1. ФИО (полностью) |
Мавринская Наталья Александровна |
2. Место работы |
МОУ городского округа Балашиха “Средняя общеобразовательная школа №18” |
3. Должность |
учитель русского языка и литературы |
4. Предмет |
литература |
5. Класс |
6 |
6. Тема и номер урока в теме |
устное народное творчество, урок №3 “Красота и мудрость фольклора”: “Золотые россыпи…” |
7. Базовый учебник |
Учебник-хрестоматия “Литература 6 класс(Ч.1 и2)”.В. П. Полухина, под редакцией В.Я.Коровиной |
8. Цель урока: Углубить представление учащихся о пословицах и поговорках, подвести итоги наблюдениям над многообразием проявлений народной мудрости.
9. Задачи:
– обучающие: Учиться отличать жанр пословиц от поговорок;
– развивающие: Обогащать духовный мир учащихся, развивать коммуникативные навыки, учить правильному употреблению пословиц и поговорок;
– воспитательные: Показать красоту и глубину народной мудрости;
10. Тип урока: обобщения и систематизации знаний (урок-КВН)
11. Формы работы учащихся: групповая/коллективная (в форме игры),
12. Необходимое техническое оборудование: ноутбук, проектор /интерактивная доска.
13. Структура и ход урока:
Структура урока:
Таблица 1
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельностьь ученика |
Время (в мин.) |
1 |
Вступительное слово учителя |
“Пословицы и поговорки”№1. |
ДемонстрациЯ текста |
Включение в проблему |
7 |
2 |
Игра КВН |
Интерактивная таблица “Распределите пословицы и поговорки по жанрам” (одно из заданий) №2. |
Организует учебную игровую деятельность, выступает в роли ведущего ,демонстрация таблицы. |
Практическое выполнение заданий в игровой форме,поиск решения проблемы. |
35 (на выполнение задания с ЭОР 5 минут) |
3 |
Анализ и оценка, домашнее задание. |
Слово учителя |
Выставление оценок, запись д/з. |
3 |
Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
“Пословицы и поговорки”. |
Локальный автономный ресурс открытого типа |
Текст (статичный ресурс) |
|
2 |
“Распределите пословицы и поговорки по жанрам” |
Локальный автономный ресурс открытого типа. |
Интерактивная таблица |
Ход урока
(эпиграфы к уроку)
Поговорка-цветочек, пословица-ягодка.
Пословица.
В простоте слова – самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги.
М.Горький.
Что за роскошь, что за мысль, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!
А.С.Пушкин.
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Пословица.
1. Вступительное слово учителя-ведущего:
– Дорогие ребята! Сегодня у нас итоговый урок по изученным жанрам фольклора, я предлагаю провести его в форме КВНа, который вы все любите и с удовольствием смотрите по ТВ. Наш конкурс мы проведем по одному из самых интереснейших жанров фольклора, неисчерпаемому источнику народной мудрости. Узнали? (дети отвечают) Правильно, по пословицам и поговоркам! (Обсуждение эпиграфов) Для того чтобы все вспомнили жанровые определения, включились в работу, я прошу вас посмотреть на интерактивную доску: перед вами учебная статья “пословицы и поговорки” (см. таблицу ЭОР№1.) прочтите ее. Наша учебная проблема: осмыслить первый эпиграф и обсудить ваше понимание проблемы в конце урока-игры. У нас на уроке присутствуют гости-члены жюри (представить каждого педагог). Итак, мы начинаем КВН. (Звучит музыка-заставка).
2. КВН
1 конкурс: Представление команд.
(Эмблема, название, девиз, приветствие).
2 конкурс: Разминка “Из пословицы… слова не выкинешь”.
- Что написано пером …(не вырубишь и топором)
- Без труда не вытащишь…(и рыбку из пруда)
- Красна птица перьем…(а человек – уменьем).
- Готовь сани летом…(а телегу зимой)
- Поспешишь…(людей насмешишь)
- Старый друг…(лучше новых двух)
- Не спеши языком…(торопись делом)
- Кончил дело…(гуляй смело)
- Тише едешь…(дальше будешь).
- Терпенье и труд…(все перетрут)
- Волков бояться…(в лес не ходить)
- Слово – не воробей…(вылетит– не поймаешь)
- Грамоте учиться…(всегда пригодится)
- Не сиди сложа руки…(так не будет и скуки)
- Не красна изба углами…(а красна пирогами)
- Не все то золото…(что блестит)
- Не рой яму другому…(сам в нее попадешь)
- .Скучен день до вечера…(коли делать нечего)
- Глаза страшатся…(а руки делают)
- Что посеешь…(то и пожнешь).
- Что в воду упало…(то и пропало)
- Одна голова хорошо…(а две лучше)
- Родина-мать…(сумей за нее постоять)…
(1-2 ученика доказывают, что в разминке они работали с пословицами).
3 конкурс: “Буква за буквой ”
(Кто быстрее составит поговорку из букв-карточек, например: век живи– век учись; шила в мешке не утаишь).
(1-2 ученика объясняют, что это поговорки)
4 конкурс: Конкурс капитанов “Пословица недаром молвится”:
Придумать историю или юмористический рассказ, к которому можно применить составленную пословицу за 1 минуту.
5 конкурс: “Угадай-ка!”
С помощью мимики и жестов показать пословицу, а команда соперников должна ее назвать.
6 конкурс: “От пословицы не уйдешь”.
Выбрать карточки с пословицами народов мира, вспомнить русские синонимы, назвать за 30 секунд.
1. Ненецкая: Конец показывает, что каждый может.
(Конец – делу венец. Легко начать, да не легко закончить)
2. Малайская: И в тихой воде есть крокодил.
(В тихом омуте черти водятся)
3. Арабская: В трудную минуту друг тут как тут.
(Друзья познаются в беде. Сам пропадай, а товарища выручай)
4. Армянская: Плоха та шутка, в которой нет половины правды.
(В каждой шутке есть доля правды.)
5. Башкирская: В радости знай меру, в беде – веры не теряй.
(Несчастья бояться, счастья не видать. Где горе, там и радость)
6. Латышская: Руки не протянешь, так и с полки ложку не достанешь.
(Хочешь есть калачи– не сиди на печи. Без труда не вынешь и рыбку из пруда)
7. Китайская: Медленно идти лучше, чем стоять.
(Маленькое дело лучше большого безделья.)
8. Немецкяа: Кто ухаживает за пашней, за тем и пашня ухаживает.
(Что посеешь, то и пожнешь .Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится)
9. Японская: Не смейся над старым, сам состаришься.
(Дважды молодому не бывать. Придет старость– придет и слабость)
10. Марийская: Торопливая работа криво идет.
(Сделано наспех – сделано на смех. Поспешишь – людей насмешишь)
11. Киргизская: Не смотри на лицо, а смотри на дело.
(Смотри дерево в плодах, а человека в делах. С лица воды не пить. Не место красит человека, а человек место)
12. Коми-пермяцкая: Словами туда-сюда, а делом никуда.
(Звону много, да толку мало. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Не спеши языком – торопись делом)
7 конкурс “Кто больше?”
Вспомнить и записать за 1минуту пословицы/поговорки, в которых есть число 7
(7 раз отмерь, один раз отрежь. Один рубит, а 7 в кулаки трубят. Семеро одну соломинку подымают. Для милого дружка 7 верст не околица. Семеро одного не ждут. Семеро -не один, в обиду не дадим .У ленивого 7 праздников в неделю.7 мышей потянули– крышку с кадушки стянули…)
8 конкурс-задание “Поговорка – цветочек, пословица – ягодка”.
На интерактивной доске тексты ,соотнесите их с названием жанра, т.е. где пословицы и где поговорки?(См.Таблицу ЭОР №2).Аргументируйте свои ответы. А теперь проверьте себя сами…ошибок нет, видите “ 5”?Молодцы!
2. Слово жюри: Подведение итогов, награждение.
3. Слово учителя-ведущего: Анализ и оценка, домашнее задание:
Спасибо за интересную игру, ребята! Надеюсь, что ваша речь станет более выразительной, яркой, если вы будете использовать в речи пословицы и поговорки! А с ними мы встретимся и в 7-м классе на уроках литературы в следующем учебном году.
Домашним заданием для вас будет сделать буклет “Поговорка – цветочек, пословица – ягодка” (1 группа учащихся) и нарисовать открытку по пословице/ поговорке (2 группа). Можете использовать те пословицы и поговорки, с которыми мы сегодня работали либо из “Сборника пословиц и поговорок, используемых в творческих заданиях” (См. Каталог ЕК ЦОР.гипертекст и иллюстрациями (html).
Приложение
ЭОР: учебная статья
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки, как и другие устоявшиеся речевые обороты: присловья, приговорки, приветствия, пожелания, шутки – красят речь, делают ее выразительной. Суждения о мире, человеческих качествах и отношениях, содержащиеся в пословицах, выражены иносказательно. На первый взгляд, это короткие высказывания о простых, всем понятных вещах. Яблоко от яблоньки недалеко падает. Действительно, каждый знает, что яблоко, сорвавшись с ветки, не откатится далеко от дерева. Но приведенное предложение получает совсем другой смысл, когда говорящий выражает им свое отношение к какому-то событию, поступку человека. Например, мысль о том, что дети наследуют положительные или отрицательные качества своих родителей. Эту же мысль можно выразить синонимичными пословицами: свинья рылом в землю – и порося не в небо; сам шатун – и детки пошаточки; щенята лают – у собаки же слышат. Одно дело сказать так: кому много дано, с того много и спросится. Совсем другое – выразить свою мысль образно: гроза бьет по высокому дереву. Грязью играть – руки марать, от свиньи визгу много, а шерсти мало – иносказательный смысл таких утверждений раскрывается по признаку сходства с конкретными жизненными явлениями.
Пословица – это законченное предложение, завершенное суждение, обладающее переносным смыслом. Поговорка – только иносказательное выражение, не содержащее суждения. Потому-то и говорят: поговорка – цветочек, а пословица – ягодка. Поговорка может “дорасти”, “дозреть” до пословицы. В ступе воду толочь – это поговорка. А вот уже пословица: в ступе воду толочь – вода и будет. О человеке, который присваивает себе чужой труд, говорят, употребляя поговорку: “Любит он чужими руками жар загребать”. Легко чужими руками жар загребать – этой пословицей можно упрекнуть и пристыдить такого человека.
В пословицах отразился многовековой опыт жизни народа. Нет такой стороны человеческой жизни, которую не осветили бы пословицы. Попробуйте определить смысл следующих пословиц о воспитании детей: ребенок, что воск, что хочешь, то и слепишь; оттого парень с лошади свалился, что мать криво посадила; учи, когда поперек лавки лежит, а когда вдоль ляжет, не научишь; корми ложкой, а дави ножкой; засиженное яйцо всегда болтун. (По статье А. Мартыновой “Мудрость и красота” в книге “Пословицы. Поговорки. Загадки”. – М. 1986.)