Литература
-
Урок памяти "Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!" 2012
Урок способствует формированию у учащихся целостного представления о героических и трагических днях блокады Ленинграда, приобщению их к исторической памяти нашей страны, воспитанию чувства патриотизма и преданности своей стране. Он приурочен ко Дню воинской славы России – 27 января – Дню снятия блокады.
-
Урок-игра как одна из форм обобщения и систематизации знаний учащихся на уроках литературы в старших классах. Урок-игра по творчеству А.Блока 2012
Урок-игра по творчеству А.Блока направлен на активизацию творческой деятельности учащихся, на вовлечение их в процесс познания, на развитие умений ориентироваться в необычных игровых ситуациях. Урок включает в себя презентации учащихся, литературную викторину и кроссворд.
-
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя 2012
Учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством Н.В. Гоголя, повторяют ранее изученные произведения писателя; закрепляют навыки конспектирования на слух.
-
С.А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворения "Береза", "Разгулялась вьюга". 5-й класс 2012
Учащиеся знакомятся с биографией поэта, касающейся детских лет жизни С.Есенина, изучают лирику С.Есенина через чтение и анализ стихотворений «Береза», «Разгулялась вьюга…». На уроке использованы музыкальные произведения на стихотворения поэта «Поет зима, аукает..», «Отговорила роща золотая», «Клен».
-
Технология создания компетентностно-ориентированных заданий по литературе 2012
Статья знакомит со структурой компетентностно-ориентированного задания и технологией его составления. Стимул, задачная формулировка, источник информации, форма отчета – вот основные части такого задания, где точно указывается деятельность учащегося, четко формулируются результаты его самостоятельной исследовательской работы. В приложении вниманию педагогов предлагается блок вопросов к сказке «Царевна-лягушка», построенный по данной технологии.
-
Развитие темы "маленького человека" в современной зарубежной литературе. На примере поэмы Т.С. Элиота "Любовная песнь Альфреда Пруфрока" 2012
Урок знакомит с творчеством Т.Элиота, с общей характеристикой и своеобразием современной зарубежной литературы с точки зрения истории и литературы на примере поэмы «Любовная песнь Альфреда Пруфрока». Цели урока: показать особенности отражения темы «маленького человека» в современной зарубежной литературе; выявить злободневность и актуальность поэмы, привлечь внимание к проблеме «маленького человека»; проанализировать средства выразительности.
-
И.А. Бунин. "Кавказ". Мастерство Бунина-прозаика. 8-й класс 2012
Урок представлен в технологии метода проектов. Проект по типу деятельности – информационный, предметно-ориентированный, предназначен для углубления знаний учащихся в анализе литературного произведения. Знакомство с биографией и основными периодами творчества И.А. Бунина, исследование художественно-выразительных средств языка писателя, размышление над прочитанным позволит ученикам ответить на учебные, основополагающие и проблемные вопросы.
-
Образные параллели рассказа А.Грина "Зеленая лампа" 2012
В основе структуры урока работа творческой мысли: поиск образных параллелей в сюжете произведения, в словесной структуре текста, в сюжетах других произведений. С помощью эйдос-конспекта на уроке создается одна из возможностей вступить в творческий диалог с писателем.
-
Такие разные эпохи. (К литературным произведениям через художественные образы) 2012
Материал дает представление об основных литературных направлениях. В доступной форме учащиеся постигают мировоззрение людей различных эпох. Проводится беседа о произведениях архитектуры, скульптуры, художественного творчества; готовит учащихся к восприятию литературных произведений, относящихся к тому или иному литературному направлению.
-
Пушкинский бал. Школьный проект для 9–11-х классов 2012
Цели проекта: расширение знаний о жизни и творчестве А.С. Пушкина, воспитание чувства гордости за свою страну, свой народ, создавший великую национальную культуру, расширение кругозора учащихся, знакомство с большим количеством литературного, поэтического и музыкального материала пушкинской эпохи, создание необыкновенной, неповторимой атмосферы, где каждый и актер, и зритель одновременно, эстетическое воздействие на эмоции учащихся посредством использования разных видов искусства.
-
Урок-исследование "Омск в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского" 2012
Какую роль сыграл Омск в жизни Ф.М. Достоевского? Четыре года отбывает наказание в остроге писатель, и все это время рядом в нечеловеческих условиях трудятся преступники. Наблюдая их, слушая их разговоры, Достоевский переосмысливает свои взгляды на жизнь, на людей, учится терпению и пониманию. Свой опыт знаменитый писатель воплотит в романах. Здесь Достоевский познакомится с омичами, которые примут деятельное участие в его судьбе: А.Ф. де Граве, И.И.Троицким, четой Капустиных и др.
-
И.А. Крылов "Мартышка и очки". 3-й класс 2012
Цель урока: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
-
"Гой ты, Русь моя родная" (художественные особенности лирики С.Есенина) 2012
Цель урока: научить внимательному, вдумчивому, осознанному чтению, что ведет к проникновению в глубинный смысл текста и помогает раскрыть народность творчества поэта, определить роль цветописи в поэзии С.Есенина.
-
На родине А.Т. Твардовского 2012
Занятие с целью рассказать о родине А.Т. Твардовского. Опираясь на факты биографии, определить тематику стихотворений поэта.
-
Литературная гостиная "Сыны полков" 2012
Автор знакомит учащихся с характером главного героя на основе сопоставления с реальными событиями истории страны. Формирует умения учащихся выразительно читать стихотворения, развивает коммуникативную компетентность учащихся, развивает умения анализировать художественные произведения.
-
Тема памяти в рассказе Е.И. Носова "Живое пламя" 2012
На уроке рассматривается тема памяти и выявляется авторское отношение к ней; совершенствуются умения анализировать текст; воспитывается у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.
-
Интегрированный урок с использованием ИКТ на тему "Весна – победа света, воды, зелени" 2012
Цели урока: познакомить учеников с поэтическим и прозаическим этюдами и соотнести их с музыкальными и живописными образами; находить описание предмета или явления в этюдах разных видов искусства; обратить внимание учащихся на художественное мастерство поэта и писателя в передаче описываемого предмета или явления; выявить настроение автора, понять его мысли и чувства.
-
Методическая разработка урока литературы "Загадки А.С. Грибоедова" 2012
Урок проводится в форме брифинга. Обучающиеся распределяются на три группы (первая группа – официальные лица, самые сильные ученики класса; вторая группа – представители средств массовой информации, самые слабые ученики класса; третья – сотрудники информационных служб). Урок является интерактивным, т.к. основными участниками брифинга являются дети.
-
Роль музыки в творчестве Бориса Пастернака 2012
Целью урока является доказательство изначальной музыкальности художественного мира Бориса Пастернака. Под влиянием музыки Александра Скрябина, его философии и проповеднической деятельности юный Пастернак решил посвятить себя музыке. Но понял, что никогда не достигнет высшего мастерства как композитор, и бросил занятия музыкой. Такое отношение Пастернака к творчеству и жизни вообще было скрябинским отношением. Все поэтическое творчество Пастернака – это продолжение музыки Скрябина.
-
"Здесь дьявол с Богом борются…" (Ф.М. Достоевский): тема борьбы за душу человека в повести Н.В. Гоголя "Вий" 2012
В представленном уроке активно используются приемы технологии критического мышления. На этапе вызова звучит вступительное слово учителя о художественном своеобразии повести "Вий", используется прием "верные/неверные утверждения", направленный на вызов уже имеющихся знаний. На стадии осмысления начинается обсуждение проблематики повести и просмотр отрывков из фильмов "Вий" и "Ведьма", преследующие цель – помочь учащимся понять духовно-нравственный смысл повести, вовлечь их в размышления о смысле жизни, о необходимости противостоять злу.
-
Урок литературного чтения. Отечественная война 1812 г. М.Ю. Лермонтов. "Бородино" 2012
На протяжении всего урока формируется понимание значения эмоциональной окрашенности сюжетных линий произведения, которое способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни (чувство патриотизма); различные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков (сотрудничество и самоконтроль).
-
"Дурное общество" и "темные личности" (по повести В.Г. Короленко "Дети подземелья"). 5-й класс 2012
Урок изучения нового материала направлен на обучение частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей. Основная дидактическая задача этого урока – проанализировать причинно-следственные связи мира чувств ребенка, характер его взаимоотношений с взрослыми и окружающей действительностью на материале повести "Дети подземелья".
-
А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". 5-й класс 2012
На уроке раскрывается нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассматриваются категории добра и зла на примере представленной сказки.
-
Конспект урока по теме "Петербург Ф.М. Достоевского" (по роману "Преступление и наказание"). 10-й класс 2012
Учитель "погружает" учащихся в созданный автором мир романа. Развивает навыки анализа литературного материала. Закрепляет умение ребят анализировать эпизод художественного произведения.
-
Урок-путешествие. М.Ю. Лермонтов – непревзойденный певец Кавказа 2012
На уроке обобщаются и углубляются знания учащихся о творчестве М.Ю. Лермонтова, расширяется кругозор в области искусства. Учащиеся представляют исследовательскую работу, связанную с пребыванием поэта на Кавказе.
-
Урок внеклассного чтения по произведениям В.Быкова "Сотников", "Обелиск" 2012
Автор приобщает учащихся к чтению по произведениям В.Быкова. Расширяет читательский интерес, воспитывает нравственность, ответственность за свои поступки.
-
Урок-размышление "Время – жить, время – любить" по рассказу С.П. Кучеренко "Последний день волчицы" 2012
Актуальность методической разработки связана с проблемой духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Новизна урока связана с переносом акцентов на психологический анализ художественного произведения, на его оценку с точки зрения нравственных ценностей.
-
Тесты по литературе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Книга 1. 5-й класс 2012
В статье даны 4 теста по литературе (учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Книга 1) для 5-го класса. Тестирование используется для того, чтобы дети учились читать внимательно. От теста к тесту учащиеся приучаются запоминать детали из жизни героев, необходимые для понимания произведения. Этот вид учебной деятельности является началом подготовки учащихся к будущим ГИА и ЕГЭ.
-
Генералы и мужик в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина. Авторское отношение к героям 2012
Урок представляет работу над характеристикой героя. Учащимся предстоит охарактеризовать авторский идеал: отношение писателя к миру и человеку посредством анализа персонажа. Ребята каждой группы получают карточки с заданием, которое должны выполнить самостоятельно, используя знания, умения, полученные ранее. Ученикам следует проанализировать и истолковать события, систематизировать факты жизни героев, сделать выводы, дать оценку характера героев.
-
Литературная гостиная "Восток. Тайны. Открытия…" Жемчужины мировой поэзии. Рудаки. Фирдоуси. Хайям 2012
Цели урока: попытаться приблизиться к загадочной поэзии Востока; узнать и открыть новое; воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного.