Цель: Воспитание патриотизма и гражданственности у детей путём популяризации государственных символов Российской федерации.
Задачи: формировать у подростков представление о государственной символике и преемственности в ней;
- Приобщать учащихся к чтению о российской символике;
- Развивать творческие способности и коммуникативные навыки подростков;
- Способствовать интеллектуальному развитию учащихся.
Форма: игра-соревнование.
Информация к размышлению: Символы России нужны как воплощение её истории, отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.
Подготовительный этап: изучить с учащимися все разделы методического пособия “Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов Российской Федерации в школе” сост. М.К. Антошин.
Оборудование:
1. Раздаточный материал к игре с практическим заданием (см. Приложения).
2. Гимн России.
3. Минусовые фонограммы песен “Дороги России”, “Как упоительны в России вечера”, “С чего начинается Родина”, “Катюша”, гимн России.
Ход мероприятия
Ведущий:
Говорят, много стран есть не хуже ее
Вся земля мною нежно любима
Но с Россией сравнить? С нею сердце моё
И она для меня несравнима.
Песня “Дороги России”
Ведущий:
Только вдумайтесь, вслушайтесь,
В слово Россия
В нём и росы и синь, и сиянье и сила!
1 чтец: Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это Россия…
2 чтец: Ты смотришь в ясное голубое небо. Идешь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это – Россия…
3 чтец: Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след. И это Россия
Ведущий: А еще Россия – это российский государственный флаг, ныне представляющий собой полотнище из трех равновеликих белой, синей и красной полос; герб, на котором красуется золотой двуглавый орел под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах и красным щитком на груди, где изображен воин - драконоборец; и слова гимна, написанные С.В. Михалковым на музыку А.В. Александрова.
Звучит гимн Российской Федерации.
Ведущий: Здравствуйте! Сегодня у нас необычный день. Мы подведём итог нашим знаниям о Российской государственной символики.
Прежде чем мы познакомимся с командами, хочу представить членов нашего жюри. Представление членов жюри. В нашем зале команды. Давайте их поприветствуем
Представление играющих команд
Мы начинаем нашу игру. Внимательно слушайте правила.Задача каждой команды собрать из полос трёх цветов как можно больше изображений Российских флагов.Команды сами выбирают себе номер вопроса и полосу соответствующего цвета на нашем игровом поле.
Отвечают на выбранный вопрос все команды в порядке поднятия флажка, если две команды одновременно подняли флажок право ответа у команды, выбиравшей задание. Справившиеся с заданием команды, получают жетон соответствующего цвета для сбора флажков. Всего может быть собрано по 5 флажков. У кого окажется, собрано большее количество флажков, тот становится победителем.
Игровое поле
I сектор. «Флаги России».
II сектор. “Русское народное творчество”.
Надо закончить начатую пословицу.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Велика русская земля и везде солнышко.
Золоту – старости нет, родине – цены нет.
Всякому мила – своя сторона.
Человек без родины – что соловей без песни.
На чужой стороне – Родина милей вдвойне.
III сектор. “Исторические гербы”.
Собрать гербы Российской Федерации разных времён из деталей и определить временной отрезок существования каждого герба.
1. Герб России 1857 года, принятый указом Александра II.
2. Герб РСФСР 1918 года, принятый В.И.Лениным.
3. Герб ССР 1924 года, принятый на II съезде Советов.
IV сектор. “Триколор.
Рассмотреть изображения бело-сине-красных флагов. Подписать названия стран.
- Чехия.
- Словения.
- Хорватия.
- Словакия.
- Россия.
- Франция.
V сектор. “Угадай слова”.
Угадать из какого гимна взяты строчки, и поднять соответствующую табличку.
1. О, провидение, Благословение Нам
ниспошли! К благу стремление,
В счастье смирение, В скорби терпение. Дай на
земли! (Боже, царя храни)
2. Союз нерушимый республик свободных
Сплотила на веки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый могучий Советский союз. (Гимн СССР)
3. Перводержавную Русь Православную
Боже, храни!
Царство ей стройное,
В силе спокойное. (Молитва русских)
4. Весь мир насилья мы разрушим до
основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим:
Кто был ничем, тот станет всем! (Интернационал)
5. Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена! (Гимн России)
VI сектор.
“Музыкальная пауза”.Каждой из команд предлагается спеть по одному куплету из песен.
“С чего начинается Родина”
1. С чего начинается Родина
С картинку в твоём букваре
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе.
“Катюша”
1. Расцветали яблони и груши
Поплыли туманы над рекой
Выходила на берег Катюша
На высокий берег на крутой.
“День победы”
1.День победы как он был от нас далёк
Как в печи потухшей таял уголёк
Были версты обгорелые в пыли
Этот день мы приближали, как могли.
“Как упоительны в России вечера”
1. Как упоительны в России вечера
Любовь, шампанское, закаты, переулки
Ах, лето красное забавы и прогулки
Как упоительны в России вечера.
VII сектор. “Блиц-турнир”
Письменно ответить на вопросы блиц турнира
1. Что является прародителем будущих гербов?
П |
Е |
Ч |
А |
Т |
И |
М |
О |
Н |
Е |
Т |
Ы |
2. Что в переводе с польского означает слово герб?
Н |
А |
С |
Л |
Е |
Д |
С |
Т |
В |
О |
3. Где непременно должно быть зафиксировано описание флага российского государства?
К |
О |
Н |
С |
Т |
И |
Т |
У |
Ц |
И |
Я |
4. Как называется наука, занимающаяся изучением флагов и знамён?
В |
Е |
К |
С |
И |
Л |
Л |
О |
Л |
О |
Г |
И |
Я |
5. С именем, какого великого царя связывают возникновение государственного герба России?
И |
В |
А |
Н |
||||
Ф |
Л |
О |
Т |
А |
6. Отличительным знаком, каких российских войск является Андреевский флаг?
М |
О |
Р |
С |
К |
О |
Г |
О |
7. Как назвать одним словом корону, скипетр и державу на гербе России?
Р |
Е |
Г |
А |
Л |
И |
И |
8. Как называется раздел истории, изучающий гербы и их происхождение.
Г |
Е |
Р |
А |
Л |
Ь |
Д |
И |
К |
А |
VIII сектор. “Понятия”.
Выбрать из предложенных слов определения для каждого цвета флага России. Непорочность, небо, плотский, духовность, отвага, мир, постоянство, небесный, чистота, героизм, божественный, благородство, огонь, вера, кровь.
Белый: 1) непорочность; 2) мир; 3) божественный; 4) чистота; 5) благородство.
Синий: 1) небо; 2) духовность; 3) небесный; 4) вера; 5) постоянство.
Красный: 1) плотский; 2) отвага; 3) героизм; 4) огонь; 5) кровь.
IX сектор. “Устами младенца”.
ФЛАГ. 1.Это символ России. 2. Мы его иногда рисуем карандашами и красками. 3. Его часто можно встретить на улице. 4. Когда идёшь на демонстрацию, то их очень много вокруг. 5. Его прикрепляют к палке, он бело-сине-красный.
ГЕРБ. 1. Их очень много 2. В моей семье он тоже есть. 3. Он очень красивый. 4. На нём много разных картинок. 5. На нём изображена птица с большими крыльями.
ГИМН. 1.Он очень красивый, ему много лет. 2. Он существует в России давно, и мы его изучаем 3.Он постоянно меняется 4. У России их было семь. 5. Он мелодичный и его можно петь.
X сектор.
“Создание гимнов”.
XI сектор. “История в лицах”.
1. Кто изображён на портрете и как эти люди связаны с геральдикой?
Василий Андреевич Жуковский.
2.
Сергей Владимирович Михалков.
3.
Алексей Федорович Львов.
4.
А.В.Александров.
XII Сектор. “Правда или нет”.
1. Правда ли, что герб РСФСР был принят вторым среди гербов союзных республик? (Нет, не правда. Герб РСФСР первый среди гербов союзных республик – первоначально выполнял функцию государственного герба. Он был введён Конституцией 10 июля 1918 года.)
2. Правда ли, что нынешний герб Российской Федерации представляет собой жёлтый геральдический щит с серебряным двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья?
(Нет, не правда. Геральдический щит – красного цвета и орел золотой, а не серебряный.)
3. Правда ли, что на гербе России 1857 года, принятого указом Александра 2 был орёл в окружении земельных эмблем на фоне горностаевой мантии, ниспадавшей из-под шлема, увенчанного короной, щитодержатели – архангелы и знамёна с черными двуглавыми орлами дополняли изображение. (Да, это правда)
3. Правда ли, что на гербе России 1730 года. Двоеглавый орёл чёрный, на главах короны, а наверху в середине большая императорская короны – золотые, в середине того орла, Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копьё жёлтые, венец жёлтой тоже, змий чёрный. (Да, это правда)
4. Правда ли, что на гербе РСФСР 1918 года. Центральное место в нём занимают серп и молот, символизируя союз двух трудящихся классов – рабочих и крестьян. (Да, это правда)
5. Правда ли, что на современном гербе России. На груди орла в красном щите – золотой всадник в жёлтом плаще, поражающий копьём черного, опрокинутого навзничь и попранного конём змия.
(Нет, не правда. Всадник на щите серебряный, плащ у него синий, и поражает он копьём дракона.)
6. Правда ли, что на гербе РСФСР 1918 года Серп и молот были помещены на жёлтом геральдическом щите, освещённом лучами восходящего солнца? (Нет, не правда. Щит был красного цвета.)
7. Правда ли, что на нынешнем гербе Российской Федерации орёл увенчан двумя малыми коронами и одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой держава? (Да, это правда.)
8. Правда ли, что на гербе РСФСР 1918 года Колосьев в гербе было четырнадцать – по числу крупных национальных единиц Российской Федерации. А синяя лента с лозунгом “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” завершала композицию. (Нет, не правда. Лента была красного цвета.)
Музыкальная композиция “Как упоительны в России вечера”.
Заключение: Подведение итогов, награждение победителей.