Литература
-
Выявление и развитие одаренных и талантливых детей в условиях основной общеобразовательной школы через деятельность научного общества учащихся 2012
Одаренные дети отличаются от обычных мальчиков и девочек не столько способностью усваивать чужое, сколько потенциалом создавать свое. Именно они имеют наибольший шанс стать если не новыми Ломоносовыми или Чайковскими, то Профессионалами с большой буквы.
-
Урок-сюрприз "Осенние блики любви" (по мотивам творчества И.А. Бунина и А.И. Куприна). 12-й класс 2012
Идея урока заключается в том, чтобы ученики попробовали свои силы в написании стихотворений, сочинений-миниатюр, проявили определенные литературоведческие знания, могли самореализоваться. Каждому ученику на уроке предоставляется возможность заявить о себе, раскрыть определенные способности, тем самым укрепить свои позиции в школьной среде. Автор развивает творческие способности обучающихся на материале изученных художественных произведений И.А. Бунина и А.И. Куприна.
-
Урок-исследование "Творчество В.В. Набокова" 2012
В статье представлен опыт изучения творчества В.В. Набокова и его творческой манеры на примере рассказа "Облако, озеро, башня". На уроке используется технология проблемного изложения материала в единстве формы и содержания. На уроке акцентно исследуется текст и составляется характеристика героя. Решая проблемную задачу, ученики обращаются к текстам В. Набокова и Ф. Тютчева и находят сильные и слабые стороны человеческого характера.
-
Грамматический строй рассказа И.А. Бунина "Антоновские яблоки" 2012
Цели урока: показать особенности поэтики И.А. Бунина на примере анализа рассказа "Антоновские яблоки"; раскрыть особенности "лирической прозы"; проследить единство русского языка и литературы; работа над терминологическим аппаратом.
-
Интегрированный урок по теме "Поэт и его время". 9-й класс 2012
Понять писателя, особенности его творчества без изучения социально-исторической эпохи, его породившей, невозможно. Целесообразно интегрировать уроки истории и литературы, что должно помочь созданию у школьников целостного представления об окружающем мире. Цель урока: создать условия для понимания учащимися тесной взаимосвязи литературы и истории.
-
Загадка характера поморки (по рассказу Юрия Казакова "Поморка"). 11-й класс 2012
Цель урока: сформировать у учащихся представление об основной теме произведений Ю.Казакова: верность своему предназначению и исполнение долга перед жизнью.
-
Проектно-исследовательская деятельность учащихся в школе (из опыта работы) 2012
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Автор статьи делится опытом проектно-исследовательской деятельности с учащимися 5–9-х классов.
-
В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Анализ рассказа "Чудик" 2012
В памяти народа В.М. Шукшин навсегда останется выдающимся писателем, актером, кинорежиссером. Но, помимо этого, у Василия Макаровича был еще один дар – дар любви к родине, к матери, своим близким. Представленный урок посвящен жизни и творчеству Шукшина, в котором также приводится подробный анализ его рассказа «Чудик».
-
Урок литературного чтения в 4-м классе "Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»" (2 урока) 2012
Подробные поурочные разработки по литературному чтению предоставляют учителю материал для качественной подготовки и проведения полноценных уроков в 4-м классе. Приводятся варианты планирования сразу 2 уроков. Каждый урок поэтапно знакомит учащихся с творчеством писателя, включает в себя лексическую работу, письмо по памяти (по методике зрительных диктантов И.Т. Федоренко), беседу по содержанию произведения и его анализ, игровые задания и кроссворд.
-
Интегрированный урок (риторика + литература) в 5-м классе "Текст. Ключики-замочки" 2012
Урок ориентирован на учащихся 5-го класса, изучающих курс "Риторика" по учебнику Т.А. Ладыженской. Основная цель урока – обучение анализу поэтического текста. Учащиеся в игровой форме с помощью полюбившегося им героя учебника – Риторика – знакомятся с сильными позициями текста (заголовок, первое предложение, тема, ключевые слова, композиция, конечные слова текста) и полученные знания применяют при анализе стихотворения Н. Заболоцкого "Лебедь в зоопарке".
-
Урок литературного чтения в 3-м классе "С.А. Есенин. Нивы сжаты, рощи голы…" 2012
Урок-исследование, на котором знакомим детей с поэзией С. Есенина, с биографией писателя, учим анализировать поэтические произведения, находить главную мысль произведения, развиваем речь учащихся, учим выразительно читать стихотворение, воспитываем любовь к природе, Родине.
-
А.С. Пушкин. "Капитанская дочка". Урок в 8-м классе 2012
Основу уроков-дискуссий составляют рассмотрение и исследование различных подходов при аргументации суждений. Его особенностью является дискуссия, проведенная учителем в форме диалога с классом, когда урок компонуется вокруг диалога двух ее главных участников: учителя и ученика.
-
Интегрированное внеклассное мероприятие – литературно–краеведческая гостиная "В жизни человека – судьба страны" 2012
Цель урока: изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего осуществлять патриотическое воспитание школьников.
-
Урок литературы с привлечением исторического материала "Недаром помнит вся Россия про день Бородина…" 5-й класс 2012
Урок литературы в 5-м классе по теме «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» позволяет учащимся увидеть взаимосвязь литературы и истории, проследить отражение исторического события в художественном произведении и сопоставить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» с историческими источниками.
-
Урок самостоятельного чтения в 9-м классе по рассказу К.Д. Воробьева "Синель" 2012
В рассказе писателя Константина Воробьева с необычным названием «Синель» рассказывается история о первой любви мальчика Сергея и девочки Дарьи-Синели. В своем произведении Константин Воробьев не судит Сергея. Писатель просто и проникновенно повествует нам о первой любви, которая для человека никогда не проходит бесследно. Урок целесообразно проводить в 9-м классе сразу после изучения трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта».
-
Читательская конференция - презентация книг "Полет в Литературную Вселенную" (по страницам современной детской литературы) 2012
Задача учителя-словесника – познакомить своих учеников с лучшими произведениями современных отечественных авторов, награжденных литературными премиями. На уроке учащиеся знакомятся с новейшими произведениями отечественной детской литературы: с романом А.Жвалевского и Е.Пастернак “Время всегда хорошее”, рассказом А.Геласимова “Нежный возраст” и рассказом Ф.Искандера “Авторитет”.
-
«Минувших дней немеркнущая слава». Война 1812 года на примере краеведческого материала 2012
Учащиеся получают информацию о народном, освободительном характере войны с Наполеоном.
-
А.П. Гайдар. "Горячий камень". Литература. 5-й класс 2012
На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством А.П. Гайдара, развивают навык анализа прочитанного текста; составление плана. Урок воспитывает стремление к добрым поступкам, к труду, любовь к Родине.
-
Сказка о сказке и миф о мифе. 5-й класс 2012
Урок о сказке и мифе в изобразительном искусстве посвящен самым ярким страницам сказок и мифов в изобразительном искусстве. На произведениях В.М. Васнецова, Н.К. Рериха, Н.Мотуз учащиеся совершают увлекательное путешествие в сказку. Мифологические сюжеты в искусстве рассматриваются на примере произведений Боттичелли, Беллини, Тициана, Аппиани, В.А. Серова.
-
Система уроков по изучению дальневосточной литературы в 10-м классе общеобразовательной школы (базовый уровень) 2012
Разработка является вариантом решения проблемы реализации регионального компонента. Материал включается в логику раскрытия основного курса литературного образования, то есть региональное содержание следует за федеральным, конкретизируя и углубляя его. Дальневосточная литература выступает как самостоятельный предмет в системе эстетического и нравственного воспитания школьников.
-
Тема урока Е.И. Носова "Белый гусь" "По принципу гуманности" (Живая природа в рассказе). 7-й класс 2012
Урок знакомит с творчеством писателя Е.И. Носова. Учащиеся развивают навыки анализа эпизода художественного текста. В рассказе речь идет о великолепном произведении природы, каким был Белый гусь, и том, как хрупок мир этой живой природы, как необходимо его беречь.
-
Интегрированный урок по литературе и географии "Центральная Россия" 2012
Материал позволяет расширить знания детей о современной России, рассказать о русской культуре на примере фрагментов биографии известных писателей и поэтов. Мероприятие включает викторину по современной Центральной России.
-
Урок-путешествие "По страницам русской литературы" 2012
В статье предложен урок закрепления пройденного материала для 6-го класса. Урок составлен в форме игры и направлен на повторение не только пройденных произведений, но и выразительных средств языка.
-
Педагогическая мастерская построения знаний, творческого письма и ценностных ориентаций по литературе "Двух станов не боец…" 2012
Мастерская дает возможность интерпретации текстов, развивает грамотное и свободное владение устной и письменной речью, помогает накопить читательский опыт. Ребята учатся выполнять письменные работы разных жанров, в том числе творческого характера, к тому же выполняют элементы исследовательской работы.
-
Элементы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы 2012
В работе приводятся примеры практического использования элементов развивающего обучения в старших и средних классах. Они представлены как отдельными фрагментами уроков (проблемные вопросы и задания), так и целыми уроками (контрольные работы и уроки обобщающего повторения).
-
Урок-исследование "Использование предложений с однородными членами в тексте художественного произведения" 2012
Автор показывает учащимся, как используются в художественном произведении (рассказ Л.Н. Толстого "После бала") конструкции с однородными членами, их экспрессивные возможности. Ребята выясняют, как "работают" эти конструкции в языке рассказа для выражения авторской идеи. На уроке раскрываются некоторые аспекты мировоззрения Л.Н. Толстого через погружение в язык его произведения.
-
Творческая работа "Фантастическое в ранних повестях Н.В. Гоголя" 2012
Работа представляет собой выявление черт фантастического в ранних повестях Гоголя, а также в работе показана роль фантастического и связь с реальностью. Предметом работы стало исследование художественных приемов, используемых автором, отличительные черты гоголевской фантастики, а также вплетение фантастического в реальную жизнь. Данную работу можно использовать как материал к реферату, для выступлений на литературных вечерах, для оформления школьной газеты и т.д.
-
"Я лиру посвятил народу своему" 2012
"С Некрасовым пришел в литературу новый герой и заговорил о своих нуждах, радостях и печалях, желаниях и целях, пришел крестьянин, народ пришел в литературу. И вошел он не бочком в чуть открытые двери, а пришел в литературу в качестве главного действующего героя, как центральная фигура поэтической картины мира" (В.Г. Белинский).
-
Труд как нравственная основа человеческой жизни в рассказе А.П. Платонова "В прекрасном и яростном мире" 2012
Цель урока – показать труд как нравственное содержание человеческой жизни. Передать чувства автора, которые вложены в изображение героев рассказа. Идеи добра, взаимопонимания, жизни для других.
-
Внеклассное мероприятие по литературе и биологии для 5–6-х классов "Живая книга" 2012
Работа представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и биологии, целью которого является показать интеграцию двух предметов во внеурочной деятельности. Были поставлены следующие задачи: расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.