Цели урока:
Образовательные:
- Рассмотрение подходов: идеологического и прагматического в советской внешней политике 20-х годов.
Развивающие:
- Развитие умения анализировать документы, использовать ранее приобретенные знания, систематизировать, сравнивать.
- Научение формулированию гипотезы, интерпретации данных, формулированию выводов.
- Формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы, доказывать свое мнение, правильно строить речь.
Воспитательные:
- Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе.
Тип урока:
по дидактической цели: урок изучения нового материала.
по содержанию элементов исследовательской деятельности: урок “Образец исследования” (начальный уровень).
Основные понятия: Коминтерн, “мирное сосуществование”.
Персоналии: В.И.Ленин, Г.В.Чичерин.
Оборудование урока:
- На центральной части доски записана дата проведения урока, тема урока.
- На левом элементе доски записаны персоналии, основные понятия.
- На обратной стороне левого элемента доски прикрепляется плакат с выполненным исследовательским заданием.
- Карточки для исторического домино.
- Жетоны трех цветов (красный, белый, зеленый) и полоски бумаги с напечатанными фамилиями военачальников Гражданской войны.
- Таблички трех цветов (красный, белый, зеленый) с написанными вопросами (см.Прил 3)
- Столы расставлены для работы в 3-х группах.
Структура урока:
Этап |
Время, минуты |
Приемы, методы |
I. Оргмомент |
5 |
Организация класса Постановка цели урока, актуализация знаний учащихся, постановка учебной проблемы. |
II. Сообщение нового материала | 27 |
Описание с использованием фрагментов компьютерного учебника (“Коминтерн”), групповая работа: анализ документа (“Коминтерн”), эвристическая беседа (“Признание”), описание с использованием фрагментов компьютерного учебника (“Генуэзская конференция”), групповая работа – составление проекта поведения российской делегации в Генуе, защита проекта |
III. Осмысление учебного материала | 3 |
Работа со схемой “Подходы Советской
России к внешней политике”
|
V.Подведение итогов урока. Рефлексия. | 5 |
Выводы по теме урока. Составление синквейна. |
I. Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Сегодня мы будем работать вместе и вновь окунемся в атмосферу 20-х годов. Но вначале вспомним основные события истории Советской России. Предлагаю сыграть в историческое домино.
(Учитель показывает пары карточек, учащиеся выбирают карточку с правильным сочетанием, учитель прикрепляет их к доске, накладывая друг на друга). (См. Приложение 1)
У нас сложилась следующая логическая цепочка:
1918-1020 гг. – гражданская война – “военный коммунизм” – красные – победа в гражданской войне, т.е. политика “военного коммунизма” стала одной из причин победы красных в гражданской войне.
А какие еще причины победы красных в гражданской войне вы можете назвать?
(Учащиеся называют причины, высвечивается слайд 1). (См. Приложение 2 – слайдовая презентация)
Вы хорошо поработали над предыдущей темой, но пока не рассмотрели международный фактор победы красных в гражданской войне. А между тем, это необходимо знать для понимания политической борьбы 30-х гг.
Сегодня мы рассмотрим путь, который прошло Советское государство от идеи мировой революции к поиску выхода из международной изоляции. Это и является темой нашего урока. (Слайд 2)
Наша цель: рассмотрение двух подходов – идеологического и прагматического в советской внешней политике 20-х гг. (Слайд 3) А каким образом мы можем достичь поставленной цели? ( Возможные ответы: работа с учебником, историческими документами)
II. Сообщение нового материала.
Итак, одной из причин победы красных в гражданской войне стал международный фактор: в Германии и Австро-Венгрии произошли революции, народы США и Великобритании поддержали революцию в Советской России.
Премьер Великобритании (Слайд 4) Ллойд Джордж писал: “Вся Европа насыщена воздухом революции”. Казалось, еще чуть-чуть и произойдет мировая революция. С точкой зрения В.И. Ленина вы можете познакомиться, посмотрев кадры кинохроники. (Слайд 5)
Для решения этого вопроса в марте 1919 г. в Москве состоялся I конгресс Коминтерна – Коммунистического Интернационала. (Слайд 6)
Какова же главная цель создания Коминтерна? (Слайд 7) Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно проанализировать речь Н. Бухарина на IV конгрессе Коминтерна. Чтобы вам удобней было это сделать, разделитесь на группы. Я предлагаю вам вытянуть жетон любого цвета из предложенных. (Учащиеся вытягивают жетоны)
Ребята, у вас на столах карточки разных цветов: красного, белого и зеленого – соответственно трем силам, участвующим в гражданской войне – займите свои места соответственно цвету карточек. На карточках написаны одни и те же вопросы. (См. Приложение 3)
При анализе Речи Н.И.Бухарина (документ на с.150 учебника) вы должны найти ответы на все поставленные вопросы, но каждая группа отвечает только на свой, выделенный в карточке, вопрос. На эту работу вам 3 минуты. (Слайд 8)
Предлагаю ответить на вопросы каждой группе. (Слайд 9) Итак, какова же главная цель создания Коммунистического Интернационала? (Учащиеся отвечают – объединение пролетариата всех стран для победы мировой революции).
Однако революционное движение в Европе пошло на спад, советско-польская война закончилась неудачей для Советской России, и В.Ленин пришел к выводу, что Европе еще не готова к мировой революции, и от тактики штурма капитализма Ленин предложил перейти к тактике его осады. (Слайд 10) т.е. от политических задач перейти к решению задач экономических, от идеи мировой революции к идее “мирного сосуществования” с капиталистическими государствами.
Беседа с учащимися: Почему Советская Россия не могла обойтись без помощи капиталистов, хотя страна наша богата природными ресурсами? ( В 1920 г. закончилась гражданская война. Необходим приток иностранного капитала).
Почему европейские страны готовы подписать торговые договоры с Советской Россией? (В России богатые природные ресурсы) (Слайд 11).
ИТАК, экономические отношения оказались превыше отношений политических.
Весной 1922 г. (Слайд 12) в Генуе (Италия) для решения европейских экономических и финансовых проблем была созвана международная конференция. Приглашение получило и Советское государство, делегацию которого возглавил Г.В.Чичерин. (Учитель дает краткую информационную справку о Г.В. Чичерине).
Сейчас вам предстоит на 5 минут стать советскими дипломатами. Перед вами стоит проблема: Как вести себя представителям социалистического государства перед представителями капиталистических государств? Вам предстоит разработать тактику поведения советской делегации. Но для этого мы должны создать новые группы. У вас на свободной стороне стола приклеены полоски бумаги, выберите любую полоску и те, у кого на карточке написаны фамилии военачальников Красной Армии, сядут за стол №1. У кого на карточке написаны фамилии военачальников Белой Армии, сядут за стол №2. У кого на карточке написаны фамилии представителей “зеленых”, сядут за стол №3. (На полосках бумаги напечатаны фамилии военачальников времен Гражданской войны: М.В.Фрунзе, А.И.Деникин, Н.И.Махно. Количество полосок соответствует числу учащихся в классе.)
Ребята, переверните свои карточки и посмотрите, не появился ли в вашем стане вражеский лазутчик!
А сейчас, внимание! Вы получаете алгоритм выполнения исследовательской работы, (см. Приложение 4) т.е. план, по которому можно работать и лист ватмана, на котором в течение 6 минут вам предстоит представить тактику поведения советской делегации. (см. Приложение 5) На листе записана проблема, вам нужно выдвинуть гипотезу.
Что такое гипотеза? Учащиеся дают ответ, для проверки показывается Слайд 13
Ребята, какие на ваш взгляд, проблемы будут приоритетными для советской делегации: экономические или политические? Предлагаю разработать тактику поведения делегации. А затем сформулировать выводы, почему именно эти проблемы следовало решать в первую очередь. Подумайте, кто из группы будет защищать ваш проект. ( 4 минуты дается на обдумывание основных положений проекта и 2 минуты на оформление )
Вы можете пользоваться материалом п. “Генуэзская конференция” на с. 147 учебника и Слайдом 14.
Через 6 минут учащиеся выносят и прикрепляют к доске проекты, защищают их.
(Учитель открывает левый элемент доски, на котором прикреплен формат с реальной тактикой советской делегации)
Учитель: Вы предложили интересные идеи, но т.к. это событие уже состоялось и мы знаем, как себя вела советская делегация, я предлагаю сравнить ваш вариант и вариант 1922 г. (см. Приложение 6). Группа, давшая самый правильный вариант, получает “5”, остальные – “4”.
Ситуация для советской делегации складывалась неблагоприятная, но она предприняла
хитрый ход, и в предместье Генуи Раппало заключила договор с Германией о восстановлении дипломатических отношений. Таким образом, кольцо экономической и политической блокады было прорвано, и началась полоса признания. (Слайд 15).
III. Осмысление учебного материала
Ребята, вспомните, какие два подхода Советской России к внешней политике существовало: (Слайд 16). Какой подход стал приоритетным? Почему?
ВЫВОД: Таким образом, мы рассмотрели 2 подхода к внешней политике Советского государства в 20-е гг., выяснили, какой был приоритетным. На этом изучение темы закончилось. Я получила большое удовольствие, работая с вами, и хотела бы узнать ваше отношение к уроку. Предлагаю написать синквейн. (На доску прикрепляется лист с правилами написания синквейна)
Синквейн состоит из 5 строф и выражает ваше отношение к чему-либо.
1 строка – личность или предмет, о котором вы будете говорить, выраженное одним существительным.
2 строка – описание 2 мя прилагательными.
3 строка – описание действия 3 мя глаголами.
4 строка – фраза, показывающая отношение к теме – чувство..
5 строка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Например:
Чичерин
Интеллигентный и эрудированный.
Просвещает, побеждает, преобразовывает.
У него есть революция и Моцарт.
Дипломат.
Кто хочет, может зачитать свои синквейны, остальных прошу сдать их мне.
Спасибо за урок, ребята.