Урок развития речи в 3-м классе "Матушка-красавица русская зима"

Разделы: Русский язык, Литература


Цели:

  • привлечь внимание детей к красоте зимних явлений;
  • формировать умение строить речь в определенной композиционной     форме;
  • воспитывать самостоятельность, активность, терпение;
  • формировать навыки орфографической зоркости. самоконтроля.

Оборудование: картины зимней природы,  аудиозапись «Декабрь» П.И. Чайковского, снежинки у детей и на доске, орфографические словари, памятки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока

Учитель.

Чародейкою-зимою
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

– О чем говорится в этом стихотворении?
Дети. О зиме. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов.
– На полотнах живописцев изображены картины родной природы. зимние пейзажи.
– Зиме посвящается много рассказов, стихов.
– Мы любим зиму. Нигде нет такой зимы, как у нас, в России.
У. Как названа зима в песнях, былинах, сказках?
Д. Волшебница, чародейка, матушка, зимушка, гостья.
У. А  мороз?
Д. Всемогущий воевода, сильный, жестокий. лютый. страшный. небывалый, русский. январский.
У. Подберите однокоренные слова.

Дети называют слова, учитель записывает их на доске.

На доске.

Мороз-морозец, морозко, морозный, заморозки, морозище, заморозить.

– Подберите синонимы к слову Мороз.
Д. Холод, стужа.
У. Знаете ли вы антонимы?
Д. Жара, зной.
У. С какими словами сочетается имя существительное мороз?
Д. Прилагательными, глаголами.
У. Приведите примеры.
Дети называют слова, учитель записывает их на доске.

На доске.

Какой?                          Что делает (сделает)?

русский                         трещит
жестокий                       крепчает
лютый                            усиливается
страшный                      ударит

– Знаете ли вы пословицы и поговорки о зиме со словом мороз?
– Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
У. А кто знает «северные пословицы»?
Д. И  март на нос морозом садится.
У. В какой книге вы нашли эту пословицу?
Д. «Морянка». Сборник материалов о Русском Севере.
У. Что вам нравится в морозную погоду?
Д. Иней, узоры, снег, небо, деревья.
У. Что не нравится?
Д. Когда очень-очень холодно.
У. Всегда ли зимой природа бывает великолепной?
Д. Иногда она свирепа – буря, метель.
У. В чем красота зимнего наряда?
Д. В зимнем убранстве леса, земли, рек и озер.
У. Что вы видели на окнах?
Д. Расписные узоры.
У. Какие узоры? Кто их сделал? Как?
Д. Эти узоры сделал мороз.
У. Вы рисовали рисунки, наблюдали узоры на окнах. У вас замечательные работы получились. Посмотрите на них.

Дети рассматривают выставку рисунков «Узоры на окнах».

– Мороз разрисовал окна причудливыми ледяными узорами. Как падает снег?
Д. Кружится, летает, порхает.
У. Как называется такое явление?
Д. Снегопад.
У. Какие вы знаете произведения, где описывается снегопад?
Д. Аксаков «Снег».
– Паустовский. «Прощание с летом».
– Полуянов. «Шепот снегов».

Несколько детей читают наизусть отрывки из этих произведений.

У. Все мы рады проказам матушки-зимы. Каким?
Д. Дети лепят снежную бабу, мчатся на коньках стрелой по прозрачному льду, играют в снежки, катаются с горы на санках и на лыжах.

3. Физкультминутка

У.

Хороши снежинок стаи,
И сугробы высоки.
Мы раздумывать не стали
И скатали вмиг снежки.
Бросай быстрей!
Бери левей!
Точней! Смелей!

4. Подготовка к сочинению

У. Какие загадки о зиме и зимних явлениях вы знаете? (Ответы детей)
– Перед вами стоит задача описать красоту русской зимы. О чем вы будете писать в своем сочинении?

Дети перечисляют. Далее следуют рассуждения о том, как лучше передать приметы зимы. ее красоту. какие образные выражения можно употребить в сочинении. После этого – упражнения в распространении предложений в тексте.

– Прочитайте текст на доске.

Зима

Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. дети катаются на коньках.

– Удачен ли этот рассказ?
Д. Нет.
У. Почему? (Ответы детей)
–  Сейчас мы распространим каждое предложение. Сначала добавим пояснительные слова к подлежащему. Ответим на вопрос: какая зима?
Д. Снежная, холодная, волшебная…
У. Теперь добавим пояснительные слова к сказуемому. Куда и когда пришла зима?
Д. К нам, в город, в деревню…
– В декабре, в конце осени…
У. Какое предложение получилось?
Д. В декабре после дождливой осени к нам пришла волшебница-зима.
Редактирование всего текста.

5. Заключительная беседа

У. В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшее. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности, красочности в описании, грамотного письма. Для этого не забывайте пользоваться памяткой.
Конечно. ваши сочинения будут разными, каждый по-своему видит зиму. Не забудьте передать свое отношение к этому времени года.
Далее дети составляют план. выбирают эпиграф. пишут сочинения.
После этого они читают сочинения вслух и редактируют их.

Примеры детских сочинений

Русская зима

Наконец после дождливой, нудной  осени пришла волшебница-зима. она принесла с собой метели и вьюги. Ночью вьюга занесла все дорожки и тропинки. Земля покрылась белым снежным ковром. Дни стали короче Ранним утром мы с другом отправились на прогулку. Снег лежал легкой пеленой, словно лебяжий пух. Вокруг стояли красивые деревья в зимнем убранстве. Они тихо качали ветвями. Иней красивыми звездочками переливался в прозрачном воздухе. Мы долго любовались чудесным видом.
На свежем, морозном воздухе каждый чувствует себя бодрым и веселым. До чего же хороша русская зима!

Гостья-зима

В конце октября к нам пришла чародейка-зима. Она привела с собой вьюги, метели, бураны.
Пришла наша гостья и сразу взялась за дело. Нарядила березки в искристые платьица, укутала ели и сосны в белоснежные шубы. Накрыла землю теплым пуховым одеялом. Дует холодный ветер. падает мягкий снежок. Сыплет большими хлопьями, ложится на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы кусты и деревья. Изредка снежок срывается с деревьев и летит на землю тяжелыми комочками. Тихо в тундре. Кругом белым-бело.
Хорошо погулять в зимний морозный день. Красива наша русская зима.