Урок-игра "Киевская Русь в IX–XII вв."

Разделы: История и обществознание


Цели:

Образовательная

  • Повторить и закрепить у обучающихся знание исторических фактов, имён по теме “Киевская Русь в IX-XII вв.”.

Развивающая

  • Продолжить формирование умения работать с историческими источниками и картами; развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты.

Воспитательная

  • Способствовать формированию уважительного отношения к героическим событиям и культурному наследию прошлого нашего Отечества; укреплять дружбу и взаимопомощь обучающихся на основе общего дела и сопереживания за свою команду.

План проведения игры

  1. Вступительное слово ведущего. Объявление правил игры.
  2. Знакомство команд. Представление членов жюри.
  3. Командные конкурсы.
  4. Подведение итогов, награждение команды-победительницы, отличившихся членов команд и участников из числа зрителей (болельщиков).

Задание 1

“Заморочки из бочки”

Каждой команде предстоит ответить на вопросы. Капитан команды должен вынуть из бочонка номер вопроса для своей команды. В общем количестве вопросов – один “Счастливый случай”. Та команда, которая вынет этот бочонок, получает без права ответа 1 балл. На обсуждение вопроса даётся одна минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. На каких языках говорили жители Новгорода в IX веке? (В IX веке в Новгороде кроме славянских племён славен и кривичей жили финоязычные племена (меря), а также балтоязычные (родственные будущим латышам).
  2. Какая из трёх городских властей (вече, бояре, князья) старше? Какая моложе? Почему? (Городское вече выросло из общего собрания воинов (эпоха военной демократии). Князья – это бывший выборный воевода (той же эпохи). Бояре – наследники родовой аристократии (более ранней эпохи).
  3. Почему в IX-X веках византийцы не совершали ответных набегов на Русь? (Посылать армию в карательный поход против заморских варваров было бы большим расточительством для Византии. Дешевле было натравить на Киев соседей – кочевников. Так от рук печенегов погиб князь Святослав).
  4. Как и когда появился титул “Каган – рус”? Когда и почему он исчез? (Тюркский титул “каган” носил правитель Хазарии. Киевские правители, видимо приняли это звание после того, как Святослав разгромил Хазарию. Это звание носили Владимир и Ярослав. После этого память о хазарах заглохла, и титул был забыт).
  5. Почему Киев, а не Новгород, стал центром объединения Руси? (В IX-X веках Киев заметно опережал все другие города Руси в своём развитии, поскольку был ближе всех к Византии).
  6. Почему киевляне терпели власть варягов с IX-го до X-го века и не восставали против них, как новгородцы в 862 году? (Власть варягов над киевлянами – поздняя легенда. В IX-Х веках часть киевлян сотрудничала с варягами; их связывал общий образ жизни (военная демократия и грабительские походы). В это время многие из киевских варягов были славянского происхождения, а первым лицом в городе был варяжский конунг – князь (Аскольд, Олег, Игорь и др.)
  7. Почему Святослав (победитель хазар и болгар, на равных боровшийся с Византией) не смог одолеть печенегов? (Силы Святослава были подорваны неудачной войной против Византии и его зимовкой в устье Днепра, к тому же он потерял всех союзников среди кочевников).
  8. Опишите вооружение дружинников Святослава. Как они сражались – конные или пешие? (Дружина Святослава состояла в основном из пехоты и передвигалась на ладьях (хотя все бойцы умели ездить верхом). Профессиональными конниками были только кочевники – союзники Святослава. Киевляне и варяги были вооружены мечами и топорами, кочевники саблями).
  9. Каким богам заставлял поклоняться киевлян Владимир в 983 году? Почему раньше киевляне не поклонялись им? (Боги образца 983 года – это боги варяжской дружины, например, Перун – бог грозы и войны. Прежде основная масса киевлян поклонялась не Перуну, а своим родовым богам (Велесу, Макоши).
  10. Перестали ли киевляне почитать языческих богов после 988 года, если нет, то как они примиряли две разные веры? Христианско – языческое “двоеверие” держалось на Руси до XIII века. В церквях молились Христу, в лесах – местным языческим богам, в доме висели иконы, но почитали и домового).
  11. Кто была мать Ярослава Мудрого? Как это обстоятельство повлияло на судьбу сына? Мать Ярослава Мудрого – Рогнеда, дочь убитого Владимиром полоцкого князя. Владимир оставил её, когда крестился и женился на Анне Византийской).
  12. Почему в конце XI века торговля по днепровскому пути “из варяг в греки” стала менее интенсивной? (Главная причина ослабления Византии, особенно после 1071 года, когда турки – сельджуки разбили армию византийского императора Романа IV при Манукерте и начали захватывать восточные владения Византии).
  13. Почему в середине XII века новая Залеская Русь становится сильнее старой Киевской Руси? (В XII веке Южная Русь погрязла в усобицах. Самые активные люди, недовольные этим беспорядком, переселялись на север и там строили новые города. Здесь союз князей с горожанами был крепок, силы на усобицы не тратились).
  14. Где на Руси появились города, названные в честь Владимира Мономаха? (В честь Владимира Мономаха назван основанный им в 1108 году Владимир на Клязьме. Город Владимир – Волынский основан Владимиром I Крестителем).

Задание 2

“По страницам “Повести временных лет”

Задача команд по отрывкам из “Повести временных лет”, определить, о каком событии древнерусской истории идёт повествование. За правильный ответ команда получает 3 балла. Время на обсуждение 30 секунд.

1. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от неё и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили град и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошёлся славянский народ, а по его имени и грамота звалась “Славянская”.

(Расселение славянских племён)

2. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать своим мужам города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – славяне, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру. И когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: “Чей это городок?” Тамошние же жители ответили: “Были три брата Кий, Щёк и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам”.

(Приход Аскольда и Дира в Киев)

3. Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им всё, сказанное славянскими князьями. И сказали философы: “В Селуни есть муж, именем Лев, имеет он сыновей, знающих славянский язык. Два сына у него искусные философы”. Услышав об этом, царь послал за ними ко Льву в Селунь, со словами: “Пошли к нам без промедления своих сыновей Мефодия и Константина”. Услышав об этом, Лев вскоре же послал их, и пришли они к царю, и сказал им царь: “Вот прислала ко мне послов славянская земля, прося себе учителя, который мог бы им истолковать священные книги, ибо этого они хотят”. И уговорил их царь, и послал их в Славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу.

(Приход Кирилла и Мефодия на Русь)

4. Русские же к вечеру возвратились к дружине своей ночью, сев в ладьи отплыли. Феофан же встретил их в ладьях с огнём и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламень, бросались в воду морскую, стремясь спастись – и так оставшиеся их возвратились домой. И, придя в землю свою, поведали каждый своим – о происшедшем и о ладейном огне. Будто молнию небесную,- говорили они – имеют у себя греки, и, пуская её, пожгли нас, оттого и не одолели их.

(Поход князя Игоря на Царьград в 941 году)

5. А великий князь русский и бояре его пусть посылают в греческую землю к великим царям греческие корабли, сколько хотят, и с послами, и с купцами, как это установлено для них. Раньше приносили послы золотые печати, а купцы серебряные, ныне же повелел князь наш посылать грамоты к нам, царям; те же послы и гости, которые будут посылаться ими, пусть приносят грамоту, так написав её: “Послал столько – то кораблей”.

6. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же он шёл назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё”. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: “Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит”.

(Поход князя Игоря в землю древлян)

7. Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила Цесарю: “Я язычница, если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”. И крестил её царь с патриархом. Просветившись, она радовалась душой и телом; и наставил её патриарх в вере и сказал: “Благословенна ты в жёнах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков”. И дал ей заповеди в церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении тела в чистоте.

(Крещение княгини Ольги в 955 году)

8. В походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезал конину, зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел, не имел он и шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - таким же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: “Хочу на вас идти”. И пошёл на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей и сказал: “Кому дань даёте?” Они же ответили: “Хазарам – по щелягу с сохи даём”.

(Поход Святослава на вятичей в 964 году)

9. И стали люди тужить в городе и сказали: “Нет ли кого, кто мог бы перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, - сдадимся печенегам. И сказал один отрок: “Я проберусь”, и ответили ему: “Иди”. Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: “Не видел ли кто–нибудь коня?” Ибо знал он по-печенежски, и его приняли за своего. И когда приблизился он к реке, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили его, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине.

(Нападение печенегов на Киев в 968 году)

10. Греки вернулись к царю, и созвал царь бояр. Посланные же сказали: “Пришли-де мы к нему и поднесли дары, а он не взглянул на них – приказал спрятать. И сказал один: “Испытай ещё раз; пошли ему оружие”. Они же послушались его, и послали ему меч и другое оружие и принесли ему. Он же взял и стал царя хвалить, выражая ему любовь и благодарность. Снова вернулись посланцы к царю и поведали ему всё, как было. И сказали бояре: “Лют будет муж этот, ибо богатством пренебрегает, а оружие берёт. Плати ему дань. И послал к нему царь, говоря так: “Не ходи к столице, возьми дань, сколько хочешь”.

(Поход князя Святослава на Царьград в 971 году)

11. И сказали бояре и старцы: “Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей. Послав их, разузнай, какая у них служба, и кто как служит богу”. И понравилась их речь князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: “Идите сперва к болгарам и испытайте веру их”.

(Легенда о выборе веры князем Владимиром в 987 году)

12. И заплакался по отце горько, потому что любим был отцом больше всех и остановился, дойдя до Альты. Сказала же ему дружина отцовская: “Вот у тебя отцовская дружина и войско. Пойди сядь в Киеве на отцовском столе”. Он же отвечал: “Не подниму руки на брата своего старшего, если отец у меня умер, то пусть этот мне будет вместо отца”. Услышав это, воины разошлись от него.

(Убийство князя Бориса 1015 год)

13. Ещё при жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: “Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибните сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добывали её трудом своим великим, но живите мирно, слушаясь брат брата.

(Завещание Ярослава Мудрого 1054 год)

14. А половцы землю нашу несут родну и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк – Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир – Всевололодовой, Давид и Олег и Ярослав – Святославовой, и те, кому Всеволод раздал города: Давиду – Владимир, Ростиславичам же: Володарю – Перемышль, Васильку – Теребовль.” И на том целовали крест: “Если отныне кто на кого пойдёт, против того будем мы все и крест честной”.

(Съезд князей в Любиче 1097 год)

Задание 3

“Допиши словечко”

Командам предлагается текст, который необходимо прочитать и вставить недостающие имена, понятия . За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

В VI веке в Центральной части Восточной Европы жили ______________. Они делились на три ветви: западных, южных и ______________. Восточные славяне поселились по линии рек ______________. Это были выносливые и сильные люди, которые любили не воевать, а ___________. Рядом со славянами жили другие народы: на севере - воинственные и грозные ____________, которые поселились за Балтийским морем, грабили встречные корабли. На юге жили племена, которые не имели постоянного места жительства - _____________. И те, и другие совершали набеги на восточнославянские земли и брали _____________. Долго славянские племена не могли решить, кто же из них будет княжить и начались _______________. Тогда порешили славяне, что надо искать князя со стороны и послали послов к варяжскому племени ___________. Первым князем стал ___________ и произошло это в 862 году. После его смерти стал править его дядя Олег, так как сын _____________ был ещё мал. Князь Олег, как и Рюрик стал править в городе _____________. Олегу понравился богатый город _____________ и 882 году он хитростью завладел им. А ещё он совершил поход на город ______________ и в знак победы повесил __________ на его ворота. Погиб Олег от укуса ____________. После него стал княжить Игорь, который из-за своей жадности погиб от мечей _______________. За его смерть отомстила жена – княгиня ______________, она же крестилась и приняла _________________. Ольга стала христианкой, но по-прежнему на Руси главным верованием оставалось ________________.

(славянские племена; восточных; Днепр-Волхов; трудиться; варяги; кочевники; дань; усобицы; Русь; Рюрик; Игорь; Новгород; Царьград; щит; змеи; древлян; Ольга; христианство; язычество).

Задание 4

“Дорогами предков”

Каждая команда получает по контурной карте предложенного периода. В течение трёх минут команды должны правильно нанести исторические и географические объекты, согласно заданию. За каждый верно нанесённый объект – 1 балл. (Приложение №1)

  1. Стрелками обозначьте путь “из варяг в греки”.
  2. Обозначьте Русские и Варяжские моря.
  3. Обозначьте столицу Русского государства.
  4. Обозначьте столицу древлян.
  5. Обозначьте столицу греков.
  6. Город, где проходил съезд князей в 1097 году.
  7. Реку, на которой стоял Новгород.

Задание 5

“Первые русские князья”

Каждая команда получает по листу с портретами первых русских князей. Участникам игры необходимо идентифицировать портреты с именами исторических деятелей данного периода. ( Приложение № 2).

  1. Рюрик (3)
  2. Олег (2)
  3. Игорь (6)
  4. Ольга (4)
  5. Святослав (8)
  6. Владимир (7)
  7. Ярослав Мудрый (1)
  8. Владимир Мономах (5)

Задание 6

“Тёмная лошадка”

Ведущий зачитывает участникам игры высказывание русского историка Н.Карамзина: “Предание нарекло её хитрою, церковь святою, история – мудрою”. Та команда, которая называет, о ком шла речь, и объясняет смысл высказывания, получает 5 баллов. После этого к игрокам выходит княгиня Ольга и задаёт свои вопросы. За правильный и полный ответ команда получает 3 балла.

  1. Сколько у меня было имён и каково их происхождение?
  2. Сколько раз я мстила за смерть своего мужа – князя Игоря древлянам?
  3. Какова же была моя месть в четвёртый раз?
  4. Каким путём я добралась до Царьграда, сколько времени могло занять моё путешествие?
  5. Как мне удалось избежать замужества за византийского императора Константина?

Задание 7

“Культурное наследие предков”

Команды получают листы, на которых помещены изображения произведений древнерусского искусства. Требуется назвать каждое произведение. За каждый верный ответ команда получает 1 балл. (Приложение №3).

  1. Успенский собор во Владимире. XII в.
  2. Золотые ворота Киева.
  3. Богоматерь Оранта (молящаяся) – мозаика Софийского собора в Киеве. XI в.
  4. Церковь Покрова на Нерле. XI в.
  5. Собор Спаса – Преображения в Переяславле – Залесском. XII в.
  6. Георгиевский собор Юрьева монастыря. Новгород. XII в.
  7. Золотые ворота во Владимире. XII в.
  8. Богоматерь Владимирская. Икона XII в.
  9. Дмитриевский собор во Владимире. XII в.
  10. Софийский собор в Киеве. Современный вид.
  11. Софийский собор в Новгороде. XI в.

Список использованной литературы

  1. Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917гг. – М.: ЦентрКом, 1997. – 640с.
  2. Повесть временных лет / Хрестоматия по древнерусской литературе: Учебное пособие для ВУЗов / Сост. М.Е.Фёдорова, Т.А.Сумникова. – М.: Высшая школа, 1994, с.4-25
  3. Смирнов С.Г. Задачник по истории России: Для средних учебных заведений. -М.: МИРОС- Международные отношения, 1995. -216с.
  4. Черникова Т.В. История Отечества VII-XVвв.: учебное пособие для 6кл. гимназий. – М.: ВАЛЕНТ, 1996, -240с.