Цели урока:
- Обучающие:
- познакомиться с творческой историей создания повести, определить основную мысль, понять, что привело героя к трагическому финалу через его характеристику и жизненные ориентиры.
- Развивающие:
- совершенствовать умения анализировать прозаическое произведение,
- продолжить работу над словарным материалом, необходимым для написания сочинения-миниатюры,
- развивать монологическую речь, логическое мышление в процессе анализа произведения
- Воспитательные: формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей.
Формы: эвристическая беседа с элементами лекции, анализ прозаического произведения А.С.Пушкина.
План урока:
Содержание этапов урока: 1. Оргмомент |
Методы и формы урока: Приветствие |
Подготовка к уроку:
- Учащиеся:
- знать произведение А.С.Пушкина «Пиковая Дама»
- индивидуальные задания.
- Учитель:
- презентация.
- продумать оформление класса.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Вступительное слово учителя
В жизни нет ничего такого,
за что бы можно было отдать нечистому
хотя бы малую часть своей души
А. П. Чехов
Приложение. Слайд №1
– Сегодня на уроке литературы мы продолжим знакомство с творчеством великого поэта и писателя А.С.Пушкина, анализируя повесть «Пиковая Дама», написанную в 1833 году.
Приложение. Слайд №2
Музыка из оперы Чайковского, «Пиковая дама» «Что наша жизнь – игра»
Германн сошел с ума. Он сидит в Обуховской
больнице в 17 нумере, не отвечает ни на какие
вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка,
семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!..»
Эта фраза из заключения «Пиковой Дамы» выдержана
в стиле медикополицейской справки, куда занесены
все необходимые данные о больном, удостоверяющие
правильность врачебного диагноза.
«Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама»
бормочет больной. Итог собственной жизни –
полный крах всех честолюбивых устремлений:
должен был открыть туза – открыл даму, хотел
стать тузом – его превосходительством, а пиковая
дама показала ему: кто он есть и чего стоит на
самом деле.
И это при том, что он вступил в игру,
действуя наверняка. Он знал, что 3 карты,
назначенные ему старой графиней, обязательно
выиграют и потому поставил на них всё, что имел.
Но он не знал, что сам при этом обречён.
Что привело Германа к трагическому концу? На этот
вопрос попытаемся мы ответить, проанализировав
повесть «Пиковая дама»
Приложение. Слайд №3
– Запишите тему и эпиграф урока.
Приложение. Слайд №4
Слово учителя: Итак, написанная в 1833 году, в период второй Болдинской осени, небольшая повесть Пушкина до сих пор остаётся загадкой для читателей и для исследователей.
Об истории создания повести вы готовили сообщение.
Сообщение:
«Пиковую Даму» Александр Сергеевич читал
своему другу П.В.Нащекину, который впоследствии
рассказывал, что «главная завязка не вымышлена.
Старуха графиня – это Наталья Петровна,
действительно жившая в Париже в том роде, как
описал Пушкин. Внук её, Голицын, рассказывал
Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке
просить денег. Денег она ему не дала, а сказала
три карты, назначенные ей в Париже Сен —
Жерменом. Внучок поставил карты и отыгрался»
Повесть пользовалась большим успехом и у
читателей, свидетельством тому служит запись
Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года: «Моя
«Пиковая Дама» в большой моде. Игроки понтируют
на тройку, семёрку и туза. При дворе нашли
сходство между старой графиней и кн. Натальей
Петровной и, кажется, не сердятся...»
Л.Н.Толстой назвал «Пиковую Даму» шедевром
Приложение. Слайд №5
Анализ повести.
– Что меняет Пушкин в сюжете, услышанном от
Голицына? (Германн и старуха не родня; Германн
– немец, в начале повести он не играет в карты,
хотя в душе игрок)
– Итак, Пушкин отталкивается от светского
анекдота. В повесть вошли два главных
действующих лица: картёжник и знатная старуха,
владеющая волшебной тайной.
– Пушкин вводит в повесть новое лицо — Лизу. Для
чего? (Она влюбляется в Германна и связывает
между собой графиню и Германа).
– Да, любовный сюжет необходим Пушкину для
полноценного раскрытия образа главного героя.
– Каков же главный герой повести?
Работа с текстом:
– Что говорит он сам о себе?
– Какую характеристику дают ему другие
персонажи повести?
- О себе: не в состоянии жертвовать необходимым.
- Томский: немец: расчётлив.
- Автор: сын обрусевшего немца; скрытен, честолюбив; сильные страсти, огненное воображение.
– Какова цель жизни Германна? (Покой и
независимость)
– Какими средствами собирается достичь
независимости и покоя до того, как услышал
историю?
низкие способы достижения
– Цель та же, но средства для достижения цели
меняются.
Но как попасть в дом к старой графине?(Для
этого он использует бедную Лизу).
Вспомним ещё одну фразу Томского о Германне: «У
него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля (душа
дьявола) я думаю, на его совести по крайней мере 3
злодейства». Проследим.
О каких злодействах, словно догадывается
Томский? Как он использует Лизу?
Германн пишет письмо с признанием в любви. И тем
ужаснее открывшаяся ей истина. «Лизавета
Ивановна выслушала его с ужасом... Горько
заплакала она в позднем, мучительном своём
раскаянии»
Способность любить – главная мера человека.
Германн не только не способен любить, но
позволяет себе надругаться над любовью Лизаветы.
Обратимся к «Словарю русских личных имён» и
узнаем, что обозначает имя Елизавета —
древнееврейское «Богом клянусь» «Почитающая
бога». Можно сделать вывод.
Против кого совершил, преступление? (Совершил
преступление против Бога, переступил через
клятву, оказался клятвопреступником, предал
любовь) Предал и погубил самое святое чувство
любви.
Кто же является второй жертвой?
Второй жертвой является графиня. (Пересказ по
тексту).
Итак, второе злодейство – смерть старухи. Значит,
погубил – жизнь.
Кто же станет третьей жертвой?Третьей жертвой
станет сам Германн, он погубил в себе всё
человеческое.
Давайте проанализируем по тексту, как это
происходило? Обманув Лизу, Германн попадает в дом
к старой графине. (Откройте мне вашу тайну, что
вам в ней, откроите мне вашу тайну.). Этими словами
Германн очистил душу умирающей.
Для удовлетворения своего честолюбия на что
готов Германн?Готов заключить сделку с дьяволом
Открыла старуха тайну? Что чувствует Германн
после смерти графини? (гл 4)
Он не чувствовал угрызения совести при мысли о
мёртвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная
потеря тайны, от которой он ожидал обогащения.
С какой целью Германн отправляется в монастырь
на отпевание графини и что при этом чувствует?
Пока еще в душе героя идёт борьба добра и зла. Он
ещё слышит голос совести, хотя и не раскаивается
о содеянном.
(Он поклонился в землю и несколько минут лежал на
холодном полу, усыпанном ельником. В эту минуту
показалась ему, что мёртвая насмешливо взглянула
на него, прищуривая одним глазам.)
Верит ли старуха в искренность порыва Германна?
Что может означать её насмешливость?
(Что старуха уходит в иной мир без грехов, а
Германн теперь принял все её грехи на себя)
Очистив душу графини, Германн сделал доброе дело.
И она приходит к нему в белом платье и озарена
луной, свидетельствуя этим, какие силы она
олицетворяет. Ведь "луниться" в старину тоже
означало белеть. А белый – это святой.
Какие три условия остаться человеком ставит
графиня?
Тройка, семёрка, туз выигрывают если:
- Не ставить больше одной карты в сутки.
- Не играть после всю жизнь.
- Жениться на Лизавете Ивановне
Выполняет ли Германн эти три условия?
(первое – да; второе, третье – нет (объяснения по тексту)
Жениться на Лизе никогда не входило в планы
Германна, он не в состоянии поступить благородно,
потому что он человек без сердца. Все его
заверения теперь будут оценены как
клятвопреступление. Он хотел вынудить клад у
фортуны. Случай избавил его от хлопот.
Что значит «обдёрнулся»?
- Поставил у себя вместо туза даму.
- Проиграл.
Почему проиграл?
- Погубил любовь.
- Погубил человека.
- Погубил душу.
Приходим к выводу и отвечаем на поставленные вопросы.
– Почему Германн обречён? (Продал душу
дьяволу.)
– Что привело Германна к трагическому концу? (Алчность,
жажда обогащения. Совершив сделку с дьяволом, он
погубил душу, перестал быть человеком.)
– Обратимся к эпиграфу с пояснением. Мечтавший о
покое и независимости Германн оказался в
больнице для душевнобольных. Это ли не самое
суровое наказание для человека (звучит музыка
«Что наша жизнь — игра»)
– В повести «Пиковая Дама» Пушкин впервые в
русской литературе затронул тему злодеяния, тему
преступления (переступление через евангельские
заповеди) и показал, что зло порождает зло,
преступление против человека ведёт к отчуждению
от общества, от людей, убивает в самом
преступнике человека.тайну.)
Вывод: нельзя переступать через евангельские заповеди, надо всегда оставаться человеком.
Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Почему Германн проиграл». Что значит "оставаться человеком?"