История и обществознание
-
Тема "Самопознание". Семинар-практикум в 10-м классе (2 часа) 2009
Перед учителем стоят задачи: научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, способствовать развитию желания работать над собой, воспитывать интерес к самому себе.
-
Занятие элективного курса "История в лицах". "А.Д. Сахаров - ученый и гражданин" 2009
Сегодня широко обсуждаются проблемы развития гражданского образования. Знакомство с биографиями известных людей нашей страны, живших в XX веке и противостоявших власти, может стать хорошим материалом для размышления о сущности понятий гражданственность и гражданин. Учитывая ограниченность учебного времени, целесообразно рассматривать данные материалы на занятиях элективного курса «История XX века в лицах».
-
Элективный курс "Основы философских знаний" (10—11-е классы) 2009
Данный элективный курс позволяет учителю решить следующие задачи: раскрыть специфику философского знания как особого исторического типа мировоззрения, его отличия от мифологического и религиозного типа мировоззрения; рассказать о философии как любви к мудрости, как поиска истины; раскрыть главные этапы развития основных философских идей и проблем; показать роль различных мировоззренческих позиций, в русле которых и раскрывались основные идеи; проанализировать нравственный опыт человечества в формировании мировоззрения личности.
-
Интегрированный урок (история + ИЗО) по теме "Появление искусства и религиозных верований" 2009
Урок проводится в 5-х классах, цель урока — сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей.
-
"Туристический фестиваль". Внеклассное мероприятие по истории 2009
Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно.
-
Урок истории "Савва Иванович Мамонтов - предприниматель и художник, феномен в истории России" 2009
Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова.
-
Использование экспонатов школьного краеведческого музея на уроках истории с применением метода проблемного обучения 2009
В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории.
-
Русские земли под властью Золотой Орды (6-й класс) 2009
Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека.
-
Урок по теме: "Петру I - Екатерина II" 2009
Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам.
-
Конспект урока "Внешняя политика: от разрядки до конфронтации". 9-й класс 2009
Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке.
-
Интеллектуальная игра "Шире круг" 2009
Данное мероприятие позволяет подвести итог работы учащихся, показать, что узнали, чему научились. В подготовке интеллектуальной игры принимали участие учащиеся 7-го класса, родители, что способствует коллективной творческой деятельности.
-
Международное гуманитарное право. 9-й класс 2009
Урок составлен с целью дать школьникам знания об основополагающих принципах и нормах гуманитарного права, способствующих пониманию необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта; воспитания школьников в духе добра и милосердия, сострадания и уважения к человеческой личности. На уроке использовались технологии: интерактивная беседа, работа с документами и источниками.
-
Проект урока "Социально-экономическое развитие России в XVII в." ("Новые явления в экономике") 2009
В статье представлен урок для 7-го класса по курсу «История России» по учебнику Данилова А.А. с использованием презентации PowerPoint, которая позволяет решить все образовательные, развивающие и воспитательные задача, поставленные учителем. Презентация составлена в соответствии с требованиями техники безопасности.
-
Методическая разработка урока истории по теме "Русско–турецкая война 1877–1878 гг." 2009
Цели занятия: рассмотреть причины и ход Русско-турецкой войны, раскрыть цель России в войне, развивать навыки работы с исторической картой, текстом учебника, умения делать выводы и заключения. На уроке демонстрируются репродукции картин В.Верещагина "На Шипке все спокойно", "Шипка - Шейново. Скобелев под Шипкой", звучит отрывок из рассказа В.Гаршина. В качестве дополнительной литературы при подготовке может быть использована книга Б.Костина "Скобелев".
-
Урок по истории "Германское нашествие. Трагическое начало" 2009
Предлагаемый материал можно использовать на уроке истории в учебное время, а также как внеклассное мероприятие во время месячника оборонно-массовой и спортивной работы. Урок – лабораторное занятие призван поддерживать интерес учащихся к истории своего народа, своего рода, способствовать осознанию нравственного долга перед поколением тех лет.
-
Статья "Реализация системы развивающего обучения Л.В. Занкова в процессе преподавания истории в основном звене" 2009
В статье обобщается опыт работы по теме «Технология РО в процессе преподавания истории в основном звене». Цель опыта: создание методических условий для обеспечения преемственности в общем развитии учащихся в процессе обучения истории в основном звене. Новизна опыта проявляется в том, что хорошо разработанные методические условия для общего развития учащихся начального звена применяются и усовершенствуются на этапе подростковой школы.
-
Обсуждение фильма Никиты Михалкова "12" 2009
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин". Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12".
-
"Английские колонии в Северной Америке". Урок истории в 7-м классе 2009
Концептуальной основой этого не совсем обычного урока является трансляция знаний с опорой на развитие познавательного интереса. Ведущая инициатива учителя организует учебную активность учеников, вызывая у каждого неоднозначные реакции и стимулируя мыслительную деятельность. Приоритетом урока является "незаметное управление" путём индивидуализированного обучения, рефлексия, проблемность изложения материала.
-
Интегрированный урок (история+литература) по теме "Славный день Полтавской баталии" 2009
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт характеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы.
-
Урок истории в 5-м классе "Рабство в Древнем Риме" 2009
Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Цели урока: расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме; формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком; развивать у школьников критически анализировать информацию.
-
"Вспомним вновь мы истории древней страницы" (Обобщающий урок по курсу "История Древнего мира") 2009
Данный урок является обобщающим уроком по курсу "История Древнего мира". Игровая форма урока позволяет активизировать самостоятельную работу на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах.
-
Урок – турнир знатоков жизни и деятельности Александра Невского 2009
Уроки-конкурсы всегда интересны, носят соревновательный характер. В своей практике я использую урок-аукцион, урок — деловую игру, брейн-ринг, пресс-конференцию. Это наиболее эффективные и интересные формы работы, с помощью которых осуществляется индивидуальный подход в обучении, стимулируется познавательная деятельность учащегося и вырабатываются коллективные начала деятельности.
-
Конспект урока по теме "Новая экономическая политика". 11-й класс 2009
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией.
-
Элективный курс "Внешняя политика русского государства в IX—XIX веках" 2009
Программа отражает основные тенденции развития, направления и события внешней политики восточных славян, Киевской и Московской Руси, России и Российской империи. Особое место в программе отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами.
-
Исторический вечер в лицах 2009
Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.
-
Урок истории в 5-м классе. Тема: "Троянская война и героические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" 2009
Урок с применением ИКТ для развития познавательных интересов учащихся через увлекательное виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, воспитания любознательности, эмпатии, эмоционально–ценностного отношения к Древней Греции. Урок запланирован в форме виртуального путешествия с использованием презентации.
-
Историко-познавательный турнир "Государственная символика России. Герб: история и современность" 2009
Внеклассное мероприятие для старшеклассников способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам и нацелено на принятие учащимися государственной символики как ценности.
-
Избирательная система РФ (применение информационных технологий в образовании) 2009
Современный урок истории и обществознания немыслим без документов, первоисточников. Я часто использую в своей системе работы уроки-практикумы, практические занятия, построенные на изучении документов. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений. В своей работе я поделилась опытом организации самостоятельной работы с документами, с применением информационных технологий.
-
Урок по теме "Высокое Возрождение. Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (конец XV - первая половина XVII вв.) 2009
Урок направлен на подробное знакомство с высшими достижениями в области духовной культуры, подводит учащихся к пониманию того, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бессмертными творениями изобразительного искусства.
-
Урок истории в 7-м классе по теме "Дворцовые перевороты" 2009
Данная разработка рассчитана на 2 урока. В начале урока перед ребятами ставится проблема, решить которую можно, выполнив ряд заданий. Отведено время для работы с документами, терминами. Используются слайды с изображением императоров, их фаворитов (программа PowerPoint), одновременно выступают учащиеся, заранее получившие задания. На основе выступлений и слайдов учащиеся заполняют таблицу. Проверка полученных знаний осуществляется с помощью теста.