Цели урока:
1) образовательная:
- создать условия для формирования представлений учащихся об условиях жизни феодалов.
2) развивающая:
- продолжить работу по развитию навыков целеполагания и самостоятельной деятельности в группах.
3) воспитательная:
- воспитание культуры делового общения.
Основные понятия: замок, палица, кольчуга, латы, забрало, турнир, герольд, герб, девиз.
Тип урока: открытие новых знаний.
Тип знаний: понятие.
Оборудование урока: учебник “История средних веков” (Агибалова Е. В., Донской Г.М. -М.: Просвещение, 2005), иллюстрация с изображением рыцаря, алгоритм работы в группе, раздаточный материал, экран, компьютер, проектор, презентация “ Рыцарский замок” (составлена учителем).
Ход урока
Урок начинается с приветствия учителем учащихся, дети сидят группами, которые могут быть постоянного или переменного состава.
I этап урока
а) создание проблемной ситуации через побуждающий диалог (столкнуть мнения учащихся практическим заданием), открытие темы урока.
- Учитель обращает внимание учащихся на доску, на которой прикреплено изображение рыцаря. Задается вопрос учащимся: “Кто изображен на иллюстрации?”
- Дети говорят рыцарь, так как рыцарь - конный воин.
- На экране появляется 1 слайд (Где из предложенных зданий мог бы жить рыцарь? Обоснуйте своё мнение. Здания под номерами). В течение 3 минут ребята работают в группах, а затем из карточек с цифрами от 1 до 6 выбирают ту, которая, по их мнению, соответствует номеру жилища рыцаря на слайде; один учащийся из группы выходит к доске и крепит карточку с номером к иллюстрации на доске.
- Учитель спрашивает: почему был сделан такой выбор?
- Ребята объясняют, описывают, как, по их мнению, должен был выглядеть дом рыцаря.
- Учитель предлагает учащимся проверить их предположения; на экране слайд № 2 (изображение замка), если какая-то группа ошиблась, то почему произошла ошибка.
- Учащиеся говорят, что данную тему ещё не изучали.
- Учитель обращает внимание учеников на изображение рыцаря на доске и рыцарский замок на слайде № 2 и просит сформулировать тему урока.
- Дети называют тему урока: “В рыцарском замке” или “Рыцарский замок”, “Замок рыцаря” (учитель может записать любой вариант, т. к. смысл одинаков)
- Учитель задает учащимся вопрос: Что бы они хотели узнать на уроке? (таким образом, происходит целеполагание, учащиеся сами формулируют цели своей работы), ответы учащихся записываются на доску: занятия рыцарей, условия жизни, их жилище и т.д.
- Учитель просит учеников описать дом рыцаря, изображенный на слайде № 2 (дети говорят, что дом рыцаря похож на крепость, построен из камня, имеет прочные стены, хорошо укреплен и т.д.) и ставит перед учащимися проблему: С чем было связано то, что у рыцаря был именно такой дом, а не другой?
б) поиск решения (через выдвижение и проверку гипотез)
Гипотезы записываются на доску: для защиты от врагов, для хранения богатства, для приёма гостей, для ведения воины и т.д.
- Чтобы проверить гипотезы и решить проблему организуется работа в группах (5 групп по 5-6 человек на 7-10 минут). Каждой группе выдаётся алгоритм работы.
1 группа.
Прочитайте п.1 “Замок рыцаря”, с.91-92.Выполните задания.
1. Что такое замок? (выписать определение).
2. Что нового вы узнали о замке из текста учебника?
3. Что означает поговорка “Мой дом – моя крепость”.
4. Зачем феодалам так необходимы были замки?
2 группа.
Прочитайте п.2 “Снаряжение рыцаря”, с.92-93 (до последнего абзаца). Выполните задания.
1. Выпишите в тетрадь определения понятий:
- палица;
- кольчуга;
- латы;
- забрало.
2. Опишите вооружение рыцаря.
3. Зачем феодалам было необходимо тяжёлое вооружение?
3 группа.
Прочитайте текст на с.93 (начиная с последнего абзаца + воспитание рыцаря) и ответьте на вопросы.
1. Как воспитывали рыцаря?
2. Зачем феодалам было необходимо специальное воспитание?
4 группа.
Прочитайте пункт 3 “Развлечения рыцарей”, с.94-95 и выполните задания.
1. Выпишите в тетрадь определения понятий:
- турнир;
- герольд.
2. Назовите любимые развлечения рыцарей.
3. Опишите рисунок на с. 94.
4. Какое значение имели для феодалов турниры и охота?
5 группа.
Прочитайте пункт 4 “Позор и срам мне страшны – не кончина”, с. 95-96 и выполните задания.
1. Выпишите в тетрадь определения понятий:
- герб;
- девиз.
2. Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов?
3. Насколько образ “идеального рыцаря” соответствовал реальному облику и поведению господ?
4. Какое поведение мы сейчас называем рыцарским?
5. Какому занятию феодалов соответствовал кодекс рыцарской чести?
II этап урока. Воспроизведение знаний.
- Учащиеся группы № 1 рассказывают о своём задании, дают определение термину замок (слайд 2), предлагают решение главной проблемы.
- ребята группы № 2 объясняют, что такое палица, кольчуга, латы, забрало (слайд 3), описывают снаряжение рыцаря (слайд 4), выдвигают свое решение проблемы.
- группа №3 рассказывают о воспитании будущего рыцаря и предполагают, зачем это было нужно.
- группа № 4 дают определение понятиям: турнир, герольд и рассказывают, как проходили рыцарские турниры (слайд 5), чему они учили феодалов и дают ответ на поставленную проблему.
- учащиеся из 5-й группы, объясняют термины: герб, девиз (слайд 6) и “рисуют” образ идеального рыцаря, поясняя, как кодекс рыцарской чести, о котором они прочитали, помог им ответить на основной вопрос урока.
- во время ответов разных групп учитель ставит “+” около гипотез, выдвинутых в начале урока.
- Учитель обращает внимание учащихся на гипотезы, выдвинутые в начале урока, и повторяет вопрос: С чем же было связано, что у рыцаря был такой дом, а не другой? (слайд 7).
- Учащиеся говорят, что это было связано с войной, защитой от врагов. Как подтверждение этого читают вывод в учебнике: с.94
- Учитель даёт 5 минут, чтобы дети записали в свои словари те понятия, которых у них нет (слайд 8).
Затем группам предлагается решить кроссворд, чтобы проверить себя.
По вертикали: 1. металлическая маска для защиты лица рыцаря.
По горизонтали: 1. жилище феодала. 2. боевые доспехи рыцаря. 3. отличительный знак рода. 4. глашатай на турнире. 5. тяжёлая дубина с металлическим утолщённым концом. 6. одеяние из металлических колец. 7. одна из рыцарских забав.
III этап урока. Итог. Рефлексия.
-Учитель спрашивает, совпали ли цели урока с результатами, что узнали нового?
- Д/З § 11, +задание: Представьте себя владельцем замка. Его собираются атаковать враги. Как бы вы стали его защищать? Придумать небольшой рассказ.