Цель: Познакомить учащихся с новым жанром УНТ-сказка.
Задачи:
- Познакомить со сказкой как фольклорным жанром, с видами сказок, их строением;
- Развивать творческие способности учащихся, память, речь, артистические способности,
- Умение определять жанр сказки;
- Воспитывать интерес к УНТ. (слайд 1)
Ход урока
Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю, что вы мне во всем будете помогать. Улыбнемся друг другу и пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи. Замечательно, приступаем к работе.
По какому разделу мы с вами работаем? - Разноцветная ярмарка. УНТ.
Что такое УНТ? (слайд 2)
- Устное - из уст в уста.
- Народное - авторство народа.
- Творчество - создание нового.
Как появились произведения устного народного творчества?
Какие жанры устного народного творчества вы можете назвать? (слайд 3)
Выходят два зазывала:
- Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
- Песнями да считалками побалуйте!
- Давно мы Вас ждем - поджидаем.
- Ай, да, загадочки Вам загадаем.
- Делу - время, а потехе - час объявляем.
- И весёлую ярмарку начинаем.
- Ой, народ, честной не зевай,
Хороводную запевай. (слайд 4)
Девочки выходят становятся в хоровод (в костюмах) исполняют песню-хоровод "Во поле берёза стояла".
Какие виды малого фольклорного жанра вы знаете? Проверка домашнего задания.
Прибаутка. (слайд 5)
Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар:
Родной матушке платок,
По серёдочке цветок.
Братьям - соколам
По козловым сапогам
Сестрицам лебедицам -
Да по белым рукавицам.
Пестушка. (слайд 6)
Ай, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач.
Если будешь плакать -
Куплю худой лапоть.
Потешка (Из казахского фольклора)
На жару, жару зерно! (слайд 7)
Дайте курам заодно!
Большой - старшой,
Утка голосистая,
Тополь серебристый,
Беленький пальчик
Да проворный мальчик.
Ты встань - пойди к козлятам!
Ты встань - пойди к ягнятам!
Ты встань - пойди к телятам!
Ты к жеребятам!
А ты держи казан,
Дно оближи, дома лежи!
Масло и курт здесь отыщу:
Защекочу!
Считалка. (слайд 8)
Аты-баты, шли солдаты
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Небылица (инсценировка) (слайд 9)
- Я медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Не идёт.
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает.
Загадки. (слайд 10)
Сильнее солнца
Слабее ветра
Ног нет, а идёт,
Глаз нет, а плачет. (дождь)Посмотри на колобок,
Он румян и краснобок.
Но не рви его до срока -
От него не будет прока. (яблоко)
Пословицы. (слайд11)
- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Послушайте созвучную пословицу на казахском языке.
- Бiрлiк болмай,
- Тiрлiк болмас.
Поговорки. (слайд 12)
- Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
И созвучная ей поговорка на казахском языке.
- Мейiрiмдi адам - барлыгы yшiн жаркырайтын кyн мен ай саякты.
Физминутка. (слайд 13)
Поднимайте плечики
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели травушку покушать,
Тишину послушать.
Тише, тише, высоко.
Прыгай на носках легко!
Учитель надевает платок сказочницы. Догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить.
Сказка по лесу идёт- (слайд 14)
Сказка за руку ведёт,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка-умница и прелесть,
С нами рядышком живёт.
Молодцы, правильно, мы будем говорить о сказках.
Сказка - необыкновенный, занимательный рассказ о волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов. Она начинается с присказки, зачина и заканчивается концовкой.
С каких слов начинается сказка? Правильно, бывает и присказка сказки.
Присказка
Ой, ду-ду!
Грянул ворон во трубу.
И пошли чудеса:
Засинели небеса,
Вышли в море паруса,
Встали темные леса,
А в лесной избушке
Затопилась печь -
Пироги с морошкой
Начал зайка печь.
Пирогов покушай,
Сказочку послушай.
Послушайте зачин.
Зачин
Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:
- Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой:
В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:
- Сынки мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат:
Какими словами заканчивается сказка?
Концовка
Вот и стали они жить-поживать да добра наживать.
И я там был. Мёд-пиво пил по усам текло, а в рот не попало.
Сказки делятся на волшебные, бытовые и сказки о животных. (слайд 15)
В волшебных сказках происходят превращения, в них есть вымышленный герой, персонаж
(помощник, советчик).
Сказки бытовые. Герои: умник, хитрец, "дурак", шут.
Словарная работа (бытовые - общий жизненный уклад)
Сказки о животных герои-животные, птицы, иногда растения.
Особым видом являются докучные сказки, при помощи которых успокаивали и развлекали детей, требующих рассказывать сказки.
Словарная работа (докучные-наводящие скуку)
Сегодня мы познакомимся с докучными сказками и поиграем, мы с вами составляли сказки и много сказок вы уже знаете и читали.
Игра: "Узнай, из какой сказки?" (Определи жанр сказки. Слайды)
"Лиса и тетерев", "Гуси-лебеди", "У страха глаза велики", "Каша из топора"
Работа с книгой с.56 (чтение докучных сказок)
Это будет ваше домашнее задание читать сказки и с.56 задание №4 сочинить докучную сказку.
Физминутка.
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка по привычке
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайки
Сразу станем всех бодрей.
Потянулись и вздохнули,
Отдохнули?
Отдохнули.
Сейчас мы с вами будем составлять интересные сказки по опорным схемам карт Проппа.
Составление и рассказывание сказки "Теремок"
Итог урока.
Что нового узнали?
Рефлексия.
Покажите рисунок, который соответствует вашему настроению.