Литература
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Тема войны в творчестве поэтов послевоенного поколения" 2010
Цель урока: ответить на вопрос: "Почему, хотя прошло столько лет после войны, не уменьшается поток произведений о Великой Отечественной войне, почему они так тревожат душу современного читателя?".
-
Внеклассное занятие по теме "Устное народное творчество" (5-й класс) "Сказка ложь, да в ней намек…" 2010
Через внеклассную деятельность привить учащихся интерес к устному народному творчеству. Повторить основные виды устного народного творчества, загадки, сказки, потешки.
-
Интегрированный урок "Вечные темы в стихах поэтов XIX века" 2010
Интегрированный урок разработан с использованием медиаресурсов, что позволяет восполнить недостаток демонстрационного наглядного материала, повышает положительную мотивацию к процессу обучения, а также интерес к изучаемому предмету.
-
Тема "Путь духовных исканий Пьера Безухова. Эпизод "Пьер в плену" (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2010
Личностно ориентированная развивающая технология, частично-поисковый и исследовательский методы позволяют раскрыть художественные особенности мастерства Л.Н. Толстого, развить интеллектуальные и коммуникативные умения учащихся, предполагают сотрудничество. Созданию ситуации поиска и исследования художественного текста способствует постановка проблемных вопросов.
-
Урок по повести К.Г. Черного "Несколько дней жаркого лета" 2010
Урок по региональному компоненту знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателя К.Г. Черного и одним из его выдающихся произведений - повестью "Несколько дней жаркого лета", в котором раскрываются нравственные качества героев.
-
Фрагменты урока литературы в 5-м классе "Музыкальность стиха А.С. Пушкина" 2010
Тема урока предполагает проникновение в ритмико-звуковую ткань пушкинской сказки, формирование первоначального представления учащихся о звукописи, что способствует более глубокому восприятию пятиклассниками идеи и содержания произведения, формированию эмоционально-психологических и нравственно-эстетических основ художественного анализа.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Красота души человека" (по рассказу М.Шолохова "Судьба человека") 2010
На уроке учащиеся знакомятся с рассказом М. Шолохова «Судьба человека», пытаются осмыслить идейно-художественное своеобразие рассказа, его глубокую нравственную сущность; совершенствуют умения выделять главное, развивают речь, наблюдательность. Задача учителя – помочь учащимся прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях.
-
"Проблема выражения авторской позиции в драматическом произведении (Е.Л. Шварц "Тень")" 2010
На данном занятии учащиеся вырабатывают умение видеть в произведении авторское отношение к героям и событиям, овладевают техникой осмысленного чтения и учатся анализировать текст.
-
Тема "Дружба в лирике А.С. Пушкина. "И.И. Пущину", "Во глубине сибирских руд…" (9-й класс) 2010
Многие современные подростки дружить не могут. Для них слово «дружба» предполагает несколько другие отношения между людьми: ты – мне, я – тебе. На уроке литературы по творчеству А.С. Пушкина, посвящённому теме дружбы, много внимания уделялось ознакомлению учащихся с той ролью, которую в жизни поэта играли друзья.
-
"Литературный нонсенс математика Чарльза Доджсона" 2010
Данный урок разработан совместно учителями литературы и математики. Проводится в 5-м классе при изучении произведения Л. Кэрролла "Алиса в Стране чудес" (по программе Маранцмана В.Г.), в ходе урока не доминирует ни одна из дисциплин, математика является помощником в понимании сложных литературных вопросов.
-
«Сердца людей согреть певучим словом» (по страницам жизни и творчества Л.Лапцуя) 2010
Урок посвящен жизни и творчеству одного из выдающихся сыновей древнего Ямала – Леонида Васильевича Лапцуя. Знакомство осуществляется в форме устного журнала.
-
«Александр Сергеевич, у вас в запасе вечность!» Интегрированный урок-концерт в 9-м классе 2010
Урок по цели обобщающий, завершающий курс изучения жизни и творчества А.С. Пушкина в 9-м классе. На занятие отводится 2 часа. Интегративный подход помогает каждому предмету засверкать своими гранями: литература поведает о сложности поисков смысла жизни, музыка поможет почувствовать душевные переживания, живопись и скульптура помогут зримо увидеть образы, созданные автором.
-
Урок литературы в 11-м классе "О, будь счастливой в жизни без меня…" Особенности поэтики рассказа А.И. Куприна "Гранатовый браслет" 2010
Данный урок-исследование позволяет обратиться к наиболее важным вопросам поэтики эпического текста, показать пути анализа композиции и стиля; выявить глубинный смысл; работа с деталью формирует навыки глубокого восприятия текста. Анализируем заглавие, развитие действия, пейзаж, лексическое значение слов. Работаем со словарём, воспоминаниями, документами.
-
Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала» 2010
Данный урок входит в систему уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Задача его состоит в том, чтобы показать, как, контрастно противопоставляя две сцены, Толстой срывает маску с внешне благополучной действительности и вскрывает противоречия жизни в России 40-х годов XIX века.
-
Идея подвига во имя общего счастья в романтическом произведении М.Горького 2010
Урок в рамках авторской технологии «Перспектива» методиста ТОИПКРО Т.А. Прищепа. Групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры. Использование приема «цветные шляпы мышления – типы мышления» Эдварда де Боно.
-
Урок литературы в 9-м классе "Трагедия и самоотверженность "маленького человека" (по рассказу И.А. Бунина "Сверчок") 2010
Приобщаясь к творчеству И.А. Бунина, школьники учатся постигать внутренний мир бунинских героев, понимать авторскую позицию. Задача учителя – привлечь внимание учащихся к деталям произведения. С этой целью на данном уроке использованы дифференцированные задания, групповая работа, проблемные вопросы.
-
Былина как жанр устного народного творчества (7-й класс) 2010
Урок литературы в 7-м классе по теме "Былина как жанр устного народного творчества" проводится с целью формирования представления о былине как жанре фольклора, заинтересованности обучающихся устным народным творчеством, воспитания бережного отношения к русским народным традициям.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "А.С. Пушкин. "Дубровский". История создания романа. Протест В.Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма" 2010
Урок с применением ИКТ позволяет активизировать зрительное восприятие учащихся, способствует формированию их познавательной активности. Работа с текстовым материалом и словарная работа развивают речь учащихся. Аналитическая беседа решает не только учебные задачи, но и воспитательные, т.е. формирует у учащихся понятие о благородстве в целом.
-
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы 2010
О развитии познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы как средства повышения интереса учащихся к предметам и поиска жизненной позиции.
-
Образ "маленького человека" в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" 2010
На данном уроке учащиеся изучают повесть А.С. Пушкина и изучают мир «маленького человека» пушкинской прозы. Работа над текстом пробуждает сочувствие и сострадание к герою повести. Дети анализируют особенности сюжета и композиции пушкинской повести. Ведущим приёмом на уроке является беседа-анализ.
-
Интегрированный урок (литература + история) в 9-м классе по теме "Серебряный век русской культуры и науки" 2010
Форма проведения урока позволяет познакомить учащихся с историческими событиями начала ХХ века, учит искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы философские, политические; учит учащихся извлекать нравственные уроки из осмысления событий и явлений историками и литераторами.
-
Урок литературы в 10-м классе в форме заочной экскурсии "Петербург Достоевского" 2010
Цели занятия: раскрыть образ Петербурга в творчестве русских классиков; подготовить учащихся к восприятию романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; развивать умение учащихся использовать интернет-ресурсы при подготовке творческого проекта по предмету (заочная экскурсия).
-
Разработка урока по литературе в 6-м классе: "Русалочка" – сказка-песнь о любви" 2010
Материал, предложенный для урока, поможет проанализировать сказку Андерсена, показать художественные достоинства и нравственную глубину этого произведения. У учащихся совершенствуется навык работы с текстом, умения классифицировать материал и делать выводы.
-
Интегрированный урок (математика + литература). Тема: "Решение уравнений и задач" 2010
Интегрированный урок для 5-го класса. Реализация идеи интегрированного обучения на базе литературно-математического содержания по сказкам Пушкина, который поможет положить начало отношению к математике как направлению человеческой культуры, т.е. восприятию ее как гуманитарному учебному предмету.
-
Мастер-класс "Две маски одного лица" 2010
Данный мастер-класс – это яркий пример того, что все в нашей жизни подчинено эмоциям, а эмоции ,в свою очередь, накладывают отпечаток на наше настроение. Оно может быть плохим и хорошим. И эти оттенки настроения передаются через нашу речь, мимику, жесты. В жизни все это происходит естественно. А на уроках литературы, театра мы должны уметь перевоплощаться, «проживать» жизнь того или иного героя.
-
Конспект урока и презентация к уроку литературы в 6-м классе "Зорко одно лишь сердце" (по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц") 2010
Цели урока достигаются благодаря использованию информационно-коммуникационной технологии (ИКТ) и словесно-диалектического обучения (СДО). СДО способствует формированию универсальных способов мыследеятельности. Развитию творческого потенциала способствует составление кроссвордов, компьютерное рисование – индивидуальное задание.
-
Урок развития речи в 5-м классе "Удивительное – рядом" (по книге К.Гарновского "Солнечные зернышки") 2010
Урок развития речи в 5-м классе знакомит учащихся с творчеством писателя-натуралиста Кронида Гарновского, учит внимательнее относиться к природе родного края, замечать необыкновенное – в обыкновенном. Это способствует нравственному воспитанию юного поколения.
-
Организация работы и содержание мультимедийного исследовательского студенческого проекта "Почему мы не читаем?" 2010
Данная работа содержит информацию о том, как организовать исследовательскую деятельность учащихся над мультимедийным проектом, цель которого – вернуть интерес к чтению.
-
Дифференцированные задания при изучении творчества М.Ю. Лермонтова в 9-м классе на уроках разных типов 2010
В данной статье представлен опыт дифференцированного обучения на уроках литературы на примере изучения творчества М.Ю. Лермонтова в 9-м классе. Представлены технологические карты пяти уроков темы «М.Ю. Лермонтов»: вводный урок, урок изучения лирики, урок анализа лирических произведений, урок анализа эпического произведения, урок сопоставительного анализа.
-
Урок литературы по теме "Жизнь А.В. Кольцова в стихах, песнях и памяти народной" 2010
Урок представляет бесспорный интерес для учителей-словесников, учащихся и людей, неравнодушных к творчеству А.В. Кольцова. Содержит богатый биографический материал, прослеживается связь биографии и творчества поэта. Используются нестандартные формы работы, разнообразный иллюстративный материал. Урок построен с использованием ИКТ.