Цели урока:
- Обучение анализу лирического произведения.
- Развитие умения мыслить – ставить и разрешать проблемы.
- Формирование положительных нравственных ориентаций.
Вид: урок усвоения нового материала.
Тип: урок-собеседование, интерпретация поэтического текста.
План урока
Содержание этапов уроков |
Методы и формы |
1. Оргмомент | 1. Приветствие |
2. Мотивационное начало урока | 2. Установочные ориентации на уроке |
3. Этап усвоения новых знаний | 3. Показ образца интерпретации поэтического текста (слово учителя) |
4. Организация групповой работы | 4. Формы: - устные выступления учащихся; |
5. Подведение итогов урока | 5. Рефлексия |
6. Домашнее задание | 6. Дифференциация |
Подготовка к уроку
Учащиеся
1. Знать содержание произведения “19 октября”
2. Несколько учащихся готовят индивидуальные выступления
Учитель
1. Оформление интерактивной доски
Ход урока
1. Оргмомент
2. Мотивационное начало урока
И Пушкин ласково глядит,
И ночь прошла, и гаснут свечи,
И нежный звук родимой речи
Так нежно губы холодит.
А. Ахматова
“Родимая речь”, на которой мы все говорим и думаем, создана А.С. Пушкиным.
Слайд 2 А.С. Пушкин.ppt
Цель нашего урока, анализируя стихотворение А.С. Пушкина “19 октября”, понять, как и под влиянием чего он сконструировал свой “автомат Калашникова”. Рассмотрим идеальный образец.
3. Этап усвоения новых знаний.Слово учителя: анализ стихотворения “19 октября(1827г.)”
Известно, что стихотворение создано к годовщине Царского лицея и при чтении его Пушкиным на собрании лицеистов было воспринято как спонтанная импровизация. Но продуманность композиции, отточенность формы говорят о тщательной подготовленности этого экспромта. Обратимся к тексту
Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником, прослушивание. (Слайд 3 А.С. Пушкин.ppt)
Это стихотворение – благословение и перечень ситуаций, в которых человеку нужна Божья помощь. Перечень этот дан строго систематизировано. В первой строфе – благоприятные ситуации в порядке нарастания их значимости. Во второй строфе в порядке возрастания их отрицательного значения – оппозиционными парами, антитезами. Если свести все антитезы в таблицу, это будет выглядеть так.
(Слайд 4 А.С. Пушкин.ppt).
Пятый элемент – не парный, перегружает негативную сторону шкалы: смерть противопоставлена всей человеческой жизни и завершает ее, как восьмая строфа завершает все стихотворение. Это стихотворение – формула жизни.
В композиционном плане в стихотворении соблюдается строгое равновесие – идеальная правильность.
Такое сочетание идеальной формы – симметрии и смысловой асимметрии, дающей множество смысловых оттенков, и есть свойство настоящей поэзии – свойство, которому нет названия, и чтобы его передать остается воспользоваться выражением Платона – “легкий ветерок красоты”.
(Слайд 5 А.С. Пушкин.ppt)
Три свойства могут служить признаком настоящей поэзии:
- суггестивность – энергия волевого внушения;
- пророчество – открытие тайн и законов жизни;
- благословение – излучение любви через слово
Даже одного из этих свойств достаточно, чтобы дать стихотворению поэтическую силу. У Пушкина эти три качества явились вместе в восьмистрочной миниатюре.
Стихотворение повторяет смысл и форму русского православного восьмиконечного креста. Восемь – число и знак вечности, знак Воскресения Христа, а значит символ Спасения. Вертикальный луч означает любовь и связь между людьми и Богом, горизонтальный – любовь и связь между людьми. Верхняя и нижняя планка креста в стихотворении выражена Благословением, смысловая асимметрия последней строки повторяет наклон нижней планки – символа схождения Христа в ад и спасения грешников, возведение праведников (демонстрация изображения креста).
Задание. Сформулируйте ответ на вопрос: “Настоящая поэзия – это…”
4. Организация групповой работы
Словарная работа:
Рефлексия (от лат. “обращение назад”) – обращение человека на свое знание или на свое состояние. В психологии и обиходном смысле рефлексии называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Проводя рефлексию, человек осознает, что же он делает на самом деле, пытается выявить трудности и найти пути их преодоления. Видов рефлексии может быть несколько, один из них – записать свои состояния и размышления: что я чувствую, вспоминаю, представляю и… понимаю. Скорее всего, “19 октября” (1825) - это стихотворение-рефлексия, итогом которого и стало стихотворение “19 октября” (1827г.)
- Проанализируем это стихотворение (слайд 6 А.С. Пушкин.ppt )
Предполагаемые ответы:
1. Биографический комментарий.
Стихотворение написано в Михайловском между десятым и двадцатым октября 1825 года. Таким образом, опыт “проживания” Пушкиным “дня Лицея” и опыт написания стихотворения совпадает.
2. Роль пейзажа.
Подсказка (слово “парадокс”) подталкивает к вопросу – в чем? Думаю, в том, что осень, октябрь, день Лицея всегда в лирике Пушкина – праздник жизни и творчества, а в этом стихотворении мы слышим горечь, отчаяние, “печален я” и узнаем причину: “со мною друга нет”. Нет друзей – и жизнь остановилась. В книге “Протяжение точки” писатель Андрей Балдин пишет: “тяжелее испытания, чем это торможение в Михайловском трудно было придумать… всего тяжелее было убывание дружеского круга, который поставлял ему эхо для его стихов, без которого они тускнели, угасали. Пушкин остался один. Все, с кем он праздновал и спорил, от кого бесился, над кем насмехался, в кого был влюблен, остались за спиной… Александр, остановивший свой скорый бег в Михайловском, всерьез ждет здесь близкой смерти”. Ему ближе сейчас умерший Корсаков и Матюшкин, находившийся в кругосветном путешествии.
Потеря друзей подобна потере смысла жизни, и это чувство выражено через пейзаж осени – любимого времени, в этом и парадокс.
3. Лирический сюжет.
Подсказкой было слово – преображение.
Я постарался найти в начале и в конце стихотворения строки, которые выражают развитие лирического сюжета. Считаю, что это строки “Печален я: со мною друга нет…” и в конце стихотворения “ Как ныне я, затворник ваш опальный, его провел без горя и забот”. Т.е. с лирическим героем действительно происходит преображение: от печали и горя – к радости беззаботности, т.е. состоянию гармонии и счастья. А причиной я считаю воображаемую встречу с друзьями.
4. Смысл и форма стихотворения.
Подсказкой были слова “диалог и монолог”. По форме это стихотворение – лирический монолог героя, переходящий в воображаемый диалог: четыре первые строфы это монолог, когда поэт чувствует себя одиноким; а далее это диалог – беседа с обращениями, тостами, благодарностью, многообразием интонаций – лирический герой воображает себя в кругу друзей и меняется его настроение.
5. Идея стихотворения.
Подсказкой было слова “ключ” и “отечество”…
Думаю, что строфой - ключом к этому стихотворению являются строки (чтение строфы “Друзья мои, прекрасен наш союз”).
Отечество… О каком отечестве идет речь, если мы знаем, что Пушкин родился в Москве? Думаю, он говорит о духовном отечестве, о месте духовного рождения и роста “под сенью дружных муз”. Смыслообразующая рифма “союз – муз” раскрывает главную мысль стихотворения: дружба для Поэта – это союз творческий.
Дополнения учителя.
Обратите внимание на смысл трех эпитетов “ неколебим – свободен – беспечен”: от уверенности неколебимости их дружбы лирический герой становится свободным, беспечным, и вот тогда диалог превращается в беседу – он обращается к друзьям и начинает ее со своеобразного покаяния…
6. Роль антитезы.
Строфа о “дружбе новой” в соотношении с шестью строфами – обращениями к подлинным друзьям показательно ассиметрична – незначительна. Пушкин применяет эту антитезу, чтобы ярче выразить свое представление о истиной дружбе, в основе которой всегда лежит поступок. Какой же поступок объединяет друзей поэта: Пущина, Горчакова, Дельвига? Встреча вопреки обстоятельствам, рискуя личным благополучием они разделяют участь поэта, облегчая его наказание. Он называет их “друзья души моей”. А душа живет верой в добро, милосердие, любовь. Поэт благодарен им за то, что они вернули ему веру.
Горчаков – баловень фортуны – в благородство и бескорыстие.
Пущин - в великодушие и милосердие.
Дельвиг – в способность чувствовать.
7. Юмор в стихотворении.
Слово учителя.
Одно лишь воспоминание об этом наполняет поэта такой радостью, таким желанием жить, что далее в стихотворении он поднимает тосты: над печальной реальностью одиночества торжествует пир воображения. Лирический герой обретает силы и оружие сильных – юмор. Как мы слышим – последний тост за царя. Выражение “он человек” звучит как извинение, а смысловая инверсия “он взял Париж, он основал Лицей” - Лицей основан раньше, чем взят Париж – вызывает улыбку несопоставимостью событий в реальности, но их равнозначностью для лицеистов.
8. Значение композиции.
Подсказка: слово “кольцо”.
Композиция кольцевая: в конце стихотворения снова возникает мотив смерти, но не как личное ощущение, а как общий закон бытия.
… Дни бегут.
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Важнейший опыт лирического героя: оказывается, смерть не конец, а начало чего-то иного, но “пока еще мы тут – пируйте”, т.е. жизнь - это пир, так радуйтесь. Пережив опыт одиночества и дружеского участия, лирический герой поднимается на иной уровень миропонимания; усвоив уроки воскрешения дружбой, он думает теперь о том несчастном, кто будет действительно и необратимо одинок - “кому ж из нас под старость день Лицея торжествовать придется одному”
9. Смысл последней строфы.
Назначение и смысл последних строк – дружеская поддержка. Эта строфа - голос друга из настоящего в будущее, голос поддержки и ободрения – предусмотрительность величайшего милосердия.
5. Подведение итогов урока.Слово учителя.
Стихотворение “19 октября” (1825) – рефлексия, анализ пережитого и самоанализ переживаемого; анализ, который приводит поэта к новому мировоззрению – верующего человека, верующего в людей и промысел Божий.
Так соединяются в стихотворении понимание тайн и законов жизни – пророчества; излучение любви к друзьям через слово – милосердие; энергия внушения этих чувств и знаний людям, читателям – “не в том гениальность, чтобы все блестело, а в том гениальность, что надо, чтобы он стрелял в любых условиях”.
Читает ученик.
6. Домашнее задание (дифференцированное).19 октября (о Пушкинском лицее)
На пороге наших дней неизменно мы встречаем,
Узнаем и обнимаем наших истинных друзей.
Здравствуй, время гордых планов,
Пылких клятв и долгих встреч,
Свято дружеское пламя, да не просто уберечь.
Вот бы жить, как в оны дни, вот бы жить легко и смело,
Не рассчитывать предела для бесстрашья и любви,
И, подобно лицеистам, собираться у огня
В октябре багрянолистом девятнадцатого дня.
Но судьба свое возьмет, по-ямщицки лихо свистнет,
Все по-своему расчистит, не узнаешь наперед,
Грянет бешеная вьюга, захохочет серый мрак.
И спасти захочешь друга, да не выдумаешь как.
На дорогах наших дней, в перепутье общежитий
Ты наш друг и наш учитель, славный Пушкинский лицей,
Под твоей бессмертной сенью научиться бы вполне
Безоглядному веселью, бескорыстному доверью,
Вольнодумной глубине…Ю. Ким
- Письменная работа – эссе “Дружба – это …
- Выучи и расскажи стихотворение А.С. Пушкина, обоснуй свой выбор.
- Подготовь выступление на 5-7 минут по творчеству или факту биографии поэта по плану:
а) обоснуй выбор темы;
б) выбери форму ответа;
в) сформулируй идею выступления.