Цели и задачи урока:
- Способствовать формированию оценочных суждений о деятелях и событиях XI-XV веков.
- Закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий.
- Развивать у учащихся умение обобщать и оперировать историческими фактами, используя любой вид заданий, в том числе и познавательные задания.
- Сформировать понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, исторические подходы к оценке личности.
План урока
- Вводное слово учителя
- Задания учащимся
- Подведение итогов урока
- Выставление оценок
- Вводное слово:
Урок обобщающего повторения составлен в форме заданий, которые не только позволяют повторить пройденный материал, но и сделать это в интересной, увлекательной форме. Для того, чтобы уроки обобщающего повторения проходили интересно и увлекательно я составляю различные формы уроков: урок-КВН, урок-диспут, урок-“Устный журнал”, урок занимательных заданий.
Ход урока
Задание 1.
Составьте словесный портрет государственного деятеля, вызывающего у вас наибольшую симпатию. (Задание для двоих человек).
Конкурс:
Кто знает наибольшее количество дат? (написать их на карточках).
Задание 3.
Какое отношение имеют к истории цветы? Какие цветы к каким странам относятся?
Задание 4.
Во Франции королю помогал управлять государством орган? который назывался - ? (Генеральные штаты), а в Англии - ? (парламент). Как назывался орган управления в Священной Римской империи? (его не было) и в Испании?
Задание 5.
Совершим путешествие в далекие времена: как известно целью первого крестового похода был Иерусалим, когда рыцарь Рональд возвращался во Францию, итальянцы отправились в Иерусалим с целью освоения новых земель. Предположите где их пути могли пересечься? - работа с картой (2 человека).
Задание 6.
Какой крестовый поход возглавили самые могущественные правители в Европе? Что это за правители?
Задание 7.
Обратимся к документам: средневековые короли всегда прислушивались к советам умных придворных. Представьте себя на месте придворного. Что бы вы посоветовали предпринять королю, чтобы не допустить крестьянских восстаний? Итак совет-рекомендация: Если бы советником был я то …
Задание 8.
Аукнули в VI веке а откликнулось -? О каком событии идет речь? Причиной каких событий послужило толкование этого документа, созданного в VI веке?(салическая правда). - Земельное же наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу.
Задание 9.
О каком событии идет речь? из хроники У Шекспира “Ричард третий “
Теперь же Ричмонд и Елизавета,
наследники двух царственных домов,
соединятся Божьим дозволением.
А если Бог благословит их дети
вернут на землю нежноликий мир,
и благоденствие и изобилье!
(Ричмонд-король Генрих VII, Елизавета – дочь короля Йорка, речь идет о войне Алой и Белой Роз).
Задание 10.
Предположите, как следовало бы действовать Барбароссе и Фридриху II Штауфену, чтобы навсегда победить римских пап?
Задание 11.
Откуда англичане взяли силы для войны Алой и Белой Розы сразу после того. как они проиграли столетнюю войну?
Задание 12.
Письменное Задание троим учащимся. Первый пишет на доске всех известных ему королей Англии, второй – Франции, третий - королей и императоров Священной Римской империи.
Задание 13.
В испании от страха онемелой
царили Фердинанд и Изабелла,
но властвовал железною рукой
великий инквизитор над страной. (Лонгфелло)
Как вы понимаете слова о “царивших Фердинанде и Изабелле “ и правившем великом инквизиторе? кто такой Великий инквизитор? Что значит царствовать но не управлять?
Задание 14.
О ком идет речь?
Ум против смелости, хитрость против прямоты, осторожность против безрассудства?
Кто победил в конечном итоге?(Людовик XI и карл смелый)
Задание 15.
Если мы возьмем окончание фамилии одной нашей ученицы (Челокян), а затем обратим наши взоры на птичий двор и отнимем последнюю букву у этой птицы, мы получим имя и фамилию того, кто хотел, чтобы церковь занималась спасением души, а не вмешивалась в мирские дела. (Ян Гус)
Задание 16.
Письменные задания: В нашем лукошке много имен, каждый из них сыграл определенную роль в истории: Гуго Капет, Иоанн Безземельный, Генрих IV, Генрих II Плантагенет, Жанна Д арк, Филипп IV красивый, Фридрих Барбаросса, Гильом Каль, Эдуард III, Григории VII, Уот Тайлер, Урбан II, Ян Гус, Ян Жижка, Лотарь.
Подчеркните:
- прямой линией имена королей,
- волнистой линией - имена духовенства,
- пунктиром – имена народных героев.
Задание 17.
Установите последовательность событий. Составьте логическую цепочку: Столетняя война -…
Задание 18 .
Назовите признаки раздробленного и централизованного государства (не менее трех).
раздробленное государство: | централизованное государство: |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
Задание 19. Соотнесите имена и годы правления королей:
1. Людовик XI | а)1212-1250 |
2. Генрих II Плантагенет | б)1461-1483 |
3. Людовик IX | в)1154-1189 |
4. Фридрих II | г)1226-1270 |
Задание 20.
Найдите ошибки:
Филипп IV
Красивый, король Англии, вел длительную и безуспешную войну против Римской церкви. Война закончилась поражением Филиппа, его хождением в Каноссу, а потом и Авиньонским пленением самого Филиппа.
Задание 21.
Продолжите предложение: результатом бездарного правления Иоанна Безземельного были следующие меры:
1…
2…
Подведение итогов урока.