Цель урока: получить представление о направлении реализма в художественной культуре 19 века.
Задачи урока:
- научиться видеть черты этого направления в разных видах искусства;
- уметь проводить параллель между искусством и литературой;
- выработать умение работать в группах
Оформление: на доске записана тема урока; вывешены картины Перова “Проводы покойника”, “Последний кабак у заставы”, “Утопленница” и картины, относящиеся к другим направлениям.
Урок ведут два учителя; класс разбит на 3 группы.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя литературы. Он говорит о цели урока и задачах. Затем читает стихотворение А. Блока
Век девятнадцатый, железный,
Воистину железный век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!..
Век буржуазного богатства
(Растущего незримо зла!)
Под знаком равенства и братства
Здесь зрели темные дела.
А. А. Блок
2. Почему именно так сказал о веке 19 поэт? Что он имел в виду?
3. XIX век: какие у вас возникают ассоциации? (Можно заранее нескольким обучающимся дать задание – подготовить сообщения о 19 веке).
XIX век – это особый период в развитии России. Каждый новый период в истории культуры органически связан с предшествующим временем, и вместе с тем в нем появляются качественно новые явления. В этом собственно проявляется одна из закономерностей историко-культурного процесса – преемственность культуры как основы формирования культурного наследия.
Новое столетие по сравнению с предшествующим временем было более динамичным в социально-культурном отношении. “Мы зреем не веками, а десятилетиями”, – писал Н. М. Карамзин.
Огромное влияние на общественно-культурную жизнь 19 века оказали три события в истории страны – Отечественная война 1812 года, движение декабристов и отмена крепостного права. Они стали факторами, серьезно повлиявшими на сознание людей, политику правительства в отношении культуры, и прежде всего просвещения. Они не прошли бесследно также и для многих областей художественной культуры.
В 19 веке произошел новый подъем русской национальной культуры. Были сделаны выдающиеся открытия и изобретения. Прежде всего 19 век – становление системы начального и среднего образования. В 19 веке было создано Министерство народного просвещения. 19 век – период формирования системы университетского образования.
Русская наука 19 века добилась значительных успехов (Пирогов – хирург, анатомо-экпериментальное направление, Шиллинг – изобретение и усовершенствование электромагнитного телеграфа). Событием в исторической науке стала “История государства Российского” Н. М. Карамзина. Также были созданы выдающиеся произведения в области литературы, живописи, архитектуры, театра, музыки, ставшие достоянием всего человечества.
Художественную культуру следует рассматривать как совокупность различных областей искусства: литературы, музыки, театра, живописи. В 19 веке для художественной культуры были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществование художественных стилей. В культурно-историческом соотношении классицизм – романтизм – реализм.
4. Учитель литературы:
К началу 30-х годов в русской культуре утверждается реализм и становится главным направлением. В его становлении важную роль сыграло творчество А. С. Грибоедова и драматургия И. А. Крылова.
В развитии русской национальной литературы и культуры в целом огромна роль А. С. Пушкина. “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа”, – писал Н. В. Гоголь. “Пушкин – это наше все”,– говорил Аполлон Григорьев. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в русской литературе как художественного направления. “Евгений Онегин” Пушкина был первым реалистическим романом, “в высшей степени народным произведением”, “энциклопедией русской жизни”.
А почему Блок так сказал о веке 19? (Версии обучающихся.)
5. Учитель МХК:
А теперь давайте вспомним – что такое реализм? (Понятие изучалось ранее).
К примеру, ученики могут дать следующие ответы:
- Как отдельный элемент реализм, если это желание отразить жизнь как она есть, ничего не приукрашивая и не искажая, был присущ всем эпохам и, пожалуй, всем художественным жанрам. Однако только в XIX веке он превращается в целостную систему взглядов на мир, в устойчивый принцип, который последовательно проводился художником в каждом жесте, позе, композиции.
- Реализм (от французского realisme, от лат. realise – вещественный, действительный) – направление и метод в художественном творчестве, основанный на правдивом отображении действительности.
- Реализм в широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства. В узком значении реализм представляет конкретно-историческое направление в искусстве, возникшее в 30-е гг. 19 века. Он выражался в воспроизведении типичных характеров и социальных конфликтов. Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19 века числятся Стендаль, Бальзак, Флобер, Чехов, Репин, Суриков, Перов, Мусоргский, Щепкин, Станиславский.
- Реализм рассматривается как тенденция развития художественной культуры человечества, продолжающая лучшие традиции мирового искусства, которое рассматривается как способ духовно-практического познания действительности. Мерой реалистичности произведения в этой связи считается мера проникновения в жизнь, отражения ее важных сторон в художественной форме.
Обратите внимание на доску. Перед вами произведения мировой живописи. С некоторыми из них вы знакомы. Рассматривая картины, сравнивая их, найдите те, которые написаны в стиле реализма. То есть вы должны, таким образом, выявить характерные черты направления реализма и доказать вашу точку зрения.
6. Работа в группах. На это дается три минуты. Каждая группа выявляет черты и озвучивает. Затем учитель комментирует, делаются записи в тетради.
Характерные черты реализма
- Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах.
- Правдивость, правда жизни, узнаваемость
- Историческая конкретность в изображении жизни того времени
- В живописи – большие “синтетические” картины, бытовые и исторические, создающие широкий образ – “панораму” жизни, современной или исторической.
- Техника и манера письма
- Пристальное внимание к детали
- Реалисты избегали красот
- Реалисты выбирали сюжеты исключительно из современной жизни
7. Учитель литературы:
Когда мы характеризовали 19 век, подчеркнули, что русская культура в целом – словоцентричная, то есть слово играет доминирующую роль. Поэтому с большой уверенностью можно сказать, что русская культура – литературоцентричная, и век 19 в этом отношении не является исключением. Литература всегда занимала первое место среди других видов искусств. Перед вами картины Василия Григорьевича Перова. С ними вы знакомы. Ваша задача заключается в следующем: вы должны проанализировать эти произведения. При анализе картин, вы должны ответить еще на один вопрос: с каким литературным произведением у вас возникают ассоциации.
8. Идет работа в группах. (Обсуждение картин и связь с произведениями художественной литературы). Выступают представители от каждой групп
1 группа. Картина “Проводы покойника”.
Предполагаемый ответ:
В серый день среди занесенных снегом полей подымаются на пригорок деревенские дровни с гробом умершего крестьянина. Перову замечательно удалось передать легкий подъем, движение дровней вглубь картины, к горизонту, под темные тучи, нависшие над полями. К гробу прижались дети. Вдова-крестьянка в тулупе правит лошадью, виднеется далекое село. Фигура убитой горем вдовы показана со спины, но сила выразительности ее огромна. Останавливает внимание привставшая, охватив рукою гроб, девочка с ее недоумевающим взглядом. Скупой красочный строй картины в соотношениях коричневых и серых тонов отвечает общему ее настроению. Это не отвлеченно найденное цветовое решение, но наблюденные в натуре холодные и теплые тона безнадежно грустного и пасмурного зимнего дня.
Эту картину с уверенностью можно отнести к подлинно реалистическим, поскольку она написана на основе реальных жизненных наблюдений.
Простая по содержанию, она наполнена глубоким социальным смыслом. Эта картина ассоциируется с поэмой Некрасова “Мороз, Красный нос”. По поводу этого полотна художественный критик Стасов писал: “Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме “Мороз, Красный нос”, там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, у Перова – никто”.
2 группа. Картина “Последний кабак у заставы”.
Предполагаемый ответ:
Тяжелой доле женщины-крестьянки посвятил Перов еще одну из своих лучших картин – “Последний кабак у заставы”. Картина изображает окраину города. Мы видим столбы заставы с двуглавыми орлами, выделяющиеся на фоне лимонно-желтого заката, вызывающего щемящее чувство тоски. Темный передний план с заснеженной дорогой, исчерпанной глубокими колеями, темнеющие дома с уже освещенными окнами оттеняют бледную полосу неба, которая потухнет. Стоят двое саней. Одни из них пустые, в углу других примостилась иззябшая молодая крестьянка. Рядом с ней – собачонка. Сколько времени придется ждать молодой женщине зашедшего в последний кабак мужа?
Невольно вспоминается стихотворение Некрасова “Размышления у парадного подъезда”:
У заставы, в харчевне убогой
Все пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут: “Родная земля,
Укажи мне такую обитель,
Я такого угла не встречал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал…”
На самом деле, содержание картины шире рассказа о горькой судьбе крестьянской женщины, это рассказ о тяжелой крестьянской жизни.
3 группа. Картина “Утопленница”.
Предполагаемый ответ:
Тяжелая доля женщины из народа, занимавшая всех передовых людей 60-х годов, волновала и Перова. В 1867 году им была написана картина “Утопленница”. Перов в этой картине повествует о женщине, опустившейся на самое дно жизни, но сознающей свое падение и глубоко страдающей. Судьбе героини картины художник посвятил прекрасный рассказ “На натуре. Фани Судьбе под №30”. Завязка его построена на том, что Перов в поисках натуры для своей “Утопленницы” находит в морге тело знакомой ему молодой женщины. Ей и посвящен рассказ Перова.
Фигура утопленницы в черном платье и черных ботинках, с открытым лицом и распущенными волосами погружена в полутень так же, как фигура городового, силуэтно выделяющаяся на фоне серебристого тумана. Нежные зеленовато-лимонные оттенки утреней зари подчеркивают контраст между безмятежной красотой природы и трагической судьбы человека.
Вчерашний день, в часу шестом.
Вчерашний день, в часу шестом
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная!”.
Некрасов в коротком стихотворении сумел сказать и о том, что его Муза – сестра униженной и страдающей крестьянки, что она печалится народной печалью.
(Тяжелый крест достался ей на долю.)
9. Делается общий вывод о характерных чертах реализма в творчестве Перова и Некрасова. Обращается внимание на то, какая тема объединяет этих двух великих людей.
10. Учитель МХК:
Перов прекрасно знал русскую литературу; в особенности он любил Н. В. Гоголя. Он лично знал А. Н. Островского и оставил его прекрасный портрет. В конце жизни художник написал картину “Старики родители на могиле сына”, навеянную финалом романа Тургенева “Отцы и дети”. Но наибольшую близость мы можем установить между творчеством Василия Григорьевича Перова и Николая Алексеевича Некрасова. Главное, что их сближает, – глубоко сочувственное отношение к крестьянству.
Перов – “поэт скорби” в живописи, Некрасов – “поэт скорби” в литературе.
11. Учитель литературы:
Таким образом, вы убедились, что у каждого вида искусства свой язык, у каждого художника свое видение мира. Но объединяет их принадлежность к одному направлению – реализму.