Урок литературы в 9-м классе "Все ставки жизни проиграл" (по повести "Пиковая дама" А.С. Пушкина)

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Обучающие:
    • познакомиться с творческой историей создания повести, определить основную мысль, понять, что привело героя к трагическому финалу через его характеристику и жизненные ориентиры.
  • Развивающие:
    • совершенствовать умения анализировать прозаическое произведение,
    • продолжить работу над словарным материалом, необходимым для написания сочинения-миниатюры,
    • развивать монологическую речь, логическое мышление в процессе анализа произведения
  • Воспитательные: формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей.

Формы: эвристическая беседа с элементами лекции, анализ прозаического произведения А.С.Пушкина.

План урока:

Содержание этапов урока:

1. Оргмомент
2. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению новых знаний
3. Этап усвоения новых знаний
4. Этап закрепления новых знаний

Методы и формы урока:

Приветствие
Установочные ориентации на уроке
Эвристическая беседа
Презентация. Слово учителя.

Подготовка к уроку:

  • Учащиеся:
    • знать произведение А.С.Пушкина «Пиковая Дама»
    • индивидуальные задания.
  • Учитель:
    • презентация.
    • продумать оформление класса.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя

В жизни нет ничего такого,
за что бы можно было отдать нечистому
хотя бы малую часть своей души

А. П. Чехов

Приложение. Слайд №1

– Сегодня на уроке литературы мы продолжим знакомство с творчеством великого поэта и писателя А.С.Пушкина, анализируя повесть «Пиковая Дама», написанную в 1833 году.

Приложение. Слайд №2

Музыка из оперы Чайковского, «Пиковая дама» «Что наша жизнь – игра»

Германн сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17 нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!..»
Эта фраза из заключения «Пиковой Дамы» выдержана в стиле медикополицейской справки, куда занесены все необходимые данные о больном, удостоверяющие правильность врачебного диагноза.
«Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама» бормочет больной. Итог собственной жизни – полный крах всех честолюбивых устремлений: должен был открыть туза – открыл даму, хотел стать тузом – его превосходительством, а пиковая дама показала ему: кто он есть и чего стоит на самом деле.
И это при том, что он вступил в игру, действуя наверняка. Он знал, что 3 карты, назначенные ему старой графиней, обязательно выиграют и потому поставил на них всё, что имел. Но он не знал, что сам при этом обречён.
Что привело Германа к трагическому концу? На этот вопрос попытаемся мы ответить, проанализировав повесть «Пиковая дама»

Приложение. Слайд №3

– Запишите тему и эпиграф урока.

Приложение. Слайд №4

Слово учителя: Итак, написанная в 1833 году, в период второй Болдинской осени, небольшая повесть Пушкина до сих пор остаётся загадкой для читателей и для исследователей.

Об истории создания повести вы готовили сообщение.

Сообщение:

«Пиковую Даму» Александр Сергеевич читал своему другу П.В.Нащекину, который впоследствии рассказывал, что «главная завязка не вымышлена. Старуха графиня – это Наталья Петровна, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук её, Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен — Жерменом. Внучок поставил карты и отыгрался»
Повесть пользовалась большим успехом и у читателей, свидетельством тому служит запись Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года: «Моя «Пиковая Дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся...»
Л.Н.Толстой назвал «Пиковую Даму» шедевром

Приложение. Слайд №5

Анализ повести.

– Что меняет Пушкин в сюжете, услышанном от Голицына? (Германн и старуха не родня; Германн – немец, в начале повести он не играет в карты, хотя в душе игрок)
– Итак, Пушкин отталкивается от светского анекдота. В повесть вошли два главных действующих лица: картёжник и знатная старуха, владеющая волшебной тайной.
– Пушкин вводит в повесть новое лицо — Лизу. Для чего? (Она влюбляется в Германна и связывает между собой графиню и Германа).
– Да, любовный сюжет необходим Пушкину для полноценного раскрытия образа главного героя.
– Каков же главный герой повести?

Работа с текстом:

– Что говорит он сам о себе?
– Какую характеристику дают ему другие персонажи повести?

  • О себе: не в состоянии жертвовать необходимым.
  • Томский: немец: расчётлив.
  • Автор: сын обрусевшего немца; скрытен, честолюбив; сильные страсти, огненное воображение.

– Какова цель жизни Германна? (Покой и независимость)
– Какими средствами собирается достичь независимости и покоя до того, как услышал историю?

низкие способы достижения

– Цель та же, но средства для достижения цели меняются.
Но как попасть в дом к старой графине?(Для этого он использует бедную Лизу).
Вспомним ещё одну фразу Томского о Германне: «У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля (душа дьявола) я думаю, на его совести по крайней мере 3 злодейства». Проследим.
О каких злодействах, словно догадывается Томский? Как он использует Лизу?
Германн пишет письмо с признанием в любви. И тем ужаснее открывшаяся ей истина. «Лизавета Ивановна выслушала его с ужасом... Горько заплакала она в позднем, мучительном своём раскаянии»
Способность любить – главная мера человека. Германн не только не способен любить, но позволяет себе надругаться над любовью Лизаветы.
Обратимся к «Словарю русских личных имён» и узнаем, что обозначает имя Елизавета — древнееврейское «Богом клянусь» «Почитающая бога». Можно сделать вывод.
Против кого совершил, преступление? (Совершил преступление против Бога, переступил через клятву, оказался клятвопреступником, предал любовь) Предал и погубил самое святое чувство любви.
Кто же является второй жертвой?
Второй жертвой является графиня. (Пересказ по тексту).
Итак, второе злодейство – смерть старухи. Значит, погубил – жизнь.
Кто же станет третьей жертвой?Третьей жертвой станет сам Германн, он погубил в себе всё человеческое.
Давайте проанализируем по тексту, как это происходило? Обманув Лизу, Германн попадает в дом к старой графине. (Откройте мне вашу тайну, что вам в ней, откроите мне вашу тайну.). Этими словами Германн очистил душу умирающей.
Для удовлетворения своего честолюбия на что готов Германн?Готов заключить сделку с дьяволом
Открыла старуха тайну? Что чувствует Германн после смерти графини? (гл 4)
Он не чувствовал угрызения совести при мысли о мёртвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой он ожидал обогащения.
С какой целью Германн отправляется в монастырь на отпевание графини и что при этом чувствует?
Пока еще в душе героя идёт борьба добра и зла. Он ещё слышит голос совести, хотя и не раскаивается о содеянном.
(Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником. В эту минуту показалась ему, что мёртвая насмешливо взглянула на него, прищуривая одним глазам.)
Верит ли старуха в искренность порыва Германна? Что может означать её насмешливость?
(Что старуха уходит в иной мир без грехов, а Германн теперь принял все её грехи на себя)
Очистив душу графини, Германн сделал доброе дело. И она приходит к нему в белом платье и озарена луной, свидетельствуя этим, какие силы она олицетворяет. Ведь "луниться" в старину тоже означало белеть. А белый – это святой.
Какие три условия остаться человеком ставит графиня?
Тройка, семёрка, туз выигрывают если:

  • Не ставить больше одной карты в сутки.
  • Не играть после всю жизнь.
  • Жениться на Лизавете Ивановне
    Выполняет ли Германн эти три условия?
    (первое – да; второе, третье – нет (объяснения по тексту)

Жениться на Лизе никогда не входило в планы Германна, он не в состоянии поступить благородно, потому что он человек без сердца. Все его заверения теперь будут оценены как клятвопреступление. Он хотел вынудить клад у фортуны. Случай избавил его от хлопот.
Что значит «обдёрнулся»?

  • Поставил у себя вместо туза даму.
  • Проиграл.

Почему проиграл?

  • Погубил любовь.
  • Погубил человека.
  • Погубил душу.

Приходим к выводу и отвечаем на поставленные вопросы.

– Почему Германн обречён? (Продал душу дьяволу.)
– Что привело Германна к трагическому концу? (Алчность, жажда обогащения. Совершив сделку с дьяволом, он погубил душу, перестал быть человеком.)
– Обратимся к эпиграфу с пояснением. Мечтавший о покое и независимости Германн оказался в больнице для душевнобольных. Это ли не самое суровое наказание для человека (звучит музыка «Что наша жизнь — игра»)
– В повести «Пиковая Дама» Пушкин впервые в русской литературе затронул тему злодеяния, тему преступления (переступление через евангельские заповеди) и показал, что зло порождает зло, преступление против человека ведёт к отчуждению от общества, от людей, убивает в самом преступнике человека.тайну.)

Вывод: нельзя переступать через евангельские заповеди, надо всегда оставаться человеком.

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Почему Германн проиграл». Что значит "оставаться человеком?"