Урок внеклассного чтения по повести В.Распутина "Живи и помни"

Разделы: Литература


Вид занятия: урок.

Тип занятия: комбинированный.

Цели занятия.

Образовательные:

  • дать представление о жизни и творчестве писателя - современника В. Распутина;
  • познакомить с повестью “Живи и помни”, способствовать усвоению творческого мира писателя, пониманию нравственно – философских проблем его произведений на примере повести “Живи и помни”;
  • сопоставить проблемы изучаемого произведения с ранее изученными произведениями русской литературы XIX века (Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстого “Война и мир”)

Воспитательные:

  • познакомить с духовными ценностями человеческой жизни и культуры на примере художественной литературы, в частности творчества писателя В. Распутина;
  • способствовать воспитанию патриотизма, коллективизма, интереса к истории своей страны, активной гражданской позиции, морального облика студентов, мотивации учебной деятельности;

Развивающие: способствовать развитию:

  • логического мышления и интеллектуальных умений и навыков в процессе пересказа отдельных отрывков, ответов на проблемные вопросы при анализе произведения;
  • навыков устной связной речи и культуры речи при индивидуальных сообщениях, ответах на поставленные проблемные вопросы, анализе центральных эпизодов повести, художественном пересказе отрывков повести;
  • выразительного чтения, внимания и памяти при чтении произведения, работе с книгой, учебником;
  • литературного познавательного интереса при знакомстве с новым автором и произведением, поставленных в нем проблемах;
  • профессиональных качеств, интересов и способностей в процессе выполнения домашнего задания и практического выполнении обязанностей студентов при подготовке к уроку; мировоззренческих (нравственных) представлений в процессе усвоения нового материала;
  • развития связной письменной речи в процессе выполнения домашнего задания.

Приемы обучения

Вступительное слово преподавателя; индивидуальные задания и сообщения студентов; обращение к иллюстративным и наглядным средствам обучения; постановка аналитических и проблемных вопросов при изучении нового произведения; самостоятельная деятельность студентов при работе с текстом, ответах на аналитические вопросы, выразительном чтении отдельных отрывков, художественном пересказе эпизодов.

Средства обучения:

Учебная литература:

  • Русская литература ХХ века. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч. Под ред. В.П.Журавлева.-6 –изд.-М.: Просвещение, 2001.
  • Русская литература ХХ века. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Под ред. В.В. Агеносова.-М.: Дрофа, 2001.
  • Русская литература ХХ века Е.С. Роговер. Санкт–Петербург–Москва-Сага–Форум.: 2008.
  • Литература. Учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования под редакцией Г.А. Обернихиной. -М.: “Академия”, 2008.

Методические пособия для преподавателя:

  • Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс.-М.: “ВАКО”, 2003.
  • Преподавание литературы в 11 классе. Сборник методических и справочных материалов в 2-х частях. Под редакцией Г.А. Обернихиной.- М.: АРКТИ, 2002.

Дополнительная литература:

Биографический материал о писателе В.Распутине; текст произведения писателя “Живи и помни”; журнал “Литература в школе” № 9, 2005; журнал “Литература в школе” №7, 2007; уроки литературы. Приложение к журналу “Литература в школе” № 9, 2008;

Наглядно – иллюстративный материал:

Задачи урока

Студенты должны:

Иметь представление:

  • о писателе В. Распутине, его жизненном и творческом пути, проблематике произведения “Живи и помни”;
  • о Великой Отечественной войне и ее отражении в художественной литературе;

Знать:

  • творческий и жизненный путь писателя, текст повести В.Распутина “Живи и помни”;

Уметь:

  • комментировать прочитанный фрагмент, отвечать на аналитические и проблемные вопросы, давать оценку центральным эпизодам, высказывать свою точку зрения на проблемы произведения и аргументировать их, выразительно читать, художественно пересказывать, сопоставлять изученные произведения XIX–XX века, поведение их героев, работать с учебным пособием по литературе, текстом произведения;

Дидактический материал: тестовый материал для актуализации знаний; карточки-задания с вопросами по знанию текста и комментированию центральных эпизодов; индивидуальные задания и сообщения; иллюстрации к произведениям;

Методы контроля: актуализация знаний; тестирование по пройденному материалу; проверка знания текста произведения В.Распутина “Живи и помни”;

Междисциплинарные связи:

1. История (10 – 11 класс) Тема: “Великая Отечественная война”;

2 Основы права: 1.Тема: “Административная и уголовная ответственность за неисполнение Федерального закона №53 “О воинской обязанности и военной службе” и Положения о воинском учете” 2.Тема: “Административная и уголовная ответственность за неисполнение Федерального закона №53 “О воинской обязанности и военной службе” и Положения о воинском учете”;

Внутридисциплинарные связи:

1. Ф.М. Достоевский, роман “Преступление и наказание”;

2. Л.Н.Толстой роман “Война и мир”;

3. Война и духовная жизнь общества. Поэзия военных лет: К.Симонов, М.Исаковский, А.Твардовский, Б. Орлов и др.

4. Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева, В.Быкова, К.Воробьева, Б.Васильева.

Структурные элементы занятия:

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Вступительное слово: Дорогие ребята, мы с вами изучили курс литературы 2-й половины XIX века, познакомились с творчеством многих писателей и поэтов, узнали по произведениям, как жили наши потомки, любили, во имя каких целей жили, чтобы принести пользу обществу, России, чтобы все граждане были равноправны, шли на подвиги, размышляли над судьбой России. Литературу XIX века по праву называют литературой классической, потому что писатели в своих произведениях ставили вечные проблемы: любви, долга, чести, совести, смерти, подвига во имя страны, патриотизма. Русская литература дала миру имена Пушкина, Достоевского, Толстого, Тютчева, Тургенева. Произведения русских классиков переведены на многие языки мира, их читают, над проблемами произведений размышляют. Писатели 2-й половины XIX века поставили в своих произведениях такие проблемы, как “Кто виноват?”, “Что делать?”, “Кому на Руси жить хорошо?” и пытались на эти вопросы дать ответ. А теперь проверим, как вы усвоили курс 2-й половины XIX века.

3. Актуализация знаний: Задание № 1 1. Писателей – классиков мы должны знать в лицо. Определите по портретам писателей – классиков и соотнесите их с фамилиями:

1) А.Н. Островский 2)И.А Гончаров 3) И.С.Тургенев 4) Н.А.Некрасов

5) Ф.И.Тютчев 6) Ф.М.Достоевский 7) Л.Н.Толстой 8) М.Е. Салтыков Щедрин

2. Кому из писателей принадлежат слова: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий и могучий, русский язык!”

1) Ф. М Достоевскому 2) И.С. Тургеневу 3) Н.А.Некрасову 4) Л.Н.Толстому

3.Кто из писателей 2-й половины XIX века считал, что “ мир спасет красота Христова”?

1)И.А.Гончаров 2) Ф.М.Достоевский 3) Л.Н.Толстой 4) И.С.Тургенев

4. Кто из поэтов 2-й половины XIX века сказал:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

1) Н.А.Некрасов 2) А.А.Фет 3) Ф.И.Тютчев 4) И.С.Тургенев

5. Кто из поэтов 2-й половины XIX века “лиру посвятил народу своему”?

1) А.А.Фет 2) Ф.И.Тютчев 3) Н.А.Некрасов 4) И.С.Тургенев

6. О каком писателе сказано: “…он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература”?1)И.С.Тургенев 2) Ф.М.Достоевский 3)А.Н.Островский 4)Л.Н.Толстой

7. В каком произведении теория “сильных мира сего” терпит крах?

1) “Отцы и дети” 2) “Обломов” 3) “Преступление и наказание” 4) “Гроза”

8. Вспомните героев прочитанных произведений по высказываниям:

1) А о жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет…И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду!

2) И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант…Я нужен России… Нет, видно не нужен.

3) Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи.

4) Мне другое надо было узнать…вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу! …Тварь ли дрожащая или право имею…

5) “Давно я ждала тебя”, - как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей из – за готовых слез просиявшей улыбкой, поднимая руку на плечо…

1) Базаров, роман “Отцы и дети” 2) Раскольников, роман “Преступление и наказание”;

3) Наташа Ростова, роман “Война и мир”; 4) Обломов, роман “Обломов”; 5) Катерина, драма “Гроза”;

4. Цели и задачи урока. Сегодня у нас урок внеклассного чтения. В современной литературе XX–XXI веков есть имена, без которых ее мы уже не сможем представить. Одно из таких имен - Валентин Распутин.

Сегодня мы познакомимся с его творчеством. Писатель Валентин Распутин - один из признанных современных писателей, который тоже продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего, с точки зрения нравственно – философских проблем, каких - вот и должны мы это с вами увидеть, размышляя над произведением его повести “Живи и помни”. Таким образом, целями и задачами нашего урока являются:

Познакомиться с личностью писателя-современника Валентина Григорьевича Распутина; рассмотреть проблемы повести “Живи и помни”; сопоставить данное произведение с ранее изученными произведениями 2-й пол. XIX века;

Эпиграф к уроку: Стыдно жить… Страшно жить… Незачем жить…

Из повести “Живи и помни”

5. К уроку группа “биографов” подготовила сообщения о жизненном и творческом пути писателя, послушаем их внимательно, запишем основные жизненные и творческие вехи писателя, и в конце сообщений попытаемся ответить на вопрос: какова жизненная позиция автора, что сделало его талантливым писателем, и, прежде всего, достойным человеком, гражданином? Недаром Н.А.Некрасов сказал в одном из своих произведений:

А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

Сибирская земля – родина писателя. Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в крестьянской семье в селе Уст-Уда Иркутской области, расположенном на берегу Ангары. Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все, что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом – у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил в тюрьму и на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы. Так что детство писателя не было безоблачным и безмятежным, и Валентин рано познал безотцовщину и нужду. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Окончив четыре класса в Атланке, Распутин, конечно же, хотел продолжить учебу. Но школа, где были старшие классы, находилась за 50 километров в районном центре. Каждый день не наездишься – надо было жить там одному. Так в 11 лет началась его самостоятельная жизнь, без семьи, без матери. Учиться было сложно: нужно было преодолеть себя, преодолеть голод (мать раз в неделю посылала хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Но Распутин учился на совесть. Едва ли он осмеливался пойти в школу с невыученными уроками. Оценивали его знания только на “отлично”, кроме, разве только французского – не давалось произношение. Тем не менее были и в эту пору жизни моменты отрадные, и в основном, они связаны с книгой. “Я уверен,- писал позже Распутин,- что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему потом право взяться за перо. А потом образование, книга. Жизненный опыт воспитывают в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”. Писатель вспоминал, как они с приятелем частенько забирались в местную библиотеку, вынимая стекло, и “ воровали” оттуда книги. За лето он так пристрастился к чтению, что, перейдя в 5-й класс, почувствовал себя несчастным человеком: читать стало нечего, а без книг он уже не мог.

Об этом времени своего читательского созревания и сложном периоде жизни Распутин поведал в рассказе “Уроки французского”, вышедшем в 1973 году. В аттестате зрелости по окончании школы у Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета, который окончил в 1959 году. В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, стал работать журналистом, темы его публикаций были масштабные – строительство железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи. Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций. Ему хотелось выразиться посерьезнее. Так появляется в печати в альманахе “Ангара” в 1961-м году его первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки”, несовершенный еще по форме, но пронзительный по содержанию, искренний до слез.

Потом вышли сразу три сборника очерков и рассказов: “Продается медвежья сила”, “Край возле самого неба”, “Костровые новых городов”. Главное в этих произведениях – раскрытие таежной романтики и волевых характеров людей, которые живут в тесной связи с окружающей их сибирской природой. В начале 1967 года появился рассказ “Василий и Василиса” в еженедельнике “Литературная Россия”, в которой глубина характеров героев с ювелирной точностью определяется состоянием природы. Природа становится неотъемлемой составляющей практически всех произведений писателя. В 1967 году после публикации повести “Деньги для Марии” Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез – его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью, ушел из журналистики.

В 1970 году в журнале “Наш современник” была опубликована его повесть “Последний срок”. Она стала зеркалом духовности наших современников, тем костром, у которого хотелось погреться, чтобы не замерзнуть в суете городской жизни. О чем в ней речь? Обо всех нас. Все мы – дети своих матерей. Связь матери с детьми – самая важная на земле. Именно она дает нам силы и любовь, именно она ведет по жизни. В этой повести Мать ждет и помнит, она любит каждое свое дитя. Ее память, ее любовь не дают ей умереть, не повидавшись с детьми. По тревожной телеграмме они съезжаются в родной дом. Мать уже и не видит, и не слышит, и не встает. Но какая-то неведомая сила пробуждает ее сознание, как только приезжают дети. Они давно уже повзрослели, жизнь разбросала их по стране, но им невдомек, что это слова материнской молитвы распластали над ними крылья ангелов. Встреча близких людей, давно не живущих вместе, их беседы, споры, воспоминания, словно вода засохшую пустыню, оживили мать, даровали ей несколько счастливых мгновений перед смертью. Без этой встречи она не могла уйти в мир иной. Но больше всего эта встреча нужна была им, уже очерствевшим в жизни, теряющим в разлуке друг с другом родственные связи. Повесть “Последний срок” принесла Распутину всемирную известность и была переведена на десятки иностранных языков.

Год 1976-й подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость. В новой повести “Прощание с Матерой”, рассказывающей о затоплении деревень в период строительства ГЭС.
...Состоит из многих островов, приютивших людей на могучей Ангаре, островок Матера. Жили на нем предки стариков, пахали землю, дали ей силу и плодородие. Здесь народились их дети и внуки, и жизнь то бурлила, то плавно текла. Здесь ковались характеры и испытывались судьбы. И стоять бы островной деревеньке века. Но строительство крупной ГЭС, такой нужной людям и стране, но ведущей к затоплению сотен тысяч гектаров земель, затоплению всей былой жизни вместе с пашней, полями и лугами, для стариков – погибель. Эти люди не протестуют, не шумят. Они просто горюют. И сердце разрывается от этой щемящей тоски. И природа вторит им своей болью. В этом повести и рассказы Валентина Распутина продолжают лучшие традиции русских классиков. В произведениях Распутина все переплетается с тончайшим психологизмом. Состояние души его героев – особый мир, глубина которого подвластна только таланту Мастера. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными. Так берет за душу эта суровая правда жизни.

Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть “Живи и помни” он удостоен Государственной премии СССР. Только начиная с повести “Живи и помни”, которая вышла в 1974 году, писатель отходит от нравственно – бытовых проблем и переходит к глубинному осмыслению сложных проблем современности, что определило становление в его творчестве жанра философской повести.

Он мог бы писать многотомные романы – их бы с восторгом читали и экранизировали, потому что образы его героев захватывающе интересны, потому что сюжеты притягивают жизненной правдой. Распутин же предпочел убедительную краткость, поэтому пишет рассказы и повести.

Главными мерилами поступков героев Распутина остаются добро, честь, совесть, справедливость. Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили порог нравственных ценностей. Об этом в повести “Пожар”, которая вышла в 1985 году. Валентин Григорьевич тоже оказался на распутье. Он стал писать мало, потому что бывают времена, когда молчание художника тревожнее и созидательнее слова. В этом весь Распутин, ведь он по-прежнему чрезвычайно требователен к себе. В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, “Знак Почета”, “За заслуги перед Отечеством” IV степени (2004), стал почетным гражданином Иркутска.

Для Распутина любовь к земле не абстрактное понятие, она подкрепляется конкретными делами. Как истинный писатель, он хорошо понимает свой долг перед родиной и совершает очередной свой подвиг – пишет статьи в защиту Байкала, борется за его спасение. Страстно и горячо доказывает писатель, что “Байкал создан как венец природы не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него воду, главное и бесценное его богатство, любоваться державной его красотой и дышать его заповедным воздухом”. Кроме того пришло время передавать опыт молодым, и Валентин Григорьевич стал инициатором ежегодно проводимого в Иркутске осеннего праздника “Сияние России”, собирающего в сибирский город молодых и талантливых писателей. Ему есть о чем поведать своим ученикам. Хочется назвать последние произведения В.Распутина, это повесть “Дочь Ивана, мать Ивана”, рассказы: “Ангел под небом ночным”,Нежданно – негаданно”.

Слово преподавателя: Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Вкусив хлеб книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться никакой другой литературой, ни любовными романами, ни дешевыми детективами, над которыми не надо думать - прочитал и все. Его хлеб – с горчинкой. Он всегда свежевыпечен, не способен зачерстветь. Такой продукт испокон века выпекали в Сибири, и назывался он вечным хлебом. Так и произведения Валентина Распутина несут незыблемые, вечные ценности. А при прочтении произведений Распутина приобретаешь только духовный и нравственный багаж.

Валентин Распутин и сейчас продолжает жить в родной ему Сибири, в городе Иркутске, тем самым показывая, что край ему дорог.

6. Беседа по биографии писателя:

Что вы узнали о жизни и творчестве писателя? Назовите основные его произведения и темы этих произведений. Как писатель стремился к знаниям? Что помогло ему стать талантливым писателем и достойным гражданином России?

7. Слово преподавателя - переход к изучению произведения В.Распутина “Живи и помни”.

21 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Началась Великая Отечественная война.

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года

Страна приготовилась дать отпор, началась всеобщая мобилизация на фронт, все: и стар, и млад стремились отдать свой долг Родине, встать на ее защиту.

Сорок первый! Июнь!
Год и месяц борьбы всенародной,
Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна,
И на фронт уходила пофронтно.

Уходили на фронт под только что созданную песню Лебедева – Кумача “Священная война”.

Ушел и на фронт и герой повести Распутина “Живи и помни” Андрей Гуськов.

Распутин, казалось, не был, не воевал на той Великой Отечественной, но познал военное лихолетье и не мог высказать свою точку зрения на те события, к которым он, как гражданин своей страны, был причастен. Ведь в 60–70-е годы вновь возрос интерес к военным событиям, в печати появились произведения “новой” военной прозы, и Валентин Распутин решил сказать “свое” писательское слово об этом страшном событии в истории страны. Но повесть Распутина нельзя отнести более всего к “военной” прозе, она скорее психологическая, философская, как, впрочем, и другие, появившиеся военные повести, так как всех писателей больше всего стали волновать не исторические масштабные сражения Великой Отечественной войны, а поведение человека на войне, судьба личности на фоне судьбы народной в годы тягостных испытаний, сохранение человеческого в человеке. ( Можно задать вопрос: А с какими произведениями о войне вы знакомы по школе?) Возможные ответы: В.Быков, В.Кондратьев, Б.Васильев.

8.Сначала мне хотелось бы проверить знание текста повести.

Вопрос 1–й: Расскажите, с чего начинаются события повести? Вопрос 2–й: Что представляла из себя семья Гуськовых ? Вопрос 3–й: Как попала в Атамановку Настена?

Вопрос 4–й: Расскажите, как воевал Андрей Гуськов.

9. А теперь мы переходим к аналитическому прочтению произведения. Об истории дезертира вообще писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие подвиги. На передовой ли, в глубоком тылу, в окружении или в осажденном городе, в партизанском отряде, у плуга или у станка. Героями любых произведений были люди с сильными характерами, страдающие и любящие. Они ковали Победу, приближая ее шаг за шагом. Такие образы воспитывали героические качества наших современников, служили примером для подражания. А Валентин Распутин решил показать иную жизненную ситуацию.

1-й проблемный вопрос: Почему же Гуськов оказался дезертиром? Когда Гуськов дезертировал с фронта, о ком он прежде всего думал?

Возможный ответ: …Жизнь на войне была временами не в меру тяжелой, но никто не роптал, не жаловался, потому что всем доставалось поровну. “И столько они, кто дрался, с первых дней войны, вынесли и выдержали, что хотелось верить: должно же для них выйти особое, судьбой данное помилование, должна смерть от них отступиться, раз они сумели до сих пор от нее уберечься”.

…Когда же стал виден конец войне, не одно сердце дрогнуло от щемящей надежды на скорое и чудесное избавление от страха и смерти. Но не наступало передышки, хоть уже на исходе были силы. Страшно становилось от мысли, что можешь не дожить до победы…

…И самое тяжелое нравственное испытание выпало на долю Андрея Гуськова перед самым концом войны: он, раненый, оказался в госпитале недалеко от дома. Не выдержало его сердце, мысль о смерти, что он может погибнуть в конце войны, не давала ему покоя, обратно на фронт так не захотелось. Поддавшись какому- то не вполне осознанному чувству, Андрей выбрал для себя наихудший исход, жизненный выбор, гораздо более тяжкий и горький, чем смерть от вражеской пули. Он подчинился инстинкту самосохранения и нашел удобный случай спастись, пошел на сознательное бегство.

2–й проблемный вопрос: Что же это за выбор, который хуже вражеской пули? И почему именно такой? Можно ли назвать это преступлением? Возможный ответ: Проявились трусость, эгоизм, слабость…

Конечно, человек без слабостей не бывает, человек должен быть с грехом, иначе он не человек. Но с таким ли? Искупить ли такой грех? Ведь война еще не закончилась, и Гуськову никто приказов не воевать, не идти обратно на фронт не давал. Возможный ответ: Вот- вот конец войне, а он может погибнуть. Боязнь за свою жизнь. Обычно надежный Андрей Гуськов, смелый, а тут проявил трусость.

3–й проблемный вопрос: Как вы думаете, могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту? Возможный ответ:Когда на ее долю выпадает такое страшное испытание, как дезертирство мужа, ей и в голову не приходит не только отказаться от него, но и просто отделить свою судьбу от его судьбы: она считает себя участницей содеянного мужем.

-Выразительное чтение по ролям эпизода 1-й встречи Настены и Андрея Гуськова.

4–й проблемный вопрос: Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?

Возможный ответ: Ей приходится врать, обманывать, скрываться от людей, от родителей мужа, она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его, мечется в зимнюю стужу, пробираясь в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко, без оглядки. Результат этой любви – будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же – позор! Считается, что муж на войне, а жена – гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане.

5–й проблемный вопрос: Героиню какого романа 2–й пол XIX в. напоминает Настена?

Возможный ответ: Соню Мармеладову из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, у которой воедино тоже слились жалость, сострадание, милосердие. Думая об Андрее, любя его горькой и заботливой любовью, она любила его, жалея, и жалела себя – эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. Верность, долг, жалость – вот что оказывается главным в жизни этой женщины. Она испытывает одиночество среди людей.

-Чтение по ролям встречи воина – односельчанина Максима Вологжина или пересказ.

6–й проблемный вопрос: Почему она не может быть счастливой, несмотря на то, что рядом муж, и даже ожидается появление ребенка, тогда как в мирной жизни она никак не могла родить. Возможный ответ: Ей невозможно поделиться счастьем с односельчанами, стыдно, надо объяснять происшедшее, открыться нельзя, иначе предаст мужа.

7–й проблемный вопрос: Детально и обстоятельно Распутин исследует характер преступления, совершенного Гуськовым. Чем оправдывается Гуськов? Возможный ответ: он силится оправдаться войной, тем, что не стал власовцем, оправдывается предстоящим рождением ребенка.

8-й проблемный вопрос: К чему привело преступление Гуськова, его предательство и индивидуализм? Докажем это эпизодами. Возможный ответ: Все это привело Андрея Гуськова к отчуждению, к одичанию, превращению в загнанного зверя. Встречи с Настеной в банных потемках, где они как “слепые”, немая встреча с отцом, “оглушенность” от одиночества, усиливающаяся еще от глухоты, полученной при контузии, переживаний Настены он тоже словно не слышит. Начинается нравственная деградация человека, человек постепенно превращается в животное. Гуськов начинает чувствовать себя животным: у него вместо кожи – шкура, живет, как крот, в потемках, называет себя “зверюгой лесной”, у него “звериный аппетит”. Превращение Гуськова в зверя тщательно подготовлено.

Пересказ эпизодов: “Убийство теленка”; “Вой по - волчьи”; (показ кадров фильма)

9–й проблемный вопрос: Как всякого хищника его ждет возмездие: облава. Расскажите, как односельчане догадались, что Андрей Гуськов – дезертир? Возможный ответ: Власти подозревают ее в связи с дезертиром и следят. Пойти к мужу – указать место, где он скрывается. Не пойти – уморить его голодом. Круг замыкается.

-Выстройте “цепочку” превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения:

Страх – предательство – преступление – нравственная деградация – гибель души;

10–й проблемный вопрос: Почему же предпочитает гибнуть Настена? Ведь она ждет “новую жизнь”? Возможный ответ: Непосилен груз от чувства стыда, совестливости, одиночества, душевной муки.

11–й проблемный вопрос: О чем думает Настена перед смертью? Можно ли посчитать ее самоубийство необычным гимном замечательной русской женщине, способной на подвиг самопожертвования? Возможный ответ: В самые тяжелые, последние дни Настена помнит прежде всего о стыде, на котором держится человеческая совесть. Настена до конца осталась верной мужу и будущему ребенку, которого не захотела отдать на позор и людское проклятие. Страшный грех совершила эта женщина, погубив себя и будущую жизнь, но смертью своей она заслужила единственно возможное для нее прощение.

12–й проблемный вопрос: Как вы относитесь к самоубийству Настены? Почему о Гуськове в конце повести нет ни слова? Возможный ответ: Это суровый приговор ему. Неискупимая вина его погубила всю семью, и он исчезнет с лица земли, не оставив после себя следа.

10. Подведем итоги анализа повести и найдем сопоставление с произведением 2-й половины XIX века. Есть ли нечто, объединяющее Гуськова и Родиона Раскольникова, героя романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”? Возможный ответ: Преступление, разрушение души, ответственность за свои поступки, страдание близких, одиночество, а главное – топор – символ и того, и другого произведения как символ насилия, прежде всего над собой, над близкими.

Вывод: Достоевский и Распутин показывают разрушающее действие лжи на человека, на человеческую душу.

13-й проблемный вопрос: Как вы понимаете смысл заглавия повести? О чем нужно помнить человеку?

11. Вывод преподавателя по уроку: Живи и помни, человек: о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное – в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной. Хочется закончить урок стихотворением А.Яшина:

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство.
А есть еще: Совесть, Честь.

А если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали…

11. Выставление оценок.

12. Домашнее задание: (по выбору)

1. Написать сочинение – рассуждение по повести В.Распутина “Живи и помни, человек. О чем?” 2.Написать сочинение – рассуждение “Какие чувства вызвало у вас это произведение?”

13. Подведение итогов занятия.