Урок зачет – взаимного опроса.
Тема: «Домонгольская Русь»
Цели:
- Углубить знания и представления школьников об особенностях Древней Руси об образовании государства Киевская Русь. Обобщить исторический материал IX – XIII веков.
- Воспитание у ребёнка ответственности, любознательности и целеустремленности в работе над текстом при подготовке вопросов к зачету, тактичности и терпения при знакомстве с ответами на вопросы.
- Развитие у детей умений: самостоятельно повторять изученный материал, подготовить вопросы классу, внимательно исправлять ошибки и анализировать ответы одноклассников.
Основное содержание: Первое упоминание о государстве «Русь», Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Владимир - Красно Солнышко, Святослав. Принятие христианства. Правление Ярослава Мудрого. «Русская правда». Съезд князей в Любече. Федеральная раздробленность. Правление Владимира Мономаха «Повесть временных лет». Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо, «Слово о полку Игореве». Культура Руси Х – начала ХIII в.
Оборудование урока:
Карты:
1. Киевская Русь в IX в. - начале XIII в.
2. Феодальная раздробленность Руси в XII в. – первой четверти XIII в.
Художественные иллюстрации по теме.
Учебник А.Н. Сахаров, В.И Буганов «История России с древнейших времен до конца XVII века».
Ход урока:
1 этап. Вводная часть. Объяснение целей и задач урока. Пояснений правил: все фамилии учеников написаны на доске, каждый по порядку задает свой вопрос, а за ответы отвечающий получает 1 балл за полный ответ, за неполный ответ 0, 5 балла.
2 этап. Учитель записывает баллы на доске – все наглядно видят результаты своего труда.
3 этап. Итоги урока подводятся коллективно, все посчитывают свои баллы, каждый знает свою оценку за урок. Учитель благодарит класс за работу.
4 этап. Домашнее задание: Подготовить сообщение об одной исторической личностей этой эпохи.
Урок - семинар.
Тема: «Образование единого централизованного государства».
Цели:
- Углубить знания учащихся по истории России в XIII – XV вв: анализ жизни и деятельности исторических личностей от Ивана Калиты до Ивана III. Проследить причину и процесс образования единого государства.
- Осознать место России в мире Средневековья, отметить героический подвиг России перед Европой в борьбе с монголо – татарским нашествием, сформировать и воспитать у учащихся глубокое уважение и гордость за русский народ на примере Дмитрия Донского и Ивана III.
- Развить у учащихся умение пересказывать, анализировать исторические события, самостоятельно изучать дополнительный материал при подготовке к семинару. Развить в детях активную жизненную позицию и патриотизм.
Методы обучения:
Продуктивный, частично – поисковый, эвристический.
Оборудование:
- Портреты Рюриковичей.
- Карта «Образование и расширение Российского государства XIV – XVI вв.»
Ход урока:
1 этап. Вводно – мотивационный. Учитель начинает урок с приветствия детей, объявляет тему, цели и задачи урока. Настраивает всех на успешную работу, подчеркивая историческую важность этой темы. Затем выясняет наличие докладчиков и распределяет выступления по очереди. Темы сообщений написаны на доске.
2 этап. Доклады на тему: «Причины возвышения Москвы»
«Правление Ивана Калиты и его сыновей»
«Дмитрий Донской и слава Куликовской битвы»
«Сергий Радонежский»
«Правление Ивана III»
«Реформы Ивана III».
После выступления каждого докладчика учитель задает классу несколько вопросов, соответствующих теме доклада, обостряя внимание учеников на конкретных исторических фактах.
3 этап. В конце урока учитель подводит итоги работы, отмечает заслуги докладчиков и ответивших на дополнительные вопросы, объявляет оценки и благодарит всех за участие в работе.
4 этап. Объявление домашнего задания – повторить главу 3 и подготовиться к конкурсу по теме:«От Руси к России» (О борьбе народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII – XV вв.).
Урок - игра « соревнуются сильнейшие».Тема: «От Руси к России».
Цели:
- Углубить знания учащихся по истории России в XIII – XV вв, анализ жизни и деятельности исторических личностей от Ивана Калиты до Ивана III. Проследить причину и процесс образования единого государства.
- Осознать место России в мире Средневековья, отметить героический подвиг России перед Европой в борьбе с монголо – татарским нашествием сформировать и воспитать у учащихся глубокое уважение и гордость за русский народ на примере Дмитрия Донского и Ивана III.
- Развить у учащихся умение пересказывать, анализировать исторические события, самостоятельно изучать дополнительный материал при подготовке к уроку. Развить в детях активную жизненную позицию и патриотизм.
Методы обучения:
Продуктивный, частично – поисковый, эвристический.
Оборудование:
- Портреты Рюриковичей,
- карты: борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII – XV вв.; «образование и расширение Российского государства (XIV – XVI вв.).
Ожидаемый результат: достижение целей урока, доставить удовольствие детям и получить удовлетворение в совместной игре с детьми.
Ход игры
Учитель приветствует детей, распределяет их по командам в общей аудитории, объясняет условия игры. Знакомство с членами жюри, объявление системы оценивания..
Этапы игры:
1. Конкурс «Что? Где? Когда?». Командам раздаются документы, прочитав, дети должны сказать: где и когда это событие произошло? Описание события. Оценка до трех баллов.
2. Каждой команде раздаются схемы династии Рюриковичей от Ивана Калиты до Ивана IV.
Необходимо дописать пропущенных Рюриковичей и охарактеризовать их. Оценка по одному баллу.
3. Нарисовать карту (по памяти):
Первая команда – «Невская битва»
Вторая команда – «Ледовое побоище»
Третья команда – «Куликовская битва».
Каждой команде выделяются фломастеры, карандаши и бумага. По готовой карте участник игры объясняет ход битвы. Оценка до пяти баллов.
4. «Как это было в истории». Командам раздаются иллюстрированные эпизоды из игры «Ты – на княжеской службе» из журнала «Наша школа». В каждом эпизоде - четыре задания. Оценка по одному баллу за каждое задание.
5. Командам раздаются тесты с объяснениями устаревших слов (темник, посадник, тать, сбитень, подклеть, толмач, треух и т.д.). Оценка по одному баллу за правильный ответ.
Игра окончена. Учитель благодарит детей, призывает их внимательно изучать историю России, развивать в себе патриотизм и национальную гордость за героическое прошлое в борьбе с монголо – татарским нашествием. Недаром сказал Александр Невский: «Кто с мечом придет, тот от меча и погибнет!». Имена Дмитрия Донского и Александра Невского увековечены в нашей истории: в июне 1942 года учрежден боевой орден Александра Невского.
Жюри подвело итоги, объявляются победители и отличившиеся в игре. Награждение.
Домашнее задание. Читать дополнительную литературу.