История и обществознание
-
Урок-игра "Киевская Русь в IX–XII вв." 2007
Представленная разработка интеллектуальной игры посвящена одной из интересных и героических страниц прошлого нашего Отечества - Древней Руси. Её можно применять в качестве дополнительных материалов к итоговому занятию по теме "Древнерусское государство Киевская Русь. IX - первая половина XII в." в 6-м классе общеобразовательной школы, а также во время проведения предметной недели. Отдельные задания могут использоваться для проведения школьной олимпиады. Сценарий этой интеллектуальной игры будет полезен учителям истории для использования как на уроках, так и во внеклассной работе по предмету.
-
Интегрированное внеклассное мероприятие - музыкально-литературная историческая композиция, посвящённая 100-летию окончания войны России с Японией (1904–1905 гг.) 2007
Музыкально-литературная историческая композиция, посвященная памяти героев русско-японской войны (1904–1905) была исполнена хором мальчиков в День защитника Отечества. Данный опыт будет интересен Суворовским, Нахимовским и кадетским училищам, школам в городах со славными морскими традициями, классам с преобладанием мальчиков в коллективе и всем тем, кто чтит и уважает наше героическое прошлое и воспитывает своих учеников в духе патриотизма.
-
Открытый урок по курсу "Право и экономика" по теме "Трудовое законодательство. Трудоустройство" 2007
Настоящий курс может рассматриваться как элективный курс и как составная часть программы "Право и экономика", рассчитан на преподавание в 9-х или 11-х классах. Он в значительной мере призван обеспечивать гражданское, правовое образование учащихся. Содержание курса направлено на адаптацию выпускников в сложном современном мире, развитие практических навыков.
-
Проектная деятельность на уроках истории 2007
В современном глобализованном мире произошло смещение акцента со знаниевой парадигмы образования на деятельностную, поисковую, сложились условия востребованности проектного метода в учебном процессе. Точками соприкосновения нового метода и традиционной классно-урочной системы явились проблемный и деятельностный подходы к обучению, ЛОО, педагогика сотрудничества.
-
Нестандартные формы уроков по истории 2007
В статье представлены планы урока взаимного опроса, урока-семинара, урока-игры.
-
"Единственной светлой голове в России посвящается…" 2007
Урок истории в 8-м классе посвящен изучению политического портрета М.М. Сперанского – выдающего государственного деятеля XIX века. Материал позволяет формировать у учащихся умения сравнивать и сопоставлять факты, события, делать самостоятельные выводы. Используя разнообразные источники, формулировать ответы на вопросы учителя. Учитель пытается заставить учащихся задуматься над своим предназначением.
-
"Мир Леонардо да Винчи" (игра для школьников "Умники и умницы") 2007
Материал связан с изучением художественной культуры.
-
Урок истории по теме: "Принятие христианства на Руси" 2007
Урок истории в 6-м классе помогает учащимся сформировать представление о причинах и значении принятия христианства на Руси.
-
Урок мужества, посвященный 110-летию со дня рождения Г.К. Жукова 2007
Урок с использованием мультимедиа-технологий проводится в ходе изучения темы "Великая Отечественная война 1941–1945 годов" (9, 11-й классы). Учащиеся знакомятся со вкладом великого полководца Г.К. Жукова в дело Победы над фашистской Германией.
-
Интегрированный урок с использованием ИКТ в 11-м классе "Сталинградская битва: исторические факты и её художественное отображение" 2007
Интегрированный урок истории и литературы с использованием ИКТ в 11-м классе, изучающий историко-литературные аспекты Сталинградской битвы. Основной целью урока служит создание условий для воспитания чувства патриотизма и гордости за свою страну и её народ. Для этого необходимо было охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как коренного перелома в Великой Отечественной и во Второй мировой войне, раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге, проанализировать ключевые эпизоды из художественных произведений, отображающих Сталинградскую битву.
-
Программа элективного курса "Основы политологии" для 11-го класса 2007
Представленный элективный курс выполняет функцию углубления раздела "Введение в политологию" профильного общеобразовательного предмета "Обществознание" в 11-м классе в социально-экономическом, социально-гуманитарном профилях. Предлагается учащимся, сделавшим выбор дальнейшего профессионального образования, поэтому может рассматриваться как профильная специализация; также может быть предложен учащимся, для которых политическая сфера представляет личностный интерес, и в этом случае является средством формирования политической культуры.
-
Викторина по теме: "Древние цивилизации". 5-й класс 2007
Урок-повторение в форме викторины с целью обобщить знания учащихся. Класс делится на 2 команды. Накануне дается задание подготовить название и девиз. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В роли жюри (из 3–4 учеников) будут выступать сильные ученики. Они будут отмечать наиболее активных учеников. Неудовлетворительные оценки не ставятся.
-
Урок "Особенности освоения Камчатки и Аляски (русской Америки)" 2007
Урок рассказывает об освоении русскими Сибири, Дальнего Востока и русской Америки и является составной частью мировой эпохи Великих географических открытий.
-
Сценарий урока по истории России в 9-м классе: "От идеи мировой революции к поиску выхода из международной изоляции" 2007
Предложен полный сценарий урока "От мировой революции к поиску выхода из международной изоляции" и слайдовая презентация к этому уроку, в которой предложен звуковой и иллюстративный ряд, схемы. В сценарии дается структура урока; предлагаются задания с использованием исследовательского подхода к изучению истории, работа в группах с документами, составление проекта; рассмотрены способы деления класса на группы; приводятся правила написания синквейна и пример.
-
Интеллектуально-творческая игра "Дороги России" 2007
Цель урока – воспитание патриотизма и гражданственности у детей путём популяризации государственных символов Российской Федерации. Символы России нужны как воплощение её истории, отражение настоящего как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.
-
Разработка урока "Серебряный век русской культуры" 2007
Цели урока: раскрыть содержание удивительного мира русской культуры начала XX века; сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века; создать условия для осознания и принятия учащимися культурных ценностей России конца XIX – начала XX веков; воспитывать уважение к историческому прошлому страны; формировать активную жизненную позицию.
-
Распространение Реформации в Европе. Борьба Католической церкви против Реформации 2007
Данный урок является продолжением темы "Реформация в Европе". Цели урока: продолжить изучение особенностей протестантских вероучений на примере кальвинизма, ставшего основой трудовой этики протестантов, и распространения Реформации в Европе; рассмотреть методы борьбы Католической церкви против Реформации, показать, что религиозные противоречия, фанатизм могут порождать войны. Продолжить формирование умения работать с историческим источником, строить доказательные рассуждения, составлять тезисные планы.
-
Западная Европа в XI–XV веках 2007
Урок обобщающего повторения составлен в форме заданий, которые позволяют не только повторить пройденный материал, но и сделать это в интересной, увлекательной форме. Для того чтобы уроки обобщающего повторения проходили интересно и увлекательно, я составляю различные формы уроков: урок-КВН, урок-диспут, урок "Устный журнал", урок занимательных заданий.
-
Вавилонское царство 2007
Урок по теме "Вавилонское царство" ставит следующие цели: выявить причины возвышения Вавилона и образования Вавилонского царства; раскрыть значение законов вавилонского царя Хаммурапи для исторической науки как ценного письменного источника о быте вавилонского общества, рабстве и государстве.
-
Урок истории в 6-м классе по теме: "В рыцарском замке" 2007
Урок истории знакомит учащихся 6-го класса с жизнью феодалов, рыцарскими турнирами.
-
Воплощение в музыке национально-освободительной идеи: от царя Давида до наших дней 2007
Интегрированный урок по мировой художественной культуре. Межпредметные связи: история, литература, русский язык, иностранные языки, этика, эстетика. Эпиграфом к уроку взяты слова Солера: "Лети же, мысль, на крыльях золотых..." Этим автором написано либретто оперы, принесшей славу Джузеппе Верди. Итальянский вариант названия оперы – "Набукко" – закрепился, возможно, потому, что полное имя героя, давшего ей название, неудобопроизносимо – Навуходоносор. В ней речь идёт о страданиях израильского народа в вавилонском плену. История эта пронизана тайной – это библейская история.
-
Альтернативные формы уроков истории. Лабораторное занятие 2007
Среди нетрадиционных форм учебных занятий не последнее место занимает лабораторное занятие как альтернатива традиционному уроку. Для лабораторного занятия характерны: высокая степень самостоятельности учащихся в изучении темы, использование различных источников знаний, координирующая деятельность учителя. В работе представлена методическая разработка комбинированного лабораторного занятия в 8-м классе по теме "Внутренняя политика Николая I": даны рекомендации, как организовать групповую работу на уроке, приведены тексты документов, задания и вопросы к ним.
-
Тема урока: "Роль культуры в годы Великой Отечественной войны" (двухчасовой урок по истории). 11-й класс 2007
Данный урок развивает навыки работы с дополнительной литературой, учит делать сообщения, применять знания, полученные на одном уроке, на других уроках.
-
Урок в 6-м классе по теме: "Восточные славяне в древности" 2007
Урок – лабораторное занятие предполагает самостоятельную работу нескольких ученических микрогрупп с фрагментами исторических документов и учебного материала, обсуждение вопросов, выполнение заданий в ходе работы и подготовку отчётного выступления.
-
"Умники и умницы" – урок обобщения и систематизации знаний по истории в 7-м классе 2007
Представлен конспект урока истории для 7-го класса. Урок обобщает пройденный материал по истории России XVIII века.
-
Брейн-ринг по теме: "Мир европейского Средневековья. Взаимоотношения цивилизаций Европы и Ближнего Востока в Средние века" 2007
На уроках истории в 5–6-х классах используются различные игры, важное преимущество которых состоит в том, что они пользуются большой популярностью у детей и обеспечивают ненасильственное усвоение исторических знаний. Одна из форм игры – брейн-ринг. Учитель разъясняет правила игры; затем формируются три команды по 6 человек. В ходе игры проигравшая команда выбывает, ее место занимает новая. В конце игры объявляется счет и подводятся итоги. Победители получают "пятерки" и награждаются.
-
Интеллектуальная игра "Турнир знатоков" 2007
Интеллектуальная игра для младших школьников, стремящихся расширить свой кругозор и научиться нестандартно думать, желающих проверить свою эрудицию и, возможно, узнать что-то новое. Для педагогов она станет прекрасным подспорьем в организации школьных тематических олимпиад и викторин.
-
Метод проблемного обучения на уроках истории 2007
В предлагаемой статье раскрывается специфика метода проблемного обучения на уроках истории. На конкретных учебных ситуациях показана исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения. Данный метод позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс, изменить роль учителя. Знания, полученные в результате использования метода проблемного обучения, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. На многочисленных примерах с уроков в статье отражено, что использование метода проблемного обучения помогает поддерживать интерес учащихся к истории как предмету и к истории как науке.
-
Открытый урок в 10-м классе на тему: "Россия в начале XIX века" 2007
Предлагается конспект урока по истории. Урок сопровождается презентацией.
-
Западноевропейская цивилизация Средневековья 2007
Урок по данной теме повторительно-обобщающий, проводится в 10-м профильном классе, рассчитан на 2 часа. За две недели до урока были даны исследовательские задания. На уроке закреплялись знания по истории Западной Европы в Средние века, отрабатывались навыки написания эссе.