План-конспект урока "Золотые россыпи"

Разделы: Литература


1. ФИО (полностью)

Мавринская Наталья Александровна

2. Место работы

МОУ городского округа Балашиха “Средняя общеобразовательная школа №18”

3. Должность

учитель русского языка и литературы

4. Предмет

литература

5. Класс

6

6. Тема и номер урока в теме

устное народное творчество, урок №3 “Красота и мудрость фольклора”: “Золотые россыпи…”

7. Базовый учебник

Учебник-хрестоматия “Литература 6 класс(Ч.1 и2)”.В. П. Полухина, под редакцией В.Я.Коровиной

8. Цель урока: Углубить представление учащихся о пословицах и поговорках, подвести итоги наблюдениям над многообразием проявлений народной мудрости.

9. Задачи:

– обучающие: Учиться отличать жанр пословиц от поговорок;
– развивающие: Обогащать духовный мир учащихся, развивать коммуникативные навыки, учить правильному употреблению пословиц и поговорок;
– воспитательные: Показать красоту и глубину народной мудрости;

10. Тип урока: обобщения и систематизации знаний (урок-КВН)

11. Формы работы учащихся: групповая/коллективная (в форме игры),

12. Необходимое техническое оборудование: ноутбук, проектор /интерактивная доска.

13. Структура и ход урока:

Структура урока:

Таблица 1

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельностьь ученика

Время

(в мин.)

1

Вступительное слово учителя

“Пословицы и поговорки”№1.

ДемонстрациЯ текста

Включение в проблему

7

2

Игра КВН

Интерактивная таблица “Распределите пословицы и поговорки по жанрам” (одно из заданий) №2.

Организует учебную игровую деятельность, выступает в роли ведущего ,демонстрация таблицы.

Практическое выполнение заданий в игровой форме,поиск решения проблемы.

35

(на выполнение задания с ЭОР 5 минут)

3

Анализ и оценка, домашнее задание.

 

Слово учителя

Выставление оценок, запись д/з.

3

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

“Пословицы и поговорки”.

Локальный автономный ресурс открытого типа

Текст (статичный ресурс)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9fca27ab-ca30-48b1-8a14-74340d8539b6/%5BLI5RK_8-03%5D_%5BTE_03%5D.htm

2

“Распределите пословицы и поговорки по жанрам”

Локальный автономный ресурс открытого типа.

Интерактивная таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0d00b1f6-8186-491f-8e28-2068002c2cc3/%5BLI5RK_8-03%5D_%5BTR_04%5D.swf

Ход урока

(эпиграфы к уроку)

Поговорка-цветочек, пословица-ягодка.

Пословица.

В простоте слова – самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги.

М.Горький.

Что за роскошь, что за мысль, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!

А.С.Пушкин.

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Пословица.

1. Вступительное слово учителя-ведущего:

– Дорогие ребята! Сегодня у нас итоговый урок по изученным жанрам фольклора, я предлагаю провести его в форме КВНа, который вы все любите и с удовольствием смотрите по ТВ. Наш конкурс мы проведем по одному из самых интереснейших жанров фольклора, неисчерпаемому источнику народной мудрости. Узнали? (дети отвечают) Правильно, по пословицам и поговоркам! (Обсуждение эпиграфов) Для того чтобы все вспомнили жанровые определения, включились в работу, я прошу вас посмотреть на интерактивную доску: перед вами учебная статья “пословицы и поговорки” (см. таблицу ЭОР№1.) прочтите ее. Наша учебная проблема: осмыслить первый эпиграф и обсудить ваше понимание проблемы в конце урока-игры. У нас на уроке присутствуют гости-члены жюри (представить каждого педагог). Итак, мы начинаем КВН. (Звучит музыка-заставка).

2. КВН

1 конкурс: Представление команд.

(Эмблема, название, девиз, приветствие).

2 конкурс: Разминка “Из пословицы… слова не выкинешь”.

  1. Что написано пером …(не вырубишь и топором)
  2. Без труда не вытащишь…(и рыбку из пруда)
  3. Красна птица перьем…(а человек – уменьем).
  4. Готовь сани летом…(а телегу зимой)
  5. Поспешишь…(людей насмешишь)
  6. Старый друг…(лучше новых двух)
  7. Не спеши языком…(торопись делом)
  8. Кончил дело…(гуляй смело)
  9. Тише едешь…(дальше будешь).
  10. Терпенье и труд…(все перетрут)
  11. Волков бояться…(в лес не ходить)
  12. Слово – не воробей…(вылетит– не поймаешь)
  13. Грамоте учиться…(всегда пригодится)
  14. Не сиди сложа руки…(так не будет и скуки)
  15. Не красна изба углами…(а красна пирогами)
  16. Не все то золото…(что блестит)
  17. Не рой яму другому…(сам в нее попадешь)
  18. .Скучен день до вечера…(коли делать нечего)
  19. Глаза страшатся…(а руки делают)
  20. Что посеешь…(то и пожнешь).
  21. Что в воду упало…(то и пропало)
  22. Одна голова хорошо…(а две лучше)
  23. Родина-мать…(сумей за нее постоять)…

(1-2 ученика доказывают, что в разминке они работали с пословицами).

3 конкурс: “Буква за буквой ”

(Кто быстрее составит поговорку из букв-карточек, например: век живи– век учись; шила в мешке не утаишь).

(1-2 ученика объясняют, что это поговорки)

4 конкурс: Конкурс капитанов “Пословица недаром молвится”:

Придумать историю или юмористический рассказ, к которому можно применить составленную пословицу за 1 минуту.

5 конкурс: “Угадай-ка!”

С помощью мимики и жестов показать пословицу, а команда соперников должна ее назвать.

6 конкурс: “От пословицы не уйдешь”.

Выбрать карточки с пословицами народов мира, вспомнить русские синонимы, назвать за 30 секунд.

1. Ненецкая: Конец показывает, что каждый может.

(Конец – делу венец. Легко начать, да не легко закончить)

2. Малайская: И в тихой воде есть крокодил.

(В тихом омуте черти водятся)

3. Арабская: В трудную минуту друг тут как тут.

(Друзья познаются в беде. Сам пропадай, а товарища выручай)

4. Армянская: Плоха та шутка, в которой нет половины правды.

(В каждой шутке есть доля правды.)

5. Башкирская: В радости знай меру, в беде – веры не теряй.

(Несчастья бояться, счастья не видать. Где горе, там и радость)

6. Латышская: Руки не протянешь, так и с полки ложку не достанешь.

(Хочешь есть калачи– не сиди на печи. Без труда не вынешь и рыбку из пруда)

7. Китайская: Медленно идти лучше, чем стоять.

(Маленькое дело лучше большого безделья.)

8. Немецкяа: Кто ухаживает за пашней, за тем и пашня ухаживает.

(Что посеешь, то и пожнешь .Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится)

9. Японская: Не смейся над старым, сам состаришься.

(Дважды молодому не бывать. Придет старость– придет и слабость)

10. Марийская: Торопливая работа криво идет.

(Сделано наспех – сделано на смех. Поспешишь – людей насмешишь)

11. Киргизская: Не смотри на лицо, а смотри на дело.

(Смотри дерево в плодах, а человека в делах. С лица воды не пить. Не место красит человека, а человек место)

12. Коми-пермяцкая: Словами туда-сюда, а делом никуда.

(Звону много, да толку мало. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Не спеши языком – торопись делом)

7 конкурс “Кто больше?”

Вспомнить и записать за 1минуту пословицы/поговорки, в которых есть число 7

(7 раз отмерь, один раз отрежь. Один рубит, а 7 в кулаки трубят. Семеро одну соломинку подымают. Для милого дружка 7 верст не околица. Семеро одного не ждут. Семеро -не один, в обиду не дадим .У ленивого 7 праздников в неделю.7 мышей потянули– крышку с кадушки стянули…)

8 конкурс-задание “Поговорка – цветочек, пословица – ягодка”.

На интерактивной доске тексты ,соотнесите их с названием жанра, т.е. где пословицы и где поговорки?(См.Таблицу ЭОР №2).Аргументируйте свои ответы. А теперь проверьте себя сами…ошибок нет, видите “ 5”?Молодцы!

2. Слово жюри: Подведение итогов, награждение.

3. Слово учителя-ведущего: Анализ и оценка, домашнее задание:

Спасибо за интересную игру, ребята! Надеюсь, что ваша речь станет более выразительной, яркой, если вы будете использовать в речи пословицы и поговорки! А с ними мы встретимся и в 7-м классе на уроках литературы в следующем учебном году.

Домашним заданием для вас будет сделать буклет “Поговорка – цветочек, пословица – ягодка” (1 группа учащихся) и нарисовать открытку по пословице/ поговорке (2 группа). Можете использовать те пословицы и поговорки, с которыми мы сегодня работали либо из “Сборника пословиц и поговорок, используемых в творческих заданиях” (См. Каталог ЕК ЦОР.гипертекст и иллюстрациями (html).

Приложение

ЭОР: учебная статья
Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки, как и другие устоявшиеся речевые обороты: присловья, приговорки, приветствия, пожелания, шутки – красят речь, делают ее выразительной. Суждения о мире, человеческих качествах и отношениях, содержащиеся в пословицах, выражены иносказательно. На первый взгляд, это короткие высказывания о простых, всем понятных вещах. Яблоко от яблоньки недалеко падает. Действительно, каждый знает, что яблоко, сорвавшись с ветки, не откатится далеко от дерева. Но приведенное предложение получает совсем другой смысл, когда говорящий выражает им свое отношение к какому-то событию, поступку человека. Например, мысль о том, что дети наследуют положительные или отрицательные качества своих родителей. Эту же мысль можно выразить синонимичными пословицами: свинья рылом в землю – и порося не в небо; сам шатун – и детки пошаточки; щенята лают – у собаки же слышат. Одно дело сказать так: кому много дано, с того много и спросится. Совсем другое – выразить свою мысль образно: гроза бьет по высокому дереву. Грязью играть – руки марать, от свиньи визгу много, а шерсти мало – иносказательный смысл таких утверждений раскрывается по признаку сходства с конкретными жизненными явлениями.

Пословица – это законченное предложение, завершенное суждение, обладающее переносным смыслом. Поговорка – только иносказательное выражение, не содержащее суждения. Потому-то и говорят: поговорка – цветочек, а пословица – ягодка. Поговорка может “дорасти”, “дозреть” до пословицы. В ступе воду толочь – это поговорка. А вот уже пословица: в ступе воду толочь – вода и будет. О человеке, который присваивает себе чужой труд, говорят, употребляя поговорку: “Любит он чужими руками жар загребать”Легко чужими руками жар загребать – этой пословицей можно упрекнуть и пристыдить такого человека.

В пословицах отразился многовековой опыт жизни народа. Нет такой стороны человеческой жизни, которую не осветили бы пословицы. Попробуйте определить смысл следующих пословиц о воспитании детей: ребенок, что воск, что хочешь, то и слепишь; оттого парень с лошади свалился, что мать криво посадила; учи, когда поперек лавки лежит, а когда вдоль ляжет, не научишь; корми ложкой, а дави ножкой; засиженное яйцо всегда болтун. (По статье А. Мартыновой “Мудрость и красота” в книге “Пословицы. Поговорки. Загадки”. – М. 1986.)