Урок литературы по рассказу Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством Ф.М. Достоевского посредством изучения его рассказа,
  • раскрыть жанрообразующие признаки святочного рассказа,
  • содержанием урока способствовать развитию мышления, памяти, речи учащихся.

Задачи:

  • продолжить работу по изучению литературоведческих терминов и понятий, по формированию надпредметных умений, по формированию системы личностных ценностей учащихся, основанных на вечных духовных ценностях человечества;
  • используя межпредметную координацию, формировать вдумчивого и внимательного читателя.

Эпиграф к уроку:

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.
Ф.М. Достоевский

I. Сообщение темы, целей урока.

II. Анализ содержания текста рассказа

  • Подготовка к работе.

– Каждый человек любит праздники. Какие праздники для вас являются самыми любимыми?

– Не случайно многие из вас, ребята, назвали среди любимых праздников Новый год и Рождество. Действительно, эти праздники особенно любимы нами. Вспомните, в ознаменование какого события отмечается Рождество? (Рождение человека-Бога, который был послан человечеству, чтобы помочь ему избавиться от грехов, помочь сделать жизнь человека лучше, чище, нравственнее.)

– А как называются праздничные дни в честь Рождества Христова, которые длятся до самого Крещения? (Cвятки.)

– Встречались ли вы с описанием празднования Рождества на страницах произведений русских писателей?

– А сегодня мы обратимся к рассказу Ф.М. Достоевского “Мальчик у Христа на елке”

  • Анализ изображенного мира в рассказе Достоевского.

– Сегодня мы впервые обращаемся к творчеству Ф.М. Достоевского – одного из самых “трудных” писателей, целиком читаем его, пусть и небольшой, рассказ.

(Обращение к портрету писателя.)

– Каково ваше впечатление от прочитанного?

– Каков мир рассказа Достоевского?

  • Работа над жанрообразующими признаками.

– Достоевский с 1873 года издавал “Дневник писателя” – так назывался журнал, в который входили и художественные произведения, к которым относится и рассматриваемый нами рассказ. С одной стороны это был известный журнал, предназначенный для широкого круга читателей, с другой – дневник для себя, в котором писатель выражал свои мысли, взгляды. Писатель любил собирать правдивые факты из текущей жизни, непосредственно увиденные им самим; именно их он и делал основой своих художественных произведений.

– Рассказ “Мальчик у Христа на елке” принято относить к жанру святочных рассказов. Назовите основные признаки святочного рассказа.

(Обращение к таблице 1.) Приложение 1

– В течение урока, в ходе анализа текста мы должны обозначить наличие этих признаков в данном произведении.

  • Работа с текстом произведения.

– Запись каких событий предполагает дневниковая форма? (Достоверных.)

– Прочитайте первый абзац рассказа. Почему автор использует слова “мне мерещится”, “кажется”? Какую установку для читателя он создает? (Все невероятные события в рассказе подлинны.)

– В какое время происходят события, описанные в рассказе? (Отмечаем в таблице.)

– Что мы узнаем в экспозиции рассказа? О каких подробностях жизни ребенка нам становится известно?

– Почему мальчик уходит из этого подвала? (Он почувствовал холод и бесприютность.)

– Каким вы представляете мальчика? Опишите его.

(Обращение к иллюстрациям учащихся.)

– Маленький мальчик совершенно один оказался в огромном холодном городе Петербурге. Назовите отдельные слова, словосочетания, а можно и предложения, характеризующие город.

– Что можно сказать о людях, которые живут в городе, какое настроение царит в Петербурге Достоевского? (Взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, разъединение людей.)

– Какими чувствами переполнена душа мальчика? О чем он вспоминает и почему? (Ощущает суету города и толпы, чувство одиночества, страха, голода и холода; вспоминает деревню.)

– Главный герой изображается в рассказе дрожащим от ужасного мороза и холода. Он – “дрожащая тварь”. Каково лексическое значение слова “тварь”? (Подготовленный ученик дает справку о слове из толкового словаря.)

– Значение слова “тварь” предполагает и другое, бранное значение. Отсюда возможно и иное отношение к мальчику. Где это показано в тексте и кто так относится к мальчику? Найдите и зачитайте. (Блюститель порядка = полицейский, дама выталкивает за дверь, толпа напугала до смерти.)

– Что можно сказать о душах этих людей? Почему они не замечают, отталкивают, пугают этого маленького человечка?

Обобщение учителя: Никто не оказал сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. В этом несправедливом мире даже невинные дети страдают – и виной тому равнодушие общества, которое считает такое положение неизбежным и вполне разумным.

В конце декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил елку и детский бал в Петербургском клубе художников. Об этой елке одна из газет сообщила: “В собрании художников назначен большой детский праздник “елка” с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, горками, электрическим освещением. Елки петербургского собрания художников много лет славятся своим прекрасным устройством. По всей вероятности, и нынешняя елка не будет хуже прежних и доставит своим маленьким посетителям немало удовольствий.

Посещение писателем этого праздника нашло отражение в рассказе. Прочитайте описание елки, увиденной мальчиком в одном из домов.

– Рождество считается самым светлым и добрым праздником, потому что его уют, тепло создают особое переживание близости людей, собравшихся вокруг светящейся елки. Скажите, принес ли этот праздник радость нашему герою? Что здесь входит в противоречие с праздничным объявлением в газете? (Праздничное радушие соседствует с жестокостью и бездушием, отчего мальчику стало одиноко и страшно.)

– Что разделяет одинокого ребенка и веселящихся детей и их родителей? В каком рассказе мы можем вспомнить подобную картину? (Стекло, рассказ “Чудесный доктор” А. И. Куприна.)

– Как вы думаете, какие художественные средства использует в этом фрагменте автор, чтобы передать душевное состояние мальчика, заставить читателя ощутить боль и страдание героя, ведь рассказ ведется от 3 лица?

Обобщение учителя: читая слова автора, мы слышим голос самого мальчика, как будто находимся рядом с ним, видим и слышим его. Такого эффекта позволяет добиться и использование восклицательных и вопросительных предложений, которые передают восхищение, радость, боль и страх.

Для чего автор в речи мальчика использует однородные члены предложения и повторяет одни и те же слова? Найдите их в тексте. (Эффект присутствия; писатель хочет достучаться до сердца читателя, он хочет сказать, что холодно мальчику не столько от мороза, сколько от человеческой бессердечности.)

– Как относится автор к мальчику? Из каких фактов языка рассказа это видно? (Особая чувствительность повествования, использование уменьшительно-ласкательных суффиксов.)

– Вспомните, кого еще видит мальчик за стеклом?

– Как вы считаете, зачем после описания детского праздника автор изображает кукол? (Они противопоставлены мертвым душой людям.)

– Где в рассказе “перелом”? Какой момент можно назвать кульминационным?

– Автор описывает сказочную елку у Христа. Найдите этот эпизод. Зачитайте.

– Закройте глаза и представьте себе эту елку. Какие бы цвета вы использовали при ее изображении? Почему? (Выполнение задания можно сопроводить негромкой музыкой.)

(Обращение к иллюстрациям.)

– Мы обращаемся к описанию первой елки. Чем отличаются эти два рождественских праздника друг от друга? (На елке у Христа мальчик попадает в атмосферу любви, участия, он обретает то, чего у него не было на земле – семью, дом, где его любят.)

– Кто встречает мальчика на елке у Христа?

– Что мы узнаем о них? (У каждого ребенка своя страшная, поражающая своей будничностью история смерти, которую, как считал автор, невозможно и непростительно забыть не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают счастье и покой.)

(Обращение к таблице 1.)

– Происходит ли чудо в рассказе? (Светлое загробное будущее ребенка.)

– Какова развязка рассказа? Почему мы его, несмотря на это, относим к святочным? (Ангельская душа ребенка избавляется от земных мук.)

III. Обобщающая беседа

– В заключительном абзаце рассказа писатель задает вопрос. Найдите его.

– Зачем писатель создает этот рассказ?

Достоевский ощущал душевную боль за судьбы детей и ненависть к равнодушным взрослым. Этот рассказ – упрек им. Если в мире нет сострадания и любви, мучаются и плачут дети. Это признак неблагополучия в мире.

– А как вы считаете, сейчас нам нужно читать рассказ об “испорченной картине” детства? Почему? (Со времен Достоевского она исказилась еще более.)

– Что могло стать с мальчиком, если бы он остался жив? (Фрагмент “Мальчик с ручкой”.)

– Итак, прослеживаются ли все жанрообразующие признаки в рассказе “Мальчик у Христа на елке”? Что позволяет его отнести к святочным рассказам?

IV. Домашнее задание

– Чтобы каждому из нас жилось лучше, каждый должен заглянуть в свою душу, посмотреть, из каких “кирпичиков”– качеств она состоит. Какими же качествами должна обладать душа человека – христианина?

(Дома учащиеся заполняют таблицу 2)

– Каким даром обладал автор, создатель рассказа? (Дар сочувствовать, сострадать, умение любить людей.)

Обращение к эпиграфу.

V. Итог урока

Список литературы:

  1. Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений. М.: “Художественная литература”,1985.
  2. Журнал “Литература в школе” № 5, 2003 г.