Семинарское занятие в 9-м классе "Цикл "Петербургские повести"

Разделы: Литература


Цель урока: обзорный анализ цикла, именуемого “Петербургские повести”, “Шинели” как центральной повести цикла, знакомство с темой “маленького человека” в повести, обучение монологической речи, составление аналитических вопросов.

Когда же в бессмертной шинели он дал себе волю порезвиться на краю глубоко личной пропасти, он стал самым великим писателем, которого до сих пор произвела Россия.

В. Набоков.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

II.Повторение теории:

– Назовите литературные направления, возникшие в XVIII и XIX вв.

В чем их особенность? С именами каких писателей и поэтов они связаны. К какому

литературному направлению можно отнести творчество Н.В. Гоголя и почему?

III. Слово учителя.

Комментарий по циклу “Петербургские повести”

IV. Повесть “Шинель”

Первый биограф Пушкина, Павел Васильевич Анненков, написал блестящую книгу “Воспоминания и критические очерки”. В ней есть страница, представляющая для нас особый интерес: там описано, как зародился замысел “Шинели”.

Однажды, пишет Анненков, при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот (под словом “анекдот” тогда разумели истинное, чем-то любопытное происшествие) о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей.

Необычайной экономией и усиленными трудами в часы, свободные от службы, скопил он немалую по тем временам сумму в 200 рублей. Именно столько стоило лепажевское оружье (Лепаж был искуснейшим оружейным мастером того времени), предмет зависти каждого заядлого охотника.

Наступил долгожданный час. Счастливый обладатель только что купленного ружья выплыл на лодочке в Финский залив, предвкушая богатую добычу. Каков же был его испуг, когда обнаружилось, что ружье, которое он бережно положил на носу, чтоб не упустить его из виду, – исчезло. Очевидно, его стянуло в воду густым камышом, сквозь который пришлось продираться.

До позднего вечера он пытался отыскать ружье. Шарил по дну в тростниковых зарослях, совершенно выбился из сил, но все поиски были тщетны. Ружье, из которого он не успел сделать ни единого выстрела, навеки было похоронено на дне Финского залива.

Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не встал: его схватила жестокая горячка (деталь, сохраненная в гоголевской повести). Сослуживцы пожалели его и в складчину купили ему новое оружье. Так “возвращен он был к жизни, но о страшном событии он уже не мог никогда вспоминать без смертельной бледности на лице”.

Слушателей позабавил случай с незадачливым охотником. Все смеялись.

Все, исключая Гоголя.

Он один выслушал рассказ “задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его “Шинель”, и она заронилась в душу его в тот же самый вечер”.

В “анекдоте” Гоголь услышал совсем не то, что другие…

Беззаботных слушателей развеселило. Что чиновник попал впросак по собственной рассеянности. Благополучный конец совсем как бы стер постигшую его беду.

Гоголя же рассказ погрузил в глубокую грусть. Он был хорошо знаком со скудным существованием мелких чиновников. Он сам тянул в молодые годы канцелярскую лямку в чине коллежского регистратора (самом низшем о чиновничьей табели о рангах), в должности писца.

В департаменте государственного хозяйства министерства внутренних дел он получал 30 рублей в месяц. Жалованье поистине нищенское.

Велик был у Гоголя запас живых впечатлений от жалких углов, где ютились бедные чиновники. Но до поры до времени этот запас лежал под спудом, неподвижным, нетронутым грузом. Требовался какой-то толчок, чтобы накопленные впечатления ожили, обрели внутренне исцеление.

“Анекдот” как будто молнией осветил плоскую равнину будней мелкого чиновника. Выхватил кусок из туманной петербургской мглы, высветлил его, придав ему живость существования.

– Что же нехитром анекдоте так сильно разбудило творческое воображение Гоголя?

“Шинель” Гоголя – гротеск и мрачный кошмар, пробивающий черные дыры в смутной картине жизни. Поверхностный читатель увидит в этом рассказе лишь тяжеловесные ужимки сумасбродного шута; глубокомысленный – не усомнится в том, что главное намерение Гоголя было обличить ужасы русской бюрократии. Но и тот, кто хочет всласть посмеяться, и тот, кто жаждет чтения, которое “заставляет задуматься”, не поймут, о чем же написана “Шинель”. Это слова В.Набокова.

– Подумайте над этими словами и попытайтесь определить их важность для сегодняшнего урока.

– Так о чем же и для кого написана “Шинель”? Почему В.Набоков сказал эти слова? Какой смысл скрыт в них?

– Как вы понимаете слова “иррациональное” и “абсурд”?

– Почему же мы применили эти слова в данном случае? В чем же иррациональность, абсурдность Гоголевской “Шинели”? Имеем ли мы право говорить так про это произведение? Докажите это своим рассуждением?

– Нет ли абсурда в том мире, где живет главный герой рассказа? Если есть, то попытайтесь объяснить абсурдность того мира, в котором живет Акакий Акакиевич.

– Есть ли у Акакия Акакиевича цель в жизни? Какова она? Покажите суть этой цели, достижима ли эта цель в данной ситуации?

V. Переходим ко второму этапу анализа произведения.

– Объясните, пожалуйста, каков сюжет “Шинели”?

– Это сюжет или фабула? Попробуйте доказать.

– Есть ли у этого произведения композиция? Если есть, то покажите.

– Какова она? Каким образом можете раскрыть и показать строение произведения?

– Какова идея произведения? Стремление к цели, которая кажется важной, а на самом деле эта цель ничтожна мала).

– Отсюда вытекает и тема произведения. Тема “маленького человека”. В реальности у малозначительной цели может быть большого масштаба. Так ли это?

– Почему тему эту мы считаем темой “маленького человека”?

– Кто же главный герой произведения? Может ли им быть Башмачкин? Докажите через конкретность.

– Петербург не только место действия, но и главный герой цикла. Поэтому цикл называются

“Петербургские повести”. Это город, воплощающий силы зла; в нем все лживо, он сводит с ума и здесь нет места “маленькому человеку”. Так ли это на самом деле? Попробуйте доказать.

– В основе этого произведения лежит конфликт личности с обществом, углубляющийся внутренней дисгармонией героя. Так ли это на самом деле? Попробуйте доказать.

VI. Аналитическая работа с текстом повести “Шинель”

Вопросы для анализа

Комментарии

Какова главная тема повести “Шинель”? Эта тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни.
Как подчеркивается типичность героя и ситуации? “…Служил в одном департаменте”, “когда и в какое время он поступил в департамент … этого никто не мог припомнить”.
Какая личность перед нами? Живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни – переписывание бумаг.
Чем стала для него идея приобретения шинели? Идея расцвечивает жизнь, наполняет ее особым содержанием.
В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели? Никто в этом мире не хотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости.
С какой целью вводится фантастический финал? Гоголь стремился вызвать у читателя чувство протеста против условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства.
Какой тип “маленького человека” воплотился в Башмачкине? Жертва, не осознавшая трагизма своего положения, духовно “стертая” личность.

VII. Домашнее задание:

– Составление связного текста – анализа повести “Шинель” с использованием опорного материала.