ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Обоснование необходимости разработки и внедрение курса в учебно-воспитательный процесс:
Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России
В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.
Таким образом, в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.
Программа элективного курса “В поисках исторических сокровищ” разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.
Программа адресована педагогам и учащимся школ, которые в перспективе получают возможность выхода на один из гуманитарных профилей.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
– обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России;
– способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;
– повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
– воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
– находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
– рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;
– выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;
– определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
- Элективный курс рассчитан на 34 часа изучения в 10 классе в рамках профильной подготовки и предполагает изучение особенностей исторического развития нашего государства с древнейших времен до XVI века (период становления российской государственности).
Элективный курс по истории под названием “В ПОИСКАХ ИСТОРИЧЕСКИХ СОКРОВИЩ” вводится в учебно-воспитательный процесс для учащихся 10-х классов. Данное обстоятельство объясняется тем, что историческое образование необходимо для расширения кругозора и системы миропонимания учащихся. Первостепенным является нравственное, патриотическое, духовное саморазвитие и развитие личности. Учащиеся получают необходимые знания, способствующие формированию целостного представления об окружающей среде, условиях жизни и деятельности различных народов, устойчивый кругозор. Огромное внимание уделяется роли личности в истории и духовному, культурному развитию цивилизаций.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы работы:
- анализ исторической литературы и исторических источников,
- эвристическая беседа,
- лекция,
- дискуссия (дебаты),
- сюжетно-ролевые игры,
- подготовка и обсуждение сообщений учащихся,
- “мозговой штурм” и др.
Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты “Кто есть кто?”).
Условия успешного освоения содержания
элективного курса: обеспечение доступа
учащихся к исторической литературе; возможность
создания и демонстрации электронных
презентаций; наличие раздаточного материала.
:
Учащиеся обучаются историческим дисциплинам на профильном уровне, выбран 2-й уровень программы – продуктивный, способствующий формированию устойчивого интереса к истории и исторического мышления.
Ведущая образовательная цель: способствовать самоопределению учащихся через активные формы и методы самостоятельного нахождения знаний по основным историческим источникам с помощью обучающего (предметного) и развивающего (надпредметного) образовательных модулей.
Цели обучения: закрепление ранее изученного и формирование системы знаний, умений, навыков учащихся; способствовать формированию умения применять ЗУН в новой ситуации, формировать интерес к историко-политической сфере общественной жизни.
Цели воспитания: воспитывать интерес к получению знаний и активности в приобретении новых знаний; воспитание гуманности, доброжелательности, честности, патриотических и нравственных качеств личности.
Цели развития личности: развитие мыслительных операций: анализировать, систематизировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, конкретизировать, способствовать формированию абстрактно-логического мышления, формировать инициативность, самостоятельность, настойчивость, способность преодолевать трудности, уверенность в своих силах; желание овладеть новыми знаниями и добиться высоких результатов в деятельности.
Продуктивный уровень программы реализуется при помощи таких методов организации образовательного процесса, как эвристические методы получения знаний: учебно-исследовательские, учебно-игровые, коммуникативно-диалоговые, особое внимание уделяется интеллектуальной, предметно-практической сферам развития личности. Используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковые методы обучения; фронтальная, индивидуальная, групповая, индивидуальная, коллективная, самостоятельная формы организации учебной деятельности.
Для учащихся с целью устойчивой исторической подготовки будут организованы встречи с учеными, преподавателями, студентами исторических вузов, работниками музеев и библиотек, экскурсии по историческим местам, посещение музеев, библиотек, городов Татарстана.
Учащиеся изучают методику написания научно-исследовательских работ, выбирают тему и готовятся к защите на научно-практической конференции, участвуют в различных ролевых играх, научных марафонах знаний, викторинах, конкурсах.
Учащиеся должны научиться конструировать рассказ в различных его вариантах (ответ на зачете, выступление на конференции, подготовка и защита сообщений, докладов по определенным вопросам), умение сравнивать, обобщать, систематизировать полученный материал; использовать дополнительный учебный материал предметов историко-литературного цикла, материалы из СМИ и периодической печати, статистические данные, умение решать исторические задачи в новой ситуации на основе частичной перестройки и выбора способов (мысленными пробами) из ранее известных способов.
Учащиеся должны уметь составлять сценарии и проводить деловые игры, коллективно-творческие дела. Должны научиться делать выводы и обобщения из полученной информации и сведений, уметь самостоятельно разрабатывать и применять высокоэффективные варианты рассказа, в этом числе и наиболее сложные из них (умения дискутировать, выступать с докладом и научным сообщением).
Диагностика результатов образовательного процесса проводится через проверку умений самостоятельного получения знаний, проверку общеучебных знаний, умений, навыков (ЗУН); участие в олимпиадах, ролевых играх, конкурсах и методической неделе по истории (составлены индивидуальные задания, тесты).
Активность учащихся на занятиях должна быть наивысшей, преобладающими являются нетрадиционные формы обучения и образования развивающего характера.
Результатом образовательного процесса является расширение знаний учащихся по историческим дисциплинам, помощь в адаптации (социализации) личности, формирование культуры и мировоззрения, подготовка к научно-практическим конференциям различного уровня (республиканский фестиваль “Паруса науки”, Всероссийская конференция школьников “Открытие”, Всероссийская научная конференция школьников имени Н.И.Лобачевского и многие другие) умение применять полученные ЗУН в практической деятельности.
- Возраст детей: 15-16 лет.
- Численность в группе: 25 человек.
- Режим занятий: два раза в неделю, продолжительность занятий по 2 часа.
- Межпредметные связи:
- литература;
- история родного края, краеведение;
- правоведение;
- археология;
- вспомогательные исторические дисциплины;
- мировая художественная культура и другие.
*** ПЛАН воспитательной работы:
- родительские собрания;
- совместные мероприятия;
- открытые занятия;
- творческие игры;
- консультации;
- концерты и другие виды деятельности.
Систематическое проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, Дней Здоровья.
- Активное участие во всех культурно-массовых мероприятиях Городского центра творчества детей и молодежи (отдел интеллектуального развития).
- Активное участие и проведение педагогических советов в отделе по вопросам воспитания и организации деятельности учащихся, организация круглых столов по актуальным проблемам.
- Проведение лекционных и практических занятий для учащихся и педагогов по организации научно-исследовательской работы в объединениях по теме: Методика оформления, написания и публичной защиты научно-исследовательских работ.
- Создание культурной среды: внешняя и внутренняя культура (оформление кабинета, культура речи, культура общения, использование форм по изучению других культур (НРК, погружение в культуру).
*** ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК:
(количество часов – 4 часа в неделю, занятия организованы два раза в неделю, длительность одного занятия- 90 минут + 15 минут перерыв).
- С целью чередования труда и отдыха проводятся различные “МИНУТКИ”:
на релаксацию, дыхание, психогимнастика, физкультминутки, для глаз, осанки, игровые элементы, музыкальные паузы и т.д.
- Программа мероприятий в каникулярное время направлена на создание активного двигательного режима, профилактику вредных привычек.
Тематическое планирование элективного курса по истории: “В поисках исторических сокровищ” для 10-го класса, профильный уровень обучения
№ |
Тема занятий |
Формы работы |
Часы |
1 |
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ. История как наука и удивительное путешествие в прошлое. Наша Родина в древности. |
Лекция учителя | 1 |
2
|
Древние люди на территории нашей
страны. Образование государств. Скифское государство. Восточные славяне: происхождение, быт и хозяйство. |
Сообщения учащихся | 1 |
3 |
Откуда пошла Русская земля | дискуссия с | 1 |
4 |
Практикум: “Повесть временных лет” Нестора. | Практикум | 2 |
5 |
Древнерусское государство. IХ – первая
половина ХII века (историческая панорама). Предпосылки создания государства у восточных славян. Становление Древнерусского государства. |
Эвристическая беседа | 1 |
6 |
Правление князя Владимира. Крещение
Руси. 988 год. Расцвет Древнерусского государства. |
Сообщения учащихся | 1 |
7 |
Практикум: “Русская Правда” Ярослава Мудрого: работа с историческими документами. | Практикум | 2 |
8 |
Жители Древней Руси: технология
написания исторического эссе. Историческое эссе по истории Древней Руси (на выбор). |
Историческое эссе | 1 |
9
|
Начало распада Древнерусского
государства. Культура Руси IХ – начала ХII века. Игра: В мире прекрасного. “Живая” культура”. |
Ролевая игра
|
1
|
10
|
Русские земли и княжества в ХII –
середины ХIII века. Раздробленность русских земель. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. |
Историче-ская дискуссия | 1
|
11 |
История в лицах: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо. | Сообщения учащихся | 1 |
12
|
Народы и государства на территории
нашей страны в XIII – XIV веках (исторический обзор). Походы Батыя на Русь. Чингисхан – Великий хан. Борьба русских земель с западными завоевателями. |
Семинар-ское занятие | 1
|
13 |
Практикум: работа с контурной картой. | Практикум | 2 |
14
|
Александр Невский – великий
полководец. Русь и Орда в XIII – XIV веках. Дмитрий Донской и Куликовская битва 1380 года. Великое княжество Литовское и Русское в XIII – XIV веках. |
Сообщения учащихся | 2
|
15
|
Усиление Московского княжества в
Северо-Восточной Руси в первой половине XIV века. Собирание русских земель во второй половине XIV века. |
Лекция учителя | 1
|
16 |
Развитие культуры в русских землях во
второй половине XIII – XIV веке. Формирование и укрепление централизованного российского государства. XV век. |
Круглый стол | 1 |
17 |
Московское княжество в первой половине XV века (театрализованное представление). | Исторический театр | 2 |
18 |
Распад Золотой Орды. Российское государство во второй половине XV – начале XVI века. Жители российского государства второй половины XV – начала XVI века. |
Выполнение проблемных заданий | 1
|
19 |
Русская культура в XV – начале XVI века (урок с использованием информационных технологий) |
Сообщения учащихся | 1 |
20 |
Родословная древнерусских князей. Московская княжеская династия. (урок с использованием информационных технологий) |
Семинар | 1
|
21
|
Методика оформления и написания
научно-исследовательских работ по истории.
Подготовка к школьной научно-практической
конференции “Эврика”. Предзащита тем научно-исследовательских работ по истории. |
Научно-практиче-ская конференция | 2 |
22 |
Защита научно-исследовательских работ
по истории. Подготовка к научно-практическим конференциям различного уровня. |
Научно-практиче-ская конференция | 2 |
23 |
История в лицах (интересные факты из
жизни знаменитых личностей). История в фактах: события прошлого в современном анализе. |
Дебаты. “Мозговой штурм” |
1 |
24
|
Читаем по истории: исторические
произведения. Историческое эссе: “Я пишу письмо…” (творческие задания по историческому материалу. Составление исторических кроссвордов, шарад, ребусов. |
Исторические игры | 2
|
25
|
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ: Сообщения учащихся: Я хочу рассказать интересную историческую историю… (театрализованные представления). Игра: Мы в музее. Восстанавливаем исторические события. Путешествие по истории: события, факты, личности. Культура и быт народов мира. Вклад личности в мировую цивилизацию. Историческое и культурное наследие цивилизаций. История родного края. Знаменитые люди истории. |
Сообщения учащихся Ролевая игра Семинар Анализ исторической литературы и исторических источников. |
2
|
Итого: 34 часа
Рекомендуемая литература для учителя:
*** Рекомендуемая литература для дополнительного чтения:
Для педагогов:
- Фрэзэр Д.Д. Золотая ветвь. М.,1999.
- Хачатурян. История мировых цивилизаций.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1999.
- Пашков В.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917 гг. – 2-е издание. – М.: ЦентрКом, 1997.
Для учащихся:
- Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.
- Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1999.
- Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1999.
- Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1993.
- Греков и.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. Русские земли в XIII- XV вв. М., 1998.
- Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1998.
- Каргалов В.В. Полководцы X- XVI вв. М., 1998.
- Каргалов В.В. Конец ордынского ига. М., 1999.
- Куликовская битва. М., 2000.
- Мавродин В.В. Откуда есть пошла Русская земля. М., 1998.
- Пашуто В.Т. Александр Невский. М., 1995.
- Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1998.
- Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: историко-бытовые очерки XI- XIII вв. М.; Л., 1998.
- Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII- XIII вв. М.; 1993.
- Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М.; 1994.
- Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М.; 1993.
- Сахаров А.Н. “Слово о полку Игореве”: историко-литературный очерк. М.; 1997.
- Сергеев В.Н. Рублев. М.; 1990.
- Скрынников Р.Г. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. М.; 1993.
- Скрынников Р.Г. Третий Рим. М.; 1993.
- Творогов О.В. Князья Рюриковичи: краткие биографии. М.; 1992.
- Тихомиров М.Н. Древняя Москва. XII - XV вв. Средневековая Россия на международных путях XIV – XV вв. М.; 1992.