Тема урока: Борьба греков с персами.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
- Воспитание гражданского самосознания и толерантности на примере греко-персидских войн, как столкновение двух миров – Персидской державы, жители которой находились в безраздельной власти царя и, объединившихся в борьбе с захватчиками самоуправляющихся полисов Греции.
- Развитие представлений о важнейших событиях в истории Греции IV в. до н.э., в их взаимосвязи и хронологической последовательности чрез формирование исторического и критического мышления.
- Развивать умение определять последовательность событий всеобщей истории IV–V вв., до нашей эры.
- Закреплять умение использовать текст учебника при ответе на вопросы по содержанию греко-персидских воин и информационно-коммуникативной компетенции с умением работать с различными видами источников исторической информации.
- Показывать на исторической карте описываемые события.
Оснащение урока:
- Карта «Персидское царство в VI в. до нашей эры».
- Карта «Греко-персидские войны в V в. до нашей эры».
- Рабочие тетради по истории древнего мира, часть 2.
- Аппликации по истории древнего мира.
- ЦОР. Всеобщая история. История древнего мира. ЗАО 1С 5 класс.
ХОД УРОКА
I. Организационный
- Сообщение темы занятия.
- Выдвижение учебных проблем.
- Определение цели урока.
- Подготовка к восприятию темы урока.
II. Введение в тему, формулирование «сквозных» проблем темы
III. Проверка знаний и умений
- Проверка и оценка знаний и умений по ранее изученной теме.
- Корректировка ответов учащихся.
- Подведение учащихся к изучению новой темы; связь новой темы с предшествующим занятием.
- Организация проверки выполнения заданий по окончании работы.
- Систематизация и обобщение ранее полученных знаний.
Устные ответы на вопросы:
1. Подсчитайте, сколько лет назад проводились
первые Олимпийские игры. Нарисуйте «линию
времени» (это выполняет вызванный к доске
ученик), обозначьте на ней начало нашей эры,
текущий год, год первых Олимпийских игр.
(Личностно-ориентированный подход при работе с
сильными и слабоуспевающими учащимися).
2. Покажите на карте место Олимпийских игр. В
какой части Греции находится Олимпия? Что
рассказывали греки в своих мифах об этой горе.
(Развитие и закрепление умения работать с
исторической картой, чтения легенды карты).
3. Используя рис. в учебнике «На ипподроме…» и
аппликации, опишите конские бега в Олимпии.
4. Расскажите о пятиборье. Почему оно так
называется?
5. Что рассказывали греки о своих знаменитых
атлетах.? (Закрепление умения работы с текстом
исторического источника).
IV. Подведение учащихся к изучению новой темы, актуализация ранее полученных знаний и умений, связь новой темы с предшествующим материалом
– Именно в Олимпии греки, прибывшие сюда из непрерывно воюющих полисов осознавали себя единым народом. Олимпийские игры готовили юношей к защите Эллады от иноземных врагов. Персы же стремились к господству на Эгейском море.
V. Изучение нового материала
План изучения нового материла:
- Над греками нависла угроза порабощения
- Марафонская битва
- Подготовка эллинов к новой войне
- Вторжение персов в Элладу
- Бой в Фермопильском ущелье
- Саламинское сражение
1. Отработка первого пункта плана (Объяснительно-иллюстративный метод с опорой на карту «Греко-персидские войны», план «Битва в Фермопилах»)
2. Повторение по карте:
«Персидское царство в VI в до н.э.»
Найдите на карте территории Греции и
Персидского царства.
Сравните размеры Греции с размерами Персидского
царства. Сделайте вывод из этого сравнения.
3. Отработка второго пункта плана
Чтение пункта 1 параграфа 34
4. Отработка третьего пункта плана –
изложение учителя.
(Объяснительно-иллюстративный метод изучения
военных действий. Концентрация внимания
учащихся на основных событиях в истории Греции
IV–V вв. до н.э.)
По ходу объяснения учителя и работы с фрагментом
ЦОР подготовить ответ на вопрос: какие
мероприятия по подготовке к новой войне с
персами были осуществлены по предложению
Фемистокла?
Рис. 1
5. Отработка 4 пункта плана
Объяснительно-иллюстративный метод с опорой на карту «Греко-персидские войны», план «Битва в Фермопилах
6. Отработка 5 и 6 пунктов планов
Подбор текстового и графического материала по
теме урока. Подбор анимированных информационных
объектов по теме урока.
– Подсчитайте, в каком году было нашествие войск
Ксеркса Элладу, если случилось это через 10 лет
после Марафонской битвы?
(Закрепление умений работы с историческим
временем – счет лет и периодизация событий.)
– Почему Ксеркс высек море? Подумайте, какие
верования и представления о собственной
власти отразились в этом поступке царя?
(Овладение умением сопоставления оценок
исторических личностей прошлого, определение и
аргументирование собственного отношения к ним.)
Чтение пункта 1 параграфа 35, работа с
иллюстрацией «Фемистокл. Древнегреческая
скульптура»
– Какие мероприятия по подготовке к новой войне
с персами были осуществлены? (Развитие умения
пользоваться оглавлением учебника, выделять
главные мысли в адаптированном тексте.)
По ходу просмотра фрагмента ЦОР подготовить план
ответа на задание:
– В чем причины и значения победы греков в
Греко-персидских войнах?
VI. Систематизация и обобщение новых знаний и умений
Выполнение творческого познавательного задания №22 по рабочим тетрадям для более подготовленных учащихся. (Использование приема выполнения учащимися задания без опоры на образец.)
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Вывод учителя по теме урока:
Саламинская битва предопределила исход
греко-персидских войн. В морском сражении
объединенный флот греков оказался сильнее флота
персов.
Фиксирование записей на доске и в тетради по
теме урока (Метод личностно-ориентированной
технологии.)
(Расширение умения грамотно писать исторические термины, составлять словарь исторических понятий.)
Греко-персидские войны
Мильтиад-афинский стратег
Марафонская битва – 490 г.до н.э.
Бой в Фермопильском ущелье 490 г. до н.э.
Саламинская битва – 480 г. до н.э.
Триера – корабль греков.
VII. Организация домашнего задания
(Подробная инструкция о целях, видах и способах выполнения домашнего задания.)
1. Задание всему классу:
– §34–35;
– ответить на вопросы к параграфам.
2. Индивидуальные задания (дифференциация уровня обучения):
– используя дополнительный материал
подготовить рассказ о сражении на борту триеры;
– вы войсковой хронист, перед глазами которого
разворачивается Марафонская битва, составьте
план-хронику Марафонского сражения.