Литература
-
Литературно-музыкальная композиция "Правда о войне", посвященная Дню Победы 2010
Данное внеклассное мероприятие пробуждает и формирует у учащихся через обзор Великой Отечественной войны чувства патриотизма, соединяя их с глубоко личными переживаниями лирического героя. Композиция показывает огромную роль поэзии военных лет в постоянной связи поколений, вызывая у учащихся интерес к данному историческому периоду страны.
-
Пресс-конференция "Поэзия подвига" 2010
Целью мероприятия является знакомство обучающихся с творчеством поэтов-земляков, проживавших в годы войны на территории Кузбасса. Показать роль поэзии в Великой Победе, выяснить, в чем причина постоянного внимания современных поэтов к событиям Великой Отечественной войны.
-
Конспект урока "Поиск плодотворной общественной деятельности Пьером Безуховым" 2010
Толстой прослеживает, как меняется характер Пьера Безухова, формируется мировоззрение передового человека эпохи – декабриста.
-
Урок развития речи. Самостоятельная работа "Быть свободным…" 8-й класс 2010
Самостоятельная работа на уроке развития речи над понятиями свободы и воли. 60 минут – выполнение заданий к текстам и фрагментам, возможность консультироваться с окружающими. После просмотрового чтения дети сами устанавливают последовательность и объем работы. За 20 минут до конца второго урока – коллективное обсуждение индивидуальных стратегий поведения.
-
Метод проектов при изучении романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2010
На занятии на основе опыта раскрываются особенности использования метода проектирования по изучению содержания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». У студентов развиваются познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление.
-
Урок по литературе. Тема "Почувствуйте вкус слова "доброта" по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2010
Откуда берется в человеке злоба, заносчивость, желание обидеть другое живое существо, причем более слабое и беззащитное? Почему мы часто не задумываемся о последствиях своего поступка, творим зло? Ответы на эти вопросы мы сможем найти в произведении К.Г. Паустовского.
-
Интегрированный урок (экология + литература) по теме "От экологии природы к экологии души" 2010
В связи с глобальным экологическим кризисом необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, какая человеческая деятельность влияет на окружающую человека среду, отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание важны особенно сейчас.
-
Художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Метель" в 6-м классе 2010
Только истинная любовь может дарить людям радость, восторг, наслаждение всеми красками жизни. Это может быть и любовь между мужчиной и женщиной, и любовь к Родине. Такая любовь объединяет людей, делает их счастливыми и свободными в изъявлении чувств. Но, чтобы испытать это чувство, надо пройти через много трудностей. Помогут здесь такие качества характера, как верность слову, долгу, чести.
-
Использование интерактивной технологии на уроке литературного чтения в 4-м классе 2010
В результате освоения предметного содержания на уроках литературного чтения учащиеся учатся вступать в учебное общение и владеть приёмами и навыками учебного сотрудничества, участвуют в дискуссии, организовывают свою работу в малых группах.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Тема войны в творчестве поэтов послевоенного поколения" 2010
Цель урока: ответить на вопрос: "Почему, хотя прошло столько лет после войны, не уменьшается поток произведений о Великой Отечественной войне, почему они так тревожат душу современного читателя?".
-
Внеклассное занятие по теме "Устное народное творчество" (5-й класс) "Сказка ложь, да в ней намек…" 2010
Через внеклассную деятельность привить учащихся интерес к устному народному творчеству. Повторить основные виды устного народного творчества, загадки, сказки, потешки.
-
Интегрированный урок "Вечные темы в стихах поэтов XIX века" 2010
Интегрированный урок разработан с использованием медиаресурсов, что позволяет восполнить недостаток демонстрационного наглядного материала, повышает положительную мотивацию к процессу обучения, а также интерес к изучаемому предмету.
-
Тема "Путь духовных исканий Пьера Безухова. Эпизод "Пьер в плену" (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2010
Личностно ориентированная развивающая технология, частично-поисковый и исследовательский методы позволяют раскрыть художественные особенности мастерства Л.Н. Толстого, развить интеллектуальные и коммуникативные умения учащихся, предполагают сотрудничество. Созданию ситуации поиска и исследования художественного текста способствует постановка проблемных вопросов.
-
Урок по повести К.Г. Черного "Несколько дней жаркого лета" 2010
Урок по региональному компоненту знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателя К.Г. Черного и одним из его выдающихся произведений - повестью "Несколько дней жаркого лета", в котором раскрываются нравственные качества героев.
-
Фрагменты урока литературы в 5-м классе "Музыкальность стиха А.С. Пушкина" 2010
Тема урока предполагает проникновение в ритмико-звуковую ткань пушкинской сказки, формирование первоначального представления учащихся о звукописи, что способствует более глубокому восприятию пятиклассниками идеи и содержания произведения, формированию эмоционально-психологических и нравственно-эстетических основ художественного анализа.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Красота души человека" (по рассказу М.Шолохова "Судьба человека") 2010
На уроке учащиеся знакомятся с рассказом М. Шолохова «Судьба человека», пытаются осмыслить идейно-художественное своеобразие рассказа, его глубокую нравственную сущность; совершенствуют умения выделять главное, развивают речь, наблюдательность. Задача учителя – помочь учащимся прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях.
-
"Проблема выражения авторской позиции в драматическом произведении (Е.Л. Шварц "Тень")" 2010
На данном занятии учащиеся вырабатывают умение видеть в произведении авторское отношение к героям и событиям, овладевают техникой осмысленного чтения и учатся анализировать текст.
-
Тема "Дружба в лирике А.С. Пушкина. "И.И. Пущину", "Во глубине сибирских руд…" (9-й класс) 2010
Многие современные подростки дружить не могут. Для них слово «дружба» предполагает несколько другие отношения между людьми: ты – мне, я – тебе. На уроке литературы по творчеству А.С. Пушкина, посвящённому теме дружбы, много внимания уделялось ознакомлению учащихся с той ролью, которую в жизни поэта играли друзья.
-
"Литературный нонсенс математика Чарльза Доджсона" 2010
Данный урок разработан совместно учителями литературы и математики. Проводится в 5-м классе при изучении произведения Л. Кэрролла "Алиса в Стране чудес" (по программе Маранцмана В.Г.), в ходе урока не доминирует ни одна из дисциплин, математика является помощником в понимании сложных литературных вопросов.
-
«Сердца людей согреть певучим словом» (по страницам жизни и творчества Л.Лапцуя) 2010
Урок посвящен жизни и творчеству одного из выдающихся сыновей древнего Ямала – Леонида Васильевича Лапцуя. Знакомство осуществляется в форме устного журнала.
-
«Александр Сергеевич, у вас в запасе вечность!» Интегрированный урок-концерт в 9-м классе 2010
Урок по цели обобщающий, завершающий курс изучения жизни и творчества А.С. Пушкина в 9-м классе. На занятие отводится 2 часа. Интегративный подход помогает каждому предмету засверкать своими гранями: литература поведает о сложности поисков смысла жизни, музыка поможет почувствовать душевные переживания, живопись и скульптура помогут зримо увидеть образы, созданные автором.
-
Урок литературы в 11-м классе "О, будь счастливой в жизни без меня…" Особенности поэтики рассказа А.И. Куприна "Гранатовый браслет" 2010
Данный урок-исследование позволяет обратиться к наиболее важным вопросам поэтики эпического текста, показать пути анализа композиции и стиля; выявить глубинный смысл; работа с деталью формирует навыки глубокого восприятия текста. Анализируем заглавие, развитие действия, пейзаж, лексическое значение слов. Работаем со словарём, воспоминаниями, документами.
-
Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала» 2010
Данный урок входит в систему уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Задача его состоит в том, чтобы показать, как, контрастно противопоставляя две сцены, Толстой срывает маску с внешне благополучной действительности и вскрывает противоречия жизни в России 40-х годов XIX века.
-
Идея подвига во имя общего счастья в романтическом произведении М.Горького 2010
Урок в рамках авторской технологии «Перспектива» методиста ТОИПКРО Т.А. Прищепа. Групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры. Использование приема «цветные шляпы мышления – типы мышления» Эдварда де Боно.
-
Урок литературы в 9-м классе "Трагедия и самоотверженность "маленького человека" (по рассказу И.А. Бунина "Сверчок") 2010
Приобщаясь к творчеству И.А. Бунина, школьники учатся постигать внутренний мир бунинских героев, понимать авторскую позицию. Задача учителя – привлечь внимание учащихся к деталям произведения. С этой целью на данном уроке использованы дифференцированные задания, групповая работа, проблемные вопросы.
-
Былина как жанр устного народного творчества (7-й класс) 2010
Урок литературы в 7-м классе по теме "Былина как жанр устного народного творчества" проводится с целью формирования представления о былине как жанре фольклора, заинтересованности обучающихся устным народным творчеством, воспитания бережного отношения к русским народным традициям.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "А.С. Пушкин. "Дубровский". История создания романа. Протест В.Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма" 2010
Урок с применением ИКТ позволяет активизировать зрительное восприятие учащихся, способствует формированию их познавательной активности. Работа с текстовым материалом и словарная работа развивают речь учащихся. Аналитическая беседа решает не только учебные задачи, но и воспитательные, т.е. формирует у учащихся понятие о благородстве в целом.
-
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы 2010
О развитии познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы как средства повышения интереса учащихся к предметам и поиска жизненной позиции.
-
Образ "маленького человека" в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" 2010
На данном уроке учащиеся изучают повесть А.С. Пушкина и изучают мир «маленького человека» пушкинской прозы. Работа над текстом пробуждает сочувствие и сострадание к герою повести. Дети анализируют особенности сюжета и композиции пушкинской повести. Ведущим приёмом на уроке является беседа-анализ.
-
Интегрированный урок (литература + история) в 9-м классе по теме "Серебряный век русской культуры и науки" 2010
Форма проведения урока позволяет познакомить учащихся с историческими событиями начала ХХ века, учит искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы философские, политические; учит учащихся извлекать нравственные уроки из осмысления событий и явлений историками и литераторами.