Литература
-
Интегрированный урок (риторика + литература) в 5-м классе "Текст. Ключики-замочки" 2012
Урок ориентирован на учащихся 5-го класса, изучающих курс "Риторика" по учебнику Т.А. Ладыженской. Основная цель урока – обучение анализу поэтического текста. Учащиеся в игровой форме с помощью полюбившегося им героя учебника – Риторика – знакомятся с сильными позициями текста (заголовок, первое предложение, тема, ключевые слова, композиция, конечные слова текста) и полученные знания применяют при анализе стихотворения Н. Заболоцкого "Лебедь в зоопарке".
-
Урок литературного чтения в 3-м классе "С.А. Есенин. Нивы сжаты, рощи голы…" 2012
Урок-исследование, на котором знакомим детей с поэзией С. Есенина, с биографией писателя, учим анализировать поэтические произведения, находить главную мысль произведения, развиваем речь учащихся, учим выразительно читать стихотворение, воспитываем любовь к природе, Родине.
-
А.С. Пушкин. "Капитанская дочка". Урок в 8-м классе 2012
Основу уроков-дискуссий составляют рассмотрение и исследование различных подходов при аргументации суждений. Его особенностью является дискуссия, проведенная учителем в форме диалога с классом, когда урок компонуется вокруг диалога двух ее главных участников: учителя и ученика.
-
Интегрированное внеклассное мероприятие – литературно–краеведческая гостиная "В жизни человека – судьба страны" 2012
Цель урока: изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего осуществлять патриотическое воспитание школьников.
-
Урок литературы с привлечением исторического материала "Недаром помнит вся Россия про день Бородина…" 5-й класс 2012
Урок литературы в 5-м классе по теме «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» позволяет учащимся увидеть взаимосвязь литературы и истории, проследить отражение исторического события в художественном произведении и сопоставить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» с историческими источниками.
-
Урок самостоятельного чтения в 9-м классе по рассказу К.Д. Воробьева "Синель" 2012
В рассказе писателя Константина Воробьева с необычным названием «Синель» рассказывается история о первой любви мальчика Сергея и девочки Дарьи-Синели. В своем произведении Константин Воробьев не судит Сергея. Писатель просто и проникновенно повествует нам о первой любви, которая для человека никогда не проходит бесследно. Урок целесообразно проводить в 9-м классе сразу после изучения трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта».
-
Читательская конференция - презентация книг "Полет в Литературную Вселенную" (по страницам современной детской литературы) 2012
Задача учителя-словесника – познакомить своих учеников с лучшими произведениями современных отечественных авторов, награжденных литературными премиями. На уроке учащиеся знакомятся с новейшими произведениями отечественной детской литературы: с романом А.Жвалевского и Е.Пастернак “Время всегда хорошее”, рассказом А.Геласимова “Нежный возраст” и рассказом Ф.Искандера “Авторитет”.
-
«Минувших дней немеркнущая слава». Война 1812 года на примере краеведческого материала 2012
Учащиеся получают информацию о народном, освободительном характере войны с Наполеоном.
-
А.П. Гайдар. "Горячий камень". Литература. 5-й класс 2012
На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством А.П. Гайдара, развивают навык анализа прочитанного текста; составление плана. Урок воспитывает стремление к добрым поступкам, к труду, любовь к Родине.
-
Сказка о сказке и миф о мифе. 5-й класс 2012
Урок о сказке и мифе в изобразительном искусстве посвящен самым ярким страницам сказок и мифов в изобразительном искусстве. На произведениях В.М. Васнецова, Н.К. Рериха, Н.Мотуз учащиеся совершают увлекательное путешествие в сказку. Мифологические сюжеты в искусстве рассматриваются на примере произведений Боттичелли, Беллини, Тициана, Аппиани, В.А. Серова.
-
Система уроков по изучению дальневосточной литературы в 10-м классе общеобразовательной школы (базовый уровень) 2012
Разработка является вариантом решения проблемы реализации регионального компонента. Материал включается в логику раскрытия основного курса литературного образования, то есть региональное содержание следует за федеральным, конкретизируя и углубляя его. Дальневосточная литература выступает как самостоятельный предмет в системе эстетического и нравственного воспитания школьников.
-
Тема урока Е.И. Носова "Белый гусь" "По принципу гуманности" (Живая природа в рассказе). 7-й класс 2012
Урок знакомит с творчеством писателя Е.И. Носова. Учащиеся развивают навыки анализа эпизода художественного текста. В рассказе речь идет о великолепном произведении природы, каким был Белый гусь, и том, как хрупок мир этой живой природы, как необходимо его беречь.
-
Интегрированный урок по литературе и географии "Центральная Россия" 2012
Материал позволяет расширить знания детей о современной России, рассказать о русской культуре на примере фрагментов биографии известных писателей и поэтов. Мероприятие включает викторину по современной Центральной России.
-
Урок-путешествие "По страницам русской литературы" 2012
В статье предложен урок закрепления пройденного материала для 6-го класса. Урок составлен в форме игры и направлен на повторение не только пройденных произведений, но и выразительных средств языка.
-
Педагогическая мастерская построения знаний, творческого письма и ценностных ориентаций по литературе "Двух станов не боец…" 2012
Мастерская дает возможность интерпретации текстов, развивает грамотное и свободное владение устной и письменной речью, помогает накопить читательский опыт. Ребята учатся выполнять письменные работы разных жанров, в том числе творческого характера, к тому же выполняют элементы исследовательской работы.
-
Элементы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы 2012
В работе приводятся примеры практического использования элементов развивающего обучения в старших и средних классах. Они представлены как отдельными фрагментами уроков (проблемные вопросы и задания), так и целыми уроками (контрольные работы и уроки обобщающего повторения).
-
Урок-исследование "Использование предложений с однородными членами в тексте художественного произведения" 2012
Автор показывает учащимся, как используются в художественном произведении (рассказ Л.Н. Толстого "После бала") конструкции с однородными членами, их экспрессивные возможности. Ребята выясняют, как "работают" эти конструкции в языке рассказа для выражения авторской идеи. На уроке раскрываются некоторые аспекты мировоззрения Л.Н. Толстого через погружение в язык его произведения.
-
Творческая работа "Фантастическое в ранних повестях Н.В. Гоголя" 2012
Работа представляет собой выявление черт фантастического в ранних повестях Гоголя, а также в работе показана роль фантастического и связь с реальностью. Предметом работы стало исследование художественных приемов, используемых автором, отличительные черты гоголевской фантастики, а также вплетение фантастического в реальную жизнь. Данную работу можно использовать как материал к реферату, для выступлений на литературных вечерах, для оформления школьной газеты и т.д.
-
"Я лиру посвятил народу своему" 2012
"С Некрасовым пришел в литературу новый герой и заговорил о своих нуждах, радостях и печалях, желаниях и целях, пришел крестьянин, народ пришел в литературу. И вошел он не бочком в чуть открытые двери, а пришел в литературу в качестве главного действующего героя, как центральная фигура поэтической картины мира" (В.Г. Белинский).
-
Труд как нравственная основа человеческой жизни в рассказе А.П. Платонова "В прекрасном и яростном мире" 2012
Цель урока – показать труд как нравственное содержание человеческой жизни. Передать чувства автора, которые вложены в изображение героев рассказа. Идеи добра, взаимопонимания, жизни для других.
-
Внеклассное мероприятие по литературе и биологии для 5–6-х классов "Живая книга" 2012
Работа представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и биологии, целью которого является показать интеграцию двух предметов во внеурочной деятельности. Были поставлены следующие задачи: расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
-
Урок в 9-м классе по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" по теме "Роль художественной детали в раскрытии авторского замысла" 2012
Это первый урок в серии уроков по роману "Евгений Онегин". Считаю, что такой урок очень важен, так как призван заинтересовать ребят, дать им возможность почувствовать, увидеть, прикоснуться к миру Пушкина, к эпохе, к героям произведения.
-
Внеклассные занятия выразительным чтением 2012
В данной статье приводится опыт работы с одаренными детьми. Рассматриваются принципы подготовки учащихся к конкурсам чтецов. Внеклассная работа над исполнением литературного произведения – выразительным чтением – подчиняется единым методическим требованиям.
-
Современный урок в переходе на ФГОС 2012
Преподавание – это и искусство, и наука. Обучение в школе, строго ограниченное рамками определенного объема знаний, – это устаревшая концепция в век информации, когда общий объем технологических знаний удваивается каждые несколько лет. Поэтому необходимы формы и методы преподавания предмета, которые в данный момент могут быть более эффективными.
-
Великая Отечественная война 2012
Нестандартный урок литературы по теме «Героическая страница в Великой Отечественной войне, блокада Ленинграда, героизм, нравственность юных жителей города» на примере книги Ю.Ф. Помозова «Блокадная юность». На уроке объединены исторические факты, даты, события, как предмет истории и отражение этих фактов и событий в литературе. Задача урока – на примере исторических событий подать духовное начало в литературе.
-
Нереализованный умственный и душевный потенциал поколения 30-х гг. по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Дума" 2012
Статья представляет опыт нетрадиционного взгляда на классический художественный текст стихотворения М.Ю. Лермонтова. Автор считает, что такая точка зрения имеет место быть как один из вариантов оценки художественного текста.
-
Литературная гостиная "Любовь – источник счастья" 2012
Главной задачей мероприятия является знакомство обучающихся с историей католического праздника День святого Валентина и русского праздника День семьи, любви и верности посредством инсценирования легенды о римском императоре Клавдии, священнике Валентине и отрывка из древнерусской "Повести о Петре и Февронии муромских". В рамках интегрированного мероприятия сонеты Шекспира, стихи Бёрнса, Пушкина, Лермонтова о любви звучат на английском и русском языках.
-
Урок на тему "Известные писатели – наши земляки" 2012
Материал может быть использован на уроках литературы как региональный компонент. Цель урока: помочь ученикам, изучающим местный компонент (и всем, кто интересуется литературой родного края), получить достоверные сведения о писателях, поэтах, живших и творивших в разные годы на земле Нижней Камы.
-
Оригинальные жанры школьных сочинений "Эпистолярный жанр (письмо)". 9-й класс 2012
Сочинение – универсальная творческая форма работы ученика, которая позволяет продемонстрировать его читательскую квалификацию, речевую компетентность, аналитические способности и эрудицию. Одним из оригинальных жанров школьных сочинений является письмо. Урок объясняет суть письма, характеризует виды писем, представляет анкету и прочие особенности эпистолярного жанра.
-
Урок литературы в 5-м классе. Родная природа в поэзии А.Н. Майкова 2012
Урок литературы в 5-м классе знакомит учащихся с творчеством русского поэта Аполлона Николаевича Майкова. На примере его произведений школьники учатся анализировать стихи; продолжают учиться выразительному чтению стихов. Через поэтический мир автора идет воспитание у них душевной чуткости, доброты, умения видеть красоту вокруг себя и умения беречь ее.