Цели урока:
- развивать навыки анализа эпического текста
- развивать творческие способности учащихся
Технология: развитие критического мышления, чтение с остановками
Оборудование: цветные карандаши или краски; распечатанный текст (приложение 1).
Ход урока.
I. Стадия вызова.
Вячеслав Пьецух «Жена Фараона». О чем может быть рассказ с таким названием? Запишите в тетради несколько возможных тем. (Варианты ответов: об истории Египта, о жене американского полицейского и т.д.)
II. Стадия осмысления.
Чтение в группах I эпизода.
- Как автор называет героиню?
- Почему у героини два имени?
- Проследите, какие детали текста связаны с каждым именем. В тексте разными цветами отметить детали и выписать в таблицу.
(Вариант таблицы)
|
Жена Фараона |
Соня Пароходова |
I эпизод |
Делать фронду кутюрье, |
Славянские богобоязненные глаза, |
II эпизод |
Английское сукно, |
Стол на тонких ногах, |
- Как автор описывает модель, которая сочинилась у Сони. (Чтение текста)
Индивидуальное задание – нарисовать эскиз модели.
- Как могут дальше развиваться события?
Чтение в группах II эпизода. Сразу при чтении отмечать детали, связанные с именем героини, продолжить заполнение таблицы.
- Какие детали выписали? Прокомментируйте. (Например, гипсовый бюст Наполеона на столе героини связан с ее желанием выделиться, противоречить, «делать фронду кутюрье»).
- Каковы особенности композиции этого эпизода?
- Зачем повторяется ситуация телефонного разговора? (Так обычно проходит день героини, пустые разговоры на общеженские темы).
- Зачем повторяются строчки о формуле счастья? Чьё это счастье, Сони Пароходовой или жены Фараона?
- Как дальше могут развиваться события?
Чтение в группах III эпизода.
- Особенности построения эпизода. (Начало эпизода – разговор с шофером такси, конец – попытка разговора со вторым шофером. У этих людей разное отношение к жизни: у первого есть желание, чтобы его узнали во всем мире (вспомним бюст Наполеона); второй не стал с богатой дамочкой обсуждать проблемы. Два шофера – две жизни героини).
- Как разговор с официантом в ресторане связан с жизнью Сони Пароходовой? (Отличие русской души от иностранной, различие традиций, отношений между людьми).
- Какая мысль не дает Соне Пароходовой жить счастливо? («Настоящая жизнь есть нечто таинственное и грозное, какая-то страшная боль, которая тем не менее завораживает и манит»).
- Попробуем закончить текст, остался последний эпизод, но сначала обобщим прочитанное ранее и вспомним композицию рассказа.
Рассказ должен иметь следующие составляющие части:
Завязку
Развитие действия
Кульминацию
Развязку
- Как вам кажется, была ли уже кульминация? (Скорее всего, нет. Значит, заключительный эпизод должен содержать и кульминацию, и развязку)
- Какова завязка рассказа? (Задумана фантастическая модель. Развязка и завязка должны быть связаны. Ученик, рисовавший эскиз модели, представляет свою работу. Ещё раз перечитываем описание в тексте, обращаем внимание на сочетание цветов, на сравнение с мотыльком).
Индивидуальная творческая работа.
Учащиеся работают над версиями окончания рассказа. Высказывают свои мнения.
Чтение IV эпизода.
- Вытекает ли последний поступок из логики рассказа?
- Является ли поступок героини самоубийством? (Наверно, нет. Соня Пароходова воплотила в жизнь задуманную утром модель. Она, как мотылек, хотела узнать жизнь. Мотылек летит на свет не для того, чтобы погибнуть, его притягивает удивительная сила. Цвета модели – это цвета огня. Героиня пытается вернуться в детство, может, затем, чтобы жить жизнью Сони Пароходовой, а не жизнью жены Фараона).
III стадия. Рефлексия.
- Какова идея рассказа?
- Составить два синквейна: о жене Фараона, о Соне Пароходовой.
- существительное
- два прилагательных
- три глагола
- фраза из четырех слов
- существительное (обобщение, суть)
Возможные варианты
Жена Фараона
- жена
- обеспеченная, тщеславная
- болтает, выпивает, рисует
- хочет добиться успеха в бизнесе
- иллюзии
Соня Пароходова
- смятение
- ищущая, талантливая
- размышляет, сомневается, ищет
- пытается вернуться к настоящей жизни
- мотылек