Урок мужества, посвященный 110-летию со дня рождения Г.К. Жукова

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с краткой биографией маршала Жукова, его личностными качествами.
  2. Показать вклад Жукова в дело Великой Победы.
  3. Формировать гражданско-патриотическую позицию учащихся, воспитывать уважение к защитникам Отечества

Оборудование:

Портрет Г. К. Жукова, плакат, мультимедийный проектор, компьютер

Ход урока

1. Организационный момент.

На доске портрет Жукова и плакат со словами: “На полководческом небосклоне среди звезд первой величины его звезда – самая яркая. “Баталий не проигрывал” - так сказал о себе когда-то Суворов. Эти слова благодарные потомки вправе отнести и маршалу Г. К. Жукову”

2. Введение в тему урока

Учитель: 1 (2) декабря 2006 года исполняется 110 лет со дня рождения Г. К. Жукова – выдающегося русского полководца, который в годину суровых испытаний Великой Отечественной войны заслуженно снискал себе лавры спасителя Отечества. Он был там, где случались катастрофы и провалы, и кардинально выправлял положение.

3. Сообщение учащегося.

Жуков Г. К. 1896 -1974 гг. – Маршал Советского Союза. Родился в Калужской губернии, в деревне Стрелковке.

Деревня Стрелковка… Надо думать, название восходит к тем далеким временам, когда в ней жили стрельцы, стоявшие на страже русских рубежей. Едва ли жившие в Стрелковке помнили об этом: слишком много поколений сменилось с тех пор. В годы детства Жукова деревня ничем не выделялась из тысяч русских деревень. Бедность, земля рожала плохо. Мужчины - часто на отхожем промысле, в поле – женщины и дети.

Отца Жуков видел мало, он сапожничал в городах. Мать билась на тяжелой работе. Заработки… “Я думаю, - напишет на склоне лет Г.К.Жуков, - нищие собирали больше”. Еще он напишет: “Спасибо соседям, они иногда нас выручали то щами, то кашей. Такая взаимопомощь в деревнях была не исключением, а скорее традицией дружбы и солидарности русских людей, живших в тяжелой нужде”. Взращенной веками солидарности, проявлявшейся и на ратном поле, и тогда, когда нужно было выжить в неурожайные годы. На этом стоит жизнь человека. Просто и понятно, доступно разумению мальчика.

Когда пришел вечер жизни, Жуков часто возвращался к детству. Он помнил, как в церковноприходской школе семи лет попал к “хорошему человеку”, первому учителю Сергею Николаевичу Ремизову. Мудрый народный учитель, вводивший своих маленьких питомцев в XX век. Учивший их, как подсказывало сердце, и никогда не повышавший голоса на деревенских ребят. “Отец Сергея Николаевича, - еще помнил Жуков, - тихий добрый старичок, был священником и преподавал в нашей школе “закон божий”.

Ещё юношей Георгий перебрался в город, поначалу стал работать подмастерьем. Позже его призвали в армию и вскоре он оказался на фронтах Первой мировой. Жуков был хорошим солдатом и кавалеристом. Сражаясь наравне со всеми, дослужился до унтер-офицера. Он был награжден двумя георгиевскими крестами. Когда в России произошла революция, - вступил в Красную Армию. Окончил высшие пулеметные и кавалерийские курсы, в гражданскую войну командовал эскадроном.

В 1938 г. Г. К. Жуков – заместитель командующего Белорусским особым военным округом. В 1939 г. он возглавлял 1-ю армейскую группу советских войск, которая совместно с частями монгольской Народно-революционной армии разгромила японские войска в боях на реке Халхин-Гол. Жуков перестроил всю систему управления, установил жесткую дисциплину и в ходе тяжелейших и упорных боев нанес японской армии сокрушительное поражение. За эти достижения был удостоен звание Героя Советского Союза.

В 1940 г. Жуков был назначен командующим Киевским особым военным округом, которому в вероятной войне с Германией отводилась главная роль. Но после неудач в войне с Финляндией был переведен в Москву. Здесь полководец принял активное участие в разработке мероприятий по усилению боевой готовности Красной Армии.

Начало войны с Германией застало Жукова в должности начальника Генерального штаба и заместителя наркома обороны, с 23 июня 1941 г. он – член Ставки Верховного Главнокомандования, командующий Резервным и Ленинградским фронтами, главнокомандующий Западным направлением.

Г. К. Жуков был наиболее ярким полководцем Великой Отечественной войны. Не зря среди солдат бытовало: “Где Жуков, там и победа”. Г. К. Жуков был наделен талантом стратегического мышления и выдающимися организаторскими способностями, ему были свойственны стальная воля и острый ум. В литературе нередко подчеркивают жесткость маршала. Но следует иметь в виду, что сам характер войны, создавал ситуацию, в которой военачальнику приходилось принимать крайние меры. И все же Жуков стремился, чтобы понесенные красной Армией жертвы были минимальными. Так было в блокадном Ленинграде и под Москвой в 1941 году, под Сталинградом в 1942 году, под Курском и на Украине в 1943 году. Не было ни одной крупной операции в Великой Отечественной войне, в которой Г. К. Жуков не принимал участие. Он руководил штурмом Берлина, принимал безоговорочную капитуляцию поверженного противника и Парад Победы 24 июня 1945 года.

4. Просмотр фрагментов

- Перелом под Москвой

- Победный май

- Москва встречает победителей

5. Сообщение учащегося

Кровную связь с народом Г. К. Жуков пронес через всю свою жизнь. Судьбы родины и семьи для него были неотделимы. В семье, в окружающей его жизни он черпал силы для служения Отчизне, а на священной службе Отчизне выполнял свой долг перед семьей и народом. Защищая Родину, он защищая жизнь родных и близких.

Заглянем в одно из немногих писем Георгия Константиновича жене Александре Диевне и дочерям Эре и Элле в Великую Отечественную войну. Строки этого письма лучше, чем библиотека книг, отражают внутренний мир прославленного полководца.

“Действующая армия. 10. 2. 44.

Дорогая моя!

Шлю тебе свой привет. Крепко-крепко целую тебя и особенно вместе с ребятами.

Спасибо за письмо, за капустку, бруснику и за все остальное.

Дела наши идут, в общем, хорошо. Все намеченные дела армией выполняются хорошо.

В общем, дела Гитлера идут к полному провалу, а наша страна идет к безусловной победе, к торжеству русского оружия.

В общем, фронт справляется со своими задачами, дела сейчас за тылом, тыл должен очень много работать, чтобы обеспечить потребности фронта, тыл должен хорошо учиться, морально быть крепким, тогда победа наверняка будет за русскими.

Крепко, крепко тебя целую.

Твой Г. Жуков”

В коротком письме, как в капле моря, весь Жуков. Он жил только интересами войны, которую расценивал как вдохновенный труд фронта и тыла. Всего народа. Так и будет завоевана, обязательно завоевана Победа. А личный вклад в нее? Маршала мало заботила слава сама по себе. О ней позаботилась история.

6. Заключительное слово учителя

Послевоенная судьба полководца сложилась не лучшим образом. В 1946 и 1947 годах Г. К. Жуков чудом не разделил судьбу репрессированного маршала М. Н. Тухачевского. В период острой борьбы за власть, наступившей после смерти И. В. Сталина, о нем вспомнили. Он был нужен при аресте Берии и во время разгрома “антипартийной группировки”.

В 1955-1957 годах – министр обороны СССР. Но уже в 1957 году его вывели из Президиума и Центрального Комитета, а в марте 1958 года уволили в отставку. Решение об отставке было беспрецедентным: Маршалы Советского Союза ей не подлежали.

Да конца жизни Георгий Константинович Жуков находился под негласным надзором спецслужб, находясь по сути дела под домашним арестом. Знаменитые мемуары полководца подвергались тщательной цензуре. И в мирные годы маршалу пригодились его полководческие и человеческие таланты – смелость, мужество, умение бороться и отстаивать свои принципы. Умер Г. К. Жуков в 1974 году. Прошло более 20 лет после его смерти, когда в Москве был установлен памятник Жукову – дань благодарной памяти народа, которому он служил и который защищал.

Литература

  1. Яковлев Н. Н. Избранные произведения. – М.: Мысль, 1990.
  2. Ляхов П. Р. Великие полководцы. – М.: Астрель, 2002
  3. Миркина А. Д., Яровиков В. С. Маршал Жуков: полководец и человек. – М., 1988
  4. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления.
  5. Мультимедиа CD-ROM “От Кремля до Рейхстага”, 2001 г.