Цели урока:
- ознакомить учащихся с особенностями проведения Олимпийских игр в древности;
- развивать у учащихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего;
- продолжать формировать навыки работы с картой и учебником; навыки самостоятельной работы;
- раскрыть положение о том, что народ Древней Греции оставил позитивный след в истории Человечества;
- воспитывать в ребятах желание вести здоровый образ жизни, стремление заниматься спортом.
Оборудование урока:
- Учебник История Древнего мира. 5 класс. Авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая;
- слайды, видеозапись;
- « Портфели знаний»
План урока
1. Организационный момент
2. Постановка целей урока
3. Изучение нового материала
- Подготовка к Олимпийским играм
- Проведение Олимпийских игр
- Олимпийские игры современности
4. Подведение итогов. Выставление оценок.
Ход урока.
Учитель: Сегодня мы продолжим с вами путешествие по Древней Греции. Мы посетим одно из самых любимых греками зрелищ, а какое вы сейчас назовёте сами и определите тему урока, просмотрев видеосюжет.
( видеосюжет)
Итак, догадались, куда мы отправимся? Мы сегодня побываем на древних Олимпийских играх. А значит тема урока… Правильно, Олимпийские игры.
( 1 слайд )
Перед вами флаг с эмблемой. Что изображено на флаге? Почему именно 5 колец и что они обозначают? Правильно, они обозначают 5 континентов. Назовите их.
( 2 слайд ), ( 3 слайд )
Прочитайте слова хором, как вы думаете, что обозначают эти слова? Правильно, это девиз Олимпийских игр. А ещё вы видите, как зажигают олимпийский огонь. Лучшие бегуны мира несут его из Греции, чтобы зажечь его в том городе, где будет проводиться очередная олимпиада.
( звуки фанфар )
Ребята, слышите, какие – то звуки? Да, это же фанфары! К нам пришли гости из Древней Греции и принесли нам весть.
( входят глашатаи )
1 глашатай: « Все в Олимпию!»
2 глашатай: « Священный мир объявлен!»
3 глашатай: « Дороги безопасны!»
4 глашатай: « Да победят сильнейшие!»
Учитель: Спасибо, уважаемые глашатаи. Мы обязательно воспользуемся вашим приглашением.
Итак, ребята, собираемся в дорогу. А в дорогу каждый из вас должен взять портфель (Приложение № 1), ( Приложение № 2 ). Как называется портфель? Правильно, « Портфель знаний». Давайте посмотрим, что же находится в ваших портфелях? Вы видите три колонки. Как называется первая колонка? (« Я знаю» )
В эту колонку вы должны написать всё, что вы знаете об олимпийских играх, но вы должны быть лаконичными и записать одним словом (Учащиеся записывают слова). Давайте проверим, называйте по одному слову, но повторяться не надо. (Учащиеся называют записанные слова)
Переходим ко второй колонке. Как её название? ( « Что хочу узнать?» )
Напишите в эту колонку, чтобы вы ещё хотели узнать об Олимпийских играх? Эту колонку мы проверим в конце урока. (Учащиеся записывают).
Третья колонка называется « Я узнал на уроке». Она будет выполнять функции рабочей тетради. Всё новое, что вы узнаете сегодня на уроке, вы должны записывать в эту колонку.
Итак, портфели собраны, подпишите их, чтобы в пути они не потерялись. И мы с вами отправляемся в какой город? Правильно, в Олимпию.
Откройте учебники на странице 111. Перед вами карта Древней Греции. ( 4 слайд )
Напомните, где расположена Греция? Найдите город Олимпия.
Олимпия – город, расположенный в южной Греции, в области под названием Элида. В 8 веке до н.э. Олимпия становится местом проведения Олимпийских игр. Но если вы посмотрите на карту современной Греции. То вы не найдёте на ней города с таким названием, потому что в наше время такого города не существует. Землетрясения, наводнения, нашествие готов под предводительством Алариха разрушили этот священный город. Второе открытие Олимпии произошло в 18 веке, когда на месте города начались раскопки. А в 1887 году образован музей Олимпии, представляющий собой одно из ценнейших в мире собрание античного искусства.
(5 слайд)
Главной достопримечательностью Олимпии был главный храм Зевса, вблизи которого были расположены другие храмы и статуи победителей. В центре храма находилась грандиозная статуя Зевса – одно из семи чудес света. Творение рук Фидия. Во время падения Олимпии и разрушения храма Зевса, статуя была вывезена в Константинополь, где погибла во время пожара.
В русском языке есть слова, которые называют « однокоренные слова». Подберите однокоренные слова к слову Олимпия. Молодцы! ( 6 слайд )
Ребята, откройте свои « портфели знаний», в них имеются кармашки с заданиями, которые вы должны будете выполнить. Найдите кармашек №1. Прочтите задание.
( 7 слайд)
Поставьте себе оценку (учащиеся оценивают свои знания). Выяснили значение слова олимпионик? Правильно – победитель.
Итак, мы в Олимпии на Олимпийских играх.
Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. ( 8 слайд )
Со всех греческих полисов и колоний в Олимпию съезжались сотни участников и тысячи зрителей. Во время проведения игр прекращались войны. А ещё у древних греков и существовало одно правило, за нарушение которого следовала смертная казнь. Какое? Правильно, женщинам нельзя было находиться на олимпийских играх. Потому что игры считались мужскими и были посвящены верховному богу Греции Зевсу.
Олимпийские игры проводились один раз в четыре года. Участники прибывали в Олимпию за месяц до начала игр, чтобы продолжить тренировки. А до этого они 10 месяцев тренировались в родном городе. Но хотя участниками игр мог быть любой грек, чаще всего участниками были зажиточные греки. Почему?
Древние Олимпийские игры продолжались 5 дней.
1 день – жертвоприношения Зевсу и клятва участников в соблюдении правил;
2 день – состязания в группе мальчиков до 18 лет;
3 день - состязания мужчин;
4 день - конные состязания;
5 день – награждения олимпиоников.
Присуждалось только первое место, второго и третьего не было. Победители награждались венками из ветвей «оливы прекрасных венков».
А сейчас давайте проверим, как внимательно вы слушали мой рассказ. Итак, следующее задание, которое вы выполняете в кармашке №2. Я называю вопрос, а вы записываете ответ.
- Сколько месяцев тренировались участники в родном городе?
- Сколько дней продолжались Олимпийские игры?
- В какой по счёту день проводились соревнования для мальчиков?
- Через сколько лет проводились Олимпийские игры?
- До какого возраста мальчики могли принимать участие в играх?
Проверим: 10. 5, 2, 4, 18. Оцените себя.
А сейчас, давайте проведём малые олимпийские игры в классе и немного передохнём.
( Музыкальная разминка )
Откройте учебники на стр. 150. Прочитайте и выпишите в третью колонку. Какие виды спорта были на древних Олимпийских играх?
( самостоятельная работа с учебником )
Назовите первое состязание. Почему оно называлось пятиборье? Какие виды спорта входили в пятиборье?
Заканчивалось пятиборье борьбой, где выявлялся самый сильнейший борец. Причём в этом виде спорта не существовало никаких правил, борцы боролись до последнего, Без перерыва, на жаре и нередко борьба заканчивалась тяжёлыми увечьями или смертью одного из борцов. Но были среди греков борцы, которые одерживали победу на нескольких олимпийских играх. Среди них - Милон. В 540 году до н.э. Милон победил в состязаниях мальчиков – борцов и после этого принимал участие ещё в нескольких играх. Решите задачу, ответ запишите в кармашек №3. ( 9 слайд)
Посмотрите на следующие изображение и назовите, какой вид спорта изображен? ( 10 слайд)
Скажите, на каких предметах греки изображали главные события своей страны? Правильно на вазах. По рисункам на греческих вазах учёные восстанавливали события из истории страны. Рассмотрите рисунки в учебнике, и назовите какие виды спорта изображены на вазах?
Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему то не сразу.
« Подумаешь, вазы!» - подумали мы,
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись и может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.
То вазы – гиганты, то карлики – вазы,
И каждая ваза с рисунком рассказом.
Это отрывок из книги Олега Тарутина « Что я видел в Эрмитаже»
Ребята, наши олимпийские игры подходят к финалу, спортсмены возвращаются в родные города. Победителей будут встречать все жители города, ему поставят статую, до конца своей жизни он будет освобождён от всех государственных налогов и будет пользоваться почётными местами в театрах и на всех праздниках.
Совсем по другому возвращались проигравшие. Если ты не выиграл – это позор. Ты крадёшься домой тёмными закоулками и даже родная мать будет стыдиться тебя.
Справедливо ли это? Почему? (учащиеся отвечают)
Олимпийские игры тоже пережили период забвения. В 394 году они были запрещены как языческие празднества. ( 11 слайд) И только в 1896 году по инициативе французского барона Пьера де Кубертена в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению. С этого времени олимпийские игры проводятся каждые четыре года в разных городах мира по решению Международного олимпийского Комитета. В нашей стране в 1980 году проводились летние олимпийские игры в Москве, а 2012 году в городе Сочи пройдут зимние олимпийские игры.
Итак, с историей олимпийских игр мы познакомились, пора и нам в обратный путь. Скажите, тяжелее стали ваши портфели? Почему?
А чтобы не скучно было в пути, поиграем в игру « А у вас?»
Я называю вам правила проведения древних олимпийских игр, а вы – современных.
- А у нас в древности олимпийские игры проводились один раз в четыре года. А у вас?
- А у нас олимпийские игры проводились только летом. А у вас?
- А у нас в олимпийских играх участвовали только мужчины. А у вас?
- А у нас олимпийские игры проводились только в Олимпии. А у вас?
- А у нас олимпийские игры длились 5 дней. А у вас?
Древние греки подарили нам алфавит, театр и конечно же олимпийские игры. А олимпийские игры – это спорт! А спорт – это сила воли, упорство, здоровый образ жизни. Поднимите руки, кто занимается спортом.
Откройте свои портфели и посмотрите в колонку №2, соедините стрелками, что вы хотели узнать сегодня на уроке и что вы узнали. Если ваши желания совпали с полученными сегодня знаниями, значит путешествие прошло удачно, а если нет, то у вас есть возможность самостоятельно найти ответы на свои вопросы.
Поставьте напротив своей фамилии итоговую оценку за урок (учащиеся оценивают свои знания).
Домашнее задание: Параграф 33 вопрос4.