Западная Европа в XI–XV веках

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи урока:

  • Способствовать формированию оценочных суждений о деятелях и событиях XI-XV веков.
  • Закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий.
  • Развивать у учащихся умение обобщать и оперировать историческими фактами, используя любой вид заданий, в том числе и познавательные задания.
  • Сформировать понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, исторические подходы к оценке личности.

План урока

  1. Вводное слово учителя
  2. Задания учащимся
  3. Подведение итогов урока
  4. Выставление оценок
  5. Вводное слово:

Урок обобщающего повторения составлен в форме заданий, которые не только позволяют повторить пройденный материал, но и сделать это в интересной, увлекательной форме. Для того, чтобы уроки обобщающего повторения проходили интересно и увлекательно я составляю различные формы уроков: урок-КВН, урок-диспут, урок-“Устный журнал”, урок занимательных заданий.

Ход урока

Задание 1.

Составьте словесный портрет государственного деятеля, вызывающего у вас наибольшую симпатию. (Задание для двоих человек).

Конкурс:

Кто знает наибольшее количество дат? (написать их на карточках).

Задание 3.

Какое отношение имеют к истории цветы? Какие цветы к каким странам относятся?

Задание 4.

Во Франции королю помогал управлять государством орган? который назывался - ? (Генеральные штаты), а в Англии - ? (парламент). Как назывался орган управления в Священной Римской империи? (его не было) и в Испании?

Задание 5.

Совершим путешествие в далекие времена: как известно целью первого крестового похода был Иерусалим, когда рыцарь Рональд возвращался во Францию, итальянцы отправились в Иерусалим с целью освоения новых земель. Предположите где их пути могли пересечься? - работа с картой (2 человека).

Задание 6.

Какой крестовый поход возглавили самые могущественные правители в Европе? Что это за правители?

Задание 7.

Обратимся к документам: средневековые короли всегда прислушивались к советам умных придворных. Представьте себя на месте придворного. Что бы вы посоветовали предпринять королю, чтобы не допустить крестьянских восстаний? Итак совет-рекомендация: Если бы советником был я то …

Задание 8.

Аукнули в VI веке а откликнулось -? О каком событии идет речь? Причиной каких событий послужило толкование этого документа, созданного в VI веке?(салическая правда). - Земельное же наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу.

Задание 9.

О каком событии идет речь? из хроники У Шекспира “Ричард третий “

Теперь же Ричмонд и Елизавета,
наследники двух царственных домов,
соединятся Божьим дозволением.
А если Бог благословит их дети
вернут на землю нежноликий мир,
и благоденствие и изобилье!

(Ричмонд-король Генрих VII, Елизавета – дочь короля Йорка, речь идет о войне Алой и Белой Роз).

Задание 10.

Предположите, как следовало бы действовать Барбароссе и Фридриху II Штауфену, чтобы навсегда победить римских пап?

Задание 11.

Откуда англичане взяли силы для войны Алой и Белой Розы сразу после того. как они проиграли столетнюю войну?

Задание 12.

Письменное Задание троим учащимся. Первый пишет на доске всех известных ему королей Англии, второй – Франции, третий - королей и императоров Священной Римской империи.

Задание 13.

В испании от страха онемелой
царили Фердинанд и Изабелла,
но властвовал железною рукой
великий инквизитор над страной. (Лонгфелло)

Как вы понимаете слова о “царивших Фердинанде и Изабелле “ и правившем великом инквизиторе? кто такой Великий инквизитор? Что значит царствовать но не управлять?

Задание 14.

О ком идет речь?

Ум против смелости, хитрость против прямоты, осторожность против безрассудства?

Кто победил в конечном итоге?(Людовик XI и карл смелый)

Задание 15.

Если мы возьмем окончание фамилии одной нашей ученицы (Челокян), а затем обратим наши взоры на птичий двор и отнимем последнюю букву у этой птицы, мы получим имя и фамилию того, кто хотел, чтобы церковь занималась спасением души, а не вмешивалась в мирские дела. (Ян Гус)

Задание 16.

Письменные задания: В нашем лукошке много имен, каждый из них сыграл определенную роль в истории: Гуго Капет, Иоанн Безземельный, Генрих IV, Генрих II Плантагенет, Жанна Д арк, Филипп IV красивый, Фридрих Барбаросса, Гильом Каль, Эдуард III, Григории VII, Уот Тайлер, Урбан II, Ян Гус, Ян Жижка, Лотарь.

Подчеркните:

  • прямой линией имена королей,
  • волнистой линией - имена духовенства,
  • пунктиром – имена народных героев.

Задание 17.

Установите последовательность событий. Составьте логическую цепочку: Столетняя война -…

Задание 18 .

Назовите признаки раздробленного и централизованного государства (не менее трех).

раздробленное государство: централизованное государство:
1. 1.
2. 2.
3. 3.

Задание 19. Соотнесите имена и годы правления королей:

1. Людовик XI а)1212-1250
2. Генрих II Плантагенет б)1461-1483
3. Людовик IX в)1154-1189
4. Фридрих II г)1226-1270

Задание 20.

Найдите ошибки:

Филипп IV

Красивый, король Англии, вел длительную и безуспешную войну против Римской церкви. Война закончилась поражением Филиппа, его хождением в Каноссу, а потом и Авиньонским пленением самого Филиппа.

Задание 21.

Продолжите предложение: результатом бездарного правления Иоанна Безземельного были следующие меры:

1…

2…

Подведение итогов урока.