Внеклассное мероприятие по литературе "В гостях у Тимофея Белозерова"

Разделы: Литература


Цели:

– познакомить с творчеством поэта-сибиряка Т.М. Белозерова;

– прививать интерес к его творчеству;

– расширять краеведческие знания учащихся;

– развивать устную речь, навыки выразительного чтения.

Звучит пьеса К.Сен-Санса “Лебедь”, на фоне которой ученик читает очерк В.Макарова (из сборника “Бумажные кораблики”)

Поэтом надобно родиться.

Жизни – людям, соснам, ягоде морошке, бородатому глухарю, пашне, реке в разливе – нужна поэзия.

И потому она, жизнь, возьмет да и расщедрится – родит поэта. И тогда уж не пожалеет для него самого сокровенного своего.

И подснежники – его, и куличок на отмели – его, и деды-фронтовики – это его деды.

И радость майского дождика.
И печаль, боль молодого коня:
…И померкли краски дня
В молодых глазах коня.
С мундштуком, от пены белым,
Полосатый от кнута.
Конь нырнул, дрожа всем телом,
В черный омут хомута…

И пусть не каждый заметит волшебство двух, стоящих рядом, слов – “омут хомута”, но многих, уверен, пронзит все стихотворение в целом.

Однажды в сибирской деревне родился мальчик, назвали его Тимой.

А потом, через годы, жизнь избрала Тимофея Белозерова в поэты…

Учитель: На уроках литературы, ребята, мы с вами изучаем творчество русских и зарубежных писателей. Но очень мало внимания уделяем авторам, которые жили и живут рядом с нами.

Нам с вами повезло: замечательный человек, прекрасный поэт Тимофей Максимович Белозеров, – наш земляк.

Я приглашаю вас, друзья, совершить небольшое путешествие по страницам книг, написанных Т.М. Белозеровым и посвященных нашему сибирскому краю.

“Я исходил и изъездил свой край вдоль и поперек… Все мои книги о том., что я видел”, – говорил поэт. А видеть довелось очень много!

Давайте, перелистывая страницы журнала, побываем на речке, в поле, в лесу родного Прииртышья, познакомимся с интересными людьми, встретимся с любимыми героями поэта – животными.

Я надеюсь, что вы узнаете много нового, интересного, до сих пор вам незнакомого.

Итак, первая страница журнала – ТИМОФЕЙ – ПИСАТЕЛЬ ДЕТСКИХ КНИГ.

В декабре 1929 года в селе Камыши Куртомышского района, Курганской области в семье Арины Трифоновны и Максима Павловича Белозеровых родился сын, назвали его Тимой, Тимофеем. Детство мальчика прошло в небольших городах Усть-Каменогорске и Лениногорске. Мальчику пришлось многое пережить: дважды он тонул, теряя сознание, спускаясь с горы, ломал ноги, часто болел. Но все эти мелкие несчастья – ничто по сравнению с одним, враз свалившимся на головы людей несчастьем – несчастьем войны.

Оставшись без родителей, Тимофей был усыновлен чудесной женщиной Терентьевой Марией Никитичной. Повзрослев, он решил жить самостоятельно.

Белозеров жил в Омске и Омской области. Здесь в Старо-Карасукской школе получил семилетнее образование. Работал столяром на станции Калачинск, рабочим по очистке железнодорожных путей, был учеником художника, лесозаготовителем по найму.

В 1949 году закончил Омское речное училище. Весной следующего года был направлен на работу в Бобровский судоремонтный завод (г. Барнаул). Именно здесь Т. Белозеров начал писать стихи, постепенно втягиваясь в это занятие.

В 1954 году Белозеров вернулся в Омск. В 1957 году вышла первая книжка для детей “На нашей реке”.

Т. Белозеров окончил литературный институт имени А.М. Горького (1962 год).

Он продолжал работать и, конечно, писать. Писать для детей.

Вторая страницаМИР УВЛЕЧЕНИЙ В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТА

Учитель: Говоря о творчестве Т.М. Белозерова, можно сказать, что оно многолико. Но все его произведения так или иначе связаны с Сибирским краем. Белозерова очень интересовала история его родины. Он занимался краеведением, изучал историю земли, на которой жил и, конечно же, писал об этом.

Ученик читает стихотворение “Ермак”

Учитель: В середине XVI века во главе Сибирского ханства стоял хан Кучум. Он не хотел мириться с соседством Строгановых (богатых купцов), уничтожая поселения и уводя жителей в неволю. Чтобы избавиться от этих набегов, послали Строгановы отряд казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем.

Точная дата начала похода неизвестна, но, скорее всего, это был 1581 или 1582 год. Пройдя на стругах немалый путь от реки Камы до речки Серебрянки, казаки вышли к Тагильским перевалам. Волоком перетащили струги через “Камень” (Уральские горы) и доплыли до реки Туры. Отсюда начинались земли Сибирского ханства.

На берегу Иртыша произошла битва, в которой войско Кучума было разбито.

И еще одно стихотворение Т.Белозеров посвятил Ермаку.

Ученик читает стихотворение “Сказ о Ермаке”

Учитель: На двадцать первом листе “Чертежной книги Сибири”, там, где обозначено место впадения Оми в Иртыш – у самого устья, стоит надпись: “Пристоит вновь быть городу”. Эту карту составил в конце XVII столетия первый сибирский ученый-историк, картограф Семен Ремезов.

В ту пору на Иртыше стояли только два русских города: Тобольск и Тара. Тарские волости были окраинными русскими владениями на юге Западной Сибири.

Неоглядные просторы Прииртышских степей были не заселены. Лишь редко, редко попадались здесь становища кочевников.

В 1628 году воеводы города Тары послали в Москву челобитную, в которой просили разрешения построить острог вверх по Иртышу у устья реки Оми.

Строительство крепости началось лишь в мае 1716 года, т.е. в начале XVIII века. К осени 1716 года сооружение крепости было закончено.

Об истории Омска, ребята, вы можете прочитать очерки М.К. Юрасова, а вот как об этом рассказал Т.Белозёров.

Ученик читает стихотворение “Город на Иртыше”

Тем, кто болен дорогой.

Вы таскали шишки из костра –
Тёмные, взъерошенные, злые?
Вы видали речки золотые,
Полные живого серебра?
Вы слыхали пение песка,
Медное молчанье колоколен?
Тем, кто навсегда дорогой болен,
Вот мой хлеб,
А вот моя рука.

Учитель: Это стихотворение посвящено тем, людям, которые жить не могут жить без дорог, туристам. Только человек, сам знающий, как нелегка и интересна жизнь туриста, мог написать такие строки. Тимофей Максимович очень любил путешествовать, он очень любил и хорошо знал свой край.

Туристам поэт посвятил несколько своих интересных и весёлых стихотворений.

Ученики читают стихотворения “Туристы”, “Турист”

Звучит песня “Рассвет – чародей”. (Муз. Шаинского В.Я., сл. Пляцковского М.)

Третья страницаПЕРЕЛИВАМИ ТРАВ, ПЕРЕЗВОНАМИ РЕК ОКОЛДОВАНО СЕРДЦЕ НАВЕК.

Перед рассветом.

Что вы долго спите, люди? –
Посмотрите за окно:
В чистом небе, как на блюде,
Спелых звездочек полно.
И луна стоит такая,
Освещая небосвод,
Что, из леса вытекая,
Речка, искриться,
Как мёд…

Утро поэта.

Ещё играет где-то
Со звёздами рассвет,
А в комнате поэта
Горит счастливый свет.
Взволнованно словечки
Друг друга тормошат,
И к речке человечки
В сандаликах
Спешат.
Выходят на дорожку
Рогатые жучки,
Садятся на ладошку
Ночные мотыльки,
И щедро сыплет лето
Черемуховый цвет…
Горит в окне поэта
Счастливый
Тихий
Свет.

Учитель: Но, пожалуй, самой большой любовью поэта была природа Прииртышья. Т. Белозёров “Живёт, ощущая себя частью родной сибирской природы, царства листвы, трав, бегущей воды, слышит и открывает нам удивительную музыку этого волшебного мира”, – так говорил о поэте Яков Аким.

Ученик читает стихотворение “Апрель”

Учитель: Каждое новое стихотворение как будто вписывает новые краски в яркий ковёр природы нашего края.

То “травы стелются в поклоне”, а то “холмы стоят грядой”, то “серебряной подковой светит месяц молодой!..”

Ученик читает стихотворение “Лесная сказка”

Учитель: Есть у поэта сборник “Смородиновый куст”. Его еще можно назвать “Лесной книгой”.

Сколько чудесных минут подарит тебе эта светлая, добрая книжка!

В трех ее разделах живет настоящее царство деревьев, птиц, зверей.

Целый раздел “Запасливый бельчонок” населяют лесные жители.

Здесь и голосистый Зяблик, и храбрый Еж, и важный Лось.

Присмотритесь к ним внимательно: каждый со своим характером. Вот милая, ласковая Косуля:

Косуля

У косули маленькие рожки
И большие грустные глаза.
Верба клонит к ней свои сережки,
Серебрит копытца ей роса.
У косули маленькие рожки,
А во взгляде столько доброты!
Посмотри, как рады ей дорожки,
Мостики, лужайки и цветы!

А вот рысь:

Рысь

На ветке сосновой ужасный нарост:
Торчит у нароста обрубленный хвост,
Вот лапа, вот с кисточкой ухо,
вот глаз…
Постой, а чего он так смотрит на нас?

Волчонок

Ветры клонят медуницу,
Спелой озимью торчат…
В поле выгнали волчицу
Вместе с выводком волчат.
По жаре трусит волчонок
Неуклюжий, словно краб,
И кузнечики спросонок
Шумно брызжут из-под лап.
Впереди овечьи тропы,
Солнце, травы да леса,
Позади – железный топот
И людские
Голоса…

Учитель: Так уж случилось: родился зимой и ушел из жизни зимой, морозным февральским днем… И зиму из всех времен года любил особенно, потому и в творчестве поэта тема зимы занимает большое место.

Даже одну свою книжку, как он сам считал, самую яркую, назвал “Зимушка-зима”.

Звучит музыкальное вступление к песне “Волшебный цветок” (муз. Ю.Чичков, сл. М. Пляцковского)

Подснежник

Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая березы,
Выросли подснежники –
Снегурочкины слезы.

Учитель: Вот о чем рассказывает поэт в своих произведениях. Все, услышанное и увиденное им, объединяется в облик милой Родины, малой и большой.

И, может быть, впервые, прочитав небольшое стихотворение “Родина”, вы поймете, что Родина – это все, окружает вас с детства, это – родная природа, родная сибирская земля!

Звучит песня на стихи Т.Белозерова “Родина”

Родина

Оказавшись в южной стороне –
Пусть ничто другое мне не снится –
Только б слышать пение синицы
На седой, заснеженной сосне.
Только б видеть дымные столбы,
Всю во льду – хрустальную – плотину,
С ягодами хрупкую рябину
Под окном бревенчатой избы.

Учитель: “Формально Т. Белозерова можно назвать поэтом-пейзажистом, поэтом-рисовальщиком, ибо многие его стихи посвящены природе.

Но это только на первый взгляд. На самом деле стихи Т.М. Белозерова куда более глубоки и значительны, чем поначалу может показаться.

Во-первых, у него природа, звери, птицы, даже рыбы живут рядом с человеком, и потому именно человеческий взгляд на природу – основа его поэзии.

Наконец, все образы,.. идут у автора от человека, как бы выражая его суть, биение его сердца и все оттенки душевного состояния”, – такую оценку творчеству Т. Белозерова дал С. Баруздин.

Четвертая страницаЛЮДИ ГЛАЗАМИ ПОЭТА

Учитель: Люди в стихотворениях Т.Белозерова – простые жители Прииртышья. Непосредственные и преданные своей земле.

Ученики читают стихотворения “Пасечник”, “Пимы”

Звучит 1-й куплет песни “Песенки фантазеров” (муз. А. Лепина, сл. М. Пляцковского)

Пятая страницаФАНТАЗЕРЫ

Учитель: Ребята, а кто из вас не мечтал о чуде или просто выдумывал разные небылицы.

Многое стихи населены любимыми героями Белозерова – ребятишками, у которых с поэтом большая дружба.

Ученики читают стихотворения “Небылица”, “Мне весело”

Учитель: Сегодня мы начали знакомство с творчеством прекрасного поэта Тимофея Максимовича Белозерова. О его произведениях мы обязательно продолжим разговор на одной из следующих встреч.

Портрет Тимофея Белозерова

Вот и снова наступила осень.
Тополек под окнами поник.
Сын все ждет, когда придет к нам в гости
Тимофей, писатель детских книг.

Только не приходит дядя Тима.
Занят дядя Тима, говорю.
Чуя наступающую зиму,
Тимофей идет по октябрю.

Он идет по листьям – желтым, красным.
Он читает осень по слогам.
Возгорается огнеопасно
Красная рябина по логам.

Лось трубит вдали –
Собрат поэта,
Пролетают стайки снегирей…
Ощущенье
прибавленья света
Возникает в сердце –
Для людей.

Надо
Этим светом поделиться.
Впрочем,
Он давно к тому привык,
Певчая нахохленная птица –
Тимофей, писатель детских книг.

В. Макаров