Интегрированный урок (литература + МХК) в 10-м классе по теме "Реализм в художественной культуре XIX века"

Разделы: Литература


Цель урока: получить представление о направлении реализма в художественной культуре 19 века.

Задачи урока:

  • научиться видеть черты этого направления в разных видах искусства;
  • уметь проводить параллель между искусством и литературой;
  • выработать умение работать в группах

Оформление: на доске записана тема урока; вывешены картины Перова “Проводы покойника”, “Последний кабак у заставы”, “Утопленница” и картины, относящиеся к другим направлениям.

Урок ведут два учителя; класс разбит на 3 группы.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя литературы. Он говорит о цели урока и задачах. Затем читает стихотворение А. Блока

Век девятнадцатый, железный,
Воистину железный век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!..
Век буржуазного богатства
(Растущего незримо зла!)
Под знаком равенства и братства
Здесь зрели темные дела.
А. А. Блок

2. Почему именно так сказал о веке 19 поэт? Что он имел в виду?

3. XIX век: какие у вас возникают ассоциации? (Можно заранее нескольким обучающимся дать задание – подготовить сообщения о 19 веке).

XIX век – это особый период в развитии России. Каждый новый период в истории культуры органически связан с предшествующим временем, и вместе с тем в нем появляются качественно новые явления. В этом собственно проявляется одна из закономерностей историко-культурного процесса – преемственность культуры как основы формирования культурного наследия.

Новое столетие по сравнению с предшествующим временем было более динамичным в социально-культурном отношении. “Мы зреем не веками, а десятилетиями”, – писал Н. М. Карамзин.

Огромное влияние на общественно-культурную жизнь 19 века оказали три события в истории страны – Отечественная война 1812 года, движение декабристов и отмена крепостного права. Они стали факторами, серьезно повлиявшими на сознание людей, политику правительства в отношении культуры, и прежде всего просвещения. Они не прошли бесследно также и для многих областей художественной культуры.

В 19 веке произошел новый подъем русской национальной культуры. Были сделаны выдающиеся открытия и изобретения. Прежде всего 19 век – становление системы начального и среднего образования. В 19 веке было создано Министерство народного просвещения. 19 век – период формирования системы университетского образования.

Русская наука 19 века добилась значительных успехов (Пирогов – хирург, анатомо-экпериментальное направление, Шиллинг – изобретение и усовершенствование электромагнитного телеграфа). Событием в исторической науке стала “История государства Российского” Н. М. Карамзина. Также были созданы выдающиеся произведения в области литературы, живописи, архитектуры, театра, музыки, ставшие достоянием всего человечества.

Художественную культуру следует рассматривать как совокупность различных областей искусства: литературы, музыки, театра, живописи. В 19 веке для художественной культуры были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществование художественных стилей. В культурно-историческом соотношении классицизм – романтизм – реализм.

4. Учитель литературы:

К началу 30-х годов в русской культуре утверждается реализм и становится главным направлением. В его становлении важную роль сыграло творчество А. С. Грибоедова и драматургия И. А. Крылова.

В развитии русской национальной литературы и культуры в целом огромна роль А. С. Пушкина. “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа”, – писал Н. В. Гоголь. “Пушкин – это наше все”,– говорил Аполлон Григорьев. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в русской литературе как художественного направления. “Евгений Онегин” Пушкина был первым реалистическим романом, “в высшей степени народным произведением”, “энциклопедией русской жизни”.

А почему Блок так сказал о веке 19? (Версии обучающихся.)

5. Учитель МХК:

А теперь давайте вспомним – что такое реализм? (Понятие изучалось ранее).

К примеру, ученики могут дать следующие ответы:

  1. Как отдельный элемент реализм, если это желание отразить жизнь как она есть, ничего не приукрашивая и не искажая, был присущ всем эпохам и, пожалуй, всем художественным жанрам. Однако только в XIX веке он превращается в целостную систему взглядов на мир, в устойчивый принцип, который последовательно проводился художником в каждом жесте, позе, композиции.
  2. Реализм (от французского realisme, от лат. realise – вещественный, действительный) – направление и метод в художественном творчестве, основанный на правдивом отображении действительности.
  3. Реализм в широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства. В узком значении реализм представляет конкретно-историческое направление в искусстве, возникшее в 30-е гг. 19 века. Он выражался в воспроизведении типичных характеров и социальных конфликтов. Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19 века числятся Стендаль, Бальзак, Флобер, Чехов, Репин, Суриков, Перов, Мусоргский, Щепкин, Станиславский.
  4. Реализм рассматривается как тенденция развития художественной культуры человечества, продолжающая лучшие традиции мирового искусства, которое рассматривается как способ духовно-практического познания действительности. Мерой реалистичности произведения в этой связи считается мера проникновения в жизнь, отражения ее важных сторон в художественной форме.

Обратите внимание на доску. Перед вами произведения мировой живописи. С некоторыми из них вы знакомы. Рассматривая картины, сравнивая их, найдите те, которые написаны в стиле реализма. То есть вы должны, таким образом, выявить характерные черты направления реализма и доказать вашу точку зрения.

6. Работа в группах. На это дается три минуты. Каждая группа выявляет черты и озвучивает. Затем учитель комментирует, делаются записи в тетради.

Характерные черты реализма

  1. Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах.
  2. Правдивость, правда жизни, узнаваемость
  3. Историческая конкретность в изображении жизни того времени
  4. В живописи – большие “синтетические” картины, бытовые и исторические, создающие широкий образ – “панораму” жизни, современной или исторической.
  5. Техника и манера письма
  6. Пристальное внимание к детали
  7. Реалисты избегали красот
  8. Реалисты выбирали сюжеты исключительно из современной жизни

7. Учитель литературы:

Когда мы характеризовали 19 век, подчеркнули, что русская культура в целом – словоцентричная, то есть слово играет доминирующую роль. Поэтому с большой уверенностью можно сказать, что русская культура – литературоцентричная, и век 19 в этом отношении не является исключением. Литература всегда занимала первое место среди других видов искусств. Перед вами картины Василия Григорьевича Перова. С ними вы знакомы. Ваша задача заключается в следующем: вы должны проанализировать эти произведения. При анализе картин, вы должны ответить еще на один вопрос: с каким литературным произведением у вас возникают ассоциации.

8. Идет работа в группах. (Обсуждение картин и связь с произведениями художественной литературы). Выступают представители от каждой групп

1 группа. Картина “Проводы покойника”.

Предполагаемый ответ:

В серый день среди занесенных снегом полей подымаются на пригорок деревенские дровни с гробом умершего крестьянина. Перову замечательно удалось передать легкий подъем, движение дровней вглубь картины, к горизонту, под темные тучи, нависшие над полями. К гробу прижались дети. Вдова-крестьянка в тулупе правит лошадью, виднеется далекое село. Фигура убитой горем вдовы показана со спины, но сила выразительности ее огромна. Останавливает внимание привставшая, охватив рукою гроб, девочка с ее недоумевающим взглядом. Скупой красочный строй картины в соотношениях коричневых и серых тонов отвечает общему ее настроению. Это не отвлеченно найденное цветовое решение, но наблюденные в натуре холодные и теплые тона безнадежно грустного и пасмурного зимнего дня.

Эту картину с уверенностью можно отнести к подлинно реалистическим, поскольку она написана на основе реальных жизненных наблюдений.

Простая по содержанию, она наполнена глубоким социальным смыслом. Эта картина ассоциируется с поэмой Некрасова “Мороз, Красный нос”. По поводу этого полотна художественный критик Стасов писал: “Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме “Мороз, Красный нос”, там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, у Перова – никто”.

2 группа. Картина “Последний кабак у заставы”.

Предполагаемый ответ:

Тяжелой доле женщины-крестьянки посвятил Перов еще одну из своих лучших картин – “Последний кабак у заставы”. Картина изображает окраину города. Мы видим столбы заставы с двуглавыми орлами, выделяющиеся на фоне лимонно-желтого заката, вызывающего щемящее чувство тоски. Темный передний план с заснеженной дорогой, исчерпанной глубокими колеями, темнеющие дома с уже освещенными окнами оттеняют бледную полосу неба, которая потухнет. Стоят двое саней. Одни из них пустые, в углу других примостилась иззябшая молодая крестьянка. Рядом с ней – собачонка. Сколько времени придется ждать молодой женщине зашедшего в последний кабак мужа?

Невольно вспоминается стихотворение Некрасова “Размышления у парадного подъезда”:

У заставы, в харчевне убогой
Все пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут: “Родная земля,
Укажи мне такую обитель,
Я такого угла не встречал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал…”

На самом деле, содержание картины шире рассказа о горькой судьбе крестьянской женщины, это рассказ о тяжелой крестьянской жизни.

3 группа. Картина “Утопленница”.

Предполагаемый ответ:

Тяжелая доля женщины из народа, занимавшая всех передовых людей 60-х годов, волновала и Перова. В 1867 году им была написана картина “Утопленница”. Перов в этой картине повествует о женщине, опустившейся на самое дно жизни, но сознающей свое падение и глубоко страдающей. Судьбе героини картины художник посвятил прекрасный рассказ “На натуре. Фани Судьбе под №30”. Завязка его построена на том, что Перов в поисках натуры для своей “Утопленницы” находит в морге тело знакомой ему молодой женщины. Ей и посвящен рассказ Перова.

Фигура утопленницы в черном платье и черных ботинках, с открытым лицом и распущенными волосами погружена в полутень так же, как фигура городового, силуэтно выделяющаяся на фоне серебристого тумана. Нежные зеленовато-лимонные оттенки утреней зари подчеркивают контраст между безмятежной красотой природы и трагической судьбы человека.

Вчерашний день, в часу шестом.

Вчерашний день, в часу шестом
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная!”.

Некрасов в коротком стихотворении сумел сказать и о том, что его Муза – сестра униженной и страдающей крестьянки, что она печалится народной печалью.

(Тяжелый крест достался ей на долю.)

9. Делается общий вывод о характерных чертах реализма в творчестве Перова и Некрасова. Обращается внимание на то, какая тема объединяет этих двух великих людей.

10. Учитель МХК:

Перов прекрасно знал русскую литературу; в особенности он любил Н. В. Гоголя. Он лично знал А. Н. Островского и оставил его прекрасный портрет. В конце жизни художник написал картину “Старики родители на могиле сына”, навеянную финалом романа Тургенева “Отцы и дети”. Но наибольшую близость мы можем установить между творчеством Василия Григорьевича Перова и Николая Алексеевича Некрасова. Главное, что их сближает, – глубоко сочувственное отношение к крестьянству.

Перов – “поэт скорби” в живописи, Некрасов – “поэт скорби” в литературе.

11. Учитель литературы:

Таким образом, вы убедились, что у каждого вида искусства свой язык, у каждого художника свое видение мира. Но объединяет их принадлежность к одному направлению – реализму.