Урок-мастерская по рассказу В.Пьецуха "Жена Фараона"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. развивать навыки анализа эпического текста
  2. развивать творческие способности учащихся

Технология: развитие критического мышления, чтение с остановками

Оборудование: цветные карандаши или краски; распечатанный текст (приложение 1).

Ход урока.

I. Стадия вызова.
Вячеслав Пьецух «Жена Фараона». О чем может быть рассказ с таким названием? Запишите в тетради несколько возможных тем. (Варианты ответов: об истории Египта, о жене американского полицейского и т.д.)

II. Стадия осмысления.
Чтение в группах I эпизода.
- Как автор называет героиню?
- Почему у героини два имени?
- Проследите, какие детали текста связаны с каждым именем. В тексте разными цветами отметить детали и выписать в таблицу.
(Вариант таблицы)

 

Жена Фараона

Соня Пароходова

I эпизод

Делать фронду кутюрье,
венецианское зеркало,
французская водка перно,
гарднеровское стекло

Славянские богобоязненные глаза,
дедовское трюмо

II эпизод

Английское сукно,
гипсовый бюст Наполеона,
Елисейские Поля

Стол на тонких ногах,
керосиновая лампа,
тяга к положительному труду,
в жизни всегда есть место подвигу,
училась на круглые пятерки,
ходила на босу ногу.

- Как автор описывает модель, которая сочинилась у Сони. (Чтение текста)
Индивидуальное задание – нарисовать эскиз модели.
- Как могут дальше развиваться события?

Чтение в группах II эпизода. Сразу при чтении отмечать детали, связанные с именем героини, продолжить заполнение таблицы.
- Какие детали выписали? Прокомментируйте. (Например, гипсовый бюст Наполеона на столе героини связан с ее желанием выделиться, противоречить, «делать фронду кутюрье»).
- Каковы особенности композиции этого эпизода?
- Зачем повторяется ситуация телефонного разговора? (Так обычно проходит день героини, пустые разговоры на общеженские темы).
- Зачем повторяются строчки о формуле счастья? Чьё это счастье, Сони Пароходовой или жены Фараона?
- Как дальше могут развиваться события?

Чтение в группах III эпизода.
- Особенности построения эпизода. (Начало эпизода – разговор с шофером такси, конец – попытка разговора со вторым шофером. У этих людей разное отношение к жизни: у первого есть желание, чтобы его узнали во всем мире (вспомним бюст Наполеона); второй не стал с богатой дамочкой обсуждать проблемы. Два шофера – две жизни героини).
- Как разговор с официантом в ресторане связан с жизнью Сони Пароходовой? (Отличие русской души от иностранной, различие традиций, отношений между людьми).
- Какая мысль не дает Соне Пароходовой жить счастливо? («Настоящая жизнь есть нечто таинственное и грозное, какая-то страшная боль, которая тем не менее завораживает и манит»).
- Попробуем закончить текст, остался последний эпизод, но сначала обобщим прочитанное ранее и вспомним композицию рассказа.
Рассказ должен иметь следующие составляющие части:
Завязку
Развитие действия
Кульминацию
Развязку

- Как вам кажется, была ли уже кульминация? (Скорее всего, нет. Значит, заключительный эпизод должен содержать и кульминацию, и развязку)
- Какова завязка рассказа? (Задумана фантастическая модель. Развязка и завязка должны быть связаны. Ученик, рисовавший эскиз модели, представляет свою работу. Ещё раз перечитываем описание в тексте, обращаем внимание на сочетание цветов, на сравнение с мотыльком).

Индивидуальная творческая работа.
Учащиеся работают над версиями окончания рассказа. Высказывают свои мнения.

Чтение IV эпизода.
- Вытекает ли последний поступок из логики рассказа?
- Является ли поступок героини самоубийством? (Наверно, нет. Соня Пароходова воплотила в жизнь задуманную утром модель. Она, как мотылек, хотела узнать жизнь. Мотылек летит на свет не для того, чтобы погибнуть, его притягивает удивительная сила. Цвета модели – это цвета огня. Героиня пытается вернуться в детство, может, затем, чтобы жить жизнью Сони Пароходовой, а не жизнью жены Фараона).

III стадия. Рефлексия.
- Какова идея рассказа?
- Составить два синквейна: о жене Фараона, о Соне Пароходовой.

  1. существительное
  2. два прилагательных
  3. три глагола
  4. фраза из четырех слов
  5. существительное (обобщение, суть)

Возможные варианты
Жена Фараона

  1. жена
  2. обеспеченная, тщеславная
  3. болтает, выпивает, рисует
  4. хочет добиться  успеха в бизнесе
  5. иллюзии

Соня Пароходова

  1. смятение
  2. ищущая, талантливая
  3. размышляет, сомневается, ищет
  4. пытается вернуться к настоящей жизни
  5. мотылек