Литература
-
Духовный стих в устном народном творчестве 2012
Основное назначение урока – знакомство учеников с новым и малоизученным жанром устного народного творчества. Духовными стихами называются народные песни на религиозные сюжеты. Время действия в духовных стихах тоже может быть вполне определенным, но если иметь в виду духовные стихи в целом, оно начинается с сотворения мира и продолжается после кончины существующего мироздания.
-
Урок изучения стихов современного детского поэта Марины Бородицкой 2012
На уроке учащиеся обучаются анализу поэтического текста, у них расширяется читательский кругозор и воспитывается интерес к чтению поэзии.
-
"Природа в очерке И.С. Тургенева "Бежин луг". Урок литературы в 7-м классе 2012
Урок направлен на раскрытие взаимосвязи человека и природы в очерке "Бежин луг" И.С. Тургенева, а также на развитие навыков анализа текста художественного произведения.
-
Литературное чтение "Устное народное творчество. Сказки" 2012
Мною предоставлен урок литературного чтения во втором классе. Урок был проведен в мультимедийном кабинете. Это проходило в виде театрализованного представления. Дети и учитель были в костюмах. Перед изучением новой темы, повторили изученные малые фольклорные жанры. В урок введен фрагмент работы по составлению сказок по опорным схемам карт Проппа.
-
Литературно-музыкальная гостиная "Всё начинается с любви" 2012
Литературно-музыкальная гостиная посвящена 180-летию со дня венчания Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Гончаровой. Рассматривается период с 1828 по1837 год, история любви поэта и Натали. Данный материал можно использовать как внеклассное мероприятие, так и на уроках в 9-м классе при изучении любовной лирики Пушкина.
-
Урок по повести В.Кондратьева "Сашка" в 11-м классе "Я вам жизнь завещаю" 2012
Материал урока по повести В.Кондратьева «Сашка» знакомит одиннадцатиклассников с писателем; позволяет поразмышлять не только о герое, об авторе, но и о себе; даёт представление о необычном подходе писателя к изображению войны; готовит к раскрытию проблем, связанных с войной на примере повести Кондратьева на выпускном экзамене. В повести показано, какую тяжесть нес на своих плечах рядовой русский солдат. Об этом материал данного урока: о страшной войне и сохраненной человечности.
-
Внеклассное мероприятие "Устный журнал: изучение и осмысление эпохи тоталитаризма " (о судьбе поэта Ю.Рязанцева) 2012
Для нашей школы стали доброй традицией встречи с поэтами, членами Союза писателей России, Еленой Колесниковой и Юрием Рязанцевым. Стихи Рязанцева, вошедшие в цикл «Фронтовое детство», говорят об одном из трудных и трагических периодов нашей страны и жизни автора, оставляя светлое чувство сопереживания после их прочтения. О них рассказывалось в одном из «Устных журналов». Теперь еще одна страница жизни поэта.
-
В творческой лаборатории писателя, или Новые формы работы на уроке литературы 2012
Цель урока литературы в 7-м классе по творчеству Н.С. Лескова: создание образовательной среды урока, способствующей развитию творческой самостоятельности ученика. На уроке реализуется идея непрерывного обогащения духовной культуры ученика за счет индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения содержания нового художественного произведения.
-
Дыхание истории Сибири в лирике Е.Евтушенко 2012
Урок данного типа предоставляет возможность решить разнообразные задачи: объяснить новый материал; проверить правильность его восприятия и понимания, проконтролировать знания, организовать применение вновь полученных знаний в решении практических заданий. Разнообразные приемы работы повышают эффективность занятия.
-
Урок литературного чтения в 4-м классе. В.Ф. Одоевский. "Городок в табакерке" 2012
На данном уроке применяется групповая работа, используется технология деятельностного метода, в частности метод исследования работы механической игрушки. В процессе урока ведется работа над развитием речи, выразительным чтением, развиваются творческие способности учащихся. Воспитывается любознательность, любовь к чтению научно-познавательных произведений.
-
Специфика имени "Лиза" в контексте повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" 2012
Автор знакомит учащихся с историческими корнями имени "Лиза". Сравнивает имя "Лиза" в историческом и символическом контекстах. "Свойственность" и "несвойственность", "собственность" и "нарицательность" в имени главной героини повести.
-
Урок-открытие по творчеству М. Цветаевой "Если душа родилась крылатой…": жизнь и творчество М. Цветаевой 2012
Урок знакомит с творчеством великой русской поэтессы М. Цветаевой. «Войти в художественный мир Цветаевой трудно, подчас невозможно, не понимая ее первооснов". Учащиеся изучают биографию М. Цветаевой.
-
Обобщающий урок по литературе в 6-м классе "Урок доброты" 2012
Урок доброты направлен не только на обобщение знаний учащихся по изученным произведениям (М.М. Пришвина "Кладовая солнца", В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой", В.Г. Распутина "Уроки французского"), проведение параллелей, объединяющих все произведения; совершенствование навыков устной речи учащихся, их умения работать с текстом литературного произведения, но и развитию понятий "добро" и "доброта", развитию у учащихся умений доброго отношения друг к другу.
-
Урок литературы в 11-м классе "Творчество В.Я. Брюсова" 2012
Урок по творчеству В.Я. Брюсова – урок-исследование творческих исканий поэта-символиста на разных этапах его жизни. Урок включает чтение наизусть стихотворений поэта учениками и учителем, а также анализ стихотворений. Работа построена с учетом выполнения учениками опережающих индивидуальных заданий.
-
Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве" 2012
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма.
-
Особенности композиции поэмы А.Блока "Двенадцать" 2012
Урок в виде педагогической мастерской призван донести до учащихся основную мысль: поэма «Двенадцать» – сложнейшее символическое произведение, созданное из реалий, из которых складывалась реальная «музыка революции»; продолжить коммуникативное развитие личности через организацию деятельностно-творческого общения учащихся.
-
Новые педагогические технологии в образовании. Прецендентные имена в словарном запасе выпускника 11-го класса 2012
Тесты по прецедентным именам могут быть использованы на любом этапе обучения, при текущем и итоговом контроле. С их помощью выявляются пробелы в знаниях, проверяется, насколько осознанно учащиеся владеют теоретическим материалом, как умеют применять его на практике. В результате последовательной систематической работы учащиеся могут проконтролировать себя, оценить реально свои знания, обнаружить слабые места в своей подготовке и вовремя устранить их.
-
"Я навек любовью ранен…" Штрихи к портрету В.Маяковского 2012
Урок по творчеству В.В. Маяковского помогает учащимся иначе посмотреть на личность поэта, его творчество, а также пробудить интерес к «непопулярному» Маяковскому благодаря музыкальному оформлению.
-
Урок на тему "…И дум высокое стремленье". 8-й класс 2012
Интегрированный урок (история + литература) предназначен для учащихся 8-х классов. Урок включает в себя анализ общественной и литературной деятельности декабристов, акцент сделан на изучение творчества К. Рылеева. Урок позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, формирует чувства патриотизма, интерес к истории родной страны. Материал расчитан на класс среднего или высокого уровня подготовки.
-
Методика проведения практических работ по литературе 2012
Как сделать изучение литературы делом, жизненно важным для подростков? Как пробудить в них интерес к серьезному чтению? Эти цели будут достигнуты, если учитель по-иному будет преподносить учащимся произведения мировой классики.
-
Литературная гостиница "Диалог культур" 2012
Представлен сценарий "литературной гостиной". Учащиеся вспоминают творчество поэтов Серебряного века, поэтов Востока.
-
Урок литературы по рассказу В. Астафьева "Хвостик" 2012
На уроке учащиеся отрабатывают навыки работы с прозаическим текстом, учатся вчитываться в него. Размышляя вместе с автором над нравственной проблематикой произведения, учащиеся делают свой выбор.
-
Развитие мастерства художественного слова на уроках литературы 2012
Цель урока – проследить по тексту путь духовного становления Гринева, проанализировать эпизоды, характеризующие героя. У учащихся развивается умение выполнять анализ эпизода. Проводится словарная работа по изучаемому произведению.
-
Поэма М.Ю. Лермонтова "Демон" 2012
На этом уроке учащиеся знакомятся с поэмой Лермонтова «Демон» как центральным произведением поэта, к которому он возвращался в течение всей своей творческой жизни. Рассказ учителя сопровождается слайд-иллюстрациями компьютерной презентации.
-
«Благословляю всё, что было…» 2012
Урок-семинар по литературе в 11-м классе (2 часа). Поэтический идеал А.Блока, сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Блока, формирование целостного представления о творческом пути поэта.
-
Урок-конференция в 10-м классе "Невероятная явь войны" (по повестям К.Д. Воробьева "Убиты под Москвой", "Это мы, Господи!") 2012
Урок посвящается изучению биографии писателя К. Воробьева и анализу судьбы солдата на войне через повести писателя "Убиты под Москвой", "Это мы, Господи". Не зная биографии писателя, не понять его произведений. При анализе художественного произведения учащиеся должны прийти к выводу: какой бы жестокой ни была война, человек не должен терять веру.
-
"А. Блок "Двенадцать": цветопись душевного состояния". Урок-исследование 2012
Цель урока: развитие умения анализировать художественный текст на основе метода цветовых выборов; определить соответствие звукоцвета психологическому состоянию поэта; показать особенность восприятия поэтом революции.
-
Просто о сложном, или Уроки литературы в 5–7-х классах 2012
Аналитическое чтение художественного текста формирует интерпретационные умения школьника. Усвоенные в 5–7-х классах знания по теории литературы дают основу для глубокого проникновения в произведение и эмоционального восприятия классики. Составление схем и таблиц поможет визуализировать результат. Теория гармонического центра помогает обоснованно говорить о сильных позициях текста, о наиболее важных для понимания произведения фрагментах, о мастерстве писателя.
-
Философское и психологическое значение пейзажа в произведениях И.С. Тургенева и картинах И.И. Левитана 2012
Интегрированный урок литературы в 7-м классе по теме. Призван познакомить учащихся с творчеством И.С. Тургенева, обучить анализу художественного произведения, помочь определить роль пейзажа, его философское и психологическое значение.
-
Зачет-практикум по группам по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2012
Итоговый групповой зачет-практикум по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» с целью проверки знаний текста, формирования алгоритма анализа художественного произведения. Зачет состоит из 2 частей: видеовикторины и вопросов по тексту.