Цели:
Формирование общеучебных умений:
— организационных;
— интеллектуальных;
— оценочных;
— коммуникативных.
Задачи:
— развитие логического мышления;
— развитие умения обобщать, находить
соответствие;
— отработка навыка анализа и интерпретации
художественного текста.
Оборудование: стихотворение С.Я.Маршака, напечатанное и сложенное трубочкой, бумага для записей, которая затем подшивается лентой, видеоролик с фрагментом мультипликационного фильма по мотивам «Английских песенок» С.Я.Маршака, иллюстрации с изображением лошадей.
ХОД УРОКА
1.
— Здравствуйте, ребята, чтобы наш урок прошел
успешно, давайте мы на него настроимся, создадим
себе и друг другу хорошее настроение. Встанем в
круг и будем говорить громко, с улыбкой: «Это
здорово!» Готовы?
— Сегодня на уроке мы будем читать стихотворение
и делиться своими мыслями. (Это здорово)
— Затем посмотрим мультфильм. (Это здорово)
— А потом мы сами попробуем сочинить
стихотворение. (Это здорово)
— В конце урока мы сделаем важное открытие. (Это
здорово)
— Теперь я вижу, что вы одобряете план нашего
урока и готовы начать работу. Садитесь на свои
места.
2.
— Ребята, поверите вы мне или нет, но главным
предметом сегодняшнего урока будет вот этот (
демонстрируется большой гвоздь).
— Какие у вас есть догадки? Что вы можете сказать,
глядя на картинки на доске? Какая связь между
лошадью и гвоздем? (Лошадям ставят подковы).
Зачем? (Чтобы копыта были крепче). А без подковы
что может произойти? (Лошадь может пораниться,
будет хромать). Раненая лошадь не сможет помогать
человеку, возить его.
— Ну, теперь мы в предвосхищении: о чем же будет
стихотворение? Будем читать его медленно,
обдумывая каждую строчку. (Отгибаем по одной
строке).
Самуил Яковлевич Маршак
(Перевод с английского языка)
Не было гвоздя – подкова пропала.
Не было подковы – лошадь захромала.
Лошадь захромала – командир убит.
Конница разбита – армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя…
Оттого, что в кузнице не было гвоздя.
А вот как интерпретировал это стихотворение режиссер мультфильма. (Просмотр видеоролика).
3.
— Ребята, как вы поняли смысл этого
стихотворения? Только ли о лошади, подкове и
гвозде это стихотворение? (Оно о жизни. Оно учит
людей обращать внимание на мелочи)
— Попробуем представить случаи из жизни, которые
похожи на описанный (работа в парах, группах):
- Директор завода не поставил фильтр на трубу…
- Хирург использовал необработанный инструмент…
- Забыли дома ключ…
- Получили двойку…
- Сбой электростанции…
Ребята записывают цепочки событий, которые могут произойти в том или ином случае.
4.
— Только ли плохие мелочи могут быть в жизни? Может ли хорошая мелочь повлечь за собой хорошие последствия? Приведите примеры.
- Помог маме…
- Уступил место бабушке…
- Улыбнулся кому-то…
- Подарил цветок…
- Археолог нашел что-то…
5.
— Вернемся к нашему стихотворению. Задается ли автор вопросом, кто виноват во всем случившемся? Он обвиняет кузнеца? Человека он не судит, он судит его поступок, качество характера. Какие качества кузнеца привели к тяжелым последствиям?
Легкомыслие
Лень
Безответственность
Невнимательность
Пассивность
Непрофессионализм
Жадность
Можно поставить знак вопроса: «Мелочи жизни?»
6.
— Осмыслим эти качества. Напишем, какие они и что они с нами делают. (Составление синквейна).
Лень. Вязкая, тягучая. Мешает, отвлекает, парализует. Не дает человеку проявить себя. Слабость. |
На доске |
Безответственность. Коварная, драматичная. Вредит, подводит, губит. Может быть опасной. Легкомыслие. |
На доске |
Мелочи жизни. Случайные, незаметные. Ломают, вносят хаос, разрушают. В жизни важна любая мелочь. Выбор. |
Сочиняют дети и учитель вместе с ними. Читаем |
Незаметно для себя мы научились составлять
пятистишия, синквейны (в словарик терминов, на
доску)
Собрать листочки, перевязать ленточкой.
7.
Рефлексия в кругу:
— Что мы делали на уроке?
- Читали стихотворение.
- Сочиняли синквейн.
- Выстраивали логические цепочки.
- Думали.
— Какие открытия для себя вы сделали?
- Вся человеческая жизнь состоит из мелочей.
- Надо быть очень ответственным, чтобы какая-то малозначительная деталь не испортила всю дальнейшую жизнь.
- Человек может сразу не догадаться, что именно эта мелочь может сыграть роковую роль. Но ему почаще нужно думать о последствиях своих поступков.
8.
Домашнее задание: выучить стихотворение С.Я.Маршака наизусть.