ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ТРУДОУСТРОЙСТВО.
В современных условиях достижение желаемых результатов предполагает конкрет-ный вклад школы в развитие:
- образовательной подготовки учащихся (системы их знаний, специальных и обще-учебных умений и навыков;
- воспитанности (основ мировоззрения, мотивации, опыта деятельности, поведения, общения, социальных навыков, устойчивых качеств личности, основ самовоспитания);
- психологических функций (интеллекта, эмоциональности, воли, психомоторики);
- преактивности, творческих способностей личности;
- здоровья, здорового образа жизни (профилактика и – по возможности – коррекция пси-хических и телесных недугов).
Развитие – это главное требование времени, обращенное к профессионалам систе-мы образования. Но жизнь чрезвычайно сложна, поэтому, не теряя приоритеты развития, необходимо учитывать ряд моментов:
- Построение грамотной, нацеленной на развитие образовательной стратегии в стране осложняется тем, что общество продолжает находиться в ситуации самоопределения. О стабильности в обществе остается только мечтать.
- Развитие образования в условиях общесистемного социального кризиса – дело чрезвы-чайно трудное. Необходимость развития очень острая, а его возможности во многом огра-ничиваются именно кризисной ситуацией.
Но даже в таких сложных условиях школа поворачивается лицом и многообразию образовательных потребностей, к ребенку. Очевиден прогресс в осуществлении принци-пов гуманизации, демократизации, дифференциации, регионализации образования.
Настоящий курс может рассматриваться как элективный курс и как составная часть программы “Право и экономика”, рассчитанный на преподавание в 9 или 11 классах. Он в значительной мере призван обеспечивать гражданское, правовое образование учащихся.
Содержание курса направлено на адаптацию выпускников в сложном современном мире, развитие практических навыков.
Этот курс ставит следующие задачи:
- овладение учащихся основами теоретических и, по возможности, практическими знаниями по трудовому законодательству;
- вовлечение школьников в активную работу по изучению законодательства;
- пропаганда правовых знаний;
- воспитание законопослушных граждан, юридически грамотных;
- оказание помощи в социальной адаптации выпускников.
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- углубление знаний по трудовому праву;
- расширение сведений по праву;
- рассмотрение трудового законодательства, процесса трудоустройства;
- рассмотрение процесса влияния экономики на политику государства в социальном вопросе.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие навыков самостоятельного накопления знаний, их анализа;
- развитие навыков исследовательской работы;
- развитие навыков работы с законами;
- развитие навыков работы с другими источниками;
- получение практических навыков по трудоустройству.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание законопослушных граждан;
- воспитание правовой грамотности.
Итогом является получение практических навыков в трудоустройстве.
ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ТРУДОУСТРОЙСТВО.
“Законы нужны не только для того, чтобы устрашить граждан, но и для того, чтобы помогать им” (Вольтер)
“Труд не есть добродетель, но необходимое условие добро-детельной жизни” (Л.Н.Толстой)
1 часть.
- Какова роль и значение труда?
- Зачем надо регулировать трудовую деятельность людей?
- Что регулирует трудовое право?
- Что такое нормативный акт?
- Что включает в себя трудовое законодательство?
- С помощью каких видов нормативных актов регулируется труд в РФ?
1.Конституция РФ.
- Откройте текст Конституции. Какая статья нас может заинтересовать?
- Откройте ст.37. Определите основные принципы использования труда.
2.Указанные принципы детализируются в ТК.
- В чем достоинство ТК РФ?
3.Отдельные законы о труде.
- Обычно каким вопросам (важным или не очень важным) посвящаются отдельные законы о труде?
- Приведите примеры.
4.Подзаконные нормативные акты.
- Что они регулируют?
5.Корпоративные или внутриорганизационные нормативные акты.
- Что такое корпоративный акт?
- Какие вопросы регулируются корпоративными актами?
- “Устав школы” к каким нормативным актам относится?
П часть.
Наверное, вы уже заметили, какой вопрос чаще всего задают детям. Правильно!
“Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?” Как вы отвечаете на этот вопрос? Меняется ли ответ? Почему?
В мире существует огромное множество профессий. Как найти среди них свою? Как избежать ошибок и растерянности при выборе профессии? Конечно, можно решение этих вопросов отложить, но уйти от них совсем все равно невозможно.
К счастью, найти подходящее занятие по силам каждому! Как? Прежде всего, следует изучить и понять себя – свои интересы, способности, таланты, а потом искать работу, которая им соответствует, Сколько людей, столько и путей к правильному выбору профессии. На свете не существует и не будет существовать “идеальной” профессии, которая подходит всем. Но именно те, кто задумывается о правильном выборе, добива-ются успеха в профессиональной деятельности.
Итак, попробуйте лучше узнать себя и свои интересы, выполнив тест.
Обведите кружком буквы, стоящие рядом с утверждениями, которые лучше всего отражают ваши интересы, Отметьте столько вариантов, сколько сочтете нужным.
АНКЕТА
фамилия, имя _______________________________________________________________
- Я люблю командные виды спорта.
- Я люблю собирать мозаики, решать кроссворды.
- Мне нравится, когда ко мне обращаются за советом.
- Мне нравится говорить по телефону.
- Я часто машинально рисую на полях.
- Я интересуюсь всем, что меня окружает.
- Мне нравится работать руками – ухаживать за садом, мастерить, шить, вязать, чинить…
- Я всегда составляю список дел, которые предстоит выполнить.
- Мне хотелось бы открыть свое дело и зарабатывать на жизнь самостоятельно. Перспектива работать у кого-то под началом меня совсем не привлекает.
- Мне нравится помогать людям.
- Мне нравится фантазировать и описывать свои фантазии на бумаге.
- Я предпочитаю иметь дело с фактами и цифрами, поэтому мне лучше даются точные науки.
- Я люблю инструменты и умею обращаться с ними.
- В моей комнате всегда образцовый порядок.
- Я предпочитаю работать не в одиночку, а в коллективе.
- Я не стесняюсь высказывать свое мнение.
- Я люблю модно одеваться.
- Моя любимая книга – энциклопедия.
- Я предпочитаю как можно больше бывать на свежем воздухе.
- Мой любимый предмет – математика.
- Для меня важно самостоятельно принимать решения.
- Если у меня проблема, мне нужен совет, как ее решить.
- Я предпочитаю участвовать в игре, а не быть зрителем.
- Я люблю природу.
- Я люблю домашних животных.
- У меня аккуратный разборчивый почерк.
- Я хотел(а) бы стать политиком.
- Я веду дневник и переписываюсь со многими людьми.
- Я предпочитаю работать в одиночку.
- Я люблю разбираться в том, как устроены вещи.
- Я предпочитаю прогулку на велосипеде сидению перед телевизором.
- Я разбираюсь во всем, что касается компьютеров.
- Мне нравится занимать позицию лидера.
- Я легко знакомлюсь и нахожу общий язык с разными людьми.
- Мои любимые предметы – музыка и рисование.
- Мне небезразлично состояние окружающей среды.
А______ Б _______ В ________ Г ________ Д _________ Е _________
Подсчитайте, сколько раз вы обвели каждую букву и отметьте это.
Теперь сдайте анкеты консультантам, они обработают их и вернут вам в конце урока с рекомендациями по профессиям.
А – склонны к работе на свежем воздухе, умеют и любят обращаться с инструментами и приборами:
инженер, строитель, плотник, каменщик, пилот, тренер, пожарный, лесник, фермер, ветеринар, смотритель парков, специалист по благоустройству местности.
Б – склонны к скрупулезной работе и детальному анализу:
программист, бухгалтер, банкир, финансовый аналитик, аудитор, инженер-технолог, медицинский работник, фармацевт, библиотекарь, администратор в гостинице, детектив.
В – склонны к работе, требующей авторитета и умения управлять людьми:
политик, директор школы, владелец предприятия, менеджер, специалист по кадрам, торговый агент, военнослужащий (офицер), юрист, милиционер, охранник.
Г – склонны к работе с людьми, со всеми находят общий язык:
учитель, врач, специалист по рекламе, журналист, работник социальной сферы, медсестра, психолог, ведущий популярной программы, продавец, кассир.
Д – склонны к искусству и творческой работе:
актер/актриса, художник, музыкант, писатель, модельер, архитектор, музыкант, хореограф, дизайнер.
Е – склонны к научной деятельности:
ученый, исследователь, профессор, историк, археолог, экономист, изобретатель.
Ш часть.
(работа в группах).
Работодатели | Работники |
ТК РФ Давайте посмотрим, как решаются отдельн ые вопросы приема/увольнения в ТК РФ. Ст. 64 Когда нельзя отказывать в приеме на рабо-ту? |
Ст.65 Какие документы необходимы при приеме на работу? |
Ст.81 Как называется данная статья? В каких случаях работодатель может рас-торгнуть договор с работником по своей инициативе? |
Ст.80 Как называется данная статья? Какие случаи расторжения трудового дого-вора она предусматривает? |
Разработайте критерии, используемые
при приеме на работу. Проверка задания на этом уроке или на сле дующем (в зависимости от времени). С.12 – рабочая тетрадь “Личная экономика” |
Разработайте принципы, как произвести
благоприятное впечатление на работода-теля. С.23 – рабочая тетрадь “Личная экономика” |
- Какова цель нашего урока? (практическое применение теоретических знаний)
Давайте подведем итог. Итак, в тезисной форме изложите основные мысли и выводы урока.
- Понятия: трудовое право, трудовое законодательство, нормативные акты.
- Документы необходимые при приеме на работу.
- Случаи, когда нельзя отказывать в приеме на работу.
- Случаи увольнения по инициативе работника и работодателя.
Домашнее задание: группа работодателей готовит вопросы к собеседованию;
группа работников готовит резюме для приема на работу.
Ст. 64
Гарантии при заключении трудового договора.
Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.
По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.
Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.
Ст.65
Документы, предъявляемые при заключении трудового договора.
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
- документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.
Ст.80
Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию).
Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за две недели.
По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.
В случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачис-ление в образовательное учреждение, выход на пенсию и другие случаи), а также в случаях установленного нарушения работодателем законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.
До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.
По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.
Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.
Ст.81
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
- ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем – физическим лицом;
- сокращения численности или штата работников организации;
- несоответствия работника занимаемой должности
или выполняемой работе вследствие:
а) состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;
б) недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; - 4) смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера);
- неоднократного неисполнения работником без
уважительных причин трудовых обязанностей, если
он имеет дисциплинарное взыскание;
6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:
а) прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение
рабочего дня);
б) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;
д) нарушения работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий; - совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
- совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
- принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;
- неоднократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;
- представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора;
- прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне;
- предусмотренных трудовым договором с руководителем организации, членами коллегиального исполнительного органа организации;
- в других случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Увольнение по основаниям, указанным в п.2 и 3 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем – физическим лицом) в период временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
В случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенных в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этих структурных подразделений производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.