Варя отца, как отец относится к Варе? Что же объединяет три поколения этой семьи? Да, забота, ласка
- Что автор подразумевал под призывом "Сбрось мешок"? (смысл заголовка)
Поднимись над обыденностью, взгляни на мир по-новому, обрати взор к нему - к вечному. Забудь о суетном, минутном. И тогда ты распрямишься и почувствуешь себя счастливым человеком
Педагог дополнительного образования:
Сегодня мы, используя схему анализа произведения, попытаемся создать презентацию. Итак, схема анализа:
1. Идейно-тематическая основа произведения
2. Основные герои, их портреты и характеры
3. Специфика сюжета
4. Жанрово-родовая принадлежность
5. Языковая структура произведения
6. Восприятие произведения читателем
- Сколько у нас будет слайдов? Правильно, у нас будет 6 слайдов по каждому пункту схемы анализа и один слайд на общий заголовок. Слайды созданы, но не оформлены. Каждому слайду дано название по данной схеме, ваша задача внести информацию по прочитанному произведению после обсуждения с учителем. Откроем шаблон презентации, он находится на рабочем столе и называется: "Красота в крупинке".
Учитель литературы:
1. Сколько слов в литературе сказано о том, "что есть красота и почему ее обожествляют люди", сколько споров, спасет ли она мир, но у каждого настоящего писателя есть свое неповторимое слово о красоте. Именно таким словом является миниатюра "Сбрось мешок!" Мы привыкли к красоте одежды, витрин, зданий, но эта красота создана человеком. А перед читателем иная красота - нерукотворная. Как бы человек ни старался превзойти природу, он не в силах этого сделать.
Так какова же идея произведения? (Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное, восхищаться красотой)
2. В миниатюре нет портретов героев в традиционном смысле, но в сознании читателей создаются зримые образы: Варя - очень красивый человек. Она верно говорит, что если человек не видит красоты, то он "слепой". Красота природы преображает не только внешний, но и внутренний мир человека. Перед нами три поколения людей, умеющих ценить красоту. Отец Вари чувствует красоту, и этим открытием делится с дочерью, а она со своей дочерью. За поколения Вариной семьи можно быть спокойными: в них не будет пошлости и жестокости:- П.д.о.- Вносим информацию в слайд под названием: Основные герои, их портреты и характеры.
3. Роль эпизода. Есть особый лейтмотив в "крупинках" писателя - лейтмотив эстафеты, передачи, связи людей любовью к прекрасному, добрыми делами, памятью. Эта эстафета передается от героя - к герою, от автора - к читателю. - П.д.о . - Заполняем слайд: Специфика сюжета.
4. Что такое лирическая миниатюра?
Миниатюра - это маленькое произведение. Лирическая - значит поэтическая, волнующая, образная. - П.д.о. - работаем над следующим слайдом: Жанрово-родовая принадлежность. Метафора - "коня в радугу запрягли", "не убегут ягоды"
Сравнение - "под радугой, как под дугой", "поглядела я - как будто умылась". - П.д.о.. - Вставляем информацию в слайд под названием: Языковая структура произведения.
Это глубоко философский рассказ. "Мешок" дневных забот и тягот, лежащий на плечах человека, прижимает его к земле, лишает чувства полета: Сбрось мешок!- то есть поднимись выше обыденности и по-новому взгляни на окружающий мир. - п.д.о. - Работаем над последним слайдом: Восприятие произведения читателем.
Педагог дополнительного образования:
Итак, все слайды у нас заполнены. Используя инструмент "конструктор", приступаем к настройке анимации: выбираем дизайн, шаблон оформления, цветовую схему, эффекты анимации. Выполняем работу и готовимся к показу своих презентаций.
Учитель литературы:
- Объект анализа - текст В.Крупина "Сбрось мешок!"
- Предмет анализа - главные герои, их мировоззрение
- Цель анализа - понимание авторской идеи
- Процедура анализа - работа по схеме
- Результат анализа - создание презентации
Завершается наше занятие. Хотелось бы услышать ваше мнение, нужны ли такие уроки, интересны ли они?
Я думаю, что цели мы достигли. Надеюсь, что вам захочется прочитать и другие миниатюры автора.