Уроки изучения Древнерусской культуры на уроках истории России в 6-м классе по своей сути требуют невольной интеграции. Культура Древней Руси изучается в основном в пяти направлениях: письменность, литература, архитектура, живопись и наука и техника. Данные уроки являются итоговым и связующим этапом между изучением основных исторических моментов какого-то периода Древней Руси. Мы попробовали разработать уроки, связанные с четырьмя направлениями (письменность, литература, архитектура, живопись).
Как учитель русского языка и литературы, на мой взгляд, “Урок-путешествие в мир культуры Киевской Руси” можно запланировать в 6-м классе после или при изучении былин русского народа в качестве внеклассного чтения по теме “Былина “Садко”. “Урок-путешествие в мир Древнерусской культуры во второй половине XIII-XV веков” можно совместить с изучением “Повесть о Евпатии Коловрате” из древнерусской летописи “Повесть о разорении Рязани Батыем”.
Большую помощь в проведении таких уроков оказывают ИКТ, поскольку на уроке необходимо использовать большой иллюстрационный материал, да и в организации урока презентационный материал упорядочивает подачу материала.
При выборе структуры урока мы обратились к игровой форме путешествия. Путешествие дает возможность пройти и объединить разные виды искусства и учебные предметы.
Цель урока:
- Познакомить с основными фактами Древнерусской культуры во второй половине XIII-XV веков и обобщить исторические знания учащихся, опираясь на материал Древнерусской культуры во второй половине XIII-XV веков.
- Развивать кругозор, творческий потенциал, монологическую речь учащихся.
- Воспитывать патриотические чувства, любознательность, интерес к культуре Отечества.
Оборудование урока:
- Проигрыватель, пластинки (фонохрестоматия по литературе: А.Прокофьев “Нет на свете Родины дороже” и “Повесть о Евпатии Коловрате”);
- Экран, проектор, компьютер, презентационный материал;
- Иллюстрационный материал: картины Н.К.Рериха “Заморские гости”, “Поход Игоря”, “Славяне на Днепре”; В.М. Васнецова “После побоища Игоря Святославовича с половцами на сюжет из “Слова о полку Игореве”
- Фотографии из Исторического музея г. Москвы с кадрами оружия, военной одежды древнерусского человека.
- Карточки №1 (древнерусские предложения) , №2 (отрывок из летописи “Повесть о Евпатии Коловрате”
Ход урока
I. Организационный момент.
Прослушивание стихотворения А.Прокофьева “Нет на свете Родины дороже”.
- О чем говорится в стихотворении?
- Вспомните, что означает слово “патриот”?
Человек, который хорошо знает историю и культуру своей страны, - патриот. Сегодня мы отправимся путешествовать в мир Древнерусской культуры второй половины XIII- середины XV веков.
Пропуск в мир культуры Древней Руси мы получим, ответив на вопросы викторины:
1. Какие жанры устного народного творчества вы
знаете?
2. Слайды 2-8
II. Работа по станциям.
Письменность. Повторение. В каком веке появился на Руси алфавит? Как он назывался? Кто создал алфавит?
Расскажите, как создавалась книга.
Работа со слайдами 9-15. Работа с карточкой № 1. Итог: Какие изменения произошли в письменности?
Литература. Повторение. Какие жанры древнерусской литературы вы помните? (летописи, жития, хождения, поучения)
Работа со слайдами 16-19
Знакомство с повестью о Евпатии Коловрате. а) Портрет. Слайд 20 б) Прослушивание текста по пластинке. в) Рассматривание фотографий. Чтение слов Батыя по карточке №2.вопросы: Понравились ли вам произведение? О чем здесь говорится? Почему Батый отпустил пленных врагов своих и отдал на погребение тело Евпатия Коловрата. г) Слайды 21-22 (итог работы на станции “Литература”).
III.Физкультминутка.
Архитектура. а) Просмотр соборов (слайд 23, 24); б) Творческая работа. Нарисуйте собор, который вы хотели бы построить в нашем селе. Презентация рисунков с устным комментарием. Итог: Во второй половине XIII- середине XV веков вместо деревянных соборов появляются больше каменных соборов. Они по своему строению просты, строги, в основном - однокупольные, белого цвета.
Живопись. Просмотр слайдов 25, 26. Знакомство с самыми яркими художниками изучаемого периода (Феофан Грек, Андрей Рублев) и их картинами. Практическая работа. Сравнение “Троицы” А.Рублева и “Троицы” Ф.Грека (сходство и различие), знакомство с понятием “стиль художника” (слайд 27).Итог: В живописи появляются яркие, самобытные художники.
IV. Итог урока.
Вот и закончилось наше путешествие, давайте подведем итоги нашей работы (слайд 28, 29). Что мы сегодня на уроке узнали? На какой станции вам больше всего понравилось находиться. Оценки.