Учитывая самобытность и уникальность села Верхний Кужебар, его 160-летнюю историю, основным вектором в воспитательной работе школы является краеведческая составляющая. Целью краеведческой работы является воспитание любви к малой родине на основе исследования, сохранения и преумножения культурных традиций, истории села и школы.
Работа по сбору краеведческого материала идёт со времён основания образовательного учреждения. Программа творческого объединения "Наш Кужебар, храни себя, храни!" создана в 2004 году и рассчитана на учащихся 6 -11 классов. Срок реализации программы - 5 лет.
В ходе реализации программы в 2008 году был открыт школьный музей, который регулярно пополняется новыми экспонатами. В пополнении экспозиции музея участвуют педагоги, учащиеся школы, их родители, бабушки и дедушки и все заинтересованные жители села.
Профиль музея историко-археологический. Педагогическому коллективу школы удалось вовлечь ребят в поисковую и научно-исследовательскую деятельность. В результате была сформирована творческая группа детей, которая принимает активное участие в создании постоянных экспозиций школьного музея:
"Археологический уголок", "Деревенский быт 20 века", "История села",
"История организаций и учреждений, существовавших и существующих на территории села", "Выпускники школы", "Кужебарцы о Кужебаре" (стихи и песни о селе), "Деревянное кружево села" (культура оформления наличников), "Новостройки в годы перестройки", "Обряды и традиции села", "Моя родословная", "Ах, война" (воспоминания, очерки, документы, интервью и т.д. по направлениям):
"Дети войны",
"Они остались на полях сражений",
"Не стареют душой ветераны",
"Труженики тыла"
Материалы, собранные детьми, представляют собой яркие страницы истории и культуры села и презентуются на школьных и районных краеведческих конференциях, используются на классных часах. Материалы оформляются и выставляются в верхней рекреации школы для выставок, которые регулярно обновляются. Сегодняшняя жизнь села, красота его окрестностей представлена фотовыставкой "Село мое, село родное", которая меняется еженедельно, так как материалы для выставки предоставляются практически каждой семьей. На основе этих фотографий силами старшеклассников и педагогов школы была подготовлена яркая презентация к Юбилею школы и села, которую с удовольствием приобретали выпускники и гости праздника. Материалы школьного музея в своей работе активно используют классные руководители. Проводятся тематические экскурсии, устные журналы, конкурсы, викторины и другие формы работы. Для учащихся 1-4-х проводится тематические экскурсии: "Выдающиеся люди села", "История нашего села" и т.д.
Мы не только собираем материалы о народных праздниках, обычаях, традициях, но и бережно храним их, отмечая праздники, проигрывая обряды, разучивая народные песни, совместно с сельским центром культуры. Стало традицией проведение таких праздников, как Рождество, Масленица, Сорок сороков, Троица, Иван Купала. Программа летнего оздоровительного отдыха также ориентирована на изучение и сохранение культурного наследия села.
Работа музея позволяет успешно пропагандировать материалы школьного музея, дает возможность вовлечь большое количество учащихся в процесс изучения истории родного края, села, способствует воспитанию у школьников бережного отношения к памятникам истории, уважения к людям старшего поколения, помогает сформировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию.
Опыт работы школьного музея убеждает в том, что данная деятельность способствует развитию системы воспитания, направленной на формирование патриотических чувств, сознания гражданского долга.
Каждый человек должен знать историю родных мест, историю своего народа. Это - благодатный материал для развития патриотического воспитания учащихся.
31 октября 2008 года программа музея была представлена на краевом конкурсе образовательных программ патриотического направления и заняла первое место среди 20 программ, представленных школами края.
В современном стремительно меняющемся мире у детей необходимо развивать исследовательские качества, которые рассматриваются как неотъемлемая характеристика личности, профессионализма и компетентности в любой сфере деятельности.
В связи с этим становится актуальной подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска на темы исторического прошлого, искусства и культуры села, природы, население. Это важно, т.к. самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, а также создаются условия, способствующие саморазвитию личности ученика.
Основная цель исследовательской деятельности заключается в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.
Очень важно с каждым учеником выстраивать основные этапы работы, которые заключаются в следующем:
- актуализация проблемы (выявление проблемы и определение направления будущего исследования);
- определение сферы исследования (формулировка основных вопросов, ответы на которые мы хотели бы найти);
- выбор темы исследования (обозначение границ исследования, изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках);
- определение последовательности проведения исследования;
- анализ и обобщение полученных материалов (структурирование полученного материала, используя известные логические правила и приемы);
- подготовка презентации (защита результатов перед сверстниками, ответы на вопросы).
Не менее важно отработка умения подвести ребенка под ту историческую проблему, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания по истории прошлого.
Цель программы:
- формирование нового сознания, ориентированного на умение при любых условиях сохранять уважение и любовь к Отчизне, к своей малой Родине, ее прошлому, умение сохранять и приумножать ее традиции и историю.
Задачи:
- Систематизировать и расширять знания учащихся о родном селе, его истории, экономике, культуре, и людях, живущих в селе.
- Укрепить у учащихся чувство гордости за своё село, за людей, преумножающих его благосостояние.
- Развивать навыки исследовательской деятельности.
Содержание образовательной программы детского творческого объединения
"Наш Кужебар, храни себя, храни"
Модуль | Формы работы | Результат |
1 модуль (1 год ) 1. История села; школы; предприятий; 2. Кужебарцы в годы Великой Отечественной войны; |
- исследовательская работа; -Работа с литературой (газета " Знамя труда" ). -Встречи и беседы с местными жителями. -Сбор материала. |
1. Оформление стенда по теме "История
села, школы, предприятий", "Мы их помним!". 2. Альбом с фотографиями. |
2 модуль (2год) 1.Природа наше богатство и гордость; 2. Традиции села. |
- Фотоконкурс; -Встречи и беседы с местными жителями. -Собрать материал о традициях села . |
1. Презентация "Мир природы". 2. Альбом с фотографиями о традициях села. |
3 модуль (3год) 1. Систематизация краевед- ческого материала по темам и разделам. 2.Участие в VIII ежегодном всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников "Человек в истории. Россия -XX век". 4. Подготовка материала для энциклопедии "Красноярское образование" |
-создание "Портфолио" по теме "Наш
Кужебар, храни себя, храни!" (сборники, рефераты,
доклады, альбомы, видеофильмы); - сканирование фотографий; - подготовка материала для участия в конкурсах.. |
1. "Портфолио" по теме "Наш Кужебар,
храни себя, храни!" (сборники, рефераты, доклады,
альбомы, видеофильмы) 2. Участие в конкурсах. |
4 модуль (4 год) 1. Земляки и выпускники нашей школы, прославляющие своим трудом нашу малую Родину - В-Кужебар. |
1. Сбор материалов о кужебарцах,
прославляющих своим трудом нашу малую Родину -
В-Кужебар, из: а) Газеты "Знамя труда"; б) Бесед с родственниками или лично с выпускниками нашей школы. |
1. Классные часы и оформление стенда на
тему "Они славят нашу школу и село", "Сплошные
звёзды, а не люди", "Мы гордимся земляками-
выпускниками нашей школы". 2. Презентация собранных материалов. |
5 модуль (5 год) 1. Создание школьного музея |
1. Встречи и беседы с местными жителями. 2. Поиск музейных экспонатов. |
1. получение рецензии на работу музея 2. Оформление музейной комнаты. |
Основные направления и содержание деятельности
Программа курса рассчитана на 5 лет, 170 часов.
В зависимости от дидактических целей занятия творческого объединения делятся на следующие основные типы:
- занятия приобретения учащимися новых знаний
- применение знаний на практике.
На занятиях используются различные методы (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание.
Тематический план (1 модуль)
№ | Наименование темы | Кол-во часов | |
Теоретич | Практич | ||
Введение. | 1 | - | |
Исследовательская работа по темам - история села, школы, предприятий. | 2 | 12 | |
Оформление стенда по теме: "История села, школы, предприятий". | - | 4 | |
Исследовательская работа "Кужебарцы в годы Великой Отечественной войны". | 2 | 10 | |
Оформление стенда по теме: "Мы их помним!". | - | 3 | |
Итого: | 34 |
Тематический план (2 модуль)
№ | Наименование темы | Кол-во часов | |
Теоретич | Практич | ||
Введение. | 1 | - | |
Встречи и беседы с местными жителями оформление стенда "Фотоконкурс. Природа наше богатство и гордость. | 1 | 6 | |
Создание презентации "Мир природы": - сканирование фотографий; - оформить презентацию. |
2 - - |
- 8 7 |
|
Сбор материал о традициях села. | 1 | 6 | |
Оформление альбома с фотографиями. | - | 3 | |
Итоги: | 34 |
Тематический план (3 модуль)
№ | Наименование темы | Кол-во часов | |
Теоретич. | Практич | ||
Введение. | 1 | - | |
Систематизация краеведческого материала по темам и разделам 1 и 2 модуля: портфолио "Наш Кужебар, храни себя, храни!" | 3 | 15 | |
Участие в VIII ежегодном всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников "Человек в истории. Россия -XX век". Направление "Человек и малая родина", "История семьи" | - | 8 | |
Участие в конкурсе "Мы помним" в рамках Общенационального образовательного нтернет-проекта "Время вернуться домой. Letopisi. ru", на некоммерческой основе среди школьников и студентов Красноярского края, республик Хакасия и Тыва. | - | 5 | |
Подготовка материала для энциклопедии "Красноярское образование" тема: "Истории школы" | - | 2 | |
Итого: | 34 |
Тематический план (4 модуль)
№ | Наименование темы | Кол-во часов | |
Теоретич. | Практич | ||
Введение. | 1 | - | |
Сбор материалов о кужебарцах,
прославляющих своим трудом нашу малую Родину -
В-Кужебар, из: а) Районной газеты "Знамя труда"; б) Бесед с родственниками или лично с выпускниками нашей школы. |
1 | 15 | |
Оформление стенда на тему "Они славят нашу школу и село", "Сплошные звёзды, а не люди", "Мы гордимся земляками- выпускниками нашей школы". | 1 | 6 | |
Создание презентации "Мы гордимся
земляками- выпускниками нашей школы": - сканирование фотографий; - оформить презентацию. |
- | 8 | |
Проведение классных часов | 1 | 1 | |
Итого: | 34 |
Тематический план (5 модуль)
№ | Наименование темы | Кол-во часов | |
Теоретич. | Практич | ||
Введение. | 1 | ||
Встречи и беседы с местными жителями. Поиск музейных экспонатов. | 1 | 10 | |
Оформление музейной комнаты. | 10 | ||
Ведение музейного дела. | 12 | ||
Итоги: | 34 |
Прогнозируемые результаты
Изучение родного края, его истории, культурных традиций, современных достижений - процесс, увлекательный для школьников, открывающий большие возможности для реализации творческих проектов, экскурсий, встреч.
Формирование у учащихся определённых умений и навыков, работы с людьми.
Выявление и развитие творческих способностей и познавательных интересов (творческого воображения, самостоятельности, наблюдательности и т. д.).
Создание "Портфолио" по теме "Наш Кужебар, храни себя, храни!" (сборники, рефераты, доклады, альбомы, видеофильмы), которые можно использовать в учебном процессе и в воспитательной работе.
Список использованной литературы
- М.Я. Алексеева Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории.// Преподавание истории и обществознания в школе. - М: Школьная пресса - 2003 г.
- Т.Е. Веденеева, М.И. Воинова Организационная форма презентации результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся.// Дидакт. - М: Дидакт - 2003 г.
- А.В. Кушко Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся".// Практика административной работы в школе. - М: Сентябрь - 2002 г.