Урок изучения стихов современного детского поэта Марины Бородицкой

Разделы: Литература


1. Вступительное слово учителя, объявление темы урока.

Проведенная в классе анкета “Какие книги ты любишь читать?” показала, что ни разу из предложенного списка не были выбраны стихи. А ведь “право на нелюбовь”, по словам М.Цветаевой, “в знании предмета: не любить можно тогда, когда знаешь”.

На уроке мы почитаем стихи пока не известного вам автора - современного детского поэта Марины Бородицкой. [Слайд 1] (Cм. Презентацию.)

2. Игра “Ассоциации”.

Для того чтобы говорить о стихах, о языке поэзии, человеку необходимо иметь развитое воображение, уметь фантазировать. Поиграем в словесные ассоциации.

Задание: придумайте к парам ключевых слов, взятых из стихов М.Бородицкой, своё слово; напишите его на листочках.

Урок – бульвар

Бабушка – игра

Воробей – бутерброд

Листва – башмачки [Слайд 2]

( Бульвар – широкая аллея посреди городской улицы или вдоль набережной.

Аллея – дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам).

Возможно, кому-то удалось угадать авторский замысел. Отложите в сторону ваши листочки, в них можно смотреть в течение урока.

Обратите внимание на брошюру со стихами М.Бородицкой. Прежде чем вы услышите первое стихотворение, полистайте книжечку, обращайте внимание на названия. Какие из них привлекли ваше внимание?

3. Анализ стихотворения “Прогульщик и прогульщица”. [Слайд 3]

Перед чтением подумаем, что может означать это заглавие? Нарисуйте воображаемую картину (Кто герои? Почему они прогуливают?).

Прогульщик и прогульщица

Прогульщик и прогульщица
Прогуливали день:
Брели вдвоём сквозь белый свет
И голубую тень
По самой лучшей из дорог,
Испытанной и старой,
И проходили за урок
По полтора бульвара.
Прогульщик и прогульщица
Расстаться не могли.
Когда бульвары кончились,
Они в музей зашли.
Повесив куртки на крючки,
В египетском отделе
В пластмассовые номерки
Друг дружке пальцы вдели

  • Совпали ли ваши ассоциации (урок – бульвар), предположения по названию стихотворения?
  • Прогуливать, конечно, плохо, но сказать, что стихи лишь

об этом, нельзя. Перечитайте первые строчки:

Прогульщик и прогульщица
Прогуливали
день.

Почему автор ставит рядом 3 однокоренных слова? (Намеренно допускает речевой повтор, это “неправильное”

сочетание усиливает впечатление и привлекает внимание к

героям)

  • Найдите в стихотворении синонимы к слову “шли” (брели, проходили). Насколько важен выбор этих слов?

а) Каковы значения слова “проходить”? (Многозначное слово:

1. Идти, передвигаться. 2. Выучить, изучить.

И проходили за урок
По полтора бульвара

Обращаю внимание детей на игру слов в предложении.

б) Каково значение глагола “брели”? (Брели – шли медленно, тихо, не спеша).

Вспомним ближайший синоним. (Плелись – шли медленно, вялой походкой (разг.). Проведём лингвистический эксперимент: заменим авторский глагол синонимом. (Обсуждение варианта показывает, что разница есть. Авторский вариант более совпадает с возрастом героев, эмоциональным настроем стихотворения.)

  • Какими вы представляете героев? Какие слова помогают автору передать их чувства? (брели вдвоём, расстаться не могли).
  • Говоря о дороге, автор использует эпитеты:

По самой лучшей из дорог,
Испытанной и старой

Как вы понимаете эти слова?

  • В стихотворении неожиданный финал, требующий объяснения:

В пластмассовые номерки
Друг дружке пальцы вдели.

Какие возникают ассоциации? (обручальные кольца влюблённых)

  • Каково авторское отношение к героям? (Доброе, понимающее, без осуждения)
  • Итак, это стихотворение точно не история прогулов.

Тогда о чём оно? (Это история первой любви. Автор мог назвать стихи просто “Прогульщики”, но выбрал заглавие, в котором соединены оба героя.)

4. Авторская страница.

Думаю, что пора познакомиться с поэтом Мариной Бородицкой. Как вы думаете, какой она человек, судя по услышанному стихотворению?

Доклад ученика: Марина Яковлевна Бородицкая – поэт, переводчик английской и французской классической поэзии. Работала учителем английского языка в школе. Более 12 лет Марина Бородицкая ведёт на “Радио России” авторскую передачу для старшеклассников “Литературная аптека”. [Слайд 4]

Автор полутора десятков детских книг и пяти сборников “взрослой” лирики. [Слайды 5,6]

Лауреат премии Британского совета по культуре “Единорог и лев”, премии “Инолиттл” журнала “Иностранная литература”, премий имени Корнея Чуковского, имени С.Маршака и премии “Алые паруса” (2008, за книгу “Прогульщик и прогульщица”). [Слайд 7]

5. Анализ стихотворения “Три бабушки”

Три бабушки

Тары-бары,
Трали-вали,
Три бабушки
На бульваре –
В салочки играли,
Внуков растеряли,
И вся троица ревёт:
– Нам от дочек попадёт!

  • Совпали ли ваши ассоциации с содержанием стихотворения? Кто в этом стихотворении играет, а потом ревёт, боясь наказания? (взрослые ведут себя как дети)
  • Каково настроение стихотворения? (шутливое)
  • Одна из особенностей этого стихотворения – просторечная и разговорная речь: тары-бары, трали-вали, вся троица ревёт, от дочек попадёт. Понимаете ли вы значение этих слов? Как играют в салки?

(Тары-бары – пустые разговоры, болтовня (прост.)

Трали-вали – ерунда, пустяки, пустая болтовня (разг.)

Троица – трое людей, связанных между собой какими-нибудь отношениями (разг., часто ирон.)

Салки – детская игра, в которой участники догоняют и салят друг друга, уменьш. салочки. Салить – в детских играх, догнав одного из участников, касаться его рукой или мячом.) [Слайд 8]

  • Что надо сделать перед тем, как в игре выбрать водящего? (нужна считалочка) Знаете ли вы считалки? А можно посчитать этими стихами? Трое желающих у доски считаются на выбывание. [Слайд 9]. Оставшийся отвечает на вопрос:
  • Что связывает два услышанных вами стихотворения? (Место действия – бульвары.)

6. Авторская страница.

М.Бородицкая о “Бульварных” стихах: “Я родилась и выросла в самой серёдке Москвы, внутри Бульварного кольца. Вместо детсада у меня была “прогулочная группа” на страстном бульваре, а по Тверскому я ходила в школу и на нём же в старших классах иногда прогуливала уроки. Троллейбусами вдоль Никитского и Гоголевского ездила в институт […], а позже – на работу в школу […]. С будущим мужем гоняла тополиный пух на Рождественском, Сретенском, Чистопрудном. Коляску со старшим сыном катала опять на Страстном…

В общем, эту подборку стихов и песенок, детских и не очень, где действие происходит на московских бульварах, я составила себе в подарок на день рождения, вместо колечка. […] ”. [1]

7. Анализ и инсценировка стихотворения “Вот такой воробей”

Знаете ли вы поэтов, пишущих юмористические стихи? (С.Михалков, Г.Остер). Почему они вызывают смех, улыбку? (Такие стихи основаны на несоответствии. Например, Г.Остер даёт советы, которым не нужно следовать).

Вот такой воробей

Уселся воробышек
Рядом со мной.
– Не трусишь? – спросил я, –
Ты что же, ручной?
– Я дикий, – сказал он,
Взлетев на скамью, –
Бросай бутерброд,
А не то заклюю!

  • В отличие от предыдущих стихов нет указания на место. Где происходит действие? Нарисуйте воображаемую картину. [Слайд 10]
  • Это диалог человека и птички. Обратим внимание на заглавие. Что могут значить слова: “вот такой воробей? Какой?
  • Найдите антонимы. (ручной – дикий)
  • Это не единственное противоречие в тексте. Что значит “воробышек? (маленький, нежный, слабый) Поэтому человек спрашивает его: Не трусишь?” Найдите в ответе воробья глагол с противоположным смыслом. (“заклюю”)
  • Каков характер воробья? (задиристый, нахальный). [Слайд11]
  • С какой интонацией и каким настроением следует читать это стихотворение? (смотрим на знаки препинания: они разделяют реплики, подсказывают интонацию). Задание: почитаем в парах (автор – воробей).
  • На чём основана юмористическая ситуация в этом стихотворении? (Несоответствие внешнего облика и характера воробья) [Слайд 12]

8. Авторская страница.

Что эти стихи дают нам для понимания характера поэта? Марина Бородицкая, несомненно, человек остроумный. Послушайте, как она ответила на вопрос журналиста:

“ – Кем вы себя в первую очередь ощущаете – детским автором, взрослым поэтом, детским и взрослым переводчиком, кем-то ещё, или одно неотделимо от другого?

– Трёхголовым драконом. Причём головы ведут себя непредсказуемо: то орут вразнобой и пихаются, то разом впадают в спячку, то две “дружат” против третьей… А периодически отрастает и четвёртая: сочиняет очередную “Литаптеку”, вещает по радио и исчезает до следующей передачи” [1]

Улыбка всегда присутствует в стихах М.Бородицкой, но теперь мы почитаем иные стихи.

9. Анализ стихотворения “В пожелтевшей Москве, на бульваре Страстном…”

* * *
В пожелтевшей Москве, на бульваре Страстном,
На хвосте у тепла, пред ликом мороза
Мелколиственным звоном, двухцветным крестом
Ветер по небу шьёт – вышивает берёзу…
Из коляски блестят озорные зрачки,
Смотрят бой воробьёв над последней калиной,
Спи, сынок! Я тебе закажу башмачки
Из упавшей нам с неба листвы тополиной.
Зашуршат башмачки по шершавой листве,
По последней траве и по первому снегу…
На бульваре Страстном, в пожелтевшей Москве,
Будут все удивляться бесшумному бегу.

  • Что вы представляли, когда слушали это стихотворение? Нарисуйте воображаемую картину [Слайд 13]
  • Какие детали помогают автору изобразить осеннюю Москву? (пожелтевшая Москва, Страстной бульвар, последняя калина, упавшая на землю листва, последняя трава и первый снег)
  • Как вы представляете метафору “ двухцветным крестом ветер по небу шьёт – вышивает берёзу”? Какие цвета использованы в этом шитье? (на фоне неба – чёрные ветки и пожелтевшая листва)
  • Знакомые персонажи – воробьи. Объясните выбор слова: бой воробьёв” (вспомним о характере воробья)
  • Поговорим об авторском мастерстве. Какие средства выразительности помогают автору создать образ осенней Москвы?

1. Звукопись:

Зашуршат башмачки по шершавой листве

2. Эпитеты: в пожелтевшей Москве, мелколиственным звоном, бесшумному бегу, шершавой листве

3. Олицетворение: перед ликом мороза, ветер по небу шьёт – вышивает берёзу

4. Антитеза: по последней траве и по первому снегу, на хвосте у тепла – перед ликом мороза

  • О ком говорит лирическая героиня: “озорные зрачки”? (О маленьком сыне: “Спи, сынок!”, “из коляски”, “башмачки”)

10. Авторская страница.

Из интервью: “На моих текстах вообще сильно сказалась жизнь. Ну, а родительский опыт – её наиважнейшая часть, можно сказать, стержень моей незамысловатой биографии. Бабушка с дедушкой, родители, подруги, муж, друзья легко поселяются у меня в стихах, дети же присутствуют в них постоянно, зримо и незримо”. [1]

Можно предположить, что лирическая героиня стихотворения, во многом, сама Марина Бородицкая.

У этого стихотворения нежное, лирическое настроение. Какое чувство роднит его с предыдущими? (Любовь. К сыну, родному городу Москве, осени, воробьям, бульварам, к живущим здесь бабушкам с внуками, влюблённым прогульщикам и многим другим людям.)

11. Подводим итог урока.

Какое стихотворение запомнилось или понравилось? Если можно объяснить, то почему?

В чём особенность поэта Марины Бородицкой? (добрый юмор, наблюдательность, сочувствие, понимание; разнообразие тем и настроений; интерес к жизни, к людям)

Из интервью:

“ – Что для вас творчество?

– Место у окна, которое приходится всё время отрабатывать: толкать соседа в бок и радостно вопить: “Смотри, смотри!” [1]

По словам поэта Дмитрия Сухарева, Марина Бородицкая – “один из редких поэтов, умеющих выразить счастье” [1] [Слайд 14]

12. Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение М.Бородицкой.

Заканчиваем урок словами М.Бородицкой из интервью: “Детское чтение, как и детское питание, должно быть и вкусным, и полезным, и разнообразным” (при этом детям даётся возможность угадать прилагательные). [Слайд 15]

См. приложение.

Литература

  1. Интервью у классной доски. Поэт и переводчик Марина Бородицкая. // Литература. 2009. №12, стр.7-9.
  2. Кабинет литературы. “Бульварные” стихи Марины Бородицкой. // Литература. 2009. №12, стр. 24-25.